Толерантность
план-конспект на тему

Альфимова Наталия Викторовна

Цель занятия познакомить с понятием толерантность, выявить основные черты толерантности, развить терпимость к различиям между людьми, сформировать представление о толерантном,  эмпатийном  поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                           Волшебная страна «Толерантность».

Цель: познакомить с понятием толерантность, выявить основные черты толерантности, развить терпимость к различиям между людьми, сформировать представление о толерантном,  эмпатийном  поведении.

Задачи:

1.Воспитание положительного отношения к толерантному, эмпатийному поведению.

2.Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации.

3.Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений.

4.Воспитание желания радоваться друг за друга.

5.Развитие желания чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям окружающих.

6.Взаимодействие с родителями в решении поставленных задач.

Оборудование:

 цветок толерантности, куклы в национальных костюмах, изготовленные  родителями вместе с детьми.

Ход занятия

Ребята, сегодня у нас в гостях родители.  Пожелаем им здоровья. Кто здоровается, тот всегда здоров: желает здоровья себе и другим.

16 ноября - Всемирный День толерантности. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН. Во всех странах отмечают день толерантности.

Друзья, вы любите путешествовать? В каких странах вы побывали? Сегодня мы отправимся в волшебную страну «Толерантность». В ней, так же как и в обычной стране, есть реки и озера,  горы и равнины. Только названия у них необычные: «Озеро Внимания», «Река Любви», «Горы Поддержки», «Равнина Уважения». В этой стране живут удивительные люди. Но ее жителями можно назвать не только их, но и всех, кто, побывав здесь всего лишь один раз, навсегда считает страну «Толерантность»  своим домом, а себя - ее жителем, помнит и соблюдает все традиции этой страны. Страна «Толерантность» в виде прекрасного цветка. Какой цветок она напоминает? Ромашку, но с разноцветными, яркими, красочными лепестками.

Цветет цветок – радуются жители страны «Толерантность». На листочках написаны законы (правила), по которым все живут счастливо. Но злой волшебник решил погубить цветок и заколдовал лепестки. Узнали про это жители, вышли на площадь городскую, опечалились, долго слезы лили по лепесточкам волшебным, да по силе их охраняющей. И с тех пор поселилась в стране тоска серая, да грусть зеленая, перестали люди улыбаться друг другу, да в гости ходить. А некоторые вообще перессорились, разобиделись. И стала в стране жизнь неинтересной и скучной. А цветок от печали стал засыхать, и чем больше он сохнет, тем людям тяжелее живется…

- Ребята, что же делать?

Ответы детей: помочь жителям, спасти их, расколдовать цветок.

Игра «Комплимент».

Цель: сплочение, объединение детей.

Чтоб попасть в страну «Толерантность», нужно стать в круг и придумать комплимент, сказать его соседу, сосед благодарит и говорит комплимент рядом стоящему. Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту.

 Мы попали в  волшебный сад.

Среди нас есть волшебники? Оживим цветы. На контурном изображении цветов дети рисуют лица и раскрашивают цветы.  Дети  рисуют под музыку П.И. Чайковского  «Фея сирени».

Цветочная поляна.        

Вопрос родителям: отгадайте, пожалуйста, что хотят наши  цветы?

Игра в цветы.

РОЗА

Зовут меня розой,

Примите меня.

Я очень душиста

И цветом  нежна.

По цвету и имя

Такое мне дали

И даже царицей

За пышность прозвали.

РЕПЕЙ

Репей я колючий,

Ко всем пристаю,

Расту при дороге,

У стенки стою.

Задеть меня платьем

Прохожий боится…

Нельзя ли хоть с вами

Репью подружиться?

ЛИЛИЯ

Я - лилия; с вами

Я буду дружна;

Кротка и скромна я

И очень стройна;

Люблю, наклонившись,

В ручей поглядеться…

Позвольте мне с вами

В кружке повертеться!

