Проект по гендерному развитию
проект (младшая группа) на тему

Дергач Алена Юрьевна

Актуальность темы.

   Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к трем- четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок  усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №2

"Образовательный центр"

с. Большая Черниговка муниципального района

Большечерниговский Самарской области

Структурное подразделение  «Детский сад №2»,

реализующее программы дошкольного образования

Проект в первой младшей группе.

Тема:  «Гендерное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности».


                                                        Воспитатель: Захаркина Л. В.  

                                                                                            Огурешникова А.Ю.

             

                   

             

                                                               

2014 год

Актуальность темы.

   Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к трем- четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок  усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

   Актуальность данного проекта нашла свое отражение  в том, что – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения.

Цель и задачи проекта.

   Учитывая актуальность этой темы, а так же реализуя одно из приоритетных направлений, а именно «полоролевая социализация детей раннего возраста в игровой деятельности», мы поставили перед собой цель: способствовать благоприятному протеканию гендерному подхода к воспитанию мальчиков и девочек в игровой деятельности.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

-изучить психологические и другие  особенности мальчиков и девочек;

-определить особенности содержания и игровых стилей  у мальчиков и девочек;

-  создать условия в группе раннего возраста для гендерного воспитания детей;

-изготовить картотеку игр для мальчиков и девочек;

- повысить уровень педагогической грамотности в вопросах воспитания мальчиков и девочек.

  Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие детей, чтение художественной литературы, игровую деятельность воспитанников и просвещение родителей по вопросам воспитания детей разного пола.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Подбери пуговицы для платья», «Бусы для куклы», «Найди пару варежке», «Подбери одежду для куклы Кати», «Крупный строительный материал», «Сборно-разборные игрушки», «Поручение», «Подбери пару по цвету», «Подбери одежду для куклы Вани», «Гараж для машины».

Подвижные игры; «Мотылек», «Поезд», «Автомобили», «Собери мячики», «Птичка», «Воробушки», «Мышки-трусишки».

Сюжетно-ролевые игры «Машина едет по улице», «Строим забор», «Медвежонок чинит машину», «Машина хочет быть чистой», «К нам пришел доктор», «Игры с Жучкой», «Наводим чистоту», «Знакомство с куклами»

Подборка художественной литературы;

Сказки; «Колобок», «Три поросенка», Книги о животных, машинках, богатырях, «Курочка ряба», «Заяц, лиса и петух», «Маша и медведь». Детские стихи А.Барто. Потешки, колыбельные

Работа с родителями;

  • Изготовление буклета для родителей на данную тему ;
  • Книжка передвижка для родителей «У вас растет мальчик», «У вас растет девочка».

Подведение итогов проекта:

Наблюдение за поведением детей в игровой деятельности, в общении друг с другом показали, что у них расширился кругозор, повысился интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениям. У детей расширились представления о различиях между мальчиками и девочками.

Проект: краткосрочный

Участники проекта: воспитанники первой младшей группы, родители.

Количество девочек-7  человек

Количество мальчиков-11 человек

Срок реализации проекта: неделя

Подвижные игры:

«Мотыльки».

Цель: Повысить двигательную активность, выполнять действие в соответствии с текстом. Ход игры:

На зеленом на лугу

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают (мягкие коврики разложены по группе, дети порхают с кочки на кочку)

Таня вышла на лужок

У нее в руках сачок

Берегись ка мотылек

Улетай скорей, дружок (взрослый держит в руках сачок, пытается поймать мотылька. Дети убегают).

«Птичка».

Цель:Способствовать развитию умения быстро бегать.

Ход игры:Воспитатель поет:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

посиди, не улетай.

Улетела- ай!

Воспитатель превращает детей в «птичек», они летают, махая руками, как крыльями. Воспитатель зовет их к себе, предлагает птичек покормить зернышками.

«Воробушки».

Цель: Формировать умение детей соотносить свои движения со словами взрослого.

