Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности.
статья на тему

Скиданова Ирина Петровна

Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блок 2.1. Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности.

Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим людям, уметь заинтересовать собой и своими идеями. Общение – та же деятельность и точно также имеет цель и результат. Безусловно, вся человеческая жизнь строится на общении. Если человек понятен и убедителен, то он более уверенно может донести свои мысли, планы, идеи, желания до окружающих. Поэтому основной задачей взрослых, которые ведут ребенка с самого рождения, является окружить его такой речевой средой, в которой у дошкольника к началу школьного обучения будет сформирована коммуникативная компетентность. Дети по своей натуре  больше практики, чем теоретики. Они осваивают окружающий мир и культуру не только по средством общения со взрослым и сверстниками, но прежде всего, с предметами сначала ближайшего, а затем и удаленного окружения. Коммуникация сопровождает деятельность, а деятельность строится по своим канонам -  в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат.  

Игра и общение в игре, учение и учебное общение, как правило подразумевают вовлеченность в них разное количество участников. И все они с разными интересами и потребностями, разными возможностями. У всех разные социальные роли – партнер по игре, воспитатель, мама, бабушка, папа.… Следовательно, и коммуникация, и деятельность будут протекать в разных партнерствах по-разному. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их  - это проявление социальной компетентности.

Каждый из участников деятельности, коммуникации, социальных отношений получает и вносит в общее дело свой поток информации. А что бы распознать окружающий мир, необходимо уметь использовать источники, которые несут информацию. Кроме того, важно уметь относиться критично к получаемой информации – это проявление информационной компетентности.   Уметь защищать свое психическое и физическое здоровье -  основа здоровьесберегающей компетентности.

Приходит время, когда дошкольник становится школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной деятельности, очень важен для ребенка. Система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется, уходит от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной. Совсем недавно мы с энтузиазмом изучали и начали внедрять принципиально новый для системы дошкольного образования документ ФГТ, а сегодня следующие перемены – внедрение ФГОС. Это значит, что целью системы образования является, не только вложить в ребенка необходимые умения и навыки, но и воспитать гармоничную личность.  Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств, которые в совокупности создают индивидуальность ребенка. К моменту поступления в школу будущий первоклассник должен быть:

  • физически развитым, овладевшим основами культурно-гигиенических навыков;
  • любознательным, активным;
  • эмоционально отзывчивым;
  • овладевшим средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способным управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способным решать интеллектуальные  и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • имеющим первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • овладевшим универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • овладевшим необходимыми специальными умениями и навыками.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве  является необходимым условием решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания детей в этот период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это положение подтвердили, проведенные в области речевого развития дошкольников психологами, педагогами, лингвистами (Л.С. Выготский,С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, К Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др…).

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения. Развитие речи должно рассматриваться не только, как овладение ребенком языковыми навыками, но и как овладение коммуникативными умениями, что важно и для формирования культуры речи, и культуры общения. По А. А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений:

  • Быстрая ориентировка в условиях общения.
  • Умение спланировать свою речь и выбрать содержание.
  • Умение находить языковые средства для передачи содержания.
  • Умение обеспечить обратную связь (иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов).
  • Умение легко переносить единицы языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания.

Вот здесь и вступает в силу так называемое «чувство языка», которое дает ребенку возможность применить речевые навыки на незнакомом речевом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных.  Таким образом, языковая способность непременно должна включать в себя развитие «чувства языка». Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание.

«Комбинирование языковых единиц в высказывании является творческим процессом во всех смыслах:

  • Ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше не встречались в его речевом опыте, и комбинировать их в новых сочетаниях.
  • Изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда и возникает новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой – либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности» (Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.)
  • Но лишь не многие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальную работу, направленную на овладение языком.

Эти идеи году послужили основанием для создания системы работы «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного развития  личности». Хочется подчеркнуть, что данный вопрос не является новым в литературе, но для применительно к нашему дошкольному учреждению актуален и достаточно интересен. По этой причине я в 2012 году прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова по образовательной программе «Развитие речи дошкольников младшего (среднего, старшего, предшкольного) возраста» и выполнила выпускную работу по теме «Формирование речи дошкольников младшего (среднего, старшего, предшкольного) возраста». В 2014 году прошла профессиональную подготовку  в ГОАУ ДПО Амурском областном институте развития образования по программе «Логопедия», а также стажировку на кафедре акмеологии и профессиональной деятельности ГОАУ ДПО Амурского ИРО, защитила на отлично работу на тему «Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста». Экспериментальные исследования мы проводили на базе МДОБУ ЦРР-д/с №4 «Лесовичок». Для устранения нарушений выявленных в ходе исследования, разработали и провели коррекционные мероприятия по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией, учитывающую механизм и структуру дефекта.

