В кругу семьи. Поговорим об уважении к детям.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Статья затрагивает вопросы условия формирования осознанного послушания, правильного, уважительного отношения к детям, что является залогом доверия к взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В кругу семьи. Поговорим об уважении к детям.

(консультация для родителей и воспитателей ДОУ)

Белова Людмила Викторовна,

воспитатель детей дошкольного возраста  ГБДОУ №120,

г. Санкт- Петербург.

«Привычка – вторая натура» - утверждает народная мудрость. Надо стараться следить за тем, чтобы «второй натурой» ребенка становились положительные привычки, помогающие ему расти дисциплинированным.

Требовательность, направленная на то, чтобы ребенок научился подчинять свои желания важным и осознанным целям, научился с полной ответственностью относиться к своим обязанностям, имеет огромное значение в воспитании, и в частности в формировании активного послушания. Требовательность должна основываться не на насилии над личностью, не на тирании, а на справедливости и глубоком доверии.

К ребенку надо проявлять как можно больше требовательности и как можно больше уважения, и тогда сложившийся способ отношений станет основой взаимопонимания взрослых и детей. При этом требовательность должна быть взыскательной, обоснованной, последовательной, направляющей, доброжелательной.

Там, где отношения воспитателей и детей строятся на основе разумной любви и уважения, требовательность помогает ребенку находить нужные формы поведения.

Нельзя забывать, что у дошкольника есть свои интересы, духовные запросы, являющиеся движущей силой его развития, формирования волевых качеств. Нельзя не учитывать, что каждый ребенок испытывает потребность высказать свои маленькие (но для него такие важные!) обиды и радости и в ответ ждет сочувствия, поддержки. Ребенка надо уметь выслушать даже тогда, когда, с точки зрения взрослых, его заботы и волнения выглядят малозначительными. Как это важно для формирования чувства собственного достоинства, которое является своего рода профилактикой негативных форм поведения!

Конец трудового дня. Родители спешат за своими детьми в детский сад. Витин папа встречает сына неизменными вопросами: как прошел день? Что нового? Чем занимались? Что доброго и полезного сделано? Кому помогал?

Мальчику приятно, что отец проявляет к его делам интерес, и поэтому откровенно рассказывает обо всем, что волнует его: новичок Саша не умеет сам одеваться, и Витя теперь шефствует над ним. Ребята сегодня не дружили с Викой, потому что она жадничала. В уголке природы появились первые всходы овса, который ребенок посеяли сами.

Такие беседы нужны и отцу и сыну: добрые, доверительные отношения большого и маленького – прямой путь к сердцу ребенка.

Уважать ребенка – это значит считаться с его правами, жизненными потребностями, самолюбием, человеческим достоинством; верить в его возможности; доверять его уму, самостоятельности, стремлению быть хорошим.

Уважать ребенка как личность – это значит проявлять деликатность, такт в обращении с ним: уметь выслушивать его; сохранять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение. Правильно выбрать способ воздействия на ребенка, не насилуя его волю и не оскорбляя его человеческого достоинства; найти место и время для разговора по душам; уметь  понять мотивы его поступков и, главное, при выборе воспитательных приемов опираться на то лучшее, что есть в ребенке.

Уважение к детям непременно предполагает высокую разумную требовательность, рассчитанную на их совесть и сознание. Если ребенок окружен вниманием, с ним обращаются ласково, но вместе с тем справедливо и требовательно, у него легко возникает готовность выполнять указания воспитателя. Детское расположение и доверие к воспитателю – залог активного послушания. Н.К. Крупская указывала: «Самое важное – это не смотреть на ребенка как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку.

Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, пусть не могущего еще быть борцом и строителем, но все же человека, причем человека будущего».

Справедливость и законность требований – непременное условие формирования осознанного послушания. Если ребенок чувствует, что с ним обошлись неправильно, то он переживает, и реакция может быть самой неожиданной. Даже  уравновешенные, послушные дети иногда отвечают на несправедливые требования упрямством и капризами, вступают в пререкания. Некоторые, испытывая глубокое чувство обиды, замыкаются в себе, теряют доверие к взрослым.

Воспитатель делает Лиде замечание за то, что она постоянно оборачивается к соседу по столу и мешает проводить занятие. Девочка обиделась, так как виновата не она, а сидящий сзади мальчик, который незаметно для педагога дергает ее за платье. Лида попыталась возразить, но получила замечание в более строгой форме. В результате остаток занятия она просидела безучастно и задание не выполнила.