РЕЗЕДА

Чуть видным кусточком

Расту я всегда, и белым цветочком

Глядит резеда.

Приятно лишь пахну,

Хоть бледна окраска.

Зато мне повсюду

Знакомство и ласка.

-Цветы хотят дружить. Первый лепесток страны «Толерантность» мы расколдовали. Переворачиваем лепесток, на обороте которого написано «Дружба».

Тренинг эмоций.

В саду растут не только цветы, но и яблони. Ветви яблони гнутся под тяжестью спелых, ароматных,  сочных  яблок.  Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но не мытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой,  живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим!

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.

-Ребята, как вы думаете, кто может помочь медвежатам?  (Айболит.)

Чтение стихотворения.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

-Доктор Айболит дал медвежатам лекарство, чтобы не болел животик.  Тим и Том выздоровели и улыбаются. На рисунках медвежат Тим и Том рисуют улыбки.  А как мы можем утешить медвежат? Закрепление в речи слов утешения. Какой доктор Айболит? Открываем лепесток «Доброта».

В гости к нам пришел мальчик Федя и просит ему помочь разобраться в том, за что он был наказан. Чтение стихотворения:

ДОБРОТА

Вчера решил я добрым быть,

Всех уважать и всех любить.

Подарил я Свете мячик,

подарил я Пете мячик,

Коле отдал обезьянку,

Мишку, зайца и собачек.

Шапку, варежки и шкаф

Подарил я Гале…

И вот за доброту мою

Меня же наказали!

Вопросы для дискуссии:

-За что был наказан Федя?

-Правильно ли поступили взрослые?

-Что значит быть добрым?

Выслушав ответы детей и взрослых, обращаем их  внимание на обобщенное понятие «доброта»:

-Добрый – тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, любит животных.

- Отгадайте загадку: ночью не спит, мышат сторожит. Верно, кошка. Послушайте историю про котенка.

КОТЕНОК

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом впустить забыли,

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котенок мой

Загляденье просто!

Шерсть -  как бархат, хвост - трубой…

До чего ж хорош собой!

Е. Благинина.

-Что чувствовала девочка,  когда увидела брошенного котенка? (Жалость, сочувствие.)

-Какое у нее сердце? (Доброе, милое). Открываем лепесток «Милосердие».

-Как чувствовал себя брошенный котенок?  ( Жалобно мяукал,  дрожал.  Ему было страшно и холодно.)

-Каким стал котенок после того, как девочка взяла его домой? (Веселым, ухоженным, здоровым.)

-У вас дома есть кошка?

-Кто за ней ухаживает?

-У вашей кошки всегда хорошее настроение? Как вы об этом узнаете?

Разыгрывание сценки парами.

Между детьми распределяются роли девочки и бездомного котенка. Ребенок читает стихотворение, а дети с помощью мимики, жестов, пантомимики передают эмоциональное состояние героев. Затем роли распределяются между родителями и детьми. Стих читают разные дети.

Если есть кошка, значит должна быть? (Мышка.)

Наше путешествие продолжается.

Игра «Мышь и мышеловка».

Необходимое число играющих – 6-8 человек. Дети образуют круг, плотно прижавшись,  друг к другу ногами. Бедрами. Плечами и обнимают соседа за талию – это мышеловка. Водящий в кругу. Его задача – выбраться из мышеловки, используя вербальные и невербальные средства общения: отыскать  «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий. Взрослый следит за эмоциональным состоянием детей. Если мышка не может выбраться, необходимо регулировать ситуацию, например: «давайте вместе поможем мышонку, пожалеем его».

Дети вместе с родителями играют в игру «Мышь и мышеловка».

-Мы приходили на помощь друг другу? Кто назовет слово и расколдует следующий лепесток? Взаимопомощь.

Отгадайте загадку.

С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком.

Животные наши друзья. С ними мы играем весело, шумно, а мама устала.

