Роль музыкальных праздников в детском саду
методическая разработка на тему
Выступление, мастер-класс на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pedsoveta_aprel.doc | 55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление музыкального руководителя Жолнерчук О.В. на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад «Радуга» 24.04.15 г.
Роль и значение музыкальных праздников
в детском саду.
(на примере мастер класса по созданию сценария детского праздника)
За время моей работы я обратила внимание на то, с какой халатностью относятся некоторые педагоги к детскому музыкальному празднику. Они даже не подозревают, что музыкальные праздники - необходимая и самая интересная часть жизни в детском саду. Дело даже не в том, что дети любят веселиться, а в том, что любой праздник - это подготовка, а значит, возможность научить детей работать вместе, решать творческие задачи, развивать память, запоминая стихи и песни, приобретать хороший художественный вкус. Кроме того, каждому ребенку хочется показать, что он уже многое умеет. Меня радует, что многие родители стремятся прийти на праздник и посмотреть, чему научился их малыш в детском саду за определенное время.
Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.
Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Главное, старайтесь все делать от души, и тогда детей ожидает чудесный музыкальный праздник!
Вы должны помнить всегда, что праздник - своеобразный отчет детского сада и детей.
Просмотрев утренники и спортивные праздники, которые проводились у нас к праздникам 8 марта и 23 февраля, я пришла к выводу о том, что не все воспитатели имеют полное представление о правильной организации и проведении детских праздников.
Именно поэтому я предлагаю вашему вниманию мастер класс по написанию, разработке сценария праздника. Это не просто мастер класс, вы все будете его участниками. И я предлагаю основные моменты записывать, чтобы вам потом легче было при подготовке праздника. Я понимаю, что интернет «кишит» самыми разнообразными сценариями, и есть очень хорошие, но даже самый лучший сценарий недостаточно просто распечатать и провести у себя, т.к. есть куча нюансов, которые присуще только вам, вашей группе и специфике вашей работы.
И для начала давайте выберем тему праздника, для которого будем писать сценарий…
Заранее определите, будет ли праздник костюмированным, какой реквизит Вам понадобится, будут ли разыгрываться призы. Составьте список необходимых вещей, любая незначительная мелочь, которую вы забыли приготовить перед праздником, может разрушить важный номер. Подберите музыку (желательно, детскую активную), запишите ее на диск, флэш-накопитель в отдельную папку, чтобы не путаться с большим количеством записей.
Не забудьте про оформление места проведения детского праздника в соответствии с его темой. Оформить можно как самостоятельно. И, конечно же, нужно оставить память о празднике с помощью видео и фото съемки. Можно снимать самим, но лучше доверить эту работу профессионалам, в этом случае у Вас будет красиво оформленный диск с веселым фильмом. Только надо помнить о том, чтобы профессиональный оператор снимал праздник, аккуратно передвигаясь по залу. Чтобы он не отвлекал детей от сказочного представления или весѐлой игры, а так-же не загораживал действие родителям.
Учитывая специфику жизни в детском саду, программа праздника составляться так, чтобы в ней в любой момент можно было что-то поменять (например, в случае болезни кого-то из детей). При организации праздника в детском саду необходимо продумать размещение детей и родителей в зале - так, чтобы всем все было видно, артистам удобно было выходить "на сцену". Важно не перестараться с количеством репетиций - чем их больше, тем меньше интереса остается у детей к выступлению.
Сценарий музыкального праздника в детском саду.
Сценарий детского праздника (утренника), как и любое литературно - драматургическое произведение пишется по законам драматургии. Написан, он может быть как прозой, так и стихами.
Качество детского мероприятия напрямую зависит от того, какой сценарий вы предложите. Текст сценария музыкального праздника должен быть легким для восприятия, увлекать маленьких зрителей и веселить их.
Постарайтесь придумать такой сюжет, чтобы не только ребятам было интересно смотреть, слушать и участвовать во всех номерах этого события, но и вам комфортно и не стыдно перед родителями. Используйте сюжетные линии из популярных мультфильмов, книг, передач или сказок. Сделайте подборку романтичных, остросюжетных и комических моментов, гармонично вплетите их в «ткань» сценария.
Успех праздника зависит от тех персонажей – героев, которые будут принимать участие в сценарии (кукольных в том числе). Поэтому очень важно, чтобы герой был ярким. Для этого он должен иметь «визитную карточку», если так можно выразиться. То есть, возможность себя интересно представить (подать) зрителям (участникам праздничного представления). Поэтому важно продумать его образ (прическу, макияж, костюм, атрибуты в руках) и его появление (выход). Здорово смотрится необычное появление (влезть в окно, постучать в балконную дверь снаружи, неожиданно вылезти из-под стола и так далее), представление себя песней и стихами, разыгрывание сценки с ведущим или другим героем, уже присутствующим на празднике. Все это будет очень интересно. Если у вас ведущий или ведущие обязательно продумайте их внешний вид и речь…
Итак, ставим цель нашего мероприятия.
Определяем действующих лиц и оборудование, которое нам понадобится в ходе сценария.
О чем еще нельзя забывать, это песни, танцы и игры, включаемые в сценарий. Если у вас есть зрители, то игры, песни и танцы должны доставлять удовольствие не только детям, следует продумать их зрелищность. Чтобы праздник был удачным, все, включаемые в него номера должны быть интересны как непосредственным их участникам, так и зрителям. Часто бывает, что не все дети, присутствующие на празднике, знают какую-либо песню или танцуют танец, а, значит, даже, если ход праздника не предусматривает зрителей, то в такие моменты они сами собой появляются. Это дети, не участвующие в данном номере, а, следовательно, номер должен быть зрелищным.
Далее стоит отметить, что любое действие на празднике должно нести в себе заряд радости и энергии. Поэтому нужно продумывать все – каждый момент. Например, великолепный тип сценария сценарий-путешествие можно испортить этими же самыми путешествиями, а можно, наоборот, украсить и разнообразить ими. Мало сказать детям, что дальше мы отправимся на автомобиле и просто перейти из одного угла комнаты в другой, где стоит соответствующая ходу сценария декорация. Предложите детям «проехаться на автомобиле» с соответствующей песней, украсьте ее исполнение интересными движениями рук и ног (имитирование поворотов руля руками, не просто шаги, а дробные шаги ногами, движение не по прямой линии, а «змейкой» по всей свободной для движения территории, «огибание» каких-то препятствий и другое). Всегда интересно исполнителям и зрителям инсценированные слова песни или стихотворения (имитирование жестами, мимикой и движениями того, о чем поется в песне или рассказывается в стихотворении).
И, наконец, сюрпризный момент на детском празднике сделает этот праздник незабываемым. Чаще всего сюрпризный момент – это появление угощения или подарков. Реже, сценарий может иметь несколько сюрпризных моментов. Например, чтобы станцевать хоровод с листочками, нужны эти самые листочки. Они могут появиться неожиданно из волшебной шкатулки. Чтобы поиграть с овощами, они могут вырасти на грядке у бабушки в большой тыкве и так далее. Фантазируйте, и у вас все получится.
Правила организации музыкального праздника
в детском саду.
Есть несколько правил организации музыкального праздника в детском саду. В нем должны участвовать все дети группы, чтобы никто не остался в стороне, поэтому в сценарий необходимо включать массовые танцы, хороводы, конкурсы, аттракционы, музыкальные и подвижные игры. Сценарий праздника в детском саду должен обязательно учитывать возраст и уровень развития детей - если для самых маленьких достаточно небольшой программы с короткими стишками и песенками, с участием воспитателей в роли главных героев, то для старших ребят уже нужна театрализация, познавательные игры, спортивные соревнования. Например, для детей младшей группы детского сада оптимально будет участие в постановке: "Репка", "Теремок", "Колобок". Для детей постарше и постановка, и текст могут быть сложнее: " Чьи в лесу шишки?", "Снежная королева", "Золушка" и т.д.
Для звукового оформления подойдет как живая музыка (фортепиано, баян), так и фонограммы. Есть мнение, что для детей желательно пение под живой инструмент. Фонограммы же можно использовать для озвучивания появления сказочных персонажей в исполнении взрослых, сюрпризов, волшебства, начала праздника, его финала. Причем, обязательно подбирать фонограммы хорошего качества и соответствующие возрасту детей, и воспроизводить их на качественной аппаратуре. И аппаратуру лучше настроить по звуку заранее, чтобы не делать это во время концерта.
Существуют разнонаправленные сценарии, в одних героями выступают дети, в других дети являются просто зрителями. Также существуют интерактивные сценарии детского праздника, когда зрителей - детей привлекают к участию в спектакле.
Если у вас конкурсная программа, то в ней обязательно(!) должно быть жюри, которое подведет итоги конкурса. В старшем дошкольном возрасте должны быть победители, чтобы стимулировать детей. Конкурсы должны быть интересными и разнообразными – не однотипными, правильно чередоваться со сменой действий. Нельзя использовать конкурсы с едой (кушать), те, которые могут каким то образом унизить участников если те плохо справятся.
В любом сценарии должна быть:
завязка действия,
развитие действия,
кульминация,
спад действия и заключение.
Завязка:
Начало праздника, или завязка действия, на детском празднике – это название темы праздника, представление героев (участников), введение в сюжет. Например, чтобы начать праздник, ведущий может прочитать стихотворение по теме, объявить всем участникам праздника, указывая на украшение зала (сцены) и декорации, куда они попали (на палубу корабля, в лес, в птичью школу и другое) и объяснить, зачем они все здесь собрались.
Очень часто утренник в детском саду начинается с праздничного входа детей в зал, где их ждут зрители. Хорошо продуманный вход уже служит целым номером праздничного представления. Войдя в зал, дети могут сразу же исполнять танец, песню и читать перекличку. Перекличка представляет собой короткие стихотворения, которые читают дети по очереди. Длинное стихотворение в этом случае может быть разделено на нескольких детей. Обязательное условие: перекличка отражает тему праздника, вводит зрителей в сюжет. Гораздо реже, но очень эффектно, если вначале появляются какие — либо герои, интригуя зрителей, а затем уже входят дети. В этом случае сюжетная линия должна завязываться не во время первого появления этих героев, а уже тогда, когда они появятся вновь перед детьми.
