Толерантность
план-конспект на тему
Цель занятия познакомить с понятием толерантность, выявить основные черты толерантности, развить терпимость к различиям между людьми, сформировать представление о толерантном, эмпатийном поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Волшебная страна «Толерантность».
Цель: познакомить с понятием толерантность, выявить основные черты толерантности, развить терпимость к различиям между людьми, сформировать представление о толерантном, эмпатийном поведении.
Задачи:
1.Воспитание положительного отношения к толерантному, эмпатийному поведению.
2.Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации.
3.Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений.
4.Воспитание желания радоваться друг за друга.
5.Развитие желания чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям окружающих.
6.Взаимодействие с родителями в решении поставленных задач.
Оборудование:
цветок толерантности, куклы в национальных костюмах, изготовленные родителями вместе с детьми.
Ход занятия
Ребята, сегодня у нас в гостях родители. Пожелаем им здоровья. Кто здоровается, тот всегда здоров: желает здоровья себе и другим.
16 ноября - Всемирный День толерантности. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Во всех странах отмечают день толерантности.
Друзья, вы любите путешествовать? В каких странах вы побывали? Сегодня мы отправимся в волшебную страну «Толерантность». В ней, так же как и в обычной стране, есть реки и озера, горы и равнины. Только названия у них необычные: «Озеро Внимания», «Река Любви», «Горы Поддержки», «Равнина Уважения». В этой стране живут удивительные люди. Но ее жителями можно назвать не только их, но и всех, кто, побывав здесь всего лишь один раз, навсегда считает страну «Толерантность» своим домом, а себя - ее жителем, помнит и соблюдает все традиции этой страны. Страна «Толерантность» в виде прекрасного цветка. Какой цветок она напоминает? Ромашку, но с разноцветными, яркими, красочными лепестками.
Цветет цветок – радуются жители страны «Толерантность». На листочках написаны законы (правила), по которым все живут счастливо. Но злой волшебник решил погубить цветок и заколдовал лепестки. Узнали про это жители, вышли на площадь городскую, опечалились, долго слезы лили по лепесточкам волшебным, да по силе их охраняющей. И с тех пор поселилась в стране тоска серая, да грусть зеленая, перестали люди улыбаться друг другу, да в гости ходить. А некоторые вообще перессорились, разобиделись. И стала в стране жизнь неинтересной и скучной. А цветок от печали стал засыхать, и чем больше он сохнет, тем людям тяжелее живется…
- Ребята, что же делать?
Ответы детей: помочь жителям, спасти их, расколдовать цветок.
Игра «Комплимент».
Цель: сплочение, объединение детей.
Чтоб попасть в страну «Толерантность», нужно стать в круг и придумать комплимент, сказать его соседу, сосед благодарит и говорит комплимент рядом стоящему. Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту.
Мы попали в волшебный сад.
Среди нас есть волшебники? Оживим цветы. На контурном изображении цветов дети рисуют лица и раскрашивают цветы. Дети рисуют под музыку П.И. Чайковского «Фея сирени».
Цветочная поляна.
Вопрос родителям: отгадайте, пожалуйста, что хотят наши цветы?
Игра в цветы.
РОЗА Зовут меня розой, Примите меня. Я очень душиста И цветом нежна. По цвету и имя Такое мне дали И даже царицей За пышность прозвали. | РЕПЕЙ Репей я колючий, Ко всем пристаю, Расту при дороге, У стенки стою. Задеть меня платьем Прохожий боится… Нельзя ли хоть с вами Репью подружиться? |
ЛИЛИЯ Я - лилия; с вами Я буду дружна; Кротка и скромна я И очень стройна; Люблю, наклонившись, В ручей поглядеться… Позвольте мне с вами В кружке повертеться! | РЕЗЕДА Чуть видным кусточком Расту я всегда, и белым цветочком Глядит резеда. Приятно лишь пахну, Хоть бледна окраска. Зато мне повсюду Знакомство и ласка. |
-Цветы хотят дружить. Первый лепесток страны «Толерантность» мы расколдовали. Переворачиваем лепесток, на обороте которого написано «Дружба».
Тренинг эмоций.
В саду растут не только цветы, но и яблони. Ветви яблони гнутся под тяжестью спелых, ароматных, сочных яблок. Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но не мытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!
Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.
-Ребята, как вы думаете, кто может помочь медвежатам? (Айболит.)
Чтение стихотворения.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
-Доктор Айболит дал медвежатам лекарство, чтобы не болел животик. Тим и Том выздоровели и улыбаются. На рисунках медвежат Тим и Том рисуют улыбки. А как мы можем утешить медвежат? Закрепление в речи слов утешения. Какой доктор Айболит? Открываем лепесток «Доброта».
В гости к нам пришел мальчик Федя и просит ему помочь разобраться в том, за что он был наказан. Чтение стихотворения:
ДОБРОТА
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали!
Вопросы для дискуссии:
-За что был наказан Федя?
-Правильно ли поступили взрослые?
-Что значит быть добрым?
Выслушав ответы детей и взрослых, обращаем их внимание на обобщенное понятие «доброта»:
-Добрый – тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, любит животных.
- Отгадайте загадку: ночью не спит, мышат сторожит. Верно, кошка. Послушайте историю про котенка.
КОТЕНОК
Я нашла в саду котенка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом впустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде…
Так и быть, зверек несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта…
Скоро стал котенок мой
Загляденье просто!
Шерсть - как бархат, хвост - трубой…
До чего ж хорош собой!
Е. Благинина.
