Рабочая программа по факультативному курсу "Арт-гармония"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
У каждого из нас
Внутри талант таится
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_art.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО | Согласовано | Утверждаю |
Руководитель МО | Зам. директора по УВР | Директор ГКУ ДДИ № 24 |
Протокол № ____________ от | ||
_________/___________________ | _______________/Машкарина Н.А. | _______________/Комаров А.С. |
_______________________20____г. | _______________________20____г. | _____________________20____г. |
Рабочая программа педагога
Кауркиной Людмилы Викторовны
по факультативному курсу
«АРТ-ГАРМОНИЯ»
Государственное казенное учреждение города Москвы
Детский дом интернат для умственно отсталых детей № 24
Департамента социальной защиты населения города Москвы.
ВВЕДЕНИЕ.
У каждого из нас
Внутри талант таится
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.
Коррекционно-развивающая программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония» разработана для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.
Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях дома интерната, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.
Уникальность программы «Арт-гармония» заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Программа «Арт-гармония» успешно применяется для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.
Программа «Арт-гармония» включает 5 блоков: музыкотерапия, театротерапия, танцетерапия, библиотерапия, изотерапия. Отдельный блок посвящен песочной терапии.
В программе использовались материалы авторских программ: по музыкальному воспитанию «Музыкальный самоцвет» Киселевой Т. Ю.; по изодеятельности «Разноцветные шаги» Ганчуковой Д. Р.; по библиотерапии «Вместе с книгой я расту» Проскуриной Л. Г.
Пояснительная записка
В ДДИ № 24 находятся умственно отсталые дети. Для этой категории детей характерно отставание в физическом и в психическом развитии (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения эмоционально-волевой сферы, низкая работоспособность, нарушения познавательной деятельности и т. д.).
В целях эффективности организации комплексного сопровождения необходимо создать условия для инициации внутреннего потенциала детей, стабилизации эмоциональной сферы и успешной адаптации в условиях дома интерната.
Любая деятельность, как отмечает В. П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией все заканчивается, чтобы затем все начать сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т. е. является началом технологии [3].
Программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония» представляет собой комплекс, включающий следующие блоки:
· музыкотерапию;
· танцетерапию;
· театротерапию;
· изотерапию;
· библиотерапию.
Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение.
В процессе занятий музыкой, пением дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью осваивают окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.
Поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект мы в праве ожидать, влияя на чувства и настроения ребенка, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.
Занятия рисованием для детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, аутичных детей способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.
Танцетерапия, включающая танец, пластику, ритмику – это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. Наша практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что применение их в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов) помогает осуществлять общее развитие ребенка, его речевую функцию, произвольность деятельности, моторики, формирование пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкального чувствования.
Воздействие искусством слова на детей с различными нарушениями развития, особенно средствами сказки, расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.
Это далеко не полный перечень коррекционных возможностей арт-терапии в образовании.
Цели и задачи:
Цель программы педагогической арт-терапии «Арт-гармония» – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях временного коллектива средствами художественных видов деятельности.
Задачи:
1. создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей в условиях дома интерната;
2. способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
3. формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;
4. обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
5. способствовать повышению адаптационных способностей личности в условиях дома интерната, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.
Общие психолого-педагогические принципы:
Основным принципом развивающей деятельности педагогов является расширение возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития», а не тактика доступности, т. е. работа в «зоне актуального развития».
Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активность самого ребенка в рамках ведущей для его возраста деятельности является движущей силой развития.
Диалогический принцип. В творческом взаимодействии появляется возможность для развития позитивных качеств личности, его неограниченных творческих возможностей, решения социально-педагогических проблем и т. д.
Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с детьми предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
Принцип всеобщности художественно-эстетического развития означает, что художественно-эстетическое развитие является необходимым для всех детей без исключения, независимо от их индивидуальных особенностей, художественных способностей, национального происхождения, особенностей, связанных с наличием у ребенка тех или иных нарушений развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте и подготовки ее к духовной жизни и труду.
Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявляя в ребенке с проблемами в развитии положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог помогает ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Использование в работе совокупности средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению специалистов.
Принцип событийности, согласно которому с детьми проводится не мероприятие, а организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.
Научные, методологические и методические основания программы «Арт-гармония»:
Общую методологическую основу программы составляют психолого-педагогические концепции о формировании личности в активной деятельности и общении, о целостности обучения и воспитания, логического и эмоционально-ассоциативного мышления, о наличии потребности детей в самореализации личностных потенциалов, активном личностном росте и саморазвитии; психологические представления о сущности и возможностях художественной деятельности и ее роли в развитии человечества и отдельной личности.