Завязка праздника не должна быть затянута по времени. Иногда она длится ровно 1 минуту.
Развитие действия:
Что можно сказать о развитии действия. Эта часть сценария может составлять ¾ всего праздника. Она должна быть насыщена музыкальными, хореографическими и другими номерами, постоянной сменой персонажей (героев).
Кульминация:
Кульминация тоже должна быть короткой, как и завязка, и очень яркой. В кульминации разрешаются все проблемы, нарастающие в развитии действия, наступает логический ответ на вопрос, заданный в начале праздника. Иногда праздник заканчивается кульминацией.
Возможно, весь праздник искали мешок деда Мороза и, наконец, нашли. Вся интрига была в том, чтобы найти потерянное (подарки, клад какого-либо героя, скажем, волшебницы, или что-то еще), и теперь наступил логический конец.
Например, развитие действия состояло в том, чтобы искать фонарики, которые висели на ѐлке и куда-то «запропастились». Теперь их нашли, спасли от Бабы-Яги и получили подарки. Когда дети взяли в руки подарки, то вряд ли получится продолжать концертную программу. Они будут заняты подарками, рассматривая их у себя и у соседа, предавая их своим родителям и так далее. Вот и получится, что праздник закончился на кульминации, а сама раздача подарков и будет спадом действия и концовкой. Так как во время раздачи подарков ведущий или герой произносит заключительные слова.
Рассмотрим другой пример. Скажем, у вас сценарий хореографического представления. Чтобы станцевать какой-то особенный танец, детям нужно взять в руки соответствующие атрибуты. Пусть это будут султанчики (цветы или что-то еще). Весь сценарий сводился к тому, чтобы получить в руки эти султанчики. Развитие действия было насыщено разнообразными танцами и вот, наконец, долгожданные атрибуты в руках детей. Это и есть кульминация. Яркий танец с разноцветными султанчиками и будет одновременно кульминацией яркой и незабываемой, а так-же спадом действия и даже концовкой. Под уход детей с султанчиками со сцены или поклон можно произнести короткие заключительные слова. Вот и все.
Но чаще всего после кульминации наступает время развязки (спада действия), когда, к примеру, приходит долгожданный герой во время кульминации, и теперь он танцует с детьми и играет. Праздник своим ходом идет к концу. Развязка так же не должна быть длинной, чтобы не затягивать праздник, не перенасытить детей впечатлениями. В большинстве случаев хватает 2-х номеров. Скажем, песни и игры с героем и можно приступать к концовке праздника.
Заключение:
Заключение (концовка) может длиться буквально несколько секунд. Иногда концовкой служит прочитанное ведущим стихотворение, красивый уход персонажей, заключительная песня с поклоном, вручение подарков, произнесение всеми участниками каких-либо добрых пожеланий.
Вот, в сущности, и все основные рекомендации к составлению праздничной программы и написанию сценария.
Итак, повторяю, что надо обязательно следовать четкой структуре при создании сценария. Его композиционное построение должно соответствовать законам драматургии. Сначала идет экспозиция, целью которой является заинтриговать зрителя. Далее следует завязка, где произойдут события, перерастающие в активное развитие действия. Следом за ним – кульминация нашего праздника и развязка. Все указанные элементы должны присутствовать в литературной основе мероприятия, если вы хотите научиться писать детские сценарии для праздников на профессиональном уровне.
Время праздничного действия для разного возраста детей.
От этого будет зависеть продолжительность праздника и число артистов.
Для детей трех-четырех лет праздник должен быть не более 35 минут, 4-5 лет не более 40 минут, потому что малыши быстро утомляются, не могут долго концентрировать внимание. Также им сложно разобраться, если число актеров слишком велико, одного-двух вполне достаточно.
Для детей 5-6 лет праздник может длиться 45 минут, 6-7 лет может длиться от 50-55 минут. Число актеров не увеличивается, так как дети старшего дошкольного возраста могут сами быть актерами и играть на ровне со взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам.
Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам....
Роль музыкального руководителя в детском саду
Роль музыкального руководителя в детском саду Основная цель музыкального воспитания в детском саду – подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально ...
Роль и значение утренников и музыкальных праздников в детском саду при взаимодействии с родителями.
Выступление на педагогическом совете....
Презентация "Роль музыкального воспитания в детском саду"
Музыка – как сказочная вода: она может быть живой и мертвой. Она способна вдохновлять на подвиги и побуждать к разрушениям.Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен....
Статья на тему: "Роль музыкального воспитания в детском саду".
Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ. СтендальМузыка как вид искусства открывает человеку возможность познава...
Статья "Роль музыкального воспитания в детском саду"
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться, приобретая определённые знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение....
Анкеты для родителей за 2018-2019 уч.год "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий". "Роль музыкального воспитания в детском саду"
Анкеты: "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий". "Роль музыкального воспитан...