          В результате проведённой работы на формирующем этапе мы отметили, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.

Данные, полученные на контрольном этапе, говорят о том, что произошло увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников.

Состояние артикуляционной моторики по сравнению с констатирующим этапом высокий уровень показали 10 детей – это составило 100%. Уровень развития состояния фонематического восприятия на контрольном этапе улучшилось.

Изменились  уровни и состояния звукопроизношения. Если на констатирующем этапе средний уровень развития показывали все восемь человек, то на контрольном этапе те же дети показали высокий уровень. Низкий уровень, показанный на констатирующем этапе, уменьшился в три раза. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией будет более эффективной, если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; учитываются этапы развития звукопроизношения в онтогенезе; учитывается этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии – подтверждена.  Паралельно я заинтересовалась технологией обучения чтению Н.А. Зайцева «Кубики Зайцева». Разработала программу кружка «Буковка» (http://nsportal.ru/node/1318619) и  успешно апробировала ее в 2013 году с подгруппой детей в старшей группе, а сейчас продолжила работу с другой подгруппой детей в подготовительной к школе группе (http://www.youtube.com/watch?v=VE4tjJAzcq0).

Технология Н.А. Зайцева привлекла меня тем, что рядовые (но не равнодушные!) педагоги, пытливые родители могут достигнуть впечатляющих результатов в раннем развитии способностей ребенка к чтению и письму. При использовании «Кубиков Зайцева» сенсорный поток четко дробится на своеобразные «кванты информации», операции с ними сопровождаются ритмичными движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. Полное раскрепощение позы и поведения, столь необходимые дошкольнику, при этом постоянно изменяющаяся игровая ситуация, элементы соревнования, радость от явных и быстрых достижений. Успех рождает радость. Стойкие положительные эмоции – верный путь к здоровью!    

   Чтобы развивать различные компетентности детей дошкольного возраста, интегративные качества, в своей работе мы используем следующие технологии:

  • Технология развивающего  обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (Генрих Саулович Альтшуллер – изобретатель, фантаст, автор ТРИЗ – теории решения изобретательских задач).
  • Технология раннего обучения грамоте Н.А. Зайцева (Зайцев Николай Александрович – педагог – новатор, Академик творческой педагогики, автор образовательных технологий).
  • Личностно – ориентированная технология, организации совместной деятельности детей и взрослых, основанная на равноправном участии обеих сторон в выборе содержания и планирования действий Л.В. Свирской (Свирская Лидия Васильевна – кандидат педагогических наук, сотрудник Новгородского регионального центра развития образования, координатор программы «Сообщество»).
  • Технология развития общеречевых навыков Н.В. Нищевой (Наталия Валентиновна Нищева – учитель – логопед высшей категории отличник народного образования)
  • Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко (Разработанная на основе ТРИЗ и РТВ технологий)
  •   Технология развития диалогической речи дошкольников в игре О.А. Бизиковой
  • Познавательно – исследовательская технология («Проектная деятельность старших дошкольников» В.Н. Журавлева)
  • Здоровьесберегающие технологии («Как воспитать здорового пебенка» В.Г. Алямовская, «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» Под ред. Т.С. Яковлевой и др.)
  • Игровые технологии («Как играть с ребенком» Михайленко И.Я., Короткова Н.А.) и др.
  • Информационные технологии (Использование ИКТ – анимации, слайдовых презентаций, фильмов, интерактивных игр и пр.).

В современных исследованиях отмечается важность создания речевой среды как одной из составляющих развивающей среды каждой возрастной группы.

Создание речевой среды.

Создание специальных условий для познавательной и речевой активности детей:

- книжный уголок;

-центр песка и воды;

-развивающие и дидактические игры;

-театральный кружок « Петрушка»; кружок по обучению чтению «Буковка»;

-нетрадиционные техники  изодеятельности (рисование, лепка, конструирование);

-работа с живой бумагой;

-пальчиковые игры;

-игры шнуровки;

- центр развития речи;

-нетрадиционное физкультурное оборудование и др.

 

Планомерная работа во всех образовательных областях:

-  НОД;

-проектная деятельность;

-совместная деятельность взрослого и детей;

-индивидуальная работа;

-работа с одаренными детьми;

-коррекционная работа;

-организация разных видов игровой деятельности с использованием передовых технологий;

- беседы, наблюдения, экскурсии и др.,

- индивидуальная работа с использованием элементов ТРиЗ и РТВ;

-артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика;

- театральный кружок «Петрушка» в средней группе; кружок «Буковка» в старшей и подготовительной группе;

-самостоятельная деятельность

(самостоятельное применение полученных знаний, умений и навыков  в игровой , поисковой, предметно-практической деятельности).

 Работа с родителями:

-консультативная помощь с использование ИТК;

-мастер- классы с использованием ИТК;

- практические занятия с родителями по изготовлению развивающих игр;

- привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного физкультурного оборудования;

-привлечение к участию в проектной деятельности;

- практикумы.

Добиваюсь следующих результатов освоения обучающимися (воспитанниками) образовательных программ и показателей динамики и их достижений (за 3 года аттестационного периода):

Таким образом, проделанная работа показывает, что речевая компетентность детей с 2011 года по 2014 год повысилась, благодаря системе работы,  на основе использования вышеуказанных технологий. Данная работа не является исчерпывающей. Мне представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов, связанных с развитием речевых компетенций у детей дошкольного возраста.

http://nsportal.ru/node/1319193 - обучающая игра для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №4 «Лесовичок».

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Мишкина неделя»

(для среднего дошкольного возраста)

Подготовила:

Воспитатель первой

квалификационной категории

Скиданова И.П.

п. Талакан 2013г.


Проект «Мишкина неделя»

Вид проекта: познавательно – практический.

Паспорт проекта.

Обоснование выбора темы.

Проживая в Амурской области, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но мало о них знаем. Животный мир всегда привлекает детей, несет с собой множество тайн и открытий.

Медведи знакомы детям по сказкам, телевизионным передачам, мультфильмам, разговорам взрослых, но представления о них требуют осмысления, уточнения, детализации, упорядочения. Я считаю, что не следует ожидать от детей взрослых форм проявления любви к родным местам. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут определенные знания (о флоре и фауне родных мест, жизни медведей), смогут отразить свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цели проекта выполнены.

Группа: средняя №6.

Реализация проекта: февраль 2013года.

Цель проекта:

  • Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
  • Определить, есть ли в семьях иллюстрированные книги, мягкие игрушки, мультфильмы о медведях, с участием медведей.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.
  • Развивать более тесное сотрудничество между детьми, педагогами и детским садом.
  • Воспитание интереса и любви к художественной литературе как к средству:
  • развития интеллекта,
  • речевой компетенции,
  • позитивному отношению к социуму.
  • Развивать умение детей
  • понимать содержание произведений;
  • внимательно слушать сказки;
  • обсуждать героев сказок.
  • Воспитывать бережное отношение к книгам, игрушкам.
  • Воспитывать любовь к природе.

Основные принципы работы:

  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип активности, творчества.
  • Принцип гуманизации (ориентация на любовь к животным).
  • Принцип интеграции (взаимодействие с родителями).

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия : педагоги – дети - родители.

Дети.

  • Формирование разносторонних знаний о дикой природе Амурской области.
  • Формирование знаний о жизни медведей в дикой природе.
  • Формирование разносторонних знаний о книгах, как об источнике знаний.
  • Приобретение детьми навыков пользования художественной литературой.
  • Возрастание речевой компетенции:
  • Сравнивать животных по нескольким признакам.
  • Составлять описательный рассказ о медведе.
  • Развивать навык самоконтроля за правильным звукопроизношением.
  •  Развитие познавательных и творческих способностей.

Родители.

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги.

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.

Предварительная работа. 

  • Ознакомление детей с русским фольклором.
  • Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта.
  • Выставка книг с русскими народными сказками, стихов, рассказов о медведях, организованная с помощью родителей.
  • Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
  • Провести первоначальную диагностику.

Основные риски реализации проектной деятельности.

Неактивное участие родителей в проекте.

Пути устранения.

Создать условия для привлечения родителей к жизни ДОУ через разные формы работы.

  • Объявление для родителей.

Дорогие мамы и папы, сестры и братья, дедушки и бабушки!

На этой недели нас ждут лесные чудеса и новые открытия. Мы уже много знаем про обитателей амурского леса, но хотим узнать еще больше о жизни медведей.

Мы будем рады вашей помощи. Нам нужны картинки, камешки, коробки, книги о природе и медведях, ваши рассказы о медведях.

Ваши лесные первооткрыватели.

Практическая часть проекта.

Постановка целей:

  • что мы знаем;
  •  чему мы хотим научиться;
  •  что хотим узнать о медведях;
  • Что нужно сделать, чтобы узнать о медведях.

Развивающие вопросы, которые можно задавать в разное время.

  • Как вы думаете, что у меня в коробке? На что похоже? Где можно встретить?
  • Как вы думаете, тайга – это что?
  • Какие бывают медведи?
  • Чем питаются медведи?
  • Что вам кажется самым любопытным? Самым непонятным? Что вам кажется страшным?