Теоретическую основу программы составляют труды педагогов, психологов, изучающих возможности использования арт-терапии в образовании в качестве эффективного, щадящего средства, выполняющего регулятивную, катарсическую и коммуникативную функции (Е. А.Медведева, И. Ю.Левченко, Л. Н.Комиссарова, Т. А.Добровольская, А. И.Копытин, Л. Д.Лебедева, А. В.Сизова, М. В. Киселева) [18,21,22,23,30,31,32,37].; роль общения в развитии личности ребенка (М. И.Лисина, Е. О.Смирнова, А. Н.Леонтьев, М. С.Каган) [15,16,17,27,28].; ведущую роль деятельности в формировании и развитии личности (А. Н.Леонтьев, Д. И.Фельдштейн, Л. П.Буева) [5,27,41].
Методическим основанием программы стали идеи:
· в области музыкального воспитания и музыкотерапии Н. А.Ветлугиной, М. А.Васильевой, О. П.Радыновой, Л. С. Брусиловского, Н. Ю. Паутовой, В. И. Петрушина о том, что в процессе музыкального воспитания особенно успешно формируется нравственный облик ребенка, общая культура поведения, психические процессы, познавательная деятельность [6,40].
· в области изотерапии Б. М.Неменского, Р. Б Хайкина, А. И.Рыжова, И. А.Грошенкова, Л. П.Уфимцевой, рассматривающих изобразительную деятельность не просто как рисование, а как ручной и физический труд, развивающий зрение, осязание, образное мышление, мелкую моторику руки, а также обеспечивает становление произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации [8,33,34].
· в области библиотерапии – Т. Д.Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., О. Л.Кабачек, Ю. Н.Дрейшер доказывающих, что чтение книг оказывает огромное влияние на расширение словаря, общего кругозора, формирование внимания, памяти и других психических процессов [12,13,14].
Ожидаемые результаты:
Коррекционно-развивающая программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония» обеспечивает наиболее оптимальное достижение поставленной цели выявления перспектив социокультурного развития личности ребенка через активизацию и интенсификацию арт-деятельности дошкольников и младших школьников в условиях дома интерната:
· выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,
· обогащения новым опытом художественной деятельности,
· развития эмоциональной сферы и творческой активности,
· повышения мотивации к различным видам искусства,
· максимально быстрой адаптации средствами искусства в коллективе,
· развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
Блоки программы
педагогической арт-терапии «Арт-гармония»
Блок «Музыкотерапия» – сочетает в своей методологии подходы рецептивной и активной музыкотерапии. К рецептивной музыкотерапии относится восприятие-слушание музыки (направленное на релаксацию, катарсис, моделирование положительного психоэмоционального состояния, а также на формирование художественно-эстетического вкуса, воображения, слуховой памяти, активизации умственной деятельности). Активные формы (вокалотерапия и инструментальная терапия) предполагают целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка, и рассматриваются как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетического вкуса и потребностей, а также и коррекции. Эффективность активной музыкотерапии заключается в возможности корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии, но и дисгармоничную самооценку, низкую степень самопринятия, проблемы в развитии коммуникативной сферы.
Цель – активизация музыкального потенциала детей, развитие эмоциональной сферы, создание «ситуации успеха» в музыкальных видах деятельности, создание условий для успешной адаптации ребенка в условиях временного коллектива средствами музыки.
Задачи:
1. развивать и поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально на нее откликаться, рассказывать о ней;
2. формировать представления о музыке как виде искусства, о ее жанровой принадлежности, средствах музыкальной выразительности; знакомить с элементарной музыкальной терминологией;
3. расширять музыкальный кругозор, запас музыкальных впечатлений; развивать музыкально-образное мышление, музыкальный слух;
4. развивать музыкально-исполнительские навыки в пении, в движении, в игре на музыкальных инструментах, активизировать творческие проявления детей в музыкальной деятельности;
5. осуществлять средствами музыки коррекцию отклонений в развитии детей (познавательной, эмоционально-волевой, моторной сфер), обеспечивать регуляцию поведения, формирование доброжелательного коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
1 этап. | Осенние праздники | ПЕСНИ «Урожайная» А. Филиппенко «Осень» Н. Михайленко «Урожай собирай» А. Филиппенко «Веселые гуси» укр. н.п. «Неприятность эту мы переживем» Б. Савельев «К нам гости пришли» А. Александрова «Осень» М. Прокопьева «Золотая осень» Н. Крылова «Во кузнице» р. н.п. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ: «Пошла коза по лесу» «Карусель» «Плетень» «Репка» ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ |
2 этап | Музыкально-игровые развлечения «Мульти-пульти» | ПЕСНИ: «Облака» В. Шаинский «Мир похож на цветной луг» В. Шаинский «Рисовальная песенка» Л. Абелян «Настоящий друг» Б. Савельев «Позови меня» группа «Любэ» «Веселый ветер» «Капитан» «Антошка» В Шаинский «Голубой вагон» В Шаинский «Улыбка» В. Шаинский «Оранжевое солнце» «В траве сидел кузнечик» В. Шаинский МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ: «Ускорялка» «Золотые ворота» «Пеньки» ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ |
3 этап | Музыкально-игровые развлечения «Зимние забавы» | ПЕСНИ: «Новогодние игрушки» В. Витлина «Дед Мороз и дети» И. Кишко «Саночки» А Филиппенко «Горка крутая» И. Моесеева «Всем нам весело» М Михайлова «Шел веселый дед Мороз» С. Петров «Наша елка» Н. Можуков «Первый снег» А. Филиппенко «Здравствуй, зимушка-зима» М. Левина «Елочка» А. Алексовский «Ой, ты – зимушка-зима» р. н.п. «К нам приходит Новый год» П. Изотов «В лесу родилась елочка» «Маленькой елочке» «Песня сыщика» «Пора-пора-порадуемся» МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ: «Мы Мороза не боимся» «Красный нос» «Бабка-ежка» «Догони руковичку» «Заморожу» ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ |
4 этап | Музыкально-игровые развлечения «Дом для хорошего настроения» (Праздник бабы Яги), Праздник «Во славу русского отечества». | ПЕСНИ: «Частушки Бабок-Ежек» «Колыбельная» М. Прокопьева «Бравые солдаты» А. Филиппенко «Аты-баты, шли солдаты» «Ты не бойся, мама» «Солдатушки – браво ребятушки» р. н.п. «Маруся» «Идет солдат по городу» В. Шаинский «Не плач, девчонка» «Алешка» С. Никитин МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ: «В темном лесе» «Летчики, следите за погодой» «Кавалерия» «Стой, кто идет» «Эскадрилья» ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ |
5 этап | Музыкально-игровая программа «Книжкины именины», Праздник «Весна идет, весне дорогу». | ПЕСНИ: «Блины» р. н.п. «Веснянка» р. н.п. «Тает снег» А. Филиппенко «Солнечная капель» С. Соснина «Здравствуй, весна» Л. Долголюк «Песенка друзей» Г. Гладков «Песня Чебурашки» В. Шаинский «Песенка крокодила Гены» В. Шаинский «Человек собаке друг» «Пропала собака» В. Шаинский «Песня Красной шапочки» «Добрый жук» «Песня стойких оловянных солдатиков» МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ: «Идет матушка Весна» «Не опоздай» «Магазин игрушек» «Найди своего сказочного героя» ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ |
6 этап | Музыкально-драматическая композиция «Войны не знали мы, но все же…», Праздник «Новые приключения бременских музыкантов». | ПЕСНИ: «Смуглянка» «День победы» «Частушки о войне» «Русский парень» «Тучи в голубом» «Три танкиста» «Первым делом самолеты» «Дождливым вечером» «Катюша» «В каждом маленьком ребенке» «Кактус» «Солнечный зайчик» С. Мураделли «Пробуждальная песенка» МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ: «Волк и зайцы» «Каракатица» «Ищи!» «Ерема» ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ |
7 этап | Музыкально-игровое развлечение «В гостях у бабы Яги», Праздник «Там, на неведомых дорожках». | ПЕСНИ: «Точка, точка, запятая» «Мамонтенок» «Утро начинается» «Земляничное варенье» «Веселые медвежата» Е. Поплянова «Песенка про двух утят» Е. Поплянова «Слово на ладошке» Е. Поплянова «Никого я не боюсь» Л. Долголюк «Песенка про кузнечика» В. Шаинский «Песенка про манную кашу» Л. Абелян «Самая счастливая» Ю. Чичков «Из чего же?» Ю. Чичков «Веселый ветер» И. Дунаевский МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ: «Пчелки на цветках» «Собери букет» «Гусеница» «Собери шары в штаны» «Двухголовая рубаха» ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ |
Блок «Театротерапия» опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. Включает инсценирование, театрализацию.
Предполагает создание условий для активного участия ребенка в совместном творческом процессе и рассчитана на сотворчество педагогов и воспитанников.
Цель театротерапии заключается в том, чтобы через мир сценических образов гармонизовать отношения ребенка с окружающим миром, формировать думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи:
1. развивать эстетическое отношение к окружающему;
2. развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания;
3. овладевать навыками общения и коллективного творчества;
4. развивать способности к творческому воспроизведению;
5. активизировать мыслительный, познавательный и творческий интерес, обогащающий жизнь новым содержанием.
Инсценирование | Кукольный театр | Расскажи стихи рукми |
«Сказка про семеро козлят на новый лад» «Дед и баба» «Потешки» «Где был, Иванушка?» р. н.п. «Веселые гуси» укр. н.п. «Сказка про глупого мышонка» «Антошка» «Красная шапочка» | «Репка» «Теремок» «Колобок» «Любочкины помощники» «Сказка о золотой рыбке» | «Машина» «Дождик» «Веселые человечки» «Заботливое солнышко» «Пришла весна» «Мышка и кошка» и т.д. (См. методическое пособие Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения) |
Блок «Танцетерапия» (танец, пластика, ритмика)
Целью таких занятий является обучение ребенка в силу его возможностей свободно, непринужденно двигаться, быть интересным, привлекательным в танце, не стесняться сверстников.
