Творчество в рисунках детей под влиянием произведений искусства
консультация на тему

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва, освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Творчество в рисунках детей под влиянием произведений искусства»

    Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва, освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки.

    Став старше, рассматривая иллюстрации в книжках, приговаривает: «Красивая!» , и сам пытается на бумаге карандашом создать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже сам «творит красиво», чтоб удивить, восхитить, порадовать нас, взрослых.

     «Подлинную красоту воспринимает только чистая прекрасная душа – душа ребенка» - писал литовский поэт Межелайтис. Очень важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю его жизнь.

      Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, живопись. Сейчас я расскажу,

Как мы используем один из видов искусств – живопись для обучения детей изобразительным навыкам, т.к. живопись учит смотреть, видеть и развивать самостоятельность суждений, художественный и эстетический вкус.

Рассматривая картины с детьми, мы пробуждаем у них эмоционально творческое начало, учим устанавливать взаимосвязь в содержании произведения, учим уметь объяснять, что нарисовано, какими красками исполнено.

      Приобщение детей к живописи развивает не только их изобретательные способности, но и речь, обогащает словарь. На занятиях по изо-деятельности используются произведения искусств – картины. Рассматривая их, мы учим детей использовать образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей , например: добрый, трудолюбивый, добросовестный, мужественный, бесстрашный. Вводя эти слова в активный и пассивный словарь детей, так же учим их изобразительным терминам – холодный и теплый тон, яркие, сочные краски, прозрачные, размытые, насыщенные  – слова , связанные с композиционным строением картины.

     Картина на занятии помогает нам учить детей делать обобщения, анализировать, сравнивать. Наиболее доступны для понимания детей картины на занятиях по изо-деятельности. Это картины на бытовые темы и натюрморт, т.к.  в них раскрывается понимание детей окружающего мира.

      Через натюрморт мы знакомим детей как рисовать овощи и фрукты, посуду. Через картины на бытовую тему, н-р, «Ужин тракториста» художник  Пластов – знакомим с трудом хлебороба, в картине «Хлебное поле» художник Ерышев – обращаем внимание на лица хлеборобов – серьезные, сосредоточенные.

       Картина «Семья» - художник Сарочин, помогла нам рассказать о дружбе в семье, а при рисовании обратили внимание на разную позу изображенных людей. Рассматривая вместе с детьми картину «Девочка с куклой» -художник  Тропинин, обратили внимание на то, что на картине изображена добрая девочка. Она бережно прижимает руками куклу.

       При целенаправленных занятиях изо-деятельности с использованием картин, у детей качественно изменяется восприятие красоты. Дети начинают понимать сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Они легко воспринимают мимику лица, понимают это средство , как выражение настроения изображенного человека, н-р, дети говорят:

 -Лицо грустное, невеселое – плохое настроение.

       Рассматривая картину «Гости» - художник Богаевская, дети говорят:

 - Здесь дети нарисованы нарядными, веселыми, их очень любит художник.

       Большое эмоциональное воздействие на детей оказывает метод оживления образов, н-р, рассматривая картину «В детской», где мама заглядывает в дверь и смотрит, уснул ли  сын, я предлагаю спеть детям колыбельную песенку, которую как будто бы пела мама, поет ласково, нежно, задумчиво как будто что-то вспоминая. Такой метод заставляет работать эмоциональную память детей и способствует лучшему изображению по задуманной теме. Или, рассматривая картину Васнецова «Аленушка», я предложила детям:

 - Представьте на минуту, что картина ожила, что бы вы услышали?

Илья говорит : -Я услышал бы , как плещется река, жалобно квакают лягушки.

 Павлик: -А я слышу шелест листвы, деревья наклонились друг к другу и как  бы шепчутся.

Саша : А я слышу, как деревья качаются , дует легкий ветерок, шелестят листья.

Я спрашиваю детей : - А какое у вас возникло настроение? А у девочки на картине какое? Как вы об этом догадались?

       Затем включаю музыку – русскую народную мелодию «Выйду ль я на реченьку». Характер музыки созвучен настроению картины. Процесс восприятия становится глубоким.

       Сухомлинский писал : «Музыка красоты, музыка звуков – важное средство творческого развития подрастающего человека». На занятиях по рисованию мы часто используем музыку, как фон рассказа об изображенном на картине, стараемся установить связь между музыкой и изображенной картиной.

        Наблюдения за детьми во время занятий, в повседневном общении показали, что вся проведенная работа, пусть небольшая, но результаты есть. Дети стали более внимательны, появилось умение видеть эмоциональное состояние других детей. Навыки по рисованию стали более уверенными. Но прошла первая половина года, работу свою мы будем продолжать, результаты в конце должны быть неплохими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства, в подготовительной к школе группе "Музыкальный рисунок"

Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства, в подготовительной к школе группе"Музыкальный рисунок"Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в целом, развивая художественное ...

Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства, в подготовительной к школе группе "Музыкальный рисунок"

Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства, в подготовительной к школе группе"Музыкальный рисунок" Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в целом, развивая художеств...

«Система работы педагога по развитию восприятия детей дошкольного возраста произведений искусств (музыкальных)»

Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявл...

Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей посредством восприятия произведений искусства

Консультация для педагогов по формированию у дошкольников художественно-эстетических чувств посредством использования произведений искусства...