Выставка книг, картинок, репродукций, мягких игрушек принесенных из дома.

Вид деятельности

Тема

Ответственные

Дни недели

Создание игровой ситуации

Появление в группе таинственной коробки (с игрушкой мишкой)

воспитатели

понедельник

Решение проблемных ситуаций

 «Мишка в беде», «Как мишке к зиме приготовиться», «Подбери столько шишек, сколько мишек на картинке».

«Отсчитай столько желудей, сколько мишек», «Выложи последовательно», «Что сначала, что потом?»,

родители

воспитатели

В течение недели.

Ситуативный разговор

«Мишка ищет друзей», «Моя любимая книжка про медведей»,

«Такие разные медведи», , «Если б я был медведем…»,

«Эти растения ядовиты!»

воспитатели

В течение недели.

Коммуникативная деятельность

Составление рассказов о медведях по опорным схемам.

Работа над интонационной выразительностью речи.

Развитие мелкой моторики пальцев рук (су-джок и крупотерапия).

Рассматривание игрушки медведя-актуализация словаря. Беседы. Образование существительных с суффиксами –онок,-ат. «Мамы и детеныши», образование существительных винит., и творит., п. : «Угостим друзей медвежонка». Обучение отгадыванию загадок. Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого слуха «Кто внимательный?»…

Родители

Воспитатели

В течении недели

Акция

«Книжка – малышка для мишки»

Воспитатели, родители.

Среда

Игровая деятельность

Использовать в играх атрибуты, изготовленные в центрах искусства и строительства.

«Угадай сказку», «Где спрятался медвежонок?»; ТРИЗ «Хорошо-плохо»;С/р. «В книжном магазине», «Магазин игрушек». Развитие зрительного внимания «Кого не стало?», «Что перепутал художник?»Развитие слухового внимания «Кто лишний?»

Воспитатели

В течение недели

Театрализованная деятельность

«Три медведя», игра-драматизация рнс «Теремок»;

Импровизация «В гостях у мишки»

Вторник

Познавательно-экспериментальная деятельность

 «Кто колючий, а кто пушистый?»,«Из каких материалов можно сделать игрушки для   медвежат?»

(Свойства дерева, мха)

Слушание звуков леса с закрытыми глазами.

«Когда проснется медведь?»(Эксперименты с водой и снегом)

Просмотр слайдов по теме.

Творческие задания «Помоги медведю сделать припасы»

Продуктивная деятельность  

«Косолапый мишка» лепка.

Автобус для медведя(из коробки) –ручной труд

Портрет мишутки из крупы.

Нарисуй друга для медвежонка.

Штриховка . Карточки для дорисовывания.

Создание модели тайги из различных материалов(веточки, камушки, мох).

 Воспитатели

Родители, дети

Воспитатели

В течении недели

Пятница

В течении недели

Физическая активность

П/и «У медведя во бору», «Медведи и пчелы»;

игры-эстафеты «Достань мед для мишки», «Помогите медведю добраться до меда».

Спортивный досуг «В гости к косолапому »

В течении недели

Пятница

Таблица предпочтений

Имена детей

Видел(а) живого медведя

Не видел(а) живого медведя

Увижу, когда- нибудь

Тимур

+

Алиса

+

Итоговая часть проекта.

  • Спортивный досуг «В гости к  косолапому».
  • Выставка работ детской продуктивной деятельности.
  • Подведение итогов конкурса «Книжка малышка «Мой любимый мишка»», награждение победителей.
  • Совместное с детьми родительское собрание.
  • Создание буклета с фотографиями.
  • Диагностика знаний детей по результатам проекта «Мишкина неделя»

Оценка результатов проекта.

В ходе реализации совместного проекта «Мишкина неделя» достигнуты определенные результаты.

  • Создан интерес к экспериментированию с природными материалами.
  • Создан устойчивый интерес к бережному отношению к книгам, к игрушкам.  
  • Сделаны книжки-малышки для книжного уголка.
  • Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации совместного проекта.

Практическая значимость.

Заключается в том, что углубившись в изучение темы, можно не только расширить свои знания, но и ознакомить с результатами этого исследования детей и родителей. А также, вышеперечисленные наработки могут быть использованы воспитателями в их педагогической деятельности.

Литература.

Володина В.С. Альбом по развитию речи.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006.

Открытый показ НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе

Тема: «Прогулка в осенний лес».

Цель: развитие речевой компетенции детей.

Образовательная область: Коммуникация.

Области интеграции: социализация, познание, здоровье.

