" О необходимости использования современных педагогических технологий в ДОУ"
статья на тему
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_na_nsportal.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
" О необходимости использования современных педагогических технологий в ДОУ"
Опытные педагоги отмечают, что работать с каждым годом становится все труднее, сил на подготовку к непосредственно-образовательной деятельности уходит все больше.
А удовлетворенность педагогической деятельностью заметно снижается, потому что, несмотря на все старания, возникают все более сложные воспитательные проблемы, причем такие, с которыми прежде образовательные учреждения прежде не сталкивались. Анализ показывает, что усталость, порой неудовлетворенность работой чаще всего связана с неадекватностью затрат при подготовке к проведению занятий и общим результатом после проведения.
По исследованиям современных ученых основная причина кроется в рассогласованности между требованиями, предъявляемыми современным обществом к образованию и ограниченными возможностями их реализации.
Проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро - идет отстранение мира взрослых от мира детей.
Дети находятся в потоке огромного процесса получения знаний извне. Взрослый больше не является источником знаний. Взрослые не отмечают ценность периода детства. У многих детей комплексы, неуверенность в себе. Произошли глубокие изменения в личности детей. Это напрямую связано с ориентацией общества на потребление. У современных детей резко снижена любознательность. Не развита мелкая моторика, снижен фонематический слух. Страдает социально- личностное развитие (дети не умеют контактировать со сверстниками, не развита эмоциональная сфера, дети не умеют выражать свои чувства). Дети зависимы от телевизора, компьютера. У современных детей развито так называемое клиповое мышление. У детей преобладает ориентация на получение знаний, выросло значение здорового образа жизни.
Однако большинство педагогов продолжают работать по-старому, относясь к детям также как и прежде. В воспитательно-образовательном процессе необходимо ориентироваться на те изменения, которые происходят в современном детстве.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно- образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Успешно работающая образовательная система сегодня должна создавать условия, интенсифицирующая развитие детей, включающей механизмы саморазвития, саморегуляции личности в быстро меняющихся социальных условиях.
Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.
Основные функции педагога при деятельностном подходе обучения:
- создание условий для включения детей в самостоятельную познавательную деятельность;
- создание общего позитивного эмоционального фона (это интересно узнать);
- совместное подведение результата проведенной работы.
Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем. Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога (проблемно- диалогическая технология). Проблемно- диалогическая технология основана на развитии у ребенка восприятия, мышления. Занятия строятся на основе познавательно- поисковой деятельности. Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы. Затем выстраивается цепочка вопросов и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.
Виды вопросов:
- вопросы на установление сходства и различия (Чем отличается еж и елка? Чем отличаются животные от растений?)
- вопросы на установление причинно- следственных связей (Почему? Что будет если?)
- вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому виду транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта? Мышь- это домашнее или дикое животное, она же живет рядом с человеком?)
- вопросы, в которых сталкиваются противоречия (Может ли быть вода твердой?)
- проблемная ситуация (На улице скользко, гололедица, а песок дворники уже израсходовали, как быть?)
- вопросы- шутки (На каком дереве сидит ворона во время дождя?)
- риторические вопросы (Почему белку назвали белкой? Она же вовсе не белая)
- вопросы на сравнение несоотносимых предметов (Чем похожи кнопка и телевизор?)
- вопросы, требующие осознания способа действия (Как ты узнал?)
Условия проведения занятий поискового характера:
- создание для каждого ребенка ситуации успеха;
- проведение элементарных опытов;
- работа в парах (учитель- ученик);
- проверка задания друг у друга;
- поиск ошибок у педагога;
- смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку, при помощи передачи «волшебного предмета»;
- модуляции голосом педагога.
Начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания. Обязательно нужно говорить о предстоящей перспективе, проводить анализ занятия- рефлексию.
Проблема всех занятых воспитанием- новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Наше время- время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени- дошкольному образованию. Но проблема не в поиске гениев, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
Творчество - самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»
Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...
Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»
Конспект проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ...
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Педагогическая мастерская «Использование современных педагогических технологий в освоении речевого этикета старшими дошкольниками»
Раскрывается сущность кейс-технологии, и её использования в освоении речевого этикета....
«Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации».
Повышение уровня компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений в вопросах применения активных методов обучения; учить проводить обсуждение актуальных проблем деятельно...
«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)
Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...