Ход игры:

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят

Погулять они хотят

И тихонечко летят

Полетели, полетели

И на веточку уселись

Перышки почистили,

Хвостиком встряхнули

Опять полетели

На дорожку сели

Прыгают, чирикают, зернышки клюют (движения согласно тексту).

«Мышки-трусишки».

Цель: Побуждать детей действовать в соответствии со словами.

Ход игры: Дети мышки-трусишки, они идут по группе со словами:

Вышли мышки как то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два, три-четыре,

Мышки дернул за гири. (мышки имитируют движение руками)

Вдруг раздался страшный звон,(ударяем в бубен)

Убежали мышки вон (дети убегают)

«Автомобили».

Цель: Формировать умение двигаться сохраняя направление, выполнять действия в разных условиях, закреплять представление о форме, цвете предмета, вызвать чувство радости от общения со сверстниками и взрослыми.

Ход игры: Дети изображают автомобили, встают за обозначенной чертой-гараж. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге(ехать в одном направлении не наталкиваясь друг на друга). По сигналу автомобили «Автомобили в гараж!» дети меняют направление и едут в гараж.

Дидактические игры:

«Крупный строительный материал».

Цель: Формировать умение свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно отрывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки.

«Бусы для куклы»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, запоминание формы и цвета.

Ход игры: Предложить сделать бусы для куклы.

«Гараж для машины».

Цель: Формировать умение соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования.

Ход игры: Предложить построить гараж для маленькой машинки, и такой же для машинки большего размера.

«Поручение».

Цель: Формировать умение различать размеры и цвета предметов, контролировать результат.

Ход игры:Показать ребенку игрушки и предметы, предложить назвать их, рассказать, какого они цвета и размера.

Дать следующие задания:

  • Большую собачку напоить чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка показывает свое недовольство, «рычит» или «отворачивается»; так же при ошибке ведут себя другие игрушки)
  • Поставь матрешку рядом с красным мячиком;
  • Попляши вместе с куклой;
  • Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
  • Большую собачку посади рядом с маленькой и т.п.

В конце игры попросите ребенка помочь убрать игрушки и предметы, использованные в игре.

«Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати».

Цель: Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки(женская и мужская одежда), закреплять умение узнавать и называть одежду         ( шорты, юбка, рубашка, платье и т.д.).

Ход игры: Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить , какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.

«Сборно-разборные игрушки».

Цель: продолжать учить действию со сборно-разборной игрушкой, разъединять и соединять части матрешки, с учетом соотношения их величины и положения в пространстве. Ввести понятие большая, поменьше, маленькая. Развивать более точный глазомер и координацию движений рук.

Материал:матрешка (высотой 10-12см.), матрешка (высотой 6-8см.),

неразборная (2-3см.) из одного комплекта (из расчета на одного ребенка).

«Найди пару варежке».

Цель: учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такая, не такая; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.

Материал:кукла, 4 пары варежек сделанных из картона (красного, синего, желтого, зеленого цвета).

Сюжетно-ролевые игры:

«Машина едет по улице»

Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, и спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется, подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет по городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжая их), к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия («Я поеду в гараж», «Мне надо на дачу»).

Примечание. К 3 годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя.

Игра-ситуация «Мойка машин»

Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит: «Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему, она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку, протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!».

«Машина хочет быть чистой».

Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая внимание детей, говорит удивленным тоном: «Много скопилось машин! Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты, Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, Сережа идут к нам. Берите шланги, тряпки, ведра. Мойте машины. Ловко получается! Раз-два, окна заблестели! Три-четыре, дверцы стали чистыми! Колеса тоже надо мыть. Все машины помыли. Послушайте, что говорит Алешина машина.

Теперь я стала чистою,

И солнышко лучистое

Отсвечивает искрами,

Светлее лес и луг.

Сквозь стекла запыленные

Была лужайка темною,

Теперь и лес, и улица

Зазеленели вдруг.

Можно ехать дальше. Кто куда едет? Может, нам по пути? Я – в гараж. Ты, Саша, куда едешь? (В город.) А ты, Женя? (На дачу.) Поехали!».