Взрослые должны быть последовательны в своих указаниях. В беседах с родителями воспитатель обращает их внимание на то, что нельзя чередовать требовательность с попустительством. Если ребенка заставляют убирать игрушки, класть вещи на место, чистить зубы на ночь и т.п., то этого нужно придерживаться постоянно. Если же воспитание строится на уступках, то оно в конечном итоге зависит от детского « хочу - не хочу». Отсюда и педагогическая несостоятельность родителей, их беспомощность в применении мер воздействия.

Дошкольники очень тонко чувствуют отношение к себе взрослых и довольно точно определяют, кого надо слушаться, к чьим указаниям следует относиться с вниманием и уважением. У слабовольных, нетребовательных родителей ребенок не принимает всерьез даже самый строгий их ультиматум, так как он знает, что всегда можно настоять на своем. В этом случае родители незаметно теряют власть над ребенком и управлять им становится все труднее.

Непоследовательность взрослых также отрицательно влияет на поведение дошкольника. Резкие переходы от нежности и заласкивания к иной крайности – чрезмерной строгости – сбивают детей с толку, они с трудом понимают, что от них хотят. Отсюда детская неуравновешанность.

Малыш копается в песочнице, мать ласково смотрит на него, то и дело поправляет ему шапку, фартук, стряхивает песок с одежды. А сколько нежности в ее голосе, когда она обращается к сыну, помогая делать песочные пряники! Но не успела она отвернуться, как мальчик уже в самой середине лужи! Еще одно мгновение – и мать возле него, с силой потянула к себе и шлепнула:

- Ну вот, намочил сандалии. Теперь придется домой идти переобуваться!  

Ребенок плачет…

Мать вытирает ему слезы, пытается поцелуями утешить, но безуспешно: мальчик замахивается на нее, топает ногой.

Внезапная перемена в поведении мамы непонятна ребенку, может вызвать капризы, непослушание, ожесточение даже у вполне уравновешенных детей, не склонных к проявлениям негативизма.

Виталик, спокойный, послушный мальчик, пользовался особым расположением воспитателя. Дети называли его любимчиком. Заведующая указывала педагогу на ошибку. Воспитатель по неопытности резко изменил свое отношение к мальчику, ребенок сразу же почувствовал это. Стараясь вернуть к себе прежнее внимание, он на любые требования педагога, обращенные ко всем детям, отвечал неподчинением.

Такое резкое изменение в отношениях взрослых к ребенку можно наблюдать в некоторых семьях после появления новорожденного. Все внимание переключается на малыша, а старший ребенок только слышит: «Не шуми!», «Не мешай!», «уступи ему, ты ведь большой!». Ребенок болезненно реагирует на вновь сложившиеся взаимоотношения, что, естественно, вызывает у него негативные реакции: упрямство, капризы. Таким путем он хочет вернуть прежнее расположение родителей.

На поведение детей в равной мере отрицательно влияют как заниженные, так и завышенные требования.

Если перед ребенком ставят непосильные задачи и не оказывают ему необходимой помощи, то требовательность лишена смысла. Воспитатель должен предостеречь родителей от подобных ошибок.

Иногда взрослые, стремясь восполнить отсутствие должной требовательности и исправить ошибки воспитания, обрушивают на ребенка целый поток требований: соблюдать чистоту и порядок, следить за своим внешним видом, выполнять поручения по дому и т.д. Дошкольник, конечно, не справляется с таким объемом указаний, он нервничает, что нередко приводит к конфликтным ситуациям.

Чувство меры имеет исключительно большое значение, и если взрослым оно изменяет, то самые хорошие побуждения могут вызывать у детей негативные формы поведения.

Требования должны быть понятны ребенку, только тогда можно рассчитывать на их сознательное выполнение. Например, следует объяснить дошкольнику, что значит беречь книгу. Нужно рассказывать маленькому читателю, что в книгу вложен труд писателя, редактора, художника, наборщика, переплетчика и других людей. Из книги можно узнать много интересного, занятного, поучительного. По книгам учатся школьники, студенты. Кроме того, ребенок должен знать, что беречь – это значит аккуратно общаться с книгой, хранить ее в шкафу или на полке, брать чистыми руками, листать с правого верхнего угла, не смачивая пальцы слюной, не перегибать страниц и т.п. Конечно, всю сумму указанных сведений следует давать ребенку по мере необходимости, в зависимости от ситуации и имеющиеся у него навыков.

