Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам этикета
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Данный план представляет собой систему работы с детьми дошкольного возраста по обучению культуры поведения и навыков современного этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план
по
обучению детей старшего
дошкольного возраста
правилам этикета.
Воспитатель:
Орлова Анна Павловна.
«Обучение правилам речевого этикета».
Работа с детьми.
| Работа с родителями | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | ||
Занятия. | «Что такое этикет?» «Наши добрые слова». «Волшебные слова». | Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. | 4(13-16) 15(11-15). | Анкетирование «Наш помощник этикет».
Родительское собрание» Обучаем детей правилам этикета». Памятка «Волшебный справочник добрых слов и выражений». Консультация «О воспитании вежливости детей дошкольного возраста». Папка-передвижка «Весёлая школа вежливых наук». | |
Беседа. | « Будь всегда вежлив». | Учить детей поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Формировать у детей навыки вежливости. | 1(4-5) 7(5-7). | ||
Чтение. | С.Маршак. «Ежели вы вежливы». А.Степанов. «Веж- ливые сказки». | Напомнить детям формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Кто знает больше вежливых слов». «Лото вежливости». | Закрепить существующие правила и представления об этикете. Воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность. | 22(59) | ||
Игровые ситуации. | «Лучшее знакомство». | Закреплять диалогическую речь, умение детей знакомиться, быть общительными. Расширять их коммуникативные возможности. Закреплять правила речевого этикета. | 9(103) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Детский сад». | Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада, представив ему возможность занимать различные позиции .Закреплять правила речевого этикета.. | 23(54-55) | ||
Досуг, развлечение. | «Вежливые слова». | Развлекаясь, закреплять правила доброго и вежливого поведения. |
«Воспитание культуры внешнего вида».
Работа с детьми. | Работа с родителями | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | Практикум «Куда и как одеваемся». Консультация «Мои верные друзья: книжки и игрушки». Консультация «Аккуратный и опрятный». | |
Занятие. | «Мой друг Мойдодыр». «По одежке встречают…». | Познакомить детей с понятиями «личная гигиена, опрятность», предметы гигиены, чистота. Воспитывать желание работать над собой. | 8(13-20) | ||
Беседа. | «Чистота залог здоровья». «Где аккуратность, там и опрятность». | Продолжать учить детей правилам, создающим приятный внешний вид; развивать детскую самостоятельность. | 1(24-28) 10(26-31) | ||
Чтение. | «Мойдодыр». А.Головин. «Про неумывайку Витю» | Закрепить навыки опрятности, аккуратности, желание быть красивым и привлекательным. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Угадай-ка, из какой сказки эти строчки». | Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, дружить, умному быть, нравиться окружающим; в сказках высмеиваются зло, грубость, некультурный внешний вид. | 22(65-66) 24(77-78) | ||
Игровые ситуации. | «Собираемся в магазин». «Собираемся в кинотеатр» | Закреплять у детей знания правил культуры внешнего вида. | 35(56) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Салон красоты». «Магазин». | Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Закреплять знания детей о культуре внешнего вида. | 23(53-54) | ||
Продуктивная деятельность. | Рисование «Девочка в нарядном платье». | Приучать оценивать свой внешний вид, учить ребенка правильному выбору костюма. | 17(48) | ||
Досуг, развлечение. | Викторина «Узнай по внешнему виду». | Развлекаясь, закреплять этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть чтобы нравиться окружающим.. |
«Обучение правилам разговора по телефону».