«Медвежонок чинит автомобиль».

Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машины.

Медвежонок. Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Р-р-р… Ой, что-то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р… Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.)

Воспитатель (говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везет, машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р… Р-р-р… Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р… Р-р-р… У-у-у… Фыр-р-р… Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.

Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания! (Поет.)

Ты гуди сильней, мотор,

Я – умелый шофер.

Надо – влево руль кручу,

Надо – гайку подкручу,

Дам сигналу погудеть —

Должен все шофер уметь.

Игра-ситуация «Ремонт машин» («Диалог шоферов»)

Воспитатель и ребенок играют в шоферов.

Первый шофер (воспитатель). Добрый день, друг. У меня беда – машина сломалась. Поможешь?

Второй шофер. Добрый день. Помогу.

Первый шофер. Какие у тебя есть инструменты?

Второй шофер. Молоток, гвозди.

Первый шофер. Это пригодится. Давай послушаем мотор. (Слушают.) Слышишь, как стучит?

Второй шофер. Слышу.

Первый шофер. Тогда постучи вот здесь. (Второй шофер стучит.) А теперь послушай. Сильно стучит или нет?

Второй шофер. Нет.

Первый шофер. Теперь давай колеса менять?

Второй шофер. Давай.

Первый шофер. Снимай старое колесо и ставь новое. (Воображаемые действия.) Поставил? Молодец, спасибо, ты очень мне помог. Счастливого пути!

«Игры с Жучкой».

Воспитатель подходит к игрушечной собачке и обращается к играющим детям: «Возле нашего детского сада гуляет собачка. Как ее зовут, я не знаю. Кто ее хозяин? Миша, ты? Что же ты так далеко ушел, твоя собачка испугалась. Смотри, она прижала ушки, испуганно смотрит по сторонам. (Ребенок берет собачку.) Собачка, ты любишь своего хозяина? А ты, Миша, любишь свою собачку? Давайте, ребятки, спросим у хозяина собачки, как ее зовут. (Ребенок называет имя собачки.) Ее зовут Жучка. А что она умеет делать? Жучка, ты умеешь прыгать? Прыгай через палочку. (Мальчик держит палочку, а воспитатель берет собачку – и собачка «перескакивает через барьер».) Ай да молодец, Жучка. Еще раз, еще раз. Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска? (Ребенок дает собачке «корм», она «ест».) Смотри, Мишенька, твоя собачка виляет хвостиком, радостно скулит, ластится. Она наелась и повеселела. А теперь, Жучка, можешь идти спать. Где твое место? На коврике? А где коврик?» (Ребенок показывает.)

Далее дети играют с собачкой самостоятельно.

«Строим забор».

Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Галя? Тоже домик? Я вижу, на стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить заборы. Дети, вам хочется, чтобы домик был с заборчиком? У Сашиного домика будет забор и у Галиного домика тоже будет забор. Тогда начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.

Мы решили строить дом

Для своих зверюшек.

Дом построен, и теперь

Нам заборчик нужен.

Доски обтесали,

Крепко прибивали.

Тук-тук, перестук,

Доски обтесали.

Тук-тук, перестук,

Крепко прибивали.

Хорошие заборы получаются. Вот заборы готовы. К Сашиному забору подошла киска, мурлычет. Давайте пустим ее в дом. На Галин забор взлетел петушок: «Ку-ка-ре-ку!» Получилась настоящая деревня».

«К нам приехал доктор».

Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки – зайку, мишку, куклу, ежика – и говорит: «Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет».

«Доктор» слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.

Воспитатель. Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я – медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.

Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.

Воспитатель говорит: «Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно».

Игра продолжается.

«Знакомство с куклами».

Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывая любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться?» Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога: «Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?»  Дети сами могут придумывать имена куклам.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №2

"Образовательный центр"

с. Большая Черниговка муниципального района

Большечерниговский Самарской области

Структурное подразделение  «Детский сад №2»,

реализующее программы дошкольного образования

«Мальчики и девочки»

План-конспект по гендерному воспитанию в 1-ой младшей группе.

