Проект "Скоро в школу"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Цель проекта: Создание системы по совершенствованию модели «Выпускник детского сада – успешный первоклассник» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования через связь и согласованность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skoro_v_shkolu_2.docx | 53.03 КБ |
prezentatsiya_skoro_v_shkolu.pdf | 2.53 МБ |
16_god._proekt_skoro_v_shkolu.pdf | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД»
ПРОЕКТ
«СКОРО В ШКОЛУ!»
Руководитель проекта:
Ваганова С.С.
2012 г.
Название проекта: «Скоро в школу!»
Вид проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети подготовительных к школе групп, ученики начальных классов, администрация учреждения, воспитатели структурного подразделения «Детский сад», учителя начальных классов, родители, социум
Актуальность проекта
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических формы активной деятельности ребенка-дошкольника, игры. Все больше она уступала место “обучению на занятиях”, или существенно изменялась “дидактизировалась”. В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.
В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Организация работы по преемственности нашего структурного подразделения «Детский сад» с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Но, несмотря на проводимую работу, на сегодняшний день перед нами стоят актуальные вопросы подготовки детей к школе с учетом ФГТ:
- разный уровень психического и физического здоровья детей;
- разный уровень знаний у детей;
- разный уровень предпосылок формирования УУД;
- разная степень развития мотивов учения;
- разный уровень родительской и педагогической компетенции.
Таким образом, проект «Скоро в школу», прежде всего, предназначен для решения выделенных проблем готовности к школе для обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей.
Цель проекта: Создание системы по совершенствованию модели «Выпускник детского сада – успешный первоклассник» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования через связь и согласованность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Гипотеза проекта: Мы предполагаем, что правильно организованная и целенаправленная система работы в рамках преемственности ФГТ и ФГОС предшкольного и начального общего образования способствует улучшению качества преемственности и совершенствованию модели «Выпускник структурного подразделения «Детский сад» – успешный первоклассник».
Частные гипотезы:
- повышение профессиональной компетентности педагогов является эффективным средством улучшения качества воспитательно-образовательного процесса в рамках преемственности ФГТ и ФГОС;
- повышение родительской компетентности является эффективным средством улучшения качества воспитательно-образовательного процесса в рамках преемственности ФГТ и ФГОС.
- взаимодействие с социумом является фактором развития (формирования) всесторонней личности дошкольника.
Задачи проекта:
- координация программ предшкольного и начального общего образования для обеспечения высокого качества преемственности в соответствии с ФГТ и ФГОС;
- создание оптимальных условий для развития физических, интеллектуальных и личностных (интегративных) качеств, формирования у детей предпосылок УУД в соответствии с Федеральными государственными требованиями;
- формирование социальной успешности у детей с недостатками в физическом и психическом развитии, а также у детей из неблагополучных семей;
- повышение родительской компетентности в развитии и воспитании ребенка «успешного первоклассника» в соответствии с ФГТ;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования.
Этапы и сроки проведения проекта
- Первый этап (май – октябрь)
- Основной этап (октябрь – апрель)
- Заключительный (май)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
№ | Содержание работы | Участники | Ответственный | Срок исполнения | Результат | ||||
1 | Мониторинг итоговых результатов школьной готовности детей | Дети подготовительной группы | Зам. дир. по ДО, воспитатели подготовительных групп | Май | Аналитическая справка | ||||
2 | Мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы | Дети подготовительной группы | Воспитатели подготовительных групп | Май | Аналитическая справка | ||||
3 | Мониторинг родителей «Оценка удовлетворенности качеством работы педагогов на ступени предшкольного образования» | Родители | Зам. дир. по ДО | Май | Аналитическая справка | ||||
4 | Мониторинг педагогов «Самооценка удовлетворенности качеством работы педагогов на ступени предшкольного образования» | Воспитатели подготовительных групп | Зам. дир. по ДО | Май | Аналитическая справка | ||||
Методическая работа | |||||||||
Изучение материалов ФГОС второго поколения: «Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования», программ начального образования «Школа 2100», «Школа России» | Воспитатели подготовительных групп | Зам. дир. по ДО | Сентябрь | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |||||
