Сценарий занятия с родителями тема: «Как преодолеть кризис трех лет»
методическая разработка на тему

Сценарий занятия с родителями тема: «Как преодолеть кризис трех лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya_s_roditelyami.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия с родителями

Тема: «Как преодолеть кризис трех лет»

Третий год жизни ребенка... Кажется, самое трудное позади, ребенок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются , что конец раннего возраста - один из труднейших периодов в жизни и ребенка, и взрослого. Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т.п., все чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей.

«Что происходит с ребенком? Неужели мы плохо его воспитали? Как заставить его быть послушным?» - именно эти вопросы  все чаще и чаще задают себе родители, когда ребенок достигает 3-х летнего возраста.

Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис 3-х лет это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.

Поэтому проблема развития и воспитания детей 3-х летнего возраста актуальна  в условиях и дошкольного, и семейного воспитания. И требует  ее совместного решения как со стороны педагога, так и со стороны родителя.  

ЦЕЛЬ:   -    актуализировать проблемы воспитания и равития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения;

- повысить педагогическую культуру родителей.

ЗАДАЧИ:

*привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-х летним ребенком;

* наметить пути и способы преодоления з-х летнего кризиса ребенка.

*сплотить родительский коллектив;

* пополнить арсенал  знаний родителей по конкретному вопросу .

       

УЧАСТНИКИ: педагог-психолог, воспитатель, родители.

ПОДГОТОВКА.

1.За две надели до начала собрания родителям  раздаются письменные  приглашения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании .

 

                                          ПРИГЛАШЕНИЕ

             

              Если стали замечать Вы, что с ребенком сладу нет,

              То скорей к нам поспешите - мы найдем на все ответ.

              Мы научим, мы расскажем как капризы побеждать,

              Как с ребенком подружиться, как хвалить и как ругать!

              Уважаемые Светлана Николаевна и Юрий Иванович!

Если Вас заинтересовали вышеперечисленные проблемы и Вы хотите поделиться опытом семейного воспитания - мы приглашаем Вас  на занятие

на тему : «Как преодолеть кризис 3-х летнего возраста»,

которое состоится 10 октября  в 17.30.

                                          С нетерпеньем ждем Вас!

                               

                             

2.Для каждого родителя готовятся разноцветные  полоски цветной бумаги

(красной, желтой, зеленой, оранжевой, фиолетовой , черной).

3.Педагог-психолог

* готовит плакат с изображением семиконечной звезды

*предоставляет консультативный материал в родительский «уголок» на темы: «Если малыш капризничает..», «Особенности развития детей 3-х летнего возраста», «Я-сам» и т.п.

*разрабатывает памятки для родителей.

ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ.

Занятие проводится в просторном помещении, стулья и столы расположены группами, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга. На столах лежат полоски цветной бумаги, булавки, ручки, карандаши или фломастеры, чистые листы бумаги, клубок ниток.

К доске прикрепляется плакат с изображением «Семиконечной звезды» на фоне неба.

                                      ХОД  ЗАНЯТИЯ

1.Ведущий (воспитатель) открывает собрание кратким вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников занятия.

Родители сидят за столами, разбившись на группы. Ведущий предлагает им изготовить визитку из цветной бумаги .Цвет избирается каждым участником по желанию(цвет символизирует сиюминутное настроение). Используемые цвета : красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный. Ведущий задает родителя вопрос: «Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?», а участники пишут либо имя, либо имя отчество, либо уменьшительно ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.

Цель: оценить эмоциональное состояние участников  в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветовой методики А.Лутошкина.

Критерии оценки:

Красный -восторженное настроение  

Желтый-светлое, приятное

Оранжевый- радостное

Зеленый- спокойное

Фиолетовый- тревожное, напряженное

Черный-уныние, полное разочарование, упадок сил

Родители должны представиться, и по желанию объяснить другим идею (замысел) своей визитки или почему выбрано именно такое обращение .

2. Выступление психолога .

«Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс- это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов». (психолог обращает внимание на плакат с изображением семиконечной звезды).