Работа с детьми. | Работа с родителями. | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | Папка-раскладушка «Будьте вежливы всегда». Консультация «Как научить ребёнка правильно общаться по телефону». | |
Занятия. | «Телефон и мы» «Разговор по телефону». | Познакомить детей с правилами поведения во время телефонного разговора. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли, правильно начинать и заканчивать разговор, предварительно продумывать тему беседы. | 4 (27) 8(52-53). | ||
Беседа. | «Тревожные звонки» «У меня зазвонил телефон». | Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений во время телефонного разговора. | 9 (178-180) | ||
Чтение. | К.Чуковский. «Телефон». Е.Руженцева. «Телефон». | Расширять детские представления о возможностях общения. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Алло-алло». | Помогать детям замечать ошибки этикета в телефонных разговорах. Развивать навыки общения по телефону. | 9(180) | ||
Игровые ситуации. | «Звонок на работу маме». «Я звоню другу». | Закрепить умение отвечать на телефонные звонки. | 35(51) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Служба спасения» | В процессе игры добиться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор. | 2364-65) | ||
Продуктивная деятельность. | Рисование «Телефон». | Вспомнить и закрепить правила телефонного разговора. | 17(37) | ||
Досуг, развлечение. | Инсценирование сказки «Телефон» | Развлекаясь, закрепить правила телефонного разговора. |
«Обучение правилам поведения в общественных местах».
Работа с детьми. | Работа с родителями. | ||||
Форма проведения | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | Беседа «Формирование у детей культурного поведения». Газета «Веселый этикет». Консультация «Поведение в общественных местах». | |
Занятие. | «Поведение в общественных местах». «Правила поведения в транспорте». | Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах. Формировать понимание необходимости и желание выполнять нормы и правила этикета. | 8(91-99) | ||
Беседа. | «Поход в магазин». «Вежливая поездка». «Поход в библиотеку». | Показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте, научить его вежливо уступать место старшим, рассказать о правилах поведения в общественных местах. | 6(80-116) | ||
Чтение. | С.Маршак. «Урок вежливости». А.Барто. «В театре». | Учить соблюдать этикет для создания доброжелательных отношений с окружающими, знакомыми и незнакомыми людьми. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Лото пешехода» «Сборы за покупками». | Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным. | 24(65-66) | ||
Игровые ситуации. | «В кафе с мамой». | Закрепить умения общаться с различными людьми в любой ситуации, вести себя по правилам этикета. | 9(172) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Супермаркет». «Наш любимый цирк». | Понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять правила этикета в общественных местах. | 23(42-47) | ||
Продуктивная деятельность. | «Едем в гости». «В магазине игрушек». | Вспомнить и закрепить правила вежливого поведения в общественных местах и транспорте. | 19(108) 21(188) | ||
«Обучение правилам этикета межличностных отношений».
Работа с детьми. | Работа с родителями. | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера -тура. | Консультация «Этикет для мальчиков, этикет для девочек». Памятка «Мальчик - джентельмен». «Девочка – Золушка». | |
Занятия. | «Мои друзья». «Дружить – значит весело жить». «Мальчики и девочки» | Формирование понятий «друг», «дружба». Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, познакомить детей с секретами дружеских отношений. Обучать мальчика правилам этикета «настоящего мужчины», а девочек – правилам этикета «прекрасной дамы». | 8(30-32) 13(41) 16(13-16) | ||
Беседа. | «Без друга жить нельзя». «Не обижай малышей». «Играть вместе веселее». | Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. | 1(46-51) | ||
Чтение. | И.Мазнин «Давайте будем дружить». А.Барто. «Подружки». | Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам. Закреплять правила этикета в отношениях. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Как хорошо с тобой дружить» «Зачем». | Развивать способность детей замечать состояние человека по его внешнему виду, настроению, развивать наблюдательность и внимание к людям. | 22(66-67) | ||
Игровые ситуации. | «Как поступил бы настоящий мужчина». | Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам. | 35(28) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Строители». | Формировать умение оценивать свою работу, дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку. Закреплять правила этикета в отношениях. | 23(47-48) | ||
Продуктивная деятельность. | Рисование «Отличные друзья». «Подружки». | Учить детей отображать в рисунках добрые, дружеские отношения друг к другу. | 20(66-67) | ||
Досуг, развлечение. | «День Святого Валентина». | Развлекаясь, вызвать положительно-эмоциональные переживания общения. |
«Обучение правилам гостевого этикета».