Подбор методических пособий, демонстрационного материала, соответствующего ФГТ | Зам. дир. по ДО Воспитатели групп | Зам. дир. по ДО | Сентябрь | Программы, наличие пособий, демонстрационного материала | |||||
Разработка критериев проведения НОД и уроков на основе личностно-деятельностного подхода | Зам. дир. по ДО | Зам. дир. по ДО | Сентябрь | Критерии | |||||
Наглядно-информационная агитация | |||||||||
Информация на сайте школы «Прием в первый класс» (о начале приема в 1-й класс, правила приема, образовательные программы, учебный план» | Администрация школы | Руководитель ШМО начального звена | Сентябрь, далее в течение года | Повышение родительской компетентности | |||||
Оформление наглядных материалов (папок-передвижек, создание памяток, буклетов, составление рекомендаций) «Для вас, родители» | воспитатели подготовительных групп, учителя начальных классов, | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Сентябрь, далее в течение года | Повышение родительской компетентности и профессиональной компетентности педагогов | |||||
Работа с детьми | |||||||||
№ | Мероприятие | Участники | Ответственный | Срок исполнения | Результат | ||||
Мониторинг промежуточных результатов освоения основной общеобразовательной программ дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и др. | Дети подготовительной группы | Воспитатели подготовительных групп | Сентябрь | Аналитическая справка | |||||
Следящая диагностика за первоклассниками, которые проходят адаптацию | Первоклассники, бывшие воспитанники структурного подразделения «Детский сад», педагог-психолог школы | Педагог-психолог школы | Октябрь | Аналитическая справка | |||||
Работа с педагогами | |||||||||
№ | Мероприятие | Участники | Ответственный | Срок исполнения | Результат | ||||
Анкетирование «Готовность педагогов к реализации ФГТ в образовательном процессе ДОУ» | Воспитатели, специалисты | Зам. дир. по ДО | Сентябрь | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |||||
Работа с родителями | |||||||||
№ | Мероприятие | Участники | Ответственный | Срок исполнения | Результат | ||||
1 | Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе?» | Родители | Зам. дир. по ДО | Сентябрь | Аналитическая справка | ||||
Анкетирование «Насколько вы готовы быть родителем школьника?» | Родители | Зам. дир. по ДО | Сентябрь | Аналитическая справка | |||||
Посещение семьи на дому для обследования развивающей среды в домашних условиях. Помощь в организации развивающей среды. | Воспитатели, родители, дети подготовительных групп | Воспитатели подготовительных групп | В течение года | Акт обследования развивающей среды |
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа с детьми | |||||||||||
№ | Мероприятие | Участники | Ответственный | Срок исполнения | Результат | ||||||
1 | Праздник «1 сентября – День знаний!» в МБОУ «СОШ № 7» | Дети подготовительных групп | Зам. дир. по ДО | сентябрь | Сайт школы | ||||||
Беседы на тему: «Школа – это интересно» | дети старших и подготовительных к школе групп, а также бывшие выпускники детского сада, воспитатели | Зам. дир. по ДО | сентябрь-декабрь | Фотовыставка, обмен опытом | |||||||
Экскурсии по школе. Знакомство со школой (классы, библиотека, пионерская комната, кабинет мед. работника), общение с первоклассниками. | Дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп | Зам. дир. по ДО | Ноябрь | Развитие школьной мотивации | |||||||
Посещение НОД в подготовительных группах структурного подразделения «Детский сад» учителями 4-х классов | Дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп, учителя начальных классов | Зам. дир. по ДО | С января по май | Знакомство учителей будущих первоклассников с формами организации формирования умений и навыков выпускников структурного подразделения «Детский сад», с требованиями к уровню сформированности умений и навыков | |||||||
Экскурсии в школьную библиотеку (знакомство с книгами, профессией библиотекарь) | Дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп | Зам. дир. по ДО | Январь | Фотовыставка | |||||||
Выставка детских работ | Дети подготовительных групп и ученики первого класса; воспитатели подготовительных групп и учителя начальных классов | Воспитатели подготовительных групп Учителя начальных классов | Март | Трансляция достижений детей | |||||||
Совместные спортивные состязания | Дети подготовительных групп структурного подразделения «Детский сад» и ученики первого класса | Воспитатели и учителя начальных классов | Апрель | Трансляция достижений детей | |||||||
Экскурсии в школьный краеведческий музей | Дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп | Воспитатели подготовительных групп | Апрель | Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников | |||||||
Работа с педагогами | |||||||||||
№ | Мероприятие | Участники | Ответственный | Срок исполнения | Результат | ||||||
Совещание «Организация совместной работы на основе скоординированных развивающих программ» | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Сентябрь | План работы по реализации преемственности дошкольного и начального звена в МБОУ «СОШ № 7» на 2012-2013 учебный год | |||||||