-Что чувствовала девочка, когда увидела брошенного котенка? (Жалость, сочувствие.)
-Какое у нее сердце? (Доброе, милое). Открываем лепесток «Милосердие».
-Как чувствовал себя брошенный котенок? ( Жалобно мяукал, дрожал. Ему было страшно и холодно.)
-Каким стал котенок после того, как девочка взяла его домой? (Веселым, ухоженным, здоровым.)
-У вас дома есть кошка?
-Кто за ней ухаживает?
-У вашей кошки всегда хорошее настроение? Как вы об этом узнаете?
Разыгрывание сценки парами.
Между детьми распределяются роли девочки и бездомного котенка. Ребенок читает стихотворение, а дети с помощью мимики, жестов, пантомимики передают эмоциональное состояние героев. Затем роли распределяются между родителями и детьми. Стих читают разные дети.
Если есть кошка, значит должна быть? (Мышка.)
Наше путешествие продолжается.
Игра «Мышь и мышеловка».
Необходимое число играющих – 6-8 человек. Дети образуют круг, плотно прижавшись, друг к другу ногами. Бедрами. Плечами и обнимают соседа за талию – это мышеловка. Водящий в кругу. Его задача – выбраться из мышеловки, используя вербальные и невербальные средства общения: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий. Взрослый следит за эмоциональным состоянием детей. Если мышка не может выбраться, необходимо регулировать ситуацию, например: «давайте вместе поможем мышонку, пожалеем его».
Дети вместе с родителями играют в игру «Мышь и мышеловка».
-Мы приходили на помощь друг другу? Кто назовет слово и расколдует следующий лепесток? Взаимопомощь.
Отгадайте загадку.
С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком.
Животные наши друзья. С ними мы играем весело, шумно, а мама устала.
Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
«Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
-Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела.
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу!
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
Ничего, - шепнул он будто,-
Посидим и в тишине…
Игра «Закончи предложение».
-«Когда я вижу уставшую маму (папу), то… Ответы детей: принесу тапочки, одежду, накрою на стол, помою посуду.
-Кого на свете мы любим больше всех? Конечно, наших мам. И на планете «Толерантность» есть «Любовь». Открываем лепесток «Любовь» и «Уважение».
Мы очень любим не только наших мам и пап, но и друзей. Но иногда друзья ссорятся.
Ребята, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Дашей и Машей. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
ПОССОРИЛИСЬ
Мы поссорились с подругой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.
Я ее не обижала - только мишку подержала,
Только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам!»
-Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?
-Вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
-Что чувствуют те, кто ссорится?
Вопрос родителям: можно ли обойтись без ссор?
-Подумайте, как девочки могут помириться?
-Как же закончилась эта история?
Дам ей мишку, извинюсь, дам ей мячик,
Дам трамвай и скажу: «Играть давай!»
Виновник ссоры всегда должен извиниться. Открываем лепесток «Прощение».
Игра «Кто тебя позвал, узнай».
Дети закрывают глаза. Родители зовут по имени детей. Задача - отгадать, догадаться по голосу, кто его позвал. Можно усложнить задание, предложив родителям изменить голос.
В стране «Толерантность» живут три брата Сочувствие, Сопереживание , Содействие.
Представление Сочувствия:
Меня зовут Сочувствие,
Историй знаю много я, их рассказать вам рад.
Они о чувствах главных, которые важны.
Они внутри у каждого и каждому нужны!
Представление Сопереживания:
Я - Сопереживание.
Всем сердцем и душой болею я о людях, Что делятся со мной.
Я радуюсь за каждого, как за себя, поверь,
И если тебе больно, то мне – вдвойне больней.
Не бойся же рассказывать, что на душе сейчас,
Все вместе легче пережить, чем одному, подчас.
Представление Содействия:
Меня зовут Содействие, я самый старший брат.
Приду всегда на помощь и буду очень рад.
В беде вас не оставлю, подняться помогу.
Слова найду я главные и руку протяну.
В стране «Толерантность» есть город Взаимопонимания:
Ребята, обратите особое внимание на город Взаимопонимания.
Здесь люди чуткие живут, они поддержат и поймут
И вас, и ваше настроенье, и вмиг, в одно только мгновенье
По взгляду, жесту, позе, слову, по выраженью ваших глаз
Поймут, почувствуют другого.
Взаимности прекрасен час.
Ребята, наше путешествие подходит к концу.
Мы расколдовали лепестки цветка страны «Толерантность» и ее жители вас благодарят.
Мы научились понимать, что значит чувства принимать,
Их как свои переживать, в беде друг другу помогать.
Вы нам прекрасно показали, что мы не зря вас приглашали
В свою прекрасную страну. Она нам помогла увидеть,
Как надо в жизни поступить, что важно тем, кто с вами рядом,
Добро сердец своих дарить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.
Воспитание гумманых чувств к людм другой национальности...
О Толерантности. Час общения в 7 классе на тему: "Толерантность и мы"
О толерантности. Час общения в 7 классе на тему: ...
«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»
Основная цель проекта - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми с разными физическими возможностями...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ Пётр Алексеевич Кропоткин – толерантность в действии
Сравнивая двух русских гениев, французский писатель Ромен Роллан писал:«Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплот...
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...
Развлечение ко Дню Толерантности в старшей группе "Планета толерантности!"
На сегодняшний день воспитания толерантной культуры личности дошкольника является актуальной проблемой в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг н...
Влияние толерантных установок родителей на толерантность детей.
На сегодняшний день особую актуальность приобретает вопрос толерантности к людям, которые принадлежащим к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время этот вопрос приобрел, по...