                                                        Воспитатель: Захаркина Л. В.  

                                                                                            Огурешникова А.Ю.

             

                                                                                                 

2014 год

Задачи:

"ОО" Речевое развитие-  активизация словаря: одежда для мальчиков: рубашка, брюки, носки, ботинки; одежда для девочек: платье, бант, туфли.

"ОО" Социально-коммуникативное развитие- продолжать воспитывать доброжелательно относиться к товарищам, развивать чувство уверенности в самом себе, решительность и коммуникативные способности при общении со сверстниками, воспитывать дружелюбие и радость за товарища.

"ОО" Художественно-эстетическое развитие- развивать интерес к музыке, формировать умение выполнять простейшие танцевальные движения, развивать восприятие музыкального текста.

"ОО" Позновательное развитие- развивать  классификационные умения на примере предметов одежды.

Оборудование: иллюстрация с изображением семьи, мужская и женская одежда, кукла-мальчик, кукла-девочка, ТСО, музыкальный центр.

Предварительная работа:  
• беседа с мальчиками «Мальчики защитники слабых»
• беседа с девочками:  «Девочки – мамины помощницы»
• рассматривание иллюстраций с изображением семьи
• чтение русской народной сказки «Курочка Рябя»
• разучивание потешек «Ладушки», «Едем, едем к бабе к деду»

Методы и приемы: беседа, символическая игра, дидактическая игра.

Логика НОД :

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Итог:

Воспитатель здоровается с мальчиками и девочками. Предлагает обратить внимание воспитанников на волшебный пакет в его руках.

Предлагает положить в пакет свои имена написанные на листочках с помощью воспитателя.

Достает по очереди листочки с именами, называет их  и пытается уточнить кому оно принадлежит? (мальчику или девочке).

Предлагает поиграть в игру «Кто во что одет».

Поочередно вызывает девочку и мальчика и рассматривают во что они одеты.

Физ. минутка: «Едем, едем к бабе к деду».

Предлагает с помощью волшебного пакетика превратить девочек в бабочек, а мальчиков в зайчиков.

Благодарит вос-ов и задает вопросы:

- вам понравилось занятие?

- в какие игры вы играли?

- что больше всего понравилось?

- что нового вы узнали?

Воспитанники здороваются с воспитателем и обращают внимание на волшебный пакет в руках воспитателя.

Кладут листочки со своими именами в пакет.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Играют в игру «Кто во что одет».

Рассматриваем одежду на кукле-мальчике и на кукле-девочке.
Поочередно выходят к воспитателю.

Девочки – бабочки и мальчики – зайчики добрые, вежливые. Бабочки – девочки летают спокойно, не наталкиваются друг на друга. Мальчики – зайчики будут прыгать высоко и весело.

Девочки – бабочки и мальчики – зайчики очень дружные.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Сформированно вежливое отношение к взрослым.

Сформированно умение отвечать на вопросы воспитателя.

Сформированно умение различать одежду для девочек и мальчиков.

Сформированно вежливое отношение к сверстникам.

Умеют отвечать на вопросы воспитателя.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №2

"Образовательный центр"

с. Большая Черниговка муниципального района

Большечерниговский Самарской области

Структурное подразделение  «Детский сад №2»,

реализующее программы дошкольного образования

Конспект занятия по гендерному воспитанию детей

первой младшей группы

на тему: «Такие разные мальчики и девочки».

                                                                    Воспитатель: Захаркина Л. В.  

                                                                                            Огурешникова А.Ю.

2014 год

Конспект занятия по гендерному воспитанию детей младшего возраста

 на тему: «Такие разные мальчики и девочки».

Задачи:

1. Познавательное развитие: формировать умение детей различать свой пол, назвать фамилию и имя.

2. Социально-коммуникативное развитие: развивать мышление, воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу, закреплять навыки культурного поведения: здороваться, прощаться.

