КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»
консультация

Лариса Николаевна Чеботарева

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_1.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 51»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»

       

      Подготовила:

                                                          воспитатель I квалификационной категории

         Чеботарева Л.Н.

Консультация для родителей на тему:

«Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольноговозраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми: 1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение 1, классификация 2, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4. Развивать пространственные представления.

5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.

На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий).

Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект может состоять из геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). По мере усвоения детьми основных форм, возможно познакомить с овалом, ромбом на усмотрение воспитателя;

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый, дать представление

дать представление о последовательности цветов в спектре;

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух разме-ров, одним из двух видов толщины.

В современных вариативных программах отводится особое место геометрическим фигурам. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям (соотношениям, включать подмножества в состав множества; разбивать множество на непересекающиеся подмножества.

Практически все игры и занятия, представленные в методическом пособии, возможно, использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.

В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг, или треугольник, или прямоугольник, не красный, значит синий, или желтый, или зеленый; не большой, значит маленький и т. п.).

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Использование логических блоков в работе с детьми развивает у них память, мышление, воображение, логику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера" 

Предлагаю презентацию по развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Методическая разработка "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша"

Методическая разработка «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»Тема: Развитиекомпонентов речевой системы детей младшего возраста в игровой деятельност...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»...

Консультация для родителей: "Интеллектуальное развитие ребёнка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера".

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития...

Консультация для родителей: "Интеллектуальное развитие ребёнка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

Файл содержит консультацию для родителей для папки-передвижки на тему: "Интеллектуальное развитие ребёнка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"....