Представление педагогического опыта
статья на тему

Беляева Тамара Михайловна

Представление педагогического опыта, выступления на Методическом объединении.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Василёк» г.Тарко-Сале Пуровский район

Обобщение опыта работы

Тема: «Роль игры в ознакомлении ребенка с окружающим миром»

                                                               Воспитатель: Беляева Т.М.

г.Тарко-Сале, 2015

РОЛЬ ИГРЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ РЕБЕНКА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство, значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка.

Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.

Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена известными психологами и педагогами. Классическими стали слова К.Д. Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отношении к миру. Взаимосвязь игры (ведущей деятельности дошкольного возраста) с процессом накопления представлений об окружающем мире - вопрос перспективный. Можно предположить, что нахождение оптимальных путей включения элементов сюжетно-ролевой игры в процесс обучения и формирования у дошкольников системы представлений об окружающем мире станет эффективным средством воспитания детей. В последние десятилетия на игровую деятельность дошкольников обращено пристальное внимание ведущих психологов и педагогов.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной и собственной жизни и деятельности.

Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания сведениям исторического характера, подчеркивая взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, комплексному изучению природы, населения, хозяйства разных стран, регионов и мира в целом.

При ознакомлении с окружающим миром решаются следующие задачи (26, с. 64):

- обогащение чувственно-эмоционального опыта освоения детьми знаний и развитие на этой основе интереса к миру и процессу познания;

- создание основы практического овладения речью в разных ситуациях (в пределах конкретных сфер общения, в учебной, игровой деятельности и т.д.);

- развитие мышления в плане осознания себя, своего места в природе, в мире людей (семья, школа, город, страна, мир и др.);

- развитие общей культуры, включающей языковую, а также культуры общения в разных условиях.

В результате ребенок приобретает установки, которые существенно влияют на формирование его личности.

При ознакомлении детей с окружающим миром на наш взгляд, важно соблюдать основной тематический принцип, при котором материал делится на темы  («Природа», «Мебель», «Домашние животные», «Труд взрослых», «Профессии», и т. д.).

Условно знания детей об окружающем мире можно разделить на три основных блока: мир природы, мир людей и мир предметов.

Игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях. Игра необходимая форма деятельности ребенка.

Игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы (3, с. 78).

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Настольно-печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. То есть, в дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.

Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве (4, с. 18).

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.

Особенно серьезное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделить в старших группах детского сада.

Перед воспитателями, работающими в этих группах, стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т.д.); выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т.е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является дидактическая игра.

Таким образом, дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей, который направлен на формирование представлений об окружающем мире. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать на наш взгляд уровень индивидуального и возрастного развития ребёнка.

Литература:

  1. Артемова Л.В. Учимся играя: Опыт развития дошкольников с использованием дидактических игр. - Киев, 1995.
  2. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. - М., 2002.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2001.
  4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М., 2002.
  5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / А.А.Каменева и др. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Детский сад № 10" г. Усинска Терентьевой Фаины Геннадьевны...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Представление педагогического опыта педагогического работника.

Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...