Работа с детьми. | Работа с родителями. | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | Консультация «Как дарить подарки». Памятка «Правила поведения ребенка за столом в гостях». Консультация «Старинные русские обычаи». Практикум «Как дарить и принимать подарки» | |
Занятия. | «К нам гости пришли» «Книга в подарок». | Познакомить детей с новым словом «гостеприимство». Формировать у детей понимание необходимости выполнения правил этикета. | 8(65-66) 8(66-68) | ||
Беседа. | «Идем в гости». «Ура! Гости!» | Рассмотреть нравственные стороны поступков людей. Развивать речевое творчество, выразительность речи. Знакомить с правилами гостевого этикета. | 16(32-39) 18(20-40) | ||
Чтение. | С.Маршак. «Кошкин дом». Г.Остер. «Как хорошо дарить подарки». | Воспитывать у детей желание быть добрыми, заботливыми, помогать всем. Обучать детей правилам выбора, преподнесения и принятия подарка. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Да – нет». «Выбираем подарок». | Закреплять правила гостевого этикета. | 8(45) | ||
Игровые ситуации. | «Идём в гости». «К нам гости пришли». | Обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. | 7(77) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «В гости к друзьям». | Воспитывать желание помогать родителям; формировать навыки праздничной сервировки стола. Закреплять правила гостевого этикета. | |||
Продуктивная деятельность. | Лепка «Посуда» Ручной труд «Укрась пода- рок». | Закреплять знания правил гостевого этикета. Поощрять желание детей делать приятные подарки друзьям и близким. | 20(85-86) 21(171-173) | ||
Досуг, развлечение. | Мультфильм «Вини-Пух». | Развлекаясь, закреплять правила гостевого этикета. |
«Обучение правилам столового этикета».
Работа с детьми. | Работа с родителями. | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | Анкетирование «Этикет за столом дома». Практикум «Украшение праздничного стола». Родительское собрание «Обучение детей правилам поведения за столом». Консультация «Поведение за столом». Консультация «Посуда и столовые приборы». | |
Занятия. | «Поведение за столом». «Накроем стол к чаю». «Украшение праздничного стола». | Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения, учить разнообразным видам сервировки стола, обучать правилам поведения за столом. | 16(148-150). | ||
Беседа. | «Столовый этикет». | Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть бесшумно, аккуратно, сохраняя правильную осанку. | 9(117-120) | ||
Чтение. | М.Белокурова. «Как подружились вилка и нож». К,Чуковский. «Федорино горе». | Закрепить представление детей о том, что посуду следует содержать всегда в чистоте не только из гигиенических и из этикетных соображений. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Какая это посуда». «Сервировка стола». | Закрепить представление детей о том, как правильно пользоваться различными видами посуды и как правильно сервировать стол. | 22(45-47) | ||
Игровые ситуации. | «Бабушка пришла в гости». «Бабушка угостила меня компотом». | Формировать навыки сервировки стола, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности. | 6(110-115) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Кафе». «Столовая». | Закреплять навыки этикетного поведения детей за столом. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни и правилах. | 23(60) | ||
Продуктивная деятельность. | Рисование «Скатертью, салфетками украсим дома стол». | Закреплять умение пользоваться салфетками, создавая необходимые для этого условия: красота и правильность сервировки. | 20(84-85) | ||
Досуг, развлечение. | «Как принять гостей. Как вести себя за столом». | Развлекаясь, закрепить правила столового этикета. |
«Обучение правилам семейного этикета».
