В кругу семьи. Как воспитать у детей разумные потребности и чувство долга.
консультация (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Белова Людмила Викторовна

материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Формированию у них разумных потребностей, чувство долга влияющих на поведение, на образ жизни, на весь моральный облик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В кругу семьи.

Как воспитать у детей разумные потребности и чувство долга.

Белова Людмила Викторовна,

воспитатель детей дошкольного возраста  ГБДОУ №120,

г. Санкт- Петербург.

Воспитание – процесс обоюдный: в нем участвуют обе стороны – воспитатель и воспитуемый. От того, как строятся их отношения, чья линия становится ведущей, зависит педагогический эффект.

Родительская безотказность и детская безудержность желаний...Не трудно заметить прямую зависимость в этом. Где воспитание ребенка строится на уступках, там вольно или невольно ребенок растет потребителем, эгоистом, не способным ни к каким самоограничениям.

Некоторые родители связывают понятие «счастливое детство» с неограниченным предоставлением ребенку материальных удовольствий. С убежденностью они говорят:                - Почему не порадовать ребенка, если есть возможность?

Потребности – одна из основ нашей жизни. Потребности рождают желания. Однако если у ребенка не сформируют дисциплину желаний, то он никогда не будет по-настоящему счастлив, ему всегда чего-то будет недоставать: сначала самой малости – желаемой игрушки, потом чуть больше – модных джинсов, мотоцикла, жар-птицы и т.д.

Воспитание на переизбытке – это воспитание попустительством. Главный просчет таких родителей в том, что их стремление создать безоблачное детство заслоняет перспективы завтрашнего дня, когда их сын (или дочь) станет взрослым. Такой ребенок не может всю жизнь быть лишь потребителем радостей, преподносимых близким. Рано или поздно он выйдет на самостоятельный путь, и добывать радости ему придется своим трудом. А в жизни, и в труде, в любой профессии немало будничного, но важного и необходимого. И это потребует от него воли, самодисциплины, умения властвовать собой.

Надо с самого раннего детства формировать у детей разумные потребности, ибо они влияют на поведение, на образ жизни человека, на весь его моральный облик. Каковы потребности человека, таков и он сам. Жизнь в обществе предполагает удовлетворение разумных потребностей, т.е. таких потребностей, которые согласуются с возможностями общества. Сам термин «разумные потребности» предполагает возможность и необходимость контроля со стороны разума, каждый человек должен осознавать, что в его потребностях разумно, что ему действительно нужно, а что не нужно вовсе, является мнимой, искусственной потребностью, баловством.

Дошкольник, конечно, еще не способен сам определять, что ему действительно нужно, а что является блажью, баловством. В этом ему должны помочь взрослые.

Почему, например, одни дети правильно реагируют на отказ в немедленном выполнении их желания, у других это вызывает эмоциональную бурю?

Марина никогда не настаивает, чтобы ей купили лакомство или игрушку. Правда, пятилетний человек пытается проявить «дипломатию». Увидит, например, на витрине игрушку, мимо которой трудно пройти, и скажет: «Хороший медвежонок, красивый. В детском саду есть такой же. Мы все играем с ним, бережем его…». Или: «Я знаю, как в эту игру играть, она у Вики есть».

На языке Марины это означает «купи». Однако вслух это не произносится. Очевидно, девочка усвоила: если можно – купят, если нельзя – то и просить бесполезно.

А вот другой пример:

- Купи шоколадку! Хочу шоколадку! – требовательно хнычет розовощекий крепыш.

Мать наклоняется к нему, пытаясь уговорить его. Но он топает ногой, громко кричит, тянет мать к киоску…

Почему в аналогичных ситуациях так по-разному проявляют себя дети? Потребность  к немедленному удовлетворению желания не возникает у ребенка из ничего, ее порождает не только предмет, но и соответствующее поведение родителей. Игорь усвоил: стоит захотеть, настоять и желание будет выполнено; Марина же знает: если ее желание не совпадает с возможностями родителей, требовать бесполезно.

Мать Марины говорит: «С самого раннего возраста приучаем дочь к мысли: не все, что видишь, что нравится, что хочется, должно быть у  тебя. Объясняем: это купим, но не теперь, сейчас нет денег. Уступает без капризов, знает: обещанное будет выполнено. Иногда стараемся довести до сознания ребенка, почему покупка нецелесообразна. Как-то зашли с Мариной в магазин игрушки выбрать подарок ко дню ее рождения. Как зачарованная долго стояла она возле железной дороги. Вижу, нравится. Говорю, что эту игрушку покупать не будем: железная дорога большая, дома ее негде расположить, чтобы играть, да и собрать ее после игры сама не сможет. Поняла, послушалась. Нам хочется, чтобы дочь, подрастая, понимала, что жизнь – это не сказка, где по мановению волшебной  палочки можно иметь все, что пожелаешь. Приучить ребенка ни в чем не встречать отказа – значит сделать его несчастным, не приспособленным к жизни».