3. Речевое развитие: способствовать развитию активной речи, вовлекать в разные формы речевого общения.

4. Физическое развитие: развивать мелкую моторику рук, развивать внимание, память.

Материалы: Куклы Ваня и Маша, мелкие игрушки, три коробки, картинки с изображением одежды.

Логика НОД.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Итог:

Обращает внимание вос-ов на гостей, предлагает с ними поздороваться.

Читает стих-е: «Мы такие разные».

Обращает внимание вос-ов на то, что в гости пришли еще и их друзья: куклы Маша и Ваня. Предлагает поздороваться с ними.

Предлагает вос-ам определить кто же из них мальчик, а кто девочка. Определить во что они должны быть одеты, их различия с помощью картинок с изображением одежды.

Физ. минутка: Пальчиковая гимнастика "Семья"

Обращает внимание вос-ов на большую коробку с перемешенными игрушками и предлагает разложить по разным коробкам игрушки для девочек и игрушки для мальчиков.

Благодарит вос-ов и задает вопросы:

- вам понравилось занятие?

- в какие игры вы играли?

- что больше всего понравилось?

- что нового вы узнали?

Здороваются с гостями.

Здороваются с куклами Машей и Ваней.

Определяют кто из кукол мальчик, а кто девочка и чем они отличаются.

Выполняют физ.минутку.

Раскладывают игрушки по коробкам: для мальчиков и девочек.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Умеют здороваться с гостями.

Умеют различать кукол мальчика и девочку и их различия.

Умеют различать игрушки девочек и мальчиков.

Умеют отвечать на вопросы воспитателя.

Консультация для родителей

на тему:

«Гендерное воспитание ребенка в семье».

В работе детских садов все чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в воспитании». В связи с новыми требованиями к образовательной программе  формирование гендерной принадлежности – одна из задач, стоящих перед современными педагогами.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.  

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится,  что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться.

При обучении и воспитании детей  важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах,  в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

  • От отношения родителей к ребенку
  • От характера родительских установок
  • От привязанности матери к ребенку
  • От привязанности ребенка к матери
  • От роли отца в воспитании ребенка

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.

Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.

Естественно, что для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. И доверие, и забота необходимы как мальчикам, так и девочкам, однако здесь следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей.

Мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы. Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик, скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет чувствовать, что ее любят.

Ошибки воспитания

Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша.

Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем.

Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.

Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.

Некоторые родители отрицают, что воспитывают своих сыновей и дочерей неодинаково, между тем это не так. Различия в воспитании наблюдаются в самом раннем возрасте. Особенно неодинаково к детям разного пола относятся отцы. Папа может мало общаться с ребенком на первом году его жизни, предоставляя заботы о малыше маме, а по мере взросления ребенка он более охотно и часто занимается с сыном, нежели с дочерью.

Пример родителей

На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца.

Кроме того, на характер ребенка оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например, женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и наоборот.

Я хочу предложить Вам небольшую игру. Разделимся на 3 группы (группа родителей девочек, группа родителей мальчиков и  группа родителей имеющих оба пола детей - эксперты).

Постарайтесь определить, какие из характеристик подходят к мальчикам, а какие – девочкам:

Нежность        

Ласковость

Мужественность

Застенчивость

Смелость

Находчивость

Отзывчивость

Забота

Решительность

Стеснительность

Красота

Стремление помочь.

Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек, исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести некоторые советы.

  • Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.
  • Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.
  • Используйте различные головоломки для девочек.
  • Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.
  • Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
  • Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям  обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Консультация для родителей

на тему: «Гендерное воспитание детей».

Уважаемые родители! Что Вы знаете о формировании гендерной принадлежности у детей?

Как воспитать сына, чтобы он стал настоящим мужчиной?
Как воспитать дочку, чтобы она стала истинной женщиной?
Почему среди мальчишек так много «трудных»?
Почему с девочками взрослым обычно проще и удобнее?