Работа с детьми. | Работа с родителями. | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | Консультация «Любите ребёнка правильно». Беседа «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании». Анкетирование «В каждом доме свои традиции». Родительское собрание «Чего мы достигли вместе в обучении детей правилам этикета». | |
Занятие. | «Я и моя семья». «Мои любимые дедушка и бабушка». | Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | 16(10-11) | ||
Беседа. | «Я учусь у бабушки и у дедушки». | Формировать правила уважительного отношения к старшим в семье, поддерживать добрые семейные традиции этикетного поведения. | 35(44) | ||
Чтение. | Л.Квитко «Бабушкины руки». Е.Благинина «Посидим в тишине». | Воспитывать доброе отношение к близкому, побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения. | |||
Дидактические игры и упражнения. | « Что мы делаем, когда». | Игра помогает расширять представления воспитателя о семьях: традиции и порядки, построение внутрисемейных отношений. | 24(40-41) | ||
Игровые ситуации. | «Вкусное угощение». «Пьём чай с мамой и бабушкой». | Воспитывать уважение к старшим. Показать детям возможные варианты культурных поступков. | 9(151) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Семья». | Закреплять понятие «домашние обязанности», воспитывать желание помогать родителям ,бабушке и де душке, заботиться о близких. Уточнять правила семейного этикета. | 24(40-41) | ||
Продуктивная деятельность. | Рисование «Моя мама лучше всех». «Моя семья». | Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, о семейных культурных традициях. | 19(90-91) 20(65-69) | ||
Досуг, развлечение. | «Папа, мама и я – спортивная семья». | Развлекаясь, закреплять правила этикета в семье. |
Задачи обучения детей старшего дошкольного возраста правилам этикета
(ВИДЫ ЭТИКЕТА).
1.Обучение правилам речевого этикета.
2.Воспитание культуры внешнего вида.
3.Обучение правилам столового этикета.
4.Обучение правилам этикета межличностных отношений.
5.Обучение правилам поведения в общественных местах.
6.Обучение правилам гостевого этикета.
7.Обучение правилам семейного этикета.
8.Обучение правилам разговора по телефону.
9.Обучение правилам дорожного этикета.
Список литературы:
1.Т.А.Шорыгина.
«Этикет для малышей».
Москва «Первое сентября» 2003 г.
Занятия по этикету, представленные в пособии, помогут взрослым в игровой,
ненавязчивой форме рассказать детям о нормах поведения в общественных местах,
культуре поведения за столом, гигиенических и эстетических требованиях к
внешнему виду и т.д.
2.Ю.Г. Дорофеев.
«Уроки этики».
Москва «Мозаика – Синтез». 2000г.
Притчи, представленные в этой книге, широко известны со времен Эзопа,
на них воспитывалось не одно поколение людей. Изложенные простым языком,
они позволяют на понятных примерах обсуждать с детьми глубокие нравственные
проблемы, которые не стали менее актуальными с тех давних времен.
3.Н.Е.Богуславская, Н.А. Купина.
«Веселый этикет».
Екатеринбург «Учимся играя».1997г.
Авторами разработана интенсивная методика, обеспечивающая развитие
коммуникативных способностей дошкольников и младших школьников.
В книге, состоящей из двух частей, содержится система занятий.
4.О.Ю. Безгина.
«Речевой этикет старших дошкольников».
Москва «Мозаика – Синтез».2005г.
В пособии представлен материал для работы старшего дошкольного
возраста по изучению речевого этикета. С его помощью Вы не только
познакомите детей с правилами этикета, но и поможете им преодолеть
стресс, застенчивость при общении.
5.И.Н.Курочкина.
«Культура поведения ребенка».
Москва «Школьная пресса»2005г.
В книге рассказывается о том, на что в первую очередь желательно обратить
внимание родителям при воспитании у ребенка культуры поведения, которая
включает в себя нравственно-этическое отношение правил этикета, принятых
в обществе.
6.О.В.Корчинова.
«Детский этикет».
Ростов-на-Дону» Феникс».2002г.
Книга представляет собой курс практических занятий по формированию
навыков общения у детей 3-7 лет. Занятия учитывают особенности
психического развития детей дошкольного возраста.
7.Н.В.Дурова.
«Очень важный разговор».
Москва «Мозаика – синтез»2001г.
Данное методическое пособие рекомендуется для работы со старшими
дошкольниками по формированию у них культуры поведения и национальных
традиций общения.
8. Д.Н.Демидова.
«Будьте вежливы всегда».
Воронеж 2009г.
В пособии представлены апробированные занятия для детей старшего
возраста по нравственно-эстетическому воспитанию с использованием
новых технологий.