Танец, пластика и ритмика используются в профилактических и коррекционно-развивающих целях, т. к. выразительными действиями и движениями не только определяется, но и формируется чувственно-эмоциональная сфера.
Задачи:
1. развивать музыкальное восприятие, умение передавать различные средства музыкальной выразительности в свободных движениях, отражать жанры музыки (марш, танец, напевную мелодию, вальс, народный танец и т. д.);
2. формировать навыки выразительных движений, умение пантомимически, жестомимически в танце, игре передавать музыкальный образ;
3. способствовать активизации творческих проявлений детей в движениях под музыку, в музыкально-двигательной импровизации, в сюжетно-ролевых этюдах, танцах;
4. осуществлять коррекцию отклонений в развитии психических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) и эмоционально-волевой сферы средствами движений под музыку.
ТАНЦЫ:
«Лавата»
«Танец осенних листочков»
«Танец с зонтиками»
«Чунга-чанга»
«Танец утят»
Хороводы «Новогодние»
«Танец кукол»
«Танец снежинок»
«Ты – морячка, я – моряк»
«Вальс»
«Вальс цветов»
«По малину в сад пойдем» р. н.хоровод
Блок «Библиотерапия»
Цель – способствовать формированию разносторонне-развитой личности детей, фантазии, воображения, образного мышления, развитию речи средствами художественной литературы.
Задачи:
1. вводить детей в мир книжной литературы, знакомить с библиотекой и книгой, приобщать к литературе как искусству слова;
2. вводить детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей;
3. развивать личностные качества;
а. развивать эмоционально-волевую сферу;
б. расширять сферу социального взаимодействия;
в. активизировать выразительные средства общения;
г. развивать навыки игровой деятельности.
4. формировать у детей адекватное отношение к себе и другим участникам занятий; корректировать самооценку, уровень самосознания; формировать эмоциональную устойчивость и саморегуляцию.
Стихи | Сказки и рассказы |
«Осень» К. Больмонт «Листопад» И. Бунин (отрывок) «Осенью» М. Волошин «Колосок» В. Орлов «Урок вежливости» М. Алимбаев «Пороша» С. Есенин «Кормушка» Б. Прохоров «Елка» К. Чуковский «Чародейкою зимою» Ф. Тютчев «Печальная береза» А. Фет «Оловянный солдатик» И. Киург «Зима не даром злится…» Ф. Тютчев «Подснежник» Е. Серова «Весенние воды» Ф. Тютчев «9 мая» Г. Виеру «Корабль земли» Х. Широв «Красное лето» А. Антошин «Память» Э Успенский «Здравствуй, праздник!» В. Выготская «Здравствуй, солнце» М. Карим «Хочу говорить на языке цветов» О. Дриз «Какого цвета гром» А. Блинов «Ландыш» Е. Серова | «Репка» р. н.сказка «Всяк по-своему» Г. Скребицкий «Гадкий утенок» Г. Х.Андерсен «Лягушка-путешественница» В. Гаршин Сказки А.С. Пушкина (аудиозаписи) Сказки К.И. Чуковского (аудиозаписи) «Мороз Иванович» В. Одоевский «Госпожа Метелица» братья Гримм «Двенадцать месяцев» (пер. С. Маршака) «Снегурочка» (аудиозапись) «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былина (аудиозапись) Былины о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче «Как живет аэродром». Солдатская школа» Б. Никольский «Золотой ключик» А. Толстой «Красная шапочка Ш. Перро «Кот в сапогах» Ш. Перро «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен «Дедушкин орден» А. Митяев |
Блок «Изотерапия»
Цель изотерапии как педагогического направления заключается в том, чтобы активизировать творческий потенциал личности ребенка и создать коррекционно-воспитывающую среду средствами изобразительной деятельности.
Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как самовыражение в рисунке, как символическое выражение его отношения к миру. Несмотря на то, что ребенок овладевает различными средствами и техниками изображения, качество рисунка не выступает важным критерием его оценки.
Задачи:
1. развивать эмоционально-волевую сферу;
2. корректировать сенсорное восприятие (цвета, формы, величины, пространственные представления);
3. повышать мотивацию к деятельности;
4. повышать познавательную активность;
5. способствовать укреплению моторики руки.