А вот Игоря воспитывают, будто и впрямь ему предстоит быть обладателем волшебной палочки. Родители не понимают того, что у сына не должна складываться уверенность, что его желания – закон для взрослых. Хуже, если таким детским прихотям потакают, прикрываясь, по их мнению, объективными причинами: «потому что маленький», «потому что нездоровится», «потому что нервный, впечатлительный»…

Как не допустить, чтобы у ребенка возникла безудержность желаний? Какая сила способна противостоять этому пороку? Что способно упорядочить  детские желания?

Конечно, поможет труд. Воспитание  через труд помогает, в конечном счете, осознать цену труда, затрачиваемого родителями на приобретение всего, чем пользуется семья, умение умерять свои запросы, не выходя за пределы общесемейного уровня потребностей.

Разумное равенство всех членов семьи – непременное условие в усвоении ребенком очень важного понятия: я не один на свете, рядом со мною отец, мать, бабушка, брат, сестра – у них также есть свои желания, с которыми приходится считаться. У брата и сестры – одинаковые права на любовь и внимание родителей, на лакомства и удовольствия.

Итак, на формирование потребностей детей огромное влияние оказывает весь уклад жизни семьи, ее социальные установки, интересы – личные и общественные. Ребенок – участник всех внутрисемейных событий – проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их идеологию, судит их оценками.

Шестилетняя Катя делится с воспитателем:

- Мы  теперь дружим со Светой. А моя мама дружит с ее мамой: в кукольном театре были все вместе, собираемся на выставку поехать, а на будущий год вместе запишемся на фигурное катание.

Вмешивается Лена:

- А я перестала дружить со Светой!

- Почему? – интересуется воспитатель.

- Да ну ее! – с пренебрежением девочка машет рукой и поясняет: - Мама говорит: «Не подружка она тебе: ее одевают не модно. И дома у них нет паркета. Уж хоть ковер был бы, а то играть плохо!»

Обращать пристальное внимание на то, чтобы потребности ребенка были в своей основе нравственны, - задача первостепенная. Вот почему нельзя сформировать у детей разумные потребности в отрыве от нравственного развития личности в целом. Важно, чтобы потребности ребенка приобретали общественную направленность, т.е. чтобы они не шли в разрез с требованиями семейного коллектива, согласовывались с мнением отца, матери, вытекали из чувства долга перед ними и окружающими людьми. Чем раньше в детскую жизнь войдет понятие долга перед родными. Тем разумнее будут потребности.

Чувство долга, умение проявить сыновнее внимание тогда, когда это будет необходимо, в более поздние годы, не приходит к человеку вдруг. Оно, это чувство, формируется всей предшествующей жизнью.

Почему некоторые дети, подрастая, утрачивают добрые чувства  к родителям, перестают считаться с их мнением, забывают об ответственности и долге перед ними? Кто виноват в том, что взрослые (уже имеющие своих детей!) по-прежнему продолжают смотреть на родителей с точки зрения эгоиста и потребителя? Причин немало, но главная из них – воспитание на переизбытке, на родительской безотказности. Ребенок, вскормленный на избыточном потреблении всяческих благ, усваивает: ему обязаны все, он – никому. Опыт отношений с родителями, приобретенный ребенком в детстве, не может не сказаться в дальнейшем, каким сыном или дочерью он станет, каким вырастет человеком, что он будет представлять собою как отец или мать своих детей, как член трудового коллектива.

Чувство долга по отношению к родителям глубоко социально, складывается оно по крупицам и вместе с взрослением ребенка перерастает в чувство более высокое – чувство долга к труду, обществу, Родине.

Только благодаря правильному воспитанию происходит закладка положительных качеств личности ребенка, только при этом условии можно говорить о формировании готовности его к активному, осознанному послушанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Воспитание разумных потребностей и чувство долга»

Подготовила Савкина Н.А.  воспитатель старшей группы  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия...

ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ: КАК ВОСПИТАТЬ У ДЕТЕЙ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Одним из позитивных  изменений деятельности дошкольного образовательного учреждения стал переход на личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с детьми, осуществление индивидуального...

Консультация для родителей "Формируйте у детей разумные потребности"

консультация для родителей по финансовой грамотности...

Консультация для родителей: «Формируйте у детей разумные потребности».

Все родители хотят дать своему ребенку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его к взрослой жизни, но взрослые редко задумываются, что необходимо для гармоничного развития личности....