Постоянно действующий семинар «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС НОО» | Зам. дир. по ДО, воспитатели подготовительных групп | Зам. дир. по ДО | Сентябрь | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |||||||
Методическое объединение воспитателей «Преобразование образовательного процесса в соответствии с ФГТ к ООП дошкольного образования и новыми СанПиН» | Воспитатели подготовительных групп, | Зам. дир. по ДО | Октябрь | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |||||||
Круглый стол «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» | Воспитатели подготовительных групп | Зам. дир. по ДО | Октябрь | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |||||||
Совещание «Результаты тестирования у первоклассников» | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Руководитель ШМО начального звена | Октябрь | Корректировка программ и методики подготовки будущих первоклассников | |||||||
Мастер-класс воспитателей структурного подразделения «Детский сад» «Развитие любознательности у ребенка дошкольного возраста, как основы развития познавательных способностей» | Воспитатели подготовительных групп, учителя начальной школы | Зам. дир. по ДО | Октябрь | Выстраивание преемственности в содержании подходов, форм, методов и технологий обучения и воспитания | |||||||
Сбор в педагогической гостиной
| Воспитатели групп | Зам. дир по ДО | Ноябрь | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |||||||
Круглый стол «Будущий первоклассник – какой он?» (портрет первоклассника в системе ФГОС) | Зам. дир по ДО, воспитатели подготовительных групп, учителя начальных классов | Зам. дир по ДО | Ноябрь | Знакомство педагогов с ФГОС | |||||||
Школа педагогического мастерства «Формирование навыков здорового образа жизни у детей» | Зам. дир. по ДО, воспитатели групп, руководитель ШМО начального звена учителя начальных классов | Зам. дир. по ДО, | Декабрь | Знакомство с опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий на дошкольной и начальной ступенях обучения | |||||||
Постоянно действующий семинар «Основные принципы преемственности образовательных программ «От рождения до школы», «Школа России», «Школа 2100» | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Декабрь | Обеспечение содержательной и методической преемственности | |||||||
Методическое объединение «Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации ФГТ» | Зам. дир. по ДО, воспитатели | Зам. дир. по ДО | Декабрь | Методические рекомендации | |||||||
Посещение уроков в первых классах школы воспитателями подготовительных групп | Первоклассники, учителя начальных классов, воспитатели | Руководитель ШМО начального звена | Декабрь | Обмен опытом | |||||||
Сбор в педагогической гостиной
| Зам. дир. по ДО, воспитатели подготовительных групп, педагог-психолог, специалисты | Зам. дир. по ДО | Январь | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |||||||
Семинар «От модели выпускника ДОУ | Зам. дир. по ДО, воспитатели подготовительных групп | Зам. дир. по ДО | Январь | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |||||||
Круглый стол «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» | Педагоги структурного подразделения и начального звена | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Январь | Реализация преемственности | |||||||
Семинар «Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования » | Зам. дир. по ДО, воспитатели подготовительных групп | Зам. дир. по ДО | Февраль | Методические рекомендации | |||||||
Тренинги «Психолого-педагогическое сопровождение трудных детей в рамках реализации ФГТ» | Учителя начальных классов, воспитатели подготовительных групп | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Февраль | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |||||||
Семинар «Интеграция игровой и учебной деятельности как условие формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников» | Воспитатели подготовительных групп, учителя начальных классов | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Март | Трансляция опыта работы | |||||||
Семинар-практикум «Профилактика эмоционального напряжения. Обучение навыкам саморегуляции» | Учителя начальных классов, воспитатели подготовительных групп | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Март | Обмен опытом | |||||||
День открытых дверей в школе «Совместные мероприятия первоклассников и воспитанников структурного подразделения «Детский сад»» | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена, учителя начальных классов, первоклассники, воспитатели подготовительных групп, дети подготовительных групп | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Март | Создание условий для благоприятной адаптации будущего первоклассника к школьной жизни | |||||||
Тренинги эффективного профессионально-педагогического общения «Успешный педагог – залог благоприятной среды в детском саду, школе» | Учителя начальных классов, воспитатели подготовительных групп, специалисты | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Апрель | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |||||||
