" О необходимости использования современных педагогических технологий в ДОУ"
статья на тему

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_na_nsportal.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

" О необходимости использования современных педагогических технологий в ДОУ"

Опытные педагоги отмечают, что работать с каждым годом становится все труднее, сил на подготовку к непосредственно-образовательной деятельности уходит все больше.

А удовлетворенность педагогической деятельностью заметно снижается, потому что, несмотря на все старания, возникают все более сложные воспитательные проблемы, причем такие, с которыми прежде образовательные учреждения прежде не сталкивались. Анализ показывает, что усталость, порой неудовлетворенность работой чаще всего связана с неадекватностью затрат при подготовке к проведению занятий и общим результатом после проведения.

 По исследованиям современных ученых основная причина кроется в рассогласованности между требованиями, предъявляемыми современным обществом к образованию и ограниченными возможностями их реализации.

Проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро - идет отстранение мира взрослых от мира детей.

Дети находятся в потоке огромного процесса получения знаний извне. Взрослый больше не является источником знаний. Взрослые не отмечают ценность периода детства. У многих детей комплексы, неуверенность в себе. Произошли глубокие изменения в личности детей. Это напрямую связано с ориентацией общества на потребление. У современных детей резко снижена любознательность. Не развита мелкая моторика, снижен фонематический слух. Страдает социально- личностное развитие (дети не умеют контактировать со сверстниками, не развита эмоциональная сфера, дети не умеют выражать свои чувства). Дети зависимы от телевизора, компьютера. У современных детей развито так называемое клиповое мышление. У детей преобладает ориентация на получение знаний, выросло значение здорового образа жизни.

Однако большинство педагогов продолжают работать по-старому, относясь к детям также как и прежде. В воспитательно-образовательном процессе необходимо ориентироваться на те изменения, которые происходят в современном детстве.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно- образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Успешно работающая образовательная система сегодня должна создавать условия, интенсифицирующая развитие детей, включающей механизмы саморазвития, саморегуляции личности в быстро меняющихся социальных условиях.

Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.

 Основные функции педагога при деятельностном подходе обучения:

- создание условий для включения детей в самостоятельную познавательную деятельность;

- создание общего позитивного эмоционального фона (это интересно узнать);

- совместное подведение результата проведенной работы.

Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем. Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога (проблемно- диалогическая технология). Проблемно- диалогическая технология основана на развитии у ребенка восприятия, мышления. Занятия строятся на основе познавательно- поисковой деятельности. Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы. Затем выстраивается цепочка вопросов и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.

Виды вопросов:

- вопросы на установление сходства и различия (Чем отличается еж и елка? Чем отличаются животные от растений?)

- вопросы на установление причинно- следственных связей (Почему? Что будет если?)

- вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому виду транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта? Мышь- это домашнее или дикое животное, она же живет рядом с человеком?)

- вопросы, в которых сталкиваются противоречия (Может ли быть вода твердой?)

- проблемная ситуация (На улице скользко, гололедица, а песок дворники уже израсходовали, как быть?)

- вопросы- шутки (На каком дереве сидит ворона во время дождя?)

- риторические вопросы   (Почему белку назвали белкой? Она же вовсе не белая)

- вопросы на сравнение несоотносимых предметов (Чем похожи кнопка и телевизор?)

- вопросы, требующие осознания способа действия (Как ты узнал?)

 Условия проведения занятий поискового характера:

- создание для каждого ребенка ситуации успеха;

- проведение элементарных опытов;

- работа в парах (учитель- ученик);

- проверка задания друг у друга;

- поиск ошибок у педагога;

- смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку, при помощи передачи «волшебного предмета»;

- модуляции голосом педагога.

Начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания. Обязательно нужно говорить о предстоящей перспективе, проводить анализ занятия- рефлексию.

Проблема всех занятых воспитанием- новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Наше время- время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени- дошкольному образованию. Но проблема не в поиске гениев, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

Творчество - самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»

Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...

«Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации».

Повышение уровня компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений в вопросах применения активных методов обучения; учить проводить обсуждение актуальных проблем деятельно...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...