Конспект тематического занятия «Космические дали. Освоение космоса». (подготовительная группа).
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект тематического занятия «Космические дали. Освоение космоса».
(подготовительная группа).
Вечером, когда стемнеет, на ясном небе появляются звезды.
«Звезды»
Что такое звезды?
Если спросят вас –
Отвечайте смело:
Раскаленный газ.
И еще добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор –
Каждая звезда!
Сколько удивительных тайн и загадок в бесконечном космическом пространстве! Разве не интересно, что там, в далеких мирах? Люди всегда мечтали узнать об этом, побывать на других планетах. Герои старинных сказок и легенд летали к звездам на крылатых колесницах, на орлах, на коньке-горбунке, и только в середине прошлого века ученые нашей страны отправили в дальний полет первый космический аппарат – искусственный спутник Земли. Настало время для серьезного изучения и освоения космоса. Как вы считаете, ребята, зачем это нужно?
Во-первых, для того, чтобы лучше изучать нашу родную планету Земля. С огромной высоты ее удобно фотографировать, а потом составлять самые точные географические карты. Космические наблюдения помогают геологам искать полезные ископаемые.
Во-вторых, космос нужно изучать для того, чтобы понять, как возникла Вселенная, то есть Земля, Солнце, Луна, планеты и звезды.
Теперь мы с вами поговорим о планетах. Земля – планета, на которой мы живем. Из космоса Земля представляет собой очень красивый яркий голубой шар, покрытый белыми облаками.
«Земля»
Есть одна планета-сад в космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно…
Береги свою планету – ведь другой похожей нету!
Земля летит вокруг Солнца, а вокруг него кружатся еще семь планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
«Планеты солнечной системы»
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран.
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Самая близкая к Солнцу – небольшая планета Меркурий, Юпитер – самая крупная планета в солнечной «системе», состоит из газа. У большинства планет есть спутники, которые вращаются вокруг планет. Планеты с их спутниками, летящие вокруг Солнца, образуют Солнечную систему. Спутник Земли – Луна.
«Луна»
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны.
А что же такое само Солнце, согревающее нашу Землю?
«Что такое Солнце»
Солнце – монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! – обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопек произнес.
Компас, - сказал убежденно матрос.
Солнце – звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.
Солнце – это звезда, гигантский шар из раскаленного газа. Мы видим его большим и ярким, а другие звезды кажутся нам светящимися точками. Это потому что все звезды, кроме Солнца, находятся немыслимо далеко от нас. Даже луч света от звезд летит до Земли сотни, тысячи, а то и миллионы лет! Звезды объединяются в огромные скопления – галактики. Таких «звездных островов» - галактик в космосе бесконечно много. За городом в ясную безоблачную ночь на небе видна широкая светлая звездная полоса, проходящая через все ночное небо. Так выглядит с Земли небольшой «кусочек» нашей галактики Млечный Путь.
«Млечный путь»
Черный бархат неба звездами расшит.
Светлая дорожка по небу бежит.
От края и до края стелется легко,
Как будто кто-то пролил по небу молоко.
Но нет, конечно, в небе ни молока, ни соку,
Мы звездную систему свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики родной далекий свет –
Простор для космонавтики на много тысяч лет.
Для того, чтобы удобнее было наблюдать за звездами, изучать их, люди поделили небо на особые участки – созвездия. Одни созвездия носят названия животных и птиц – например, Большая и Малая Медведицы, Лев, Жираф, Лебедь, Орел. Другие – имена мифических героев – Геркулес, Орион, Андромеда, Персей, Кассиопея. А третьи называют как различные предметы – Весы, Компас, Чаша.
«Созвездия Большой и Малой Медведицы»
Вот Медведица Большая
Кашу звездную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшечком
Собирает крошечки.
В созвездии Малой Медведицы есть одна очень яркая звезда, по которой в далекие время ориентировались путешественники и мореплаватели.
«Полярная звезда»
Есть в небе звездочка одна,
Какая – не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на нее гляжу.
Она мерцает ярко так!
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
В космосе есть много загадочных объектов. Например: белые карлики – небольшие, но очень тяжелые и плотные звезды; черные дыры, из которых не может вырваться ни один лучик света; далекие таинственные квазары, похожие на звезды, но в миллионы раз ярче их; кометы, метеориты и др.
«Метеорит»
Где-то в космосе летит голубой метеорит.
Ты идешь, а он летит.
Ты лежишь, а он летит.
Ты заснул, но все летит
В космосе метеорит.
…Тебе сегодня восемь лет,
Перед тобой весь белый свет,
Но где-то во Вселенной
Летит, летит, летит, летит
Твой голубой метеорит –
Подарок драгоценный.
«Комета»
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звезд.
- Послушайте, созвездия,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
Чтобы все лучше это изучить люди решили покорить космос. Но как же до него добраться?! Русский ученый Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Земля – колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели». Именно Циолковский, более ста лет назад, придумал как можно осуществить космический полет. Он произвел сложные вычисления, начал создавать науку о полете космической ракеты. Ученый изобрел особенную ракету, которая заправляется жидким топливом. Топливо сгорает, и образуются огненные газы, которые с большой скоростью вырываются из трубы-сопла позади ракеты. Газы летят назад, а ракета вперед, то есть газы толкают ракету. Циолковский рассчитал, с какой скоростью должна лететь ракета, чтобы преодолеть силу земного притяжения и вырваться в космос.
И вот, по разработкам и вычислениям К.Э. Циолковского, выдающийся ученый и конструктор, академик Сергей Павлович Королев создал космическую ракету. Однажды Королев прочитал книгу К.Э. Циолковского о звездоплавании и понял, что полеты в космос возможны, и это намного интереснее, чем полет самолета в воздухе. Главным делом его жизни и стало создание космической ракеты.