1 симптом- ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот,только потому, что его об этом попросили, при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое»,-говорит мама, а ребенок вопреки очевидному: «Нет оно черное». Негативизм - это отношение не к предметной ситуации, а к человеку.)

2 симптом -упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел)

3-строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).

4 - своеволие (ребенок все хочет делать сам).

Остальные три симптома встречаются реже:

5- Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).

6 - Обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть).

7 - В семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих.Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики.Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса,подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». Ребенок все чаще произносит: «Я-сам», что говаорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.Появляется «гордость за достижения», ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка- переживание успеха или неуспеха.Он сам начинает смотреть на себя глазами другого.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И , наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

                Некоторые особенности проявления кризиса З-х лет

-Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

- Как правило фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте- тоже вещь вполне нормальная.

-Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

-Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

-Девочки капризничают чаще мальчиков.

-В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз!

-Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями.Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стоны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

3. «Есть мнение...»

Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием  какой-то  проблемной ситуации и каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический и фантастический) решения данной проблемы.

Варианты проблемных ситуаций.

Что делать, если...

1.Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать...

2.Вы моете посуду,  ребенок упорно настаивает : «Я-сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить...

3.Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать- не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство , напряжение...  и т.п.

4.ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества : ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность -демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».

Что могут сделать родители :

Не придавайте большого значения упрямству и капризности.Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в  это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая  плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка....). «А что это там за окном ворона делает?»-подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится

 5. РИСОВАНИЕ .Далее родителям предлагается в течение 8-10 минут порисовать на тему

«Мир детства и мир взрослых», а потом дать пояснение к своему рисунку.

Вопросы к родителям:

-Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на вашем рисунке?

-Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?

-В каком мире вам хочется быть сейчас?

-Как вы думаете, что хотят сказать взрослые на этом рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым?

-Есть ли на рисунке место конфликту? Где?

Пусть родители попробуют проиграть ситуацию взаимодействия взрослого и ребенка, которые могут разрешаться как конфликтным, так и без конфликтным способом. В процессе проигрывания заявленной ситуации важно прояснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов регулирования на ситуацию.

6.САМООЦЕНКА участников занятия, в ходе которой с целью обобщения вышесказанного каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что.....

примерные ответы:

*К 3 годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе

трех лет.

*Этот кризис внешне проявляется  в негативизме, упрямстве, строптивости.

*К 3 годам возникает особый поведенческий комплекс - «гордость за достижения», который охватывает все главные сферы отношений ребенка: к предметному миру, к другим людям, к самому себе.

*Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания.

*Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству и т.п.

7.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

в качестве рекомендаций родителям выдаются памятки

        Советы психолога

 - Взрослые должны сохранять общее положительное отношение

    ребенка к самому себе;

 - Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;

 -Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте

   больше самостоятельности;

 - Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувст-

    вовал вашу заинтересованность в делах;

 -Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели,

  это станет устойчивой формой поведения;

 - Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте

    в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

 - Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему

   что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в

   дальнейшем он будет вести себя лучше.

 - Постарайтесь поменьше читать мораль,устанавливать запреты,

    наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых

   компромиссов.  

8.Оценка. От участника к участнику передается клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, то этот человек делится своими впечатлениями о том, как он себя чувствовал в начале, в процессе и на завершающем этапе работы, высказывает свои пожелания.

9.Минута благодарности. Воспитатель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в ходе занятия, делился на нем опытом семейного воспитания.

             

                                               Список литературы

1.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Искусство общения с ребенком».М;-2004.

2.Смирнова Е.О. «Психология ребенка».М.; 1997.

3.Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей».Ярославль.1997.

4.Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику».М.; 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как преодолеть кризис трех лет?", Словесные игры по дороге домой для детей 3-4 лет.

Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности в период преодоления кризиса и что могут сделать родители для того, чтобы ребенок вышел из кризиса с набором положи...

Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому ...

Консультация для родителей «Как преодолеть кризис трех лет?»

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерян...

Консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?"

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу ...