Из опыта работы
материал на тему

Кривохижина Виктория Анатольевна

Из опыта работы по развитию элементарных знаний об окружающем мире посредством сюжетно-ролевой игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по развитию элементарных знаний об окружающем мире посредством сюжетно – ролевой игры.

Жизнь и время диктуют свои правила. Оглядываясь назад, можно констатировать тот факт, что сегодня дошкольное образование уже не то, каким оно было даже пять лет назад. Сегодня маленькому ребенку и его семье нужен несколько иной детский сад, в котором преобладают все те же ценности — доброта, любовь, бережное отношение к душе ребенка, — но само содержание деятельности уже другое, его нет смысла рассматривать с позиции «хуже» или «лучше», чем то, что было, оно просто другое.

С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила  во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм - индивидуальные компьютерные.

Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС  игра рассматривается  как  один из сквозных механизмов развития ребенка,  как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает " На этапе завершения дошкольного образования" ребенок  должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуацию, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам; " Думается, что соседство этих фраз не случайно.

Главным в период дошкольного детства является формирование и развитие ребёнка как личности. Личностные качества формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Именно развитие сюжетно-ролевой игры в наибольшей степени способствует психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не доиграл в детском саду, то на следующем этапе — в школе — он будет испытывать серьёзные трудности.

Развивающее значение сюжетно-ролевой игры действительно при условии, когда сама игра достигает у дошкольника высокой степени развития. Поэтому главной целью своей работы я считаю достижение высокого уровня развития сюжетно-ролевой игры у ребёнка к концу дошкольного детства.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга.

С учетом данного развития ребенка я строю работу по планированию руководством сюжетно-ролевых игр.

С ребятами мы играем в разные игры в традиционные «Семья», «Больница», «Строительство», «Гараж». Более современные «Сафари», «Автосалон» «Автосервис», «Туристическое агентство» и т д.

В группе создана достаточно разнообразная предметно-игровая среда, способствующая развитию игровой деятельности детей.

Для того, чтобы дети имели четкие представления о некоторых профессиях я проводила экскурсии в парикмахерскую, медицинский кабинет, на почту. Обращала внимание детей на вежливое обращение людей друг с другом и на работу той или иной профессии.

Для закрепления знаний о некоторых трудовых операциях в различных профессиях, я показывала картины из серии «Кем быть», «В парикмахерской», «В больнице», и другие.

Для того  чтобы дети уверенно чувствовали себя в играх, первую роль на себя брала я. Позже стала предлагать детям: «Кто хочет быть парикмахером? врачом? машинистом? мамой, папой, детьми…

Мая работа очень заинтересовала родителей, у них возникло много вопросов по поводу возможности использования игры в воспитательных целях. Идя, навстречу пожеланиям родителей я оформили стенд, посвященный проблемам игры. Куда поместили высказывания педагогов: Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В. Сухомлинского, статьи из журналов «Дошкольное воспитание» по воспитанию добрых чувств через игру.

Постоянно проводила консультации и беседы с родителями с целью помочь им организовать полноценную жизнь ребенка в игре. Советовала при посещении магазина, парикмахерской, детской консультации обращать внимание детей на положительные, добрые взаимоотношения людей этих профессий, на результат их труда.

Я придерживаюсь двух правил: первое — включение сведений, которые интересны ребёнку и могут быть использованы в игре. Например, как космонавт управляет ракетой, как готовится к полёту, как относится к ракете, как относится к экипажу, к своей семье. Второе правило предполагает очень сильную эмоциональную окраску происходящего. У героев моего рассказа что-то не получается или произошла какая-нибудь нелепица. Например, ракета изменила курс и попала на неизвестную планету.

Я превращаю процесс обучения в интересное и увлекательное занятие с помощью игровой мотивации, а также обеспечиваю детям естественный переход от обучения к игре.

Игровую мотивацию я создаю с учётом способов построения сюжетно-ролевой игры. Например, если в младшем возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий, следовательно, игровые приёмы я использую с учётом развития игровых действий: одушевляю игровой персонаж, который выступает партнёром ребёнка, использую предметы-заместители и т.д.

В среднем возрасте характерно принятие роли, поэтому я строю игровые приёмы на ролевом поведении. Например, дети в роли «бельчат» заготавливают «грибы».

В старшем возрасте, когда сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения при построении игровой мотивации, я объединяю различные события, действия героев из художественных произведений в общий сюжет, интересный для ребёнка и побуждающий к выполнению задания.