Дидактические задачи:

  • закреплять представления детей о животных и их детенышах, особенностях их питания;
  • активизировать словарь по данной теме;
  • учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа в Дательном падеже с предлогами и без;
  • закреплять умение использовать в речи имена существительные ед. ч. И.п. и ед.ч. В.п.;
  • продолжать учить придумывать загадки.

 

Развивающие задачи:

  • развивать слухоречевую память, зрительное внимание, слуховое восприятие, фонематический слух;
  • развивать просодическую сторону речи, координацию речи с движением;
  • развивать умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения поставленных задач (проблем);

Воспитательные задачи:

  • воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;
  • формировать навыки самостоятельности, инициативности, взаимопонимания, доброжелательности;
  •  воспитывать у детей любовь и бережное отношение к миру природы;
  •  формировать нравственные качества.

Оборудование. Мультимедийный проектор. Шестигранные карандаши. Осенние листья с изображением детенышей диких животных. Планкарта. Диск со звуками ветра. Муляжи: ягода, яблоко, морковь, капуста, рыба, грибы. Натуральные предметы: шишка, орехи. Корзина. Таблица для составления загадок, маркеры.

Предварительная работа.

Просмотр слайдов с изображением диких животных Амурской области, беседа о жизни животных в осенний период.  Разучивание динамического упражнения «Прогулка». Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Айболит».

Этап занятия

Методические приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Длительность

Мотивация к деятельности

Игровая ситуация

«Какое время года»

ТРИЗ

«Хорошо - плохо»

Игровое действие «Путешествие с ветром»

Проблемная ситуация. «Что случилось?». Заболели животные.

Помочь Айболиту прийти на помощь к животным.

Привлекает внимание детей. Задает детям вопросы, вместе с детьми обсуждает ответы.

Задает детям вопросы, вместе с детьми обсуждает ответы.

Предлагает отправиться в путешествие.

Озвучивает роль животных.

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы.

Принимают на себя роль путешественника.

Погружаются в проблемную ситуацию.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

Основная часть

Игровое действие «Эхо».

Упражнение «Найди дорогу»

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники».

Упражнение «Найди дорогу»

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники».

Упражнение «Найди дорогу»

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники».

Динамическое упражнение «Прогулка» (речь с движением)

Упражнение «Собери лакомства»  

Упражнение «Кому что?»

Упражнение «Родня»

ТРИЗ Упражнение «Придумай загадку про медведя» (по схеме)

Произносит текст громко.

Задает детям вопросы, вместе с детьми обсуждает ответы.

Показывает приемы самомассажа.

Задает детям вопросы, вместе с детьми обсуждает ответы.

Показывает приемы самомассажа

Задает детям вопросы, вместе с детьми обсуждает ответы.

Задает детям вопросы, вместе с детьми обсуждает ответы.

Показывает приемы самомассажа.

Озвучивает текст.

Задает детям вопросы.

Задает детям вопросы.

Задает детям вопросы.

Задает вопросы, записывает ответы в схему

Дети повторяют тихо.

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы

Повторяют движения, четко проговаривая слова.

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы

Повторяют движения, четко проговаривая слова.

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы

Повторяют движения, четко проговаривая слова.

Выполняют движения.

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы

1 мин.

1 мин

1мин

1 мин.

1 мин.

1мин.

1мин

2мин.

2мин.

2мин.

2мин.

3мин.

Рефлексия

Прощание с героями.

Игровое действие «Путешествие с ветром»

Задает детям вопросы

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы

1 мин.

1мин.

Итого 25 мин.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Какое сейчас время года? (ответы детей) Как можно охарактеризовать осеннюю погоду? (ответы детей) Кто из вас любит путешествовать, а кто предпочитает сидеть дома? (ответы детей) Каким способом можно отправиться в путешествие осенью? (ответы детей)  

ТРИЗ «Хорошо-плохо» (Например, на велосипеде хорошо путешествовать в теплую погоду, а в дождливую – плохо, и т.д.)

В это время раздаются звуки ветра.

Воспитатель: Слышите, звук? (ветер шумит) Если ветер дует осенью, то какой это ветер? (осенний) Он нас зовет в путь. Закройте глаза и представьте себе, что нас подхватил легкий осенний ветерок и перенес на лесную полянку.

Воспитатель: Что мы видим? (осенние листья). Рассмотрим их (присаживаются). Какие они? (ответы детей).

Дети находят «необычные» (с изображением детенышей диких животных) листья. Воспитатель предлагает их рассмотреть и прикрепляет листья на магнитную доску.

Упражнение «Что случилось?»