Семинар «Преемственность в формировании интегративных качеств и предпосылок универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования» | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена, учителя начальных классов, воспитатели подготовительных групп | Руководитель ШМО начального звена, зам. дир. по ДО | Апрель | Трансляция опыта | |||||||
Работа с родителями | |||||||||||
№ | Мероприятие | Участники | Ответственный | Срок исполнения | Результат | ||||||
Родительское собрание «Начался новый учебный год. Роль семьи в подготовке ребенка к школе» | Родители, зам. дир. по ДО | Зам. дир. по ДО | Сентябрь | Избежание провоцирования родителями искусственной акселерации | |||||||
Круглый стол «Преемственность программ предшкольного и школьного образования «От рождения до школы», «Школа России», «Школа 2010» | Родители, зам. дир. по ДО | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Октябрь | Повышение родительской компетентности | |||||||
Тематическая консультация «Возрастные особенности ребёнка 6-7 лет» | Родители | Зам. дир. по ДО | Октябрь | Повышение родительской компетентности | |||||||
Родительское собрание «Организационное собрание для родителей будущих первоклассников» | Родители, педагоги начального звена школы и структурного подразделения «Детский сад», | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Январь | Получение родителями информации о школе | |||||||
Консультация для родителей «Как развивать предпосылки универсальных учебных действий в семье» | Родители | Педагоги структурного подразделения «Детский сад» | Январь | Повышение родительской компетентности, методические рекомендации | |||||||
Круглый стол «Готовы ли взрослые стать родителями первоклассников?» | Родители | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Февраль | Адаптация родителей к новому социальному статусу | |||||||
Тренинг «Психологическая готовность к школе – залог успешной адаптации» | Родители, дети подготовительных групп | Зам. дир. по ДО | Март | Повышение родительской компетентности | |||||||
День открытых дверей «Выпускник детского сада – успешный первоклассник» | Родители | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | Март | Трансляция достижений детей | |||||||
Конкурс детских рисунков «Я – будущий ученик» | Родители, дети подготовительных групп, воспитатели | Воспитатели подготовительных групп | Апрель | Трансляция достижений детей совместно с родителями | |||||||
Открытые просмотры НОД «Развитие интегративного качества «Любознательный, активный» в рамках перехода к ФГТ» | Родители, воспитатели подготовительных групп, дети подготовительных групп | Зам. дир. по ДО, | Апрель | Повышение родительской компетентности, профессиональной компетентности педагогов | |||||||
Выпускной бал «До свиданья, детский сад!» | Родители, дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп | Зам. дир. по ДО, воспитатели подготовительных групп | Май | Трансляция достижений детей | |||||||
Работа консультативных пунктов для родителей будущих первоклассников. Индивидуальное консультирование родителей будущих первоклассников группы «риска» по психологическому развитию | Родители, дети подготовительных групп | Воспитатели подготовительных групп | В течение года | Помощь родителям в подготовке ребенка к школе | |||||||
Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников на сайте школы | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена, педагоги структурного подразделения «Детский сад» и начального звена школы | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | В течение года | Родительский всеобуч | |||||||
Работа в социуме | |||||||||||
№ | Мероприятие | Участники | Ответственный | Срок исполнения | Результат | ||||||
Досуговые мероприятия - тематические недели (совместные досуговые мероприятия) | Дети подготовительных групп и начального звена, воспитатели подготовительных групп и педагоги начальных классов, родители | Зам. дир. по ДО, руководитель ШМО начального звена | В течение года | Аналитическая справка, фотовыставка | |||||||
Методическое объединение «Преемственность в формировании предпосылок универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию» | Ст. воспитатели, воспитатели подготовительных групп | МБОУ «СОШ № 7» | Апрель | Трансляция передового опыта, методические рекомендации |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
№ | Мероприятие | Участники | Ответственный | Срок исполнения | Результат |
Мониторинг итоговых результатов школьной готовности детей | Дети подготовительной группы | Ст. воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели подготовительных групп | Март | Аналитическая справка | |
1 | Мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы | Дети подготовительной группы | Воспитатели подготовительных групп | Апрель | Отчет, сводная таблица |
Мониторинг родителей «Оценка удовлетворенности качеством работы педагогов на ступени предшкольного образования» | Родители | Зам. дир. по ДО | Май | Аналитическая справка | |