9.Е.Ф.Черенкова.
« Уроки этикета и вежливости для детей».
Москва «ДОМ ХХ век».
Вежливые, воспитанные, тактичные дети всегда выделяются из толпы
сверстников. Очень важно привить эти качества с ранних лет. Игровые
занятия, инсценировки, беседы, приведенные в этой книге, помогут
родителям и педагогам в ненавязчивой форме не только научить детей
основам этикета, но и воспитывать в них отзывчивость, общительность,
внимание окружающим.
10.О.Н.Пахомова.
«Добрые сказки».
Москва «Прометей; Книголюб».2002г.
В пособии представлены занятия, построенные на анализе поступков героев
авторской сказки, которыми являются современные дошкольники. Их
увлекательные приключения вводят ребенка в сложный мир взаимоотношений
между людьми, раскрывают перед ним нравственный смысл их мотивов и
поступков. Ребенок получает возможность задуматься о последствиях
различных действий, сравнить свои предпочтения и оценки с мнением
окружающих, учится осознавать собственные побуждения и понимать
других людей.
11.В.Г.Алямовская.
«Беседы о поведении ребенка за столом».
Москва «Сфера».2008г.
В пособии представлен материал познавательного и обучающего характера,
связанный с культурой поведения за столом. Ознакомление с ней позволяет
ребенку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом,
умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным и приятным
в застольном общении. Помимо этого даются разработки досуговых
мероприятий по данной теме.
12.С.О.Николаева.
«Занятия по культуре поведения с дошкольниками
и младшими школьниками».
Москва «Владос».2000г.
Пособие предназначено воспитателям дошкольных учреждений, учителям
начальных классов, педагогам центров эстетического воспитания
детей и направлено на развитие и формирование у детей навыков культуры
поведения.
13. В.И.Петрова. Т.Д.Стульник.
«Этические беседы с детьми 4-7лет».
Москва «Мозаика-Синтез». 2007г.
В пособии содержаться материалы для проведения с детьми 4-7лет этических
бесед, в ходе которых воспитатель знакомит дошкольников с нормами и правилами
нравственного поведения.
14. А.А.Усачев.
«Этикет. Если Вы собрались в гости».
Москва. «ОЛМА – ПРЕСС».2002г.
15. Т.А.Шорыгина.
«Вежливые сказки».
Москва «Прометей; Книголюб». 2001г.
В пособии представлены занятия, на анализе поступков героев авторских
сказок.
В доступной и увлекательной форме дети усваивают социальные нормы и
и правила приобретают навыки культурного поведения.
16.Т.А. Шорыгина
«Беседы о подарках и открытках».
Творческий центр «Сфера» Москва 2009г.
Книга посвящена этикету дарения подарков. В ней рассказывается о правилах выбора подарка, о том, как преподносить и принимать подарки. Пособие, написанное в виде бесед, сопровождается стихами, сказками, рассказами, загадками автора.
17. Е.А.Алябьева
«Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»
Творческий центр «Сфера» Москва 2009г.
В книге представлены материалы бесед для организации внеситуативно-познавательного и личностного общения, дидактические игры по методике телефонного разговора, игры-путешествия, блок детских стихов.
18. С.С. Бычкова
«Формирование умения общения с о сверстниками у старших дошкольников.»
Издательство «АРКТИ» Москва 20002г.
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом формирования умений межличностного общения со сверстниками и осуществлять работу с родителями в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (из личного опыта работы)
Опыт работы предназначен в помощь воспитателям старших групп....
Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...
Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...
Организация предметно-развивающей среды по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения
Приглашаю вас посмотреть и оценить мою работу по подготовке к городскому конкурсу "Зелёный огонёк", главными критериями которого было: просматривание тематики во всех игровых и развивающих зонах, нали...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...
Конспект НОД по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Образовательная область: «Безопасность»1. Закрепить знания детей о правилах пешеходов, о работе светофора, о дорожных знаках.2.Расширить знания детей о работе регулировщиков – инспекторов ДПС.3.В...
Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата» по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две...