Воспитатель: Это кто? (зайчонок, лисенок, бельчонок, ежонок) Ребята, как вы думаете, что случилось? (ответы детей) А я знаю, животные заболели. Как можно помочь им? (ответы детей).  Какого сказочного доктора знаете, который смог бы вылечить животных? (доктора Айболита)

  1. Основная часть.

Воспитатель: Как сообщить Айболиту, что заболели звери? (ответы детей).  А если попробовать с помощью эха? Эхо разносится далеко, и доктор Айболит обязательно нас услышит.

Чтобы нам спасти зверей,

Позовем врача скорей.

Упражнение «Эхо»

Воспитатель: Я буду говорить громко, а вы - повторять за мной тихо, как эхо.

 (дети повторяют за воспитателем).

Кто на помощь к нам спешит? (Громко)

Кто на помощь к нам спешит? (Тихо)

Добрый доктор Айболит. (Громко)

Добрый доктор Айболит. (Тихо)

Упражнение «Найди дорогу»

Воспитатель с детьми становятся вокруг стола, педагог показывает карту.

Воспитатель: Айболиту предстоит пройти длинный путь, на котором бурная река, сломанный мост через пропасть, непроходимое болото. Поможем доктору преодолеть все препятствия? (ответы детей)

Воспитатель: Шел, Айболит, шел и подошел к чему? (к реке, к болоту, к мосту) Как поможем Айболиту перебраться через реку? (ответы детей). Чтобы построить плот, нужно приготовить бревна.

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники». (Дети катают карандаши между ладонями, движения с действием)

Мы плотники, мы плотники,

Надежные работники.

Бревна пилим, бревна шкурим,

Строим самый крепкий плот.

Ребята, все вместе постройте плот доктору Айболиту (дети из карандашей складывают плот).

Воспитатель предлагает ребенку передвинуть фигурку Айболита через реку.

Воспитатель: На чем Айболит плыл по реке? (Айболит плыл по реке на плоту)

Воспитатель: Расскажите, куда подошел Доктор? (к сломанному мосту).  Как Айболиту перебраться через пропасть? (ответы детей).

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники». (Дети катают карандаши между ладонями)

Мы плотники, мы плотники,

Надежные работники.

Бревна пилим, бревна шкурим,

Строим самый крепкий мост.

Воспитатель предлагает ребенку провести фигурку Айболита по мосту.

Воспитатель: Как Айболиту удалось преодолеть пропасть? (Айболит перешел пропасть по мосту)

Воспитатель: Шел Айболит, шел и подошел… к болоту.  Как помочь Айболиту? (ответы детей). 

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники». (Дети катают карандаши между ладонями)

Мы плотники, мы плотники,

Надежные работники.

Бревна пилим, бревна шкурим,

Строим самый крепкий мост.

 (Дети выкладывают мостик из карандашей).

Воспитатель предлагает ребенку провести фигурку Айболита по мостику.

Логопед: Как Айболит перешел болото? (Айболит перешел болото по кочкам)

Логопед: Расскажите, как Айболит шел дальше? (Шел Айболит, шел и подошел…) к чему? (к полянке).  Погуляем, отдохнем?

Динамическое упражнение «Прогулка» (речь с движением)

Раз-два-три-четыре-пять —

Вместе мы пойдем гулять.

По извилистым тропинкам

По камням и камышинкам.

На носочках побежали

И медведя увидали.

По завалам, по оврагам

Шел медведь к берлоге шагом.

Мы пригнемся чуть пониже.

Вот и к речке быстрой вышли.

В лодочку сейчас зайдем,

По воде мы поплывем.

Ветер по реке гуляет.

Нашу лодочку качает.

Весла в руки мы берем.

Быстро к берегу гребем.

Обычная ходьба.

Ходьба «змейкой».

Бег на носках.

Остановились, приложили руку к глазам.

Ходьба с высоко поднятыми коленями.

Приседают на корточки.

Делают шаг вперед.

Разводить руками перед собой.

Движения руками вверх-вниз.

Наклоны туловища из стороны в сторону.

Изображают, как «гребут веслами».

Айболит помочь всем рад,

Угощает всех зверят.

Упражнение «Собери лакомства»  

Дети становятся вокруг стола – в центре корзина, вокруг которой «лакомства»: ягода, яблоко, морковь, капуста, рыба, грибы, шишка, орехи.

Воспитатель: Поможем Айболиту собрать лакомства для животных? Как вы думаете, чему обрадуется зайчонок (бельчонок, лисенок, ежонок)?  (Дети собирают в корзину «лакомства» для животных: зайчонок обрадуется моркови, капусте и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, полную корзину витаминов собрали. Теперь животные быстрее поправятся

Упражнение «Кому что?»