В Вашей семье растет девочка

   Девочки: В непривычной обстановке теряются, с трудом находят себе занятия. Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Без помощи и поддержки взрослого их деятельность носит деструктивный характер. Очень нуждаются в эмоциональной поддержке. Виды деятельности однообразны. Ведут себя организовано. Более чувствительны, чем мальчики, к межличностным отношениям. Придают им большое значение. Тоньше реагируют на нормы, принятые в социальной группе. Стараются следовать образцу поведения. Болезненно переживают допущенные нарушения. Нередко спорят между собой, однако, в отличие от мальчиков, в случаях конфликта или затруднения больше склонны апеллировать к старшим. Чаще обращаются к взрослым с жалобами, в результате чего воспринимаются ими в роли пострадавших (что не всегда справедливо).

Вы воспитываете мальчика

   Мальчики: хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке. И, как правило, и здесь, сохраняют свою деловитость: их деятельность носит конструктивный характер. Легче приспосабливаются к обстоятельствам, находят свое место при различных переменах, легче «вписываются» в новую обстановку. Более активны, хотят руководить, вести за собой, Вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их жизни небольшое место. Им важнее что-то делать вместе, чем просто общаться. Проще относятся к требованиям выполнять правила общения, Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемыми ми самими или другими детьми. Часто спорят друг с другом, но обычно предпочитают самими разобраться в конфликте. За редким исключением не склонны прибегать к взрослому как к арбитру. Редко жалуются родителям и, воспитателям. Предпочитают независимость, Часто в глазах старших оказываются в роли зачинщиков ссоры.

Родителям на заметку!

* Родители должны достигать полного взаимопонимания во всех, как важных, так и незначительных вопросах воспитания детей. Они должны быть искренними и систематически обсуждать между собой все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, к стимулированию их физического и духовного развития.
* Единство мыслей и взглядов – один из важнейших приоритетов счастливой жизни.
* Слова и дела родителей – пример для ребёнка.
* Родители правильно поступают, если они (независимо от того, хотели они мальчика или девочку) высказывают своего недовольства полом ребёнка, так как за счёт этого обеспечивается гармоничное врастание ребёнка в его половую роль в качестве мужчины или женщины.
* Родители – разбудите в ребёнке интерес получать соответствующую информацию, и не забудьте про свою систему ценностей, если она у вас есть. Дети нуждаются в руководстве и одобряют разумные ограничения.
* Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
* Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить всё, что вы считаете нужным. Однако ребёнок не может оставаться внимательным так долго – ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
* Следует избегать приукрашивающих действительность, расплывчатых и неточных выражений при ответе на вопросы.
* Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами, – ребёнку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект:Гендерное развитие.

Тема мужского и женского начала, стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. В разные времена в разных обществах по-разному растили «настоящих» мужчин и «настоящих» женщин....

Проект по гендерному развитию младших дошкольников «Я – мальчик, я девочка! »

Описание и план реализации проекта по гендерному воспитанию младших дошкольников. Предназначен для воспитателей II  младшей группы ДОУ....

Гендерное развитие детей дошкольного возраста.«Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи"

Гендерное развитие детей дошкольного возраста. «Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи" Определено содержание и эффективные методы работы ...

Статья " Гендерное развитие детей. Особенности гендерного развития и исторические факты."

Гендерное развитие детей дошкольного возраста и особенности данного развития детей. Истопические факты и детали развития восприятия себя как человека, личности, индивидуума ребенком дошкольного возрас...

проект по гендерному развитию и воспитанию "В стране мальчишек и девчонок"

проект по гендерному развитию и воспитанию "В стране мальчишек и девчонок"...

проект по гендерному развитию и воспитанию "В стране мальчишек и девчонок"

проект по гендерному развитию и воспитанию "В стране мальчишек и девчонок"...

Краткосрочный проект по гендерному развитию в младшей группе "Мы такие разные"

В современном образовании этой теме уделено недостаточно внимания. Это приводит к тому, что у детей отсутствуют специфические черты, характерные для пола: мальчики часто лишены эмоциональной устойчиво...