Формирование навыков общения у дошкольников
консультация (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и воспитателей
на тему:
Формирование навыков общения у дошкольников
Мир познания
Ребенок является частицей окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка «мудрости» природы, умению видеть взаимозависимость человека и природы, привить любовь к тому, что его окружает, к животному и растительному миру.
Необходимо научить ребенка понимать, в чем состоит существенное отличие человека от других живых существ, рассказывая, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом и как и что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют органы чувств (глаза, нос, уши, рот, кожа).
Особую радость детям приносит общение с животными, особенно с маленькими. Наблюдать за их ростом, играть с ними – для малыша большое удовольствие, о них можно заботиться, их можно покормить и защитить.
Это покровительство возвышает ребенка в его собственных глазах. Он познает сложность окружающего мира, наблюдая за природой, ее явлениями, животными и растениями на прогулках, экскурсиях, во время игр. Поэтому следует доступно и обстоятельно отвечать ребенку.
Игры детей отражают окружающую их действительность, сопровождается эмоционально – положительным состоянием, радуют их, доставляют им удовольствие и в тоже время открывают путь к познанию мира. Играя ребенок получает знания о предметах, их свойствах: в игре развивается внимание, память, воображение, мышление. В игре создаются возможности для развития личности малыша. Во время игры дети встречаются с различными затруднениями, требующими сообразительности, умения, учатся добиваться поставленной цели.
К трем годам восприятие малыша становится все более тонким и точным, но в этом возрасте детям еще не свойственно образное мышление. А к четырем годам ребенку уже совсем не обязательно видеть какой – то предмет, чтобы размышлять о нем сравнивать его с другими.
В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию помогает им развивать символическое мышление, а также способствует закреплению образцов поведения, свойственных взрослым.
Языки общения
Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они – отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд).
Точно известно: живое человеческое общение – самое интересное на свете! Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами – более высокая степень человеческого общения.
Мимика, жесты, пантомимика – наши первые помощники в общении. Ребенок 3 – 6 лет неистово жестикулирует. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у него культуру жеста. Жесты, а также интонация должны лишь эмоционально дополнять его речь. Это ласка, нежное прикосновение выражение несогласия.
Тайны моего «Я»
Более глубокое проникновение в окружающий мир приводит ребенка к осознанию самого себя. Рождается собственное «Я», самоутверждаясь, ребенок стремится к лидерству в общении: конфликтует со сверстниками, осознает свои собственные желания и возможности, понимает, что и у других есть свои интересы, права. Он ищет свое место среди других людей и только благодаря этому осознает границы и возможности своего «Я», приходит к адекватной самооценке.
Необходимо воспитывать установки «нельзя» и «надо». С 5 – 5,5 лет ребенок становится покладистым, понимает социальные нормы.
От 3 до 6 лет природа дает возможность ребенку запечатлеть истинное. Он отметает неискренность, обман, а впитывает подлинные отношения к другим. Поэтому воспитывая ребенка, мы воспитываем самих себя.
Родители и педагоги должны, что для детей этого возраста наступает время узнать не только свои права, но и обязанности.
Неправильное воспитание закрепляет эгоизм, требовательность к другим, но не к себе. Важно не упустить это время – время решения нравственных задач.
Как мы видим друг друга
Формы общения между дошкольниками отличаются от тех, которые свойственны младенцам. Тесные контакты с родителями, которые являются характерными для детей до трех лет, теперь постепенно ослабевают, все большее значение приобретают их отношения со сверстниками. Ограничивать жизнь ребенка только семейным кругом не следует. Для нормального развития ему нужны товарищи – сверстники. С которыми он почувствует себя на равных. Общаясь с детьми, ребенок научится не только считаться с другими, но и постоять за себя. А.С. Макаренко говорил, что ребенок в игре таков, каким будет, когда вырастет и станет самостоятельно работать.
Коллективные игры обычно привлекают детей начиная с четвертого года жизни. Для большинства малышей невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких – либо результатов.
Некоторых детей слишком изнеживают дома, поэтому их приводит в изумление известная грубость групповой, коллективной игры. Ему бывает очень трудно привыкнуть к коллективу, который жаждет справедливости, соблюдения правил. Вот почему очень важно помочь ребенку наладить хорошие отношения с другими, научить его правилу: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков.
Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим, исключительно важным причинам: играя с друзьями они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки частного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем, и самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами: их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются отношения со сверстниками.
К тому же в общении со сверстниками можно многое сделать для предотвращения типичных проблем единственного в семье ребенка.
Позволяя ребенку все, что делают другие дети, в его возрасте, мы даем ему возможность понять, как надо вести себя в компании, не выделяясь среди них. Чем больше он будет думать и поступать так же как другие, тем меньше он станет чувствовать себя «единственным ребенком» и не вырастет эгоистом.
Фантазия характеров
Характер человека – понятие довольно сложное. В возрасте от трех до шести лет идет формирование многих черт характера ребенка.
Если ребенка не приучить к опрятности то в дальнейшем он станет неряшливым.
Если малыш не усвоил важность соблюдения режима дня, не привык складывать как следует вещи и поддерживать порядок в своем уголке он и потом будет несобранным и неаккуратным. Если ребенка не научить сдерживать свои желания, понимать, что «надо» значит больше, чем «хочу», то он вырастет безвольным, эмоционально расторможенным человеком, то есть капризы, самовлюбленным эгоистом. Как указывал А.С. Макаренко, 80% положительных и отрицательных черт характера ребенка формируется в первые пять лет жизни.
Не следует мириться с детским упрямством, но и нельзя с помощью «железных» мер принуждать ребенка к послушанию. Доброжелательный, но твердый тон, умелое переключение ребенка на новые цели и наконец, дружелюбное отношение к малышу после приступа упрямства облегчает и ему и окружающим преодоление конфликтной ситуации. Ласковое и заботливое отношение в сочетании с доверием и разумной требовательностью придают ребенку уверенность в своих силах и возможностях.
Умение владеть собой
Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, развивать внимание к окружающим людям. В процессе формирования личности ребенка складывается определенная система отношений: к себе, к другим, к жизни.
К себе – с чувством собственного достоинства, без переоценки своих возможностей, без эгоизма. К другим – с чувством собственного достоинства, но уважая при этом чувство достоинства других, на равноправной основе. К жизни – с чувством собственного достоинства, со знанием своих прав, обязанностей, оптимистично, но и трезво. Становление такой системы отношений ребенка – задача и семьи, и детского сада.
Можно выделить несколько причин от чего дети лгут: чтобы добиться похвалы; чтобы скрыть свою вину; чтобы избежать наказания; чтобы выразить свою враждебность по отношению к окружающим.
В процессе общения с ребенком надо постараться настолько душевно успокоить его, чтобы он не испытывал потребности говорить неправду. Дети должны быть уверенны в нашей любви и добром отношении чтобы не случилось.
Культура общения
Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков.
Подражая взрослым ребенок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Часто мы не замечаем как держимся дома, но еще хуже, когда мы совершенно невоспитанно ведем себя с нашими детьми, забывая говорить малышу «спасибо» и «пожалуйста», перебивая его в разговоре, разговаривая с ним иным тоном наедине, чем при гостях и других.
В повседневной жизни детям нужно подать хороший пример. Лучше лишний раз напомнить ребенку как нужно вести себя, чем кричать на него за то, что он не так поступил.
В дошкольном возрасте ребенок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть в просак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребенку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведет себя ребенок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызывало недоумения у окружающих.
Литература:
Л.М. Шипицына, О.В. Защтринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"
Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...
Формирование навыков общения у дошкольников с ОНР
Проблема формирования навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, приобретает особую актуальность в связи с тем, что зачастую у таких детей словарный запас беден, выражение мыслей спута...
Формирование навыков общения у дошкольников
Формирование навыков общения у дошкольниковОбщение как сложная и многогранная деятельность требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, нак...
Особенности формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта
Формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта заключается в том, что ребёнок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого общения лежит эмоциональный контакт взрос...
Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников»
На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка (М.И. Лисина)....
Статья «Формирование навыков общения старших дошкольников посредством организации танцевальной деятельности»
Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Знач...
Формирование навыков общения у дошкольников
Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать эту фразу: Счастье – когда ты умеешь быть понятым и себе и людям.Вся наша жизнь проходит в общении – с собою, с людьми. От ...