Мониторинг педагогов «Самооценка удовлетворенности качеством работы педагогов на ступени предшкольного образования» | Воспитатели подготовительных групп | Зам. дир. по ДО | Май | Аналитическая справка | |
Создание портфолио дошкольника - выпускника | Дети подготовительных групп, родители, воспитатели подготовительных групп | Воспитатель подготовительной группы | Май | Трансляция детско-родительских достижений | |
Оформление фотовыставки: «Интересное про школу» | Дети подготовительных групп, родители, воспитатели подготовительных групп | Воспитатель подготовительной группы | Май | Фотовыставка | |
Методическое объединение (итоговое совещание) Представление материалов проекта «Скоро в школу!» | Зам. дир. по ДО, воспитатели подготовительных групп, специалисты | Зам. дир. по ДО | Май | Трансляция передового опыта |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНЕЙ ШКОЛЫ
- Руководство деятельности детей дошкольного возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов.
- Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.
- Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию их межличностного общения.
- Опора на игру при формировании учебной деятельности. Проведение НОД с учетом принципа соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности - игре. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу».
- Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам).
- Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к НОД. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.
- Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать воспитанник (ученик), чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности воспитанника и/или ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
- Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на основе совместной деятельности - педагог, ученик, воспитанник.
- Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание; память; мышление.
- Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной, продуктивной и других видов деятельности.
- Активизация любознательности и инициативности детей:
- умение задавать вопросы;
- высказывание собственных суждений;
- умение делать простые практические выводы.
- Организация условий для партнерского сотрудничества детей и педагогов.
- Осуществление педагогической пропаганды среди родителей.
- Общественности по разъяснению значения формирования УУД на каждом возрастном этапе развития ребенка.
- Разработка специального содержания НОД, способствующего формированию УУД с учетом функциональных возможностей и возрастных особенностей детей.
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.
- При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально - психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения.
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД»
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Физически развитий, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
- Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
- Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
- Способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Ребенок может применить самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
- Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Способен изменять стиль общения со врослыми или сверстниками, в зависимости от ситуации.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
ВЫПУСКНИК СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ «ДЕТСКТИЙ САД»
- на конец учебного года у большинства детей сформированы интегративные качества (физические, интеллектуальные и личностные) в соответствии с ФГТ;
- на конец учебного года у большинства детей сформированы предпосылки универсальных учебных действий в соответствии с ФГТ.
РОДИТЕЛИ
- высокая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания дошкольников в соответствии с ФГТ;
- сформирован совершенно новый тип отношений между родителями и детьми. Вовлеченные в партнерскую деятельность, они раскрываются друг для друга с совершенно новых сторон, взаимообогащаются и интенсивно накапливают личностные качества;
- выстроена общая линия требований родителей и педагогов к модели «Выпускник детского сада - успешный первоклассник»;
- родители принимают активное участие в подготовке ребенка к школе в соответствии с ФГТ, проявляющиеся в партнерской деятельности результатом которой являются различные инновационные мероприятия.
ПЕДАГОГИ
- активно включаются в процесс совершенствования содержания образования в рамках преемственности предшкольного и начального образования;
- используют эффективные современные формы взаимодействия с родителями в рамках реализации преемственности предшкольного и начального образования;
- эффективно реализуют программу формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей подготовительных к школе групп;
- системно работают в рамках преемственности по программе предшкольного образования с учетом требований программ начального образования, а также программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования
Презентация к проекту - http://goo.gl/ZNOJ8m
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...