Чтение стихотворения  Е. Благининой «Посидим в тишине».

«Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

-Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела.

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу!

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

Ничего, - шепнул он будто,-

Посидим и в тишине…

Игра «Закончи предложение».

-«Когда я вижу уставшую маму (папу), то… Ответы детей: принесу тапочки, одежду, накрою на стол, помою посуду.

-Кого на свете мы любим больше всех? Конечно, наших мам. И на планете «Толерантность» есть «Любовь». Открываем лепесток «Любовь» и «Уважение».

Мы очень любим  не только наших мам и пап, но и друзей. Но иногда друзья ссорятся.

Ребята, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Дашей и Машей. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

ПОССОРИЛИСЬ

Мы поссорились с подругой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.

Я ее не обижала - только мишку подержала,

Только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам!»

-Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?

-Вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

-Что чувствуют те, кто ссорится?

Вопрос родителям: можно ли обойтись без ссор?

-Подумайте, как девочки могут помириться?

-Как же закончилась эта история?

Дам ей мишку, извинюсь, дам ей мячик,

Дам трамвай и скажу: «Играть давай!»

Виновник ссоры всегда должен извиниться. Открываем лепесток «Прощение».

Игра «Кто тебя позвал, узнай».

Дети закрывают глаза. Родители зовут по имени детей. Задача - отгадать, догадаться по голосу, кто его позвал. Можно усложнить задание, предложив родителям изменить голос.

В стране «Толерантность» живут три брата Сочувствие, Сопереживание , Содействие.

Представление Сочувствия:

Меня зовут Сочувствие,

Историй знаю много я, их рассказать вам рад.

Они о чувствах главных, которые важны.

Они внутри у каждого и каждому нужны!

Представление Сопереживания:

Я - Сопереживание.

Всем сердцем и душой болею я о людях, Что делятся со мной.

Я радуюсь за каждого, как за себя, поверь,

И если тебе больно, то мне – вдвойне больней.

Не бойся же рассказывать, что на душе сейчас,

Все вместе легче пережить, чем одному, подчас.

Представление Содействия:

Меня зовут Содействие, я самый старший брат.

Приду всегда на помощь и буду очень рад.

В беде вас не оставлю, подняться помогу.

Слова найду я главные и руку протяну.

В стране «Толерантность» есть город Взаимопонимания:

Ребята, обратите особое внимание на город Взаимопонимания.

Здесь люди чуткие живут, они поддержат и поймут

И вас, и ваше настроенье, и вмиг, в одно только мгновенье

По взгляду, жесту, позе, слову, по выраженью ваших глаз

Поймут, почувствуют  другого.

Взаимности прекрасен час.

Ребята, наше путешествие подходит к концу.

Мы расколдовали лепестки цветка страны «Толерантность» и  ее жители вас  благодарят.

Мы научились понимать, что значит чувства принимать,

Их как свои переживать, в беде друг другу помогать.

Вы нам прекрасно показали, что мы не зря вас приглашали

В свою прекрасную страну. Она нам помогла увидеть,

Как надо в жизни поступить, что важно тем, кто  с вами рядом,

Добро сердец своих дарить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.

Воспитание гумманых чувств к людм другой  национальности...

О Толерантности. Час общения в 7 классе на тему: "Толерантность и мы"

О толерантности. Час общения в 7 классе на тему:   ...

«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»

Основная цель проекта  - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми  с разными физическими возможностями...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ Пётр Алексеевич Кропоткин – толерантность в действии

Сравнивая двух русских гениев, французский писатель Ромен Роллан писал:«Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплот...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Развлечение ко Дню Толерантности в старшей группе "Планета толерантности!"

На сегодняшний день воспитания толерантной культуры личности дошкольника является  актуальной проблемой в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг н...

Влияние толерантных установок родителей на толерантность детей.

На сегодняшний день особую актуальность приобретает вопрос толерантности к людям, которые принадлежащим к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время этот вопрос приобрел, по...