Стремясь быть всегда неуклонным и последовательным в своих требованиях, воспитатель, однако, не может не считаться с обстоятельствами. С физическим и душевным состоянием детей. Если, например, мальчик пришел в детский сад с плохим настроением, вялый и забыл поприветствовать взрослых и сверстников, то вряд ли следует заставлять его непременно поздороваться да еще с приветливой улыбкой. Нельзя забывать, что жизнь диктует не только одни правила, но и ставит взрослых перед необходимостью допускать исключения. И это не несет в себе ничего антипедагогического в том случае, если растущий человек с малых лет усвоил, что исключение – это событие, из ряда вон выходящее, оно оправдано чрезвычайными обстоятельствами.

Очень важно не смешивать требовательность с мелочной опекой, с дерганьем по всякому поводу: «Не ходи туда!», «Не трогай это!». В данном случае поток указаний не оказывает должного воздействия: ребенок привыкает к ним и не воспринимает их, как его инициатива и активность подавлены.

Предъявляя детям определенные требования, необходимо учитывать их возрастные особенности.

В процессе своего развития дошкольник обретает способность к волевым усилиям, накапливает жизненный опыт. Шестилетние дети при правильном воспитании уже начинают понимать, какие поступки заслуживают одобрения, а какие – порицания. На каждой новой возрастной ступени ребенок стремится проявить все большую самостоятельность, активно использовать свои возросшие силы и возможности. Все это говорит о том, что требования не могут быть статичными, их необходимо перестраивать в соответствии с возрастными изменениями дошкольника.

С ростом и развитием детей требования изменяются не только по своему объему, но и по степени трудности. В связи с этим перед взрослыми встает более сложная задача: в каждом конкретном случае добиваться, чтобы ребенок осознал справедливость распоряжения, а следовательно, и необходимость подчиниться ему («Комнатные растения будешь поливать регулярно, иначе они могут погибнуть»). Требование, осознанное как справедливое и необходимое, постепенно становится для дошкольника правилом. В связи с этим меняется и сама форма предъявления требований. Например, вместо не подлежащего сомнению «нельзя» следует использовать «не советую». Или «подумай сам, что правильно», «а как ты думаешь?». Таким образом ребенка подводят к умению вникать в смысл требований. При таком способе взаимоотношений дети без всякого упорства подчиняются распоряжениям старших.

Воспитательные средства, с помощью которых мы воздействуем на ребенка, зависят и от его индивидуальных особенностей.

Почему, например, одни дети реагируют на спокойное обращение, а другие и после резкого замечания не могут остановиться? Чем объяснить, что у детей, воспитывающихся в одинаковых условиях, складываются различные способы поведения? Один – покладист, другой – строптив.

Воспитатель должен разъяснить родителям, что наряду с возрастными и психологическими особенностями, характерными для дошкольного детства, каждый ребенок обладает еще и собственными, присущими лишь ему одному качествами, неповторимой индивидуальностью. Ребенок – это своего рода маленькое «государство» с характерными для него способами управления своими поведением, способами контактов с внешним миром, темпераментом, эмоциональными реакциями.

        Литература.

  1. Крупская  Н. К.  О дошкольном воспитании - Москва: 1973
  2. Островская Л.Ф. Почему ребенок не слушается – Москва:  Просвещение, 1982

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный праздник детей и родителей в старшей группе. Конспект музыкально - литературной гостиной в старшей группе «В кругу семьи»

Праздники для дошкольников играют важную роль  в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, та...

В кругу семьи. Как воспитать у детей разумные потребности и чувство долга.

материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Формированию у них разумных потребностей, чувство долга влияющих на поведение, на образ жизни,...

В кругу семьи. Поговорим о капризах и упрямстве.

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста....

В кругу семьи. Поговорим о согласованности требований к ребенку в семье.

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возрастав семье. Статья раскрывает вопросы согласованности требований к ребенку в семье, закрепление нра...

В кругу семьи. Поговорим о требовательности к детям.

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Статья раскрываются подходы к ребенку меры требовательности её формы и необходимость считаться...

МОЙ ПАПА или ПОГОВОРИМ О УВАЖЕНИИ К РОДИТЕЛЯМ.

Каждый родитель хочет, чтобы сын или дочка относились к нему с должным уважением. Никакие фильмы и книги не помогут, даже ваше устное объяснение будет бесполезным, если ребенок на личном примере будет...

Развитие речи детей :игры в кругу семьи

Консультация для родителей...