Воспитатель выставляет на стол игрушки: зайчонка, бельчонка, лисенка, ежонка. Дети присаживаются на стулья.

Воспитатель: Кому отнесете грибы? (ответы детей). (Дети раздают лакомства животным).

Вот и вылечил он их,
вот и вылечил больных,

А зверята баловались,

По полянке разбежались.

Упражнение «Родня»

        Воспитатель: Помогите малышам добраться до своих родителей. К кому торопится медвежонок? (Медвежонок торопится к медведице). (Дети расставляют всех животных по местам)

         ТРИЗ Упражнение «Придумай загадку про медведя» (по схеме) 

Какой?

Что бывает таким же?

Большой

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=54367cf77001951d8988532429a8c3f8-12-144&n=21Высокая гора

Рычащий

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=254ee39132a6800d2e2a13d970d30032-37-144&n=24Проснувшийся вулкан

Лазающий

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=7fb677289c94cad2f9028285c76f9591-92-144&n=21Большая оезьяна

(После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Значение признака в левой части таблицы обозначать словом с ярко выделенной буквой, а в правой части возможна зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово целиком)

Сложенный текст повторяется неоднократно всеми детьми.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Мы сегодня проделали длинный, интересный путь. Кому сегодня помогали преодолевать препятствия? (доктору Айболиту) К кому спешил на помощь Айболит? (бельчонку, зайчонку, лисенку, ежонку)

Как думаете, смог бы Айболит один так быстро добраться до больных животных? (нет) Кто ему помогал? (мы) …все вместе, дружно.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится, от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит

Лишнего не спросит,

Вот, что значит – настоящий верный друг.

Воспитатель: Закрываем глаза и перемещаемся с ветерком в группу.

        

САМОАНАЛИЗ

НОД по формированию лексико-грамматических представлений.

НОД по теме «Прогулка в осенний лес» проводилась в старшей группе. Присутствовало 10 детей.

Цель: развитие речевой компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: Коммуникация.

Области интеграции: социализация, познание, здоровье.

Дидактические задачи:

  • закреплять представления детей о животных и их детенышах, особенностях их питания;
  • активизировать словарь по данной теме;
  • учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа в Дательном падеже с предлогами и без;
  • закреплять умение использовать в речи имена существительные ед. ч. И.п. и ед.ч. В.п.;
  • продолжать учить придумывать загадки, решать проблемные ситуации.

 

Развивающие задачи:

  • развивать слухоречевую память, зрительное внимание, слуховое восприятие, фонематический слух;
  • развивать просодическую сторону речи, координацию речи с движением;
  • развивать умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения поставленных задач (проблем);

Воспитательные задачи:

  • воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;
  • формировать навыки самостоятельности, инициативности, взаимопонимания, доброжелательности;
  •  воспитывать у детей любовь и бережное отношение к миру природы;
  •  формировать нравственные качества.

Задачи были поставлены в соответствии с требованиями общеобразовательной программы дошкольного образования, программы «Детство».

На протяжении всей НОД соблюдались здоровьесберегающие условия: перед началом образовательной деятельности помещение было проветрено, проведена влажная уборка. Длительность ОД соответствовала нормам СанПиНа для детей 5-6 лет и составила 25 минут. В ходе НОД наблюдалась регулярная смена статичных и динамичных поз. Своевременно проведено динамическое упражнение «Прогулка», которое было тесно связано с целью ОД.

Структура ОД включала 3 части, на протяжении которых наблюдалось постепенное усложнение учебного материала.

1часть – мотивационная (4 минуты). Удалось заинтересовать детей благодаря использованию ИКТ, создать положительный микроклимат (дружеский настрой, эмоциональную заинтересованность), организовать их внимание появлением «необычных листьев».

2часть -  основная (18 минут).   На протяжении   этой   части решались основные речевые задачи. Отмечалась интеграция образовательной области «Коммуникация» с другими областями («Познание», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы») и различных видов деятельности детей (коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы). Чтобы привлечь детей к речевой деятельности и наиболее успешно достичь поставленной цели, на протяжении всей части занятия создавала проблемно-поисковые ситуации (Что случилось? Кого позвать? Как пройти? И т.д.), в которых дети, действуя совместно друг с другом (построить мост, плот, разложить кочки) и со взрослым, смогли проявлять инициативу, самостоятельно находить способы решения проблем, возникающих в ходе деятельности.

3часть – заключительная (3 минуты). Использование мультимедийной презентации во время итогового обсуждения результатов образовательной деятельности сохранило внимание детей до завершения ОД. Таким образом, дети имели возможность обобщить, закрепить материал, получить нравственную оценку совместной деятельности.