Выставки «Мы рисуем Осень» «Русская матрешка» «Осенняя прогулка» | Осенний лист (техника «Штамп поролоном») Дождь (техника «А-ля-прима», по сырому) Осенний лес (техника «Отпечатки») Осенний букет (техника «Аква-тушь») Осенняя фантазия (техника «Разноцветные ниточки») Урожая (техника «Высокая печать») Фрукты в вазе (техника «Уголь») Золотая хохлома (техника «Пальчиковая живопись») Ярмарки краски (техника «Восковые мелки») Дымковские игрушки (техника «Рисование с помощью ватных палочек») |
Выставки «Разноцветные мультяшки», «Путешествуем со сказкой» | Сказочные звери (техника «Монотипия») Саксаул в пустыне (техника выдувания) Подводный мир (техника «Пальчиковая живопись») Чунга-Чанга (техника («Восковые мелки») Кто живет в лесу (техника «Диатипия») Путешествие на ракете (техника «Аква-тушь») Вокруг света с капитаном Врунгелем («Витраж») Портрет барона Мюнхаузена (техника «Гуашь») |
Выставки «Снежная сказка», «Веселый Новый год» | Елочка (техника «Пальчиковая живопись») Зимние деревья (техника выдувания) Морозные узоры (техника «Восковая живопись») Снежная избушка (техника «тычка» по тонированной бумаге) Снегурочка (техника «А-ля-прима») Снежная королева (фломастеры) Новогодние игрушки (техника «Водяная печать») Двенадцать месяцев (гуашь) Новогодние открытки (техника «Коллаж») |
Выставки «Зимняя сказка», «Во славу защитников отечества» | Зимнее окно (техника «Восковая живопись») Замела метель (техника «А-ля-прима») Зимующие птицы (гуашь) Звери зимой (техника «Диатипия») Зимние забавы (Коллективная композиция) Открытка к 23 февраля (техника «Штампики») Знамена и скрижали (техника «Восковые мелки») Русские богатыри (акварель) Русская геральдика (фломастеры) Всадники (гуашь) |
Выставки «Такие разные книжки», «Весенняя капель» | Весенняя капель (техника «Пальчиковая живопись») Первые ручьи (техника «А-ля-прима») «А воздух уж весною дышит» 9техника «Граттаж») Почки проснулись (техника «Выдувание») Красавица Весна (фломастеры) Женский портрет (акварель) Красная шапочка (техника «Восковые мелки») Крокодил Гена и Чебурашка (техника «Диатипия») Бременские музыканты (гуашь) Сказочная фантазия (техника «Монотипия») |
Выставки «День Победы», «В детстве все бывает», Конкурс рисунков на асфальте | Наши домашние любимцы (техника «Коллаж») Мы играем (техника «Уголь») Портрет друга (техника «Сангина») Собака – друг человека (техника «Пальчиковая живопись») В городе и деревне (техника «Витраж») Праздничная посуда. Гжель (гуашь) Салют в небе (техника «Граттаж») Праздничные шары (техника «Восковые мелки») Воины-освободители (акварель) Военная техника, оружие (техника «Диатипия») |
Выставки «Раз, два – радуга!» «Рисуем сказки А. С.Пушкина» | Бабочка (техника «Монотипия») Летняя поляна (техника «А-ля-прима») На реке и в море (техника «Пальчиковая живопись») «Полетели» (техника «Разноцветные ниточки») Что мы любим делать летом (техника «Граттаж») Цветы (техника «Батик») Летние прогулки (техника «Роспись по гибсу») Золотой петушок (техника «Восковые мелки») Золотая рыбка (гуашь) Дворец царя Салтана (акварель) Корабль заморских гостей (техника «Диатипия») 33 богатыря (акварель) Царевна Лебедь (гуашь) |
Список литературы
1. Абакирова, Т. П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: дис. канд. психол. наук: 19.00.01. – М.: РГБ, 2003. – 191с.
2. Белобрыкина, О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» для студентов психологических факультетов и практических психологов образовательных учреждений./ О. А. Белобрыкина. – Новосибирск: ГЦРО, 2000. – 132с.
3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии/ В. П.Беспалько. – М., 1989 – 246с.
4. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия// Руководство по психотерапии/ Л. С.Брусиловский. – Ташкент-Медицина, 1979. – 275с.
5. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение/ Л. П. Буева. – М.: Мысль, 1978. – 216с.
6. Ветлугина Н. А. Теория музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология»/ Н. А.Ветлугина, А. В.Кенеман. – М.: Просвещение, 1983. – 255с.
7. Газман, О. С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания. (На материале воспитательной работы со старшеклассниками в условиях летнего лагеря). Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук (13.00.01)/ О. С. Газман. М., 1974. – 26с.
8. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе 8 вида: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / И. А.Грошенков. – М.: Изд. Центр «Академия», 208с.
9. Дженнингс, Сью. Сны, маски и образы, – практикум по арт-терапии/ Сью. Дженнингс, А. Минде., пер. с англ. И. Динерштейн, – М.: Изд-во ЭКСИМО, 2003. – 384с.
10. Дмитрук, М. Воду очищает музыка/ М. Дмитрук// журнал «Природа и человек». («Свет») №12, 2004г. – с.35-37
11. Дьюхерст-Мэддок, О. Целительный звук/ О. Дьюхерст-Мэддок, пер. с англ. В. Козлова. – М.: Крон-ПРЕСС, 1998. – 160с.
12. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии/ Т. Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т. М.Грабенко. – Спб.: Издательство «Речь», 2001. – 400с.
13. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Сказкотерапия как воспитательная система: Мир органичный внутренней природе человека/ Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева// Детский сад со всех сторон. – 2001. – №6. – С.2-3.
14. Кабачек, О. Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики /О. Л.Кабачек// Психолог в детской библиотеке: Проблемы. Методика. Опыт. Сб. метод. материалов. – М., 1994. – С.22-24.
15. Каган, М. С. Социальные функции искусства/ М. С. Каган. – Л.: о-ва «Знание» РСФСР. Ленингр. орг., 1978с. –34с.
16. Каган, М. С. Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. пособие/ Каган М. С., Сергеев К. А., Светлов Р. В. и др.; Под ред. Кагана М. С. и др.; Санкт-Петербург. гос. ун-т. – Изд-во Санкт-Петербург. Петербург. Ун-та, 1995. – 309с.
17. Каган, М. С. Культура – философия – искусство (Диалог)/ М. С. Каган, Т. В. Холостова. – М.: Знание, 1988. – 64с.
18. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогв, врачей и специалистов, работающих с детьми./ М. В.Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160с.
19. Колошина, Т. Ю. Арт-терапия в терапии кризисных состояний личности и группы: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 19.00.05/ Т. Ю. Колошина; [Яросл. гос. ун-т им. П. Г.Демидова]. – Ярославль, 2002. – 26с.
20. Кон, И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива/ И. С.Кон – М.: Наука, 1988 – 271с.
21. Копытин, А. И. Арт-терапия в эпоху постмодернизма/ Научн. ред. и пер. А. И.Копытин. – Спб.: Издательство «Речь» совместно с издательством «Семантика-С», 2002. – 224с.
22. Копытин, А. И. Системная арт-терапия/ А. И.Копытин. – СПб: Питер, 2001. – 224с.
23. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии/ А. И.Копытин – СПб.: Питер, 2002. – 368с.
24. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии/ Л. Д.Лебедева. – Спб.: ЛОИРО, 2000. – 200с.
25. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л. Д. Лебедева. – Спб.: Речь, 2003. – 256с.
26. Лебедева, Л. Д. Теоретические основы арт-терапии/ Л. Д.Лебедева//«Школный психолог» – 2006г. – №3(361). – С.9-11.
27. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304с.
28. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка/ М. И.Лисина, под редакцией Рузской А. Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384с.
29. Маслова, Л. П. Педагогика искусства: теория и практика/ Л. П.Маслова. – Новосибирск, 2000. – 125с.
30. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248с.
31. Медведева, Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под. ред. Е. А.Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224с.
32. Медведева, Е. А. Образовательное пространство «Полихудожественная среда» как условие социокультурного становления личности ребенка с легкими формами психического недоразвития/ Е. А. Медведева// Коррекционная педагогика. – 2007 г. – №3(21). – С.15-26.
33. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстет. воспитания. Кн. для учителя/ Б. М.Неменский. – М.: Просвещение, 1981. – 191с.
34. Неменский, Б. М. Пути очеловечивания школы/ Б. М.Неменский// Новое педагогическое мышление, под ред. А. В. Петровского. – М., 1989. – с.137
35. Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ К. Р. Роджерс; пер. с англ. М. Злотник. – М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001. – 416с.
36. Сакович, Т. В. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/ Т. В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003 – 30с.
37. Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии/ А. В.Сизова// научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» – 2005. – №3(9). – С.76-80.
38. Сизова, А. В. О новом направлении оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии/ А. В. Сизова // Коррекционная педагогика. – 2005. – №1. – С.53-54.
39. Сорока-Росинский, М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – с.224 (Антология гуманной педагогики).
40. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий/ Б. М.Теплов. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 535с.
41. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т./ Д. И. Фельдштейн. – М.: Издательство Московского психолого-социального института: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
42. Хрисанова, Е., Сергеева, Н. Артпедагогика в системе современного воспитания/ Е. Хрисанова// Народное образование. – 2003. – № 7. – С.137-143.
43. Чехов, М. А. Литературное наследие: [В 2т.]. – Т.2./ М. А. Чехов. – М., 1995. – 542с.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Игры с песком – одна из естественных форм активности ребенка. Песок влечет, его хочется трогать, пересыпать из ладошки в ладошку. Из песка хочется строить, сооружать замки, башни, целые города… Песок может быть хранителем тайн, детских «секретов». Что же дает игра с песком Вашему малышу?
Через знакомство с песком как с природным материалом развивается исследовательская позиция ребенка. В экспериментах с песком у ребенка развивается наблюдательность, умение концентрировать внимание, высказывать свои предположения.