Но сначала в космос были запущены искусственные спутники. Искусственный спутник Земли – это космический аппарат, который вращается вокруг Земли по орбите.
«Спутник»
- Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
- Да это спутник!
- Вот те раз!
- Он спутник каждого из нас
И в целом – всей Земли.
Руками спутник сотворен,
А после на ракете доставлен в дали эти.
Первый искусственный спутник был запущен в нашей стране 4 октября 1957 года. Спутник был размером с крупный арбуз и весил всего 83 килограмма. В августе 1960 года успешный космический полет совершили собаки Белка и Стрелка. Они провели в космосе 25 часов, 17 раз облетели вокруг Земли. Условия на борту космического корабля совсем не такие как у нас на Земле. Когда ракета поднимается и набирает скорость, находящееся в ней живое существо ощущает сильную тяжесть во всем теле – перегрузки. А когда корабль уже вышел в космос, на орбиту вокруг Земли, двигатели выключаются, и наступает невесомость – тело и любой предмет могут свободно летать в кабине корабля. С помощью животных-«космонавтов» люди изучают, как эти необычные условия действуют на живые организмы. Животные помогли подготовить космический полет человека.
Утром 12 апреля 1961 года на космическом корабле-спутнике «Восток» человек впервые полетел в космос. Первым в мире космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин.
1 ребенок:
Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счету будешь ты?
2 ребенок:
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
А сейчас, ребята, послушайте речь Ю.А. Гагарина перед стартом (речь Гагарина на Красной площади от 12.04.1961г.).
Корабль «Восток» вышел на орбиту, один раз облетел вокруг земного шара и благополучно приземлился.
«Летит корабль»
Летит в космической дали
Стальной корабль вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Все видно как на ладошке:
Степной простор, морской прибой,
А может быть и нас с тобой!
Космический полет готовили тысячи людей: ученые, конструкторы, рабочие. Первый космонавт провел в космосе всего полтора часа. Вторым космонавтом стал Герман Степанович Титов, он находился в космосе 25 часов 18 минут. За это время его корабль «Восток-2» облетел вокруг Земли 17 раз. У него уже были более сложные задачи, чем у Гагарина.
Так же в космосе побывали и женщины-космонавты. Первой женщиной-космонавтом стала Валентина Владимировна Терешкова. Ее корабль «Восток-6» успешно стартовал 16 июня 1963 года.
А вот 18 марта 1965 года на корабле «Восход-2» в космос поднялись два советских космонавта – Павел Беляев и Алексей Леонов. Леонову предстояло выполнить важный и очень сложный опыт: впервые выйти из корабля в открытый космос. Выходить в космос можно только в специальном скафандре. Алексей Леонов выполнил сложнейшее задание и сделал главный вывод: человек может жить и работать в космосе.
С того времени люди очень много раз летали в космос, выходили в открытый космос. Космические корабли изменялись, совершенствовались, менялись и условия жизни человека на космическом корабле: космонавты уже по несколько месяцев могут жить и работать на орбите. Продолжается исследование нашей Солнечной системы. В России создаются космические комплексы для изучения Солнца – звезды, от которой зависит жизнь на Земле. Кто-то из вас, нынешних дошкольников, может быть продолжит важнейшую и увлекательную работу по освоению космоса. Для этого надо много учиться, быть любознательным и трудолюбивым.
В конце занятия проводится викторина «Космос».
Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар! (Земля)
Раскален гигантский шар,
Ведь на нем всегда пожар.
Не залить его водой.
Этот шар зовут … (звездой)
В небе – звездная дорога,
Звезд на ней ужасно много.
Нам с дороги не свернуть,
Ярко светит… (Млечный путь)
Пусть сияет нам всегда
Эта желтая звезда!
Утром смотрит к нам в оконце
Золотое наше … (Солнце)
Там свободно и легко
Можно прыгать высоко,
Нету воздуха на ней,
Небеса угля черней.
И Земле она верна,
Вечный спутник наш … (Луна)
До Луны не может птица долететь и прилуниться,
Но зато умеет это делать быстрая … (Ракета)
По небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (звезды)
Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (созвездия: Б. и М. Медведица)
Обгоняя ночь и день,
Вкруг Земли бежит олень.
Задевая звезды рогом,
В небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт,
Он Вселенной следопыт. (спутник)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света.
А зовут объект … (комета)
В завершении занятия можно поставить песни о космосе.
Примечание: стихи читают дети
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "День народного единства"
Тематическое занятие направлено на расширение представлений детей о национальных праздниках, знакомство с символикой росийского государства....

Конспект тематического занятия по физкультуре для детей подготовительной группы «Мышцы нашего тела».
Цели:познакомить детей с работой мышц – сокращение и расслабление;воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни.Оборудование: картинки (изображения человека, мышц...

Конспект интегрированного занятия «Космическое путешествие» для детей подготовительной группы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Обучающие задачи:1.Формировать знания детей о солнечной системе.2. Закреплять умения считать в прямом и обратном порядке до десяти.3. Закреплять состав числа 8.4. Совершенствова...

Конспект тематического занятия «Широкая Масленица» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица. Задачи: • Знакомить детей с историей, традициями, русского народа. • Знакомить с русским народным праздн...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...

Конспект тематического занятия для детей старших и подготовительных групп. Тема: «Воронеж – Город Воинской Славы!»
Цель занятия – Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире.Задачи:Расширять знания детей о городе Воронеже; об истории его развития.Познакомить детей с военным историческим п...

Конспект тематического занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Сталинградская битва"
Занятие по патриотическому развитию для подготовительной группы , направленное на знакомство детей с историческими событиями Великой Отечественной войны по освобождению Сталинграда от фашистских захва...