                 Мной была выбрана подгрупповая форма проведения НОД с целью наиболее эффективного личностно-ориентированного взаимодействия с детьми: создание ситуаций успеха (в ходе интерактивных игр, прохождения карты), предоставление права выбора (Чему обрадуются животные?), возможности самостоятельного принятия решений (Как поможем Айболиту?).

Доверительное общение с дошкольниками «глаза в глаза» строилось через увлеченность совместной деятельностью, а единая сюжетная линия и образ сказочного персонажа позволили вызвать у детей заинтересованность, положительные эмоции и сохранить их на протяжении всей НОД.

Развитию любознательности, активности и концентрации внимания способствовал яркий, разнообразный, эстетически оформленный наглядный материал (осенние листья, карта-план, муляжи, натуральные предметы). На протяжении всей НОД акцентировала внимание детей на звукопроизношении, необходимости отвечать на поставленный вопрос развернутым предложением, успешно развивала просодическую сторону речи (игра «Эхо», д/у «Прогулка»).

        С     целью     активизации     детей     вовремя НОД использовала обще дидактические методы: словесные, наглядные, практические, игровые, частично-поисковые (эвристические).

В качестве наглядных методов использовала демонстрацию предметной (муляжи ягод, овощей и т.д., игрушки диких животных, натуральные предметы: шишка, орехи) и образной наглядности (планкарта, «необычные» листья).  

С целью поддержания внимания, заинтересованности и как следствие-повышение речевой активности, основный акцент делала на игровых методах и приемах (воображаемая ситуация, сказочный персонаж (дети идут на помощь заболевшим животным вместе доктором Айболитом)).

В ходе ОД активно использовала словесные методы и приемы (беседа, повторение (дети повторяют фразы за педагогом и друг другом), вопросы (Кому отнесешь? Кому помогали? И т.д.), интонационное выделение падежных окончаний, речевой образец (Зайчонок обрадуется моркови. Теленок спешит к корове. и т.д.), отраженная речь (упражнение «Эхо») сопряженное проговаривание (динамическое упражнение «Прогулка»), речевые ситуации (Как помочь Айболиту? Чему обрадуются звери?)), которые стимулировали детскую активность. Использование художественного слова способствовало положительному эмоциональному настрою. Учитывая гендерные особенности развития дошкольников, хвалила девочек, привлекая внимание остальных детей, а при поощрении мальчиков обращала внимание на оценку их конкретного результата.

С целью закрепления умения детей употреблять сущ. ед.ч  Д.п. в предложениях использовала практический метод, который был успешно реализован в ходе интерактивных игр «Кто кому позвонил?», «Родственники» (дети самостоятельно работали с интерактивной доской, сопровождая деятельность речью).

Эвристические (частично-поисковые) методы использовались с целью активизации словарного запаса дошкольников и умения самостоятельно употреблять сущ. ед.ч и мн. ч. в Д.п. с предлогами (Как можно перебраться через болото? (по кочкам, по бревну и т.д.) Как можно сообщить хорошие новости? (по телефону, по почте и т.д.)

Все вышеперечисленные методы и приемы были эффективны в достижении поставленной цели и способствовали стимулированию речевой активности детей на протяжении всей НОД.

На мой взгляд, НОД   получилась занимательная, продуктивная и динамичная.    С поставленными речевыми задачами дети успешно справились, закончила НОД на добром эмоциональном настрое.

Старший воспитатель__________________(Горбунова Д.И.)

Воспитатель___________________________(Руднева Г.И.)

Воспитатель___________________________(Долгова Л.И.)

Воспитатель___________________________(Родькина О.А.)

Воспитатель___________________________(Редина А.Н.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - аналитический отчет о педагогической деятельности

Информационно - аналитический отчет о педагогической деятельностиОбеспечение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образоват...

Отчет о педагогической деятельности за 2012-2013 учебный год

   Отчет о педагогической деятельности за 2012-2013 учебный год. Педагог: Шайнурова А.В....

Отчет о педагогической деятельности за 2013-2014 учебный год

 Отчет о педагогической деятельности за 2013-2014 учебный год. Педагог: Шайнурова А.В....

Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности.

Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности....

Отчеты о педагогической деятельности

       Отчет о педагогической деятельности за 2015-2016 учебный год Отчет о педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год Отчет о педагогической деятельност...

Отчет о педагогической деятельности за 2014 - 2015 учебный год

 Отчет о педагогической деятельности за 2014 - 2015 учебный год. Педагог: Шайнурова А.В....

Аналитический отчет профессиональной педагогической деятельности.

Аналитический отчет (самоанализ) профессиональной педагогической деятельности  воспитателя об эффективности использования в практической деятельности  современных образовательных технологий....