Песок побуждает ребенка к творчеству, созидательной активности, гармонизирует эмоциональное состояние. Постепенно, знакомясь с песком, его свойствами, ребенок переходит к свободной Творческой активности. Каждый становится создателем своего Мира, своей волшебной песочной страны, в которой как в зеркале открывается внутренний мир вашего ребенка с его мыслями, желаниями, чувствами.
Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:
1. Деревянный ящик размером 50x70x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей.
2. Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.
Наши дети - «особые», с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями – с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы предприняли попытку проводить игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема
Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.
«... - Здравствуй, мы пришли с тобой в эту комнату, чтобы поиграть с песком. Давай поздороваемся с ним... Опустим в песочек руки... Что ты чувствуешь, песок какой - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай поскользим «змейкой...»
Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.
Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубока зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д.
После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.
Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.
Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.
Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.
Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.
Занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.
Действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции.
При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.
При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Естественные природные объекты и миниатюрные фигурки ребенок может найти на полках и размещает в песочной композиции. Работа с песочницей позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.
Кроме того, песочница - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, к трудовой деятельности, для овладения специальными движениями.
Занятия способствуют:
обогащению сенсорного опыта ребенка;
развитию исследовательской позиции;
развитию эмоциональной сферы (понимание своих чувств и чувств других людей);
проживанию актуальных чувств, состояний;
развитию коммуникативной сферы (навык сотрудничества, умение договариваться, чувствовать свои границы и окружающих людей);
развитию творческой, созидательной активности ребенка.
Результаты программы:
ребенок научится исследовать собственные чувства и желания;
ребенок получит опыт эффективного общения со сверстниками;
ребенок научится справляться с трудными ситуациями при помощи своих внутренних ресурсов;
ребенок расширит свои знания об эмоциях, научится понимать эмоциональное состояние других людей.
Занятия включают:
разнообразные игры (игры на знакомство, активные игры, игры с перевоплощениями, направленные на сплочение ребят, снятие эмоционального напряжения);
песочная терапия для детей (создание песочных стран);
творчество (выполнение творческих заданий, связанных с рисованием, лепкой, аппликацией, направленных на закрепление полученного опыта, выражение эмоционального состояния);
релаксационные игры (спокойные игры, позволяющие расслабиться, почувствовать свое состояние, снять мышечное напряжение).
Задания:
Отпечатки наших рук.
Чувствительные ладошки.
Что спрятано в песке.
Рисуем пальцами.
Рисуем палочками.
Буквы на песке.
Сказки на песке.
Песочный город.
Секреты сухого и мокрого песка.
Путешествие по песочной стране.
Познавательные игры на песке.
ОСЕННЯЯ КАРТИНКА
Цели: развитие внимания, связанного с координацией движений;
развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
развитие пространственного мышления,
развитие умений выполнять действия по инструкции,
коррекция умения сравнивать величины.
Оборудование: песочница, сосуд для увлажнения песка, муляжи тучек, пластмассовые формы для песка - «ручки».
Ход занятия:
1. Психнастрой
2. Речевой настрой:
Раз вдохнули, два вдохнули,
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки.
3. На прошлом занятии мы выяснили, что мы работаем с песком, что он - светлый, прохладный, сухой, сыпучий. На нем остаются следы, следовательно, мы можем рисовать.
- отпечатаем ладошки;
- «погружаем» ладошки в песок;
- возьмите правую «ладошку» (левую), наложите на нее свою ладошку. Что больше, что меньше?
(с неговорящими детьми комментарий проводит взрослый).
4. Какое у нас сейчас время года? (осень). Взрослый кладет на песок тучку (или рисует). Часто идет дождь, и мочит землю. Проведем линии от тучки вниз, на землю (с малышами - «рука в руке»).
Идет дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка! Как мы ее назовем?
5. Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть. У меня сейчас вот такое настроение - рисуем, какое. Я испытываю радость от общения с тобой.
6. Отряхнем руки, и - в группу. Но по пути зайдем и вымоем руки с мылом. Спасибо, до свидания.
СЕКРЕТЫ МОКРОГО ПЕСКА
Цели: познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого (подвести к выводу);
научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур,
стабилизация эмоционального состояния.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Психнастрой.
3. Повторение свойств сухого песка.
4. Что нужно сделать, чтобы песок стал влажным? (добавить воды)
Выливаем немного воды, перемешиваем так, чтобы половина песочницы была мокрой, а половина - сухой.
Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный, мокрый, сырой, он перестал быть рассыпчатым, из него теперь можно что-нибудь слепить, он не «течет», а падает).
Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из мокрого песка слепить буквы, например, или цифры).
Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок - вязкий, из него можно делать любые формы.
ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Цель: Развитие мышления, моторики.
Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Предварительная работа с песком - «Чувствительные ладошки», логомоторная и пространственно-временная ориентация.
Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.
Загадки:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж...
