Одно из направлений доу "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".
консультация на тему
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине
Скачать:
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель МБДОУ № 38
Россова Оксана Анатольевна, 1 категория
Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой ставит следующие задачи : расширять представления о родном крае, городе, селе, на основе расширения знаний об окружающем, воспитывать патриотические и национальные чувства, любовь к родному краю, Родине. Я считаю, что именно знакомство с малой Родиной, привитие любви к родному краю, его природе является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.
В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению необходимо было выделить тему по ознакомлению с малой Родиной как самостоятельный курс.
Целью моей работы является создание системы работы, предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, формированию нравственных ценностей. В рамках данной темы мною, совместно с педагогами ДОУ :
- Разработан проект для детей старшего дошкольного возраста «Мой город родной», цель которого – воспитание чувства любви к малой Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
- Составлен перспективный план по теме «Ознакомление с родным краем».
- Разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой Родиной «Тува» (улицами, достопримечательностями, социальными объектами), растительным и животным миром нашего края, символикой города Кызыла , конспекты занятий в краеведческом музее города.
- Разработан цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю.
- Оформлены альбомы : «Природа родного края», «Память» (памятные места района), «Мой город».
- Разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ.
- Оформлены выставки, фотомонтажи.
Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы с детьми, по выявлению уровня знаний о родном крае, городе. Для того чтобы выяснить отношение родителей и педагогов к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашем районе, я провела анкетирование. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен перспективный план работы , план мероприятий с родителями, с педагогами, что позволило работать по данной теме в системе. По результатам анкетирования я увидела необходимость в проведении родительского собрания на тему «Гражданин воспитывается с детства». Была оформлена папка – передвижка, в которой представлены материалы о нашем городе, его достопримечательностях, его природе. Приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители проигнорируют свою роль и не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в контексте истории города и республики, если не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В ходе работы я, совместно с педагогами ДОУ привлекала родителей к сбору познавательного материала, пополнению экспозиции мини-музея детского сада, к организации фотовыставок, видеосъемке различных мероприятий, проведению совместных праздников и досугов , к участию в реализации проектов совместно с детьми, а так же к участию в экскурсиях и целевых прогулках. Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
В своей работе я опиралась на знания педагогов и опыт детей, двигалась от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа велась последовательно: от более близкого (семья, детский сад) к более сложному (город, республика, страна).
Знакомство с родным городом воспитатели и специалисты ДОУ осуществляли на занятиях познавательного характера. На занятии «Мой любимый город» дети узнали об особенностях расположения (на берегу реки), о социокультурных объектах (школы, библиотеки, музей и т.д.), о достопримечательностях. Более подробно познакомиться с городом позволило занятие «Улицы нашего города». Была организована поисковая деятельность. Дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. Вместе с родителями дети обращались в библиотеку для получения информации. На занятии дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии возникновения некоторых названий. Так в процессе поисковой деятельности дети познакомились с историей Кызыла: как возник город на этом месте, почему носит такое название. В результате таких занятий возрастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Знания и представления о жизни и труде взрослых в нашем городе дети получают на таких занятиях как «Профессии моих родителей». Это дает детям понимание многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми, учит проявлять любовь к труду, уважение и любовь к людям, населяющим наш район. Представления о жизни людей в нашем городе, республике, дети так же получают во время экскурсий, в процессе повседневных наблюдений, в играх.
Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учим детей выделять интересное, красивое. Целевые экскурсии в магазин, школу, на почту, стадион помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений района, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.
Каждый год бываем с детьми в парке у вечного огня. Совершаем экскурсии в юрту, расположенную рядом с музеем «Алдын-Маадыр», где ребята знакомятся с бытом и обычиями тувинцев. Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам дети интересуются : «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно». Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно». Несмотря на удивление всему прошлому, дети не воспринимают его как нечто сказочное. Они в состоянии отнестись к историческому событию как к чему-то действительно происходившему в прошлом.
Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о людях нашего города. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.
Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми. Мы часто приглашаем известных людей района в гости в детский сад. Каждый год на День защитника Отечества к нам приходят папы с ОМОН. На праздничные утренники, посвященные Дню победы, приходят ветераны Великой Отечественной войны. Очень интересно проходят встречи с местными писателями. Для детей читают стихи о родном городе, исполняются авторские песни. Наши дети гордятся личным знакомством с настоящими писателями и поэтами.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом.
Невозможно привить любовь к родной земле не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях , беседах, экскурсиях и прогулках. Во все времена года дети бывают в парке, у реки. Здесь дети все видят, имеют возможность ко всему прикоснуться. Уделяем внимание природоохранительному вопросу. Знакомим детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми благоустраивая участок, двор, улицу.
Особое место в своей работе мы отводим созданию предметно-развивающей среды. В группах оформлены уголки патриотического воспитания, уголок родного края .В уголке патриотического воспитания находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с городом, республикой, символика города и республики, тематические папки «Знаменитые земляки», альбомы «Память», «Природа нашего края», дидактические игры, а так же материалы для ознакомления с родной страной.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В этом может помочь метод проектов. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Совместно с педагогами был разработан и осуществлен с детьми и родителями долгосрочный исследовательско-творческий проект «Мой город родной».
Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Это беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и фотографий, экскурсии и т.д. Но по моему мнению, одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой Родины через музейную педагогику. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев, подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности. С помощью музейных предметов происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое и настоящее родного поселка, района. Музейная педагогика – мощное средство вхождения старшего дошкольника в мир культуры и истории малой Родины.
В нашем детском саду имеется мини-музей «Комната старинного быта». При посещении мини-музея дети знакомятся с предметами быта наших предков, их названиями, предназначением, способами действия с ними. В музее представлены различные старинные предметы. Дети не просто смотрят на старинные вещи, но имеют возможность с ними поиграть, «окунуться» в атмосферу тувинского быта, действовать с экспонатами. В музее проходят занятия, экскурсии, тематические выставки. На занятиях в музее знакомим детей с устным народным творчеством и искусством. В комнате старинного быта звучат и поются тувинские песни. В музее инсценируем различные народные сказки, устраиваем викторины по сказкам. Частыми гостями нашего музея бывают родители. Старшие дошкольники не только гости музея, но и хозяева. Они проводят экскурсии для детей младших групп. Музейная комната в детском саду – первая ступенька в приобщении ребенка-дошкольника к музейной педагогике.
Наш детский сад расположен в непосредственной близости с национальным музеем. Уже со старшей группы дети ходят туда на экскурсии. Но зачастую, прослушав лекцию экскурсовода. Дети уходят из музея ничего не запомнив, и не восполнив свои знания и мироощущение. Чтобы сделать мир пока еще незнакомых дошколятам музейных вещей понятным и интересным, я решила проводить экскурсии и занятия в музее самостоятельно. Для этого потребовалась соответствующая подготовка. Мною были изучены экспозиции нашего краеведческого музея, коллекции и архивы. Я значительно расширила и систематизировала свои знания исторического и этнокультурного характера.
Была проведена предварительная подготовка детей к общению с предметным миром культуры и истории малой Родины. Она связана с формированием музейной культуры. Были выработаны определенные правила и нормы поведения :
- не шуметь, «Слушай сам и дай слушать другому»;
- экспонаты без определенной необходимости не трогать, «Сохрани историю для других»;
- будь доброжелателен по отношению к другим, «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой»;
- соблюдай порядок, «Взял на определенном месте, положи на то же место».
Знакомим детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время», «культура», «история», «экспозиция», «исследователь». Дети были готовы к восприятию музейной информации, так как ранее велась работа в мини-музее детского сада.
Образовательный материал разделили на четыре блока :
- История города.
- Республика.
- Знаменитые земляки.
- Природа нашего края.
Были разработаны конспекты занятий «В гостях у бабушки Долумы», «Как играли бабушки и дедушки», «Беседа о городе Кызыле», «Животные и нашего края» и др. Разнообразные экспозиции, богатые материалы музея позволяют более полно знакомить детей с историей и культурой, людьми, природой родного края. В работе с детьми необходимо помнить следующее : дошкольники очень эмоциональны и сухие сведения их мало будут интересовать и трогать, а занятия в музее позволяют сделать конкретно-образным то, что преподносится ребенку.
В зале музея «Юрта» продолжаем знакомить детей с бытом тувинцев. Дети имеют возможность рассмотреть традиционную одежду тувинцев. После занятия в музее делаем аппликации по теме.
В зале музея, посвященном Великой Отечественной войне, дети узнают о беспримерном мужестве и храбрости воинов, защитивших нашу страну, знакомятся с именами и подвигами наших земляков Героев Советского Союза . Дети видят реальные вещи времен войны, письма с фронта, фотографии военных лет, слушают военные песни.
Где как ни в музее можно вблизи рассмотреть и даже потрогать дикого кабана, цаплю, сову. В ознакомлении с природой нашего края нам тоже помогает краеведческий музей.
В музее много предметов прикладного искусства. Дети с удовольствием рассматривают их, узнают о людях, изготовивших их.
Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, приобщения к тувинской культуре, помогает знакомить детей с окружающим миром. Перед детьми открываются двери в прошлое родного города, республике, в мир великого подвига, связанного с Великой Отечественной войной, в мир традиций нашего района, истории его жителей.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине. Это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Педагог, родитель, не будучи сам патриотом, не сможет в ребенке пробудить чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязывать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Литература:
И.В.Петрова, Т.Д.Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008г.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008г.
М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009г.
Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004г.
Красная книга Республики Тыва
Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скриптори
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...
Артикуляционная гимнастика - одно из направлений дефектологической работы с дошкольниками с недоразвитием интеллекта
Основные рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики...
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИКИ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
В настоящее время встал вопрос о том, что современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому проблема экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так ка...
Статья "Работа с родителями, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания дошкольников"
В статье описаны направления работы с родителями, для воспитания гармоничной личности дошкольника....
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
В материале содержится информация о формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности....
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников
В этом документе говорится о нравственно-патриотическом воспитании детей, как о сложном педагогическом процессе, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чув...