Понятие, сущность и специфика эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
В данной статье широко раскрыты понятия "эмоции" и "эмоциональная сфера" старших дошкольников. Автором отмечена важность и необходимость общения ребенка с социумом для полноценного формирования его эмоциональной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_emotsionalnoy_sfery_starshih_doshkolnikov.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие, сущность и специфика эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя сто способы и средства.
Эмоциональная сфера ребенка - одна из базовых предпосылок общего психического развития, ядро становления личности ребенка один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.
Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности - игры, учения, труда. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и модальность в значительной степени определяют направленность развивающейся личности.
Эмоциональную жизнь старшего дошкольника формируют взаимоотношения с воспитателем, отношения в семье с родителями, коллектив группы - отношения с детьми и положение в коллективе.
Старших дошкольников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению.
Огромное место в сознании старшего дошкольника занимает воспитатель. Его отношение к ребенку, его оценки, его высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У старших дошкольников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех и пр.
Эмоциональное развитие дошкольника также связано с развитием у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичностных, улитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства.
Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста являются:
— освоение социальных форм выражения эмоций;
— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Ребенок шестого года очень эмоционален: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка.
Если оценивать особенности чувств ребенка шестого года жизни, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Ребенок шестого года жизни – пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь - переживания. Эмоции формируют личность ребенка.
Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.
При всей подвижности эмоций и чувств ребенка шестого года жизни характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов – восхищения и похвалы окружающих.
Так, у ребенка-дошкольника формируется свой собственный эмоциональный опыт.
Старший дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. У него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни – это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Эмоции старшего дошкольника проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие эмоционально - волевой сферы ребенка дошкольного возраста"
Консультация для родителей содержит материал по развитию эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста. Рассматриваются задачи и пути воспитательного воздействия....
Театрализованная игра, как средство формирования речи и эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, с отклонениями в развитии.
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с проблемами в развитии, посещающих детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие...
Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кин...
Авторская работа «Музыкально-коммуникативные игры как инновационная форма работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»
В программе собран комплекс музыкально-коммуникативных игр, указана возможность их использования в ежедневной деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на детей старшей, подго...
Статья. Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста...
Статья.Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста"Эмоции помогают определённым образом воспринимать действительность, реагировать на неё. Умение искрен...