Что же это?.. (Карандаш)
Сели птицы
На страницы
Знают быль и небылицы. (Буквы)
Белый камушек
Растаял,
На доске
Следы оставил. (Мел)
Прежде, чем его мы съели,
Все наплакаться сумели. (Лук)
Телятки гладки
Привязаны к грядке,
Лежат рядками,
Зелены сами. (Огурцы)
По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тех, кто в речку угодил,
Вниз утащит..(крокодил).
Итог занятия.
УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.
Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Ребенку предлагается, используя устное описание, угадать, что спрятано в песке. Для самопроверки - отыскать. Можно задать направление поиска: справа вверху, слева внизу и т.п.
Итог занятия
ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Стимульный материал: Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.
Ход игры:
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Кроме того, обращаем внимание на животных, которые живут рядом с человеком.
Итог занятия
ГОСТИ В ОГОРОДЕ
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Стимульный материал: Игрушечный домик, песочница, фигурки Вани, Козы, Петуха, Барана, Зайца, овощей, счетные палочки - заборчик.
Ход игры:
Взрослый рассказывает историю:
Нынче Ваня очень занят –
У него не счесть забот,
Грядки нынче полет Ваня,
Поливает огород.
Ох, трудна моя работа,
Ох, болит спина и бок,
Ох, устал я отчего - то,
Ох, пойду посплю часок.
Нынче много дел у Вани,
У него не счесть забот -
Только лег на лавку Ваня –
Гости входят в огород.
- Это я, Коза Козловна!
Ме-ме-е-е-е, хозяев нет?
Хорошо, когда на грядке
Для тебя готов обед!
(что выберет Коза?)
- Это я, Петух Петрович!
Ку-ка-ре-ку-у-у-у – хозяев нет?
Хорошо, когда на грядке
Для тебя готов обед!
(что заберет Петух?)
- Это я, Баран Бараныч,
Бе-е-е-е – хозяев нет?
Хорошо, когда на грядке
Для тебя готов обед!
(что выберет Баран?)
- Это я, Косой Зайчишка!
Скок - поскок, хозяев нет?
Хорошо, когда на грядке
Для тебя готов обед!
(что выбрал Заяц?)
Нынче много дел у Вани,
У него не счесть забот,
Только встал с скамейки Ваня –
Гости мигом из ворот.
- Где морковь, а где капуста?
Лук исчез, пропал салат...
Ох, беда, на грядке пусто –
Кто же в этом виноват?!
-Ты один и виноват!
По окончании истории взрослый предлагает огородить грядки - помочь Ване сделать забор из цветных палочек.
Итог занятия
КОВЕР-САМОЛЕТ ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ
Цель: Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.
Стимульный материал: Треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.
Ход игры:
Взрослый рассказывает сказку.
В сказочном царстве принцесса жила,
Очень красива, добра и мила.
Вдруг прилетел огнедышащий змей,
Чтоб на принцессе жениться скорей
И унести в мир страха и тьмы,
Сделать царицей змеиной страны.
Нам надо принцессу от змея спасти,
В заморские страны ее увезти.
Построим, ребята, ковер-самолет,
Нашу принцессу он точно спасет.
Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.
После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.
1. Найди и покажи самый маленький круг.
2. Найди и покажи самый большой квадрат.
3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.
4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.
5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.
ДЕТСКИЕ СЕКРЕТИКИ
Цель: развивать мышление, воображение.
Стимульный материал: Песочница, набор миниатюрных игрушек.
Ход игры:
У взрослого готова карта-схема с условными обозначениями домов, леса, гор, рек и т.д. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретки сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
ЦВЕТНЫЕ ЗАБОРЧИКИ
Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.
Стимульный материал: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки.
Ход игры:
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета.
Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
ОБЩИМ СЛОВОМ НАЗОВИ И ЗАПОМНИ
Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д. В конце игры дети сочиняют сказочную историю.
Литература
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., «Чудеса на песке» Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей., С-Петербург, 1998.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб, 1998.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. СПб, «Детство-пресс», 2001.
4. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь», 2002.
5. Эль Г. «Человек, играющий в песок». Динамическая песочная терапия., СПб, „Речь", 2007.
6. Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер. «Практикум по игровой психотерапии» СПб, «Питер», 2001.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А.. «Проективная диагностика в сказкотерапии», СПб, «Речь», 2003.
8. Катаева А.А., Стребелева Е.А., «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», Книга для учителя, М., 1993.
9. Родина А. М. Работа с песочницей // Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001.
10. Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А.Бадхена, В.Е.Кагана. - М.: Смысл, 1997.
11. Материалы сайтов: http://festival.1september.ru.
12. Стебенева Н. Город на песке (по материалам сайта)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа факультативных занятий по речевому развитию для старшего дошкольного возраста «ЛОГОЗАВРИЯ»
Дети с дизартрией с трудом овладевают звуковым анализом. Постановка нарушенных звуков часто затруднена, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи ребенка. Специфика речевого ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...