В своей работе я люблю применять коллективные формы занятий. Такая организация позволяет детям сравнивать свои действия с действиями других, поверить в собственные силы, стимулирует речевое общение со сверстниками, воспитывает доброжелательность и взаимопомощь.
Еще одним условием для развития игровой деятельности является взаимодействие детского сада и семьи к организации детской игры. Я проводила традиционные консультации для родителей:

«Что такое игра?»

«Сколько можно играть?»

«Стратегия игрового взаимодействия родителей с ребенком»

«Что такое сюжетно-ролевая игра»

Анкетирование: «Во что играют дети дома?»

Давала советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом, по организации различных игр с детьми дома.

На родительских собраниях демонстрировали инсценировки сказок: «Колобок», «Репка», «Доктор Айболит», «Хлебозавод»

Выпечка печенья для угощения родителей и совместные чаепития.

Привлекала родителей к обогащению предметно-игровой среды: изготовление и подбор игровых атрибутов.

Выставки совместных поделок родителей с детьми «Мастерская добрых дел». Выставки рисунков и игрушек: «Моя любимая игрушка». Конкурс на лучшую игрушку.

В связи с этим были подобраны практические материалы в помощь педагогам и родителям:

«Игры в социально-личностном развитии дошкольников»

«Как способствовать социальному развитию дошкольника»

«Социально-неуверенные дети: Их проблемы и возможности решения»

«Сюжетно-ролевые игры в жизни детей»

«Развитие ребенка в игровой деятельности».

Проводились игры на эмоциональное сближение детей:

«Назови ласково», «Дрозд», «Мы любим друг друга».

На развитие социальных способностей и навыков:

«Накроем стол куклам», «Помоги другу», «Мы помощники» и др.

В старшей группе важное место в работе с детьми по формированию игровой деятельности я уделили внимание развитию у детей навыков экономических знаний.

Я считаю, что в изменившихся  условиях  современной  общественной жизни   непрерывное  экономическое   образование   необходимо   начинать именно в дошкольном возрасте, когда дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Часто родители жалуются на необоснованные, на их взгляд, требования детей что-то купить, а те, в свою очередь, на непонимание родителей. Подобного противоречия можно было бы избежать, если бы ребёнок имел представления о доходах и расходах семьи, о зарплате родителей и её назначении. Это помогло бы ему не только реально представлять финансовые возможности семьи, но и почувствовать себя полноправным членом, мнение которого тоже уважается.

Работая с детьми по данной теме, я пришла к выводу, что работа должна строится  не в  плане организации специального обучения экономике, что потребует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей, а в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Всю работу, по ознакомлению дошкольников с экономикой можно разделить на четыре больших блока:

1 – семья (семейная экономика),

2 – деньги (деньги и цена),

3 – мой город (производство товаров их значение),

4 – мир товара (маркетинговые отношения),

5 – моя страна (полезные ископаемые, ресурсы).

Большие воспитательные возможности содержат произведения детской художественной литературы. Сказки авторские и народные способствуют воспитанию уважения к труду, бережливости, расчетливости и т.д. Практически в любой сказке можно найти экономическое содержание.  Сказка расширяет представления о мире людей, человеческих отношениях, пробуждает фантазию, творческую активность, учит мысленно действовать в  воображаемых ситуациях. Необходимо использовать сказку не только как средство обучения экономике, но и как средство развития личности. В сказках отражается быт людей, традиции, особенности ведения хозяйства, товарно-денежные отношения. Через сказку дети знакомятся с такими понятиями как «деньги», «обмен», «доходы», «расходы», и т.д.

Считаю, что ребёнок это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который нужно зажечь, а задача взрослых не дать ему угаснуть! Образование в отличие от обучения носит непрерывный характер. Оно начинается от рождения человека и продолжается всю его жизнь. В этом я  и  вижу  формулу современного образования и смысл  воспитания  подрастающего  поколения.

Я думаю, что формирование качеств человека-хозяина – основной результат экономического воспитания. И пусть мои дети, не достигнут высоких экономических вершин, хочется верить, что знания, заложенные в детстве, пригодятся им в жизни.  Ведь дети стали осознаннее относиться к выбору вещей, понимать их назначение  и необходимость, стали бережливее относиться к вещам и игрушкам,  понимать, что это результат труда  многих

людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....