проектная деятельность поизо "Дымка"
проект (старшая группа) на тему

сапунова инесса александровна

речь для презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_po_dymkoproektu.docx83.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект по художественно – эстетической образовательной области « Развитие творческих способностей, инициативы и   воображения детей старшего дошкольного возраста и реализация их в изобразительной деятельности в процессе ознакомления с росписью дымковской игрушки».

ГБОУ гимназия №1476 ДО №2 воспитатель Сапунова И.А.

Проект -  художественно – творческий.
Участники проекта: воспитатель, дети старшего                           дошкольного возраста и их родители.

Срок реализации: октябрь – май.

  • Проблема: У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о русском народном   декоративно – прикладном искусстве.
  • Областью нашего проекта является методика изобразительной деятельности.
  • Объект исследования: развитие изобразительных умений, творчества и инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
  • Предмет исследования: процесс развития творческих способностей и изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста при росписи дымковской игрушки.
  • Наша цель: Формировать знания детей о декоративно - прикладном искусстве «Дымковская роспись». Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагога в ходе реализации проекта .
  • Актуальность нашего проекта: Дети недостаточно             дифференцируют понятия о народном  декоративно – прикладном искусстве, включая дымковскую роспись, неуверенно используют  понятия элементов, цветовой гаммы  дымковской росписи.

     Для достижения данной цели необходимо было решить ряд задач:

  •  Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
  • Разработать цикл: бесед, экскурсий, использование ЭОР, разработка занятий по ознакомлению с дымковским народным промыслом и росписью  игрушек  для развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Поставлены образовательные задачи: 

  • Создать предметно - развивающее пространство для развития познавательной деятельности по теме;
  • Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – Дымковская роспись и историей возникновения дымковской игрушки. Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
  • Закрепить умение выразительно читать стихи о Дымке. Учить понимать образный смысл загадок о дымковских игрушках.
  • Учить видеть красоту узоров и своеобразие дымковской  росписи.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству- Дымка.
  • Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
  •  Воспитывать уважение к работе народных мастеров Дымки.
  • Воспитывать эстетические и этические чувства,

    любознательность.

    Обогащать родительско – детские отношения опытом диалогического эмоционально насыщенного общения.

Развивающие задачи:

  • Развитие познавательной способности и активности детей.
  • Развитие творческого воображения.
  • Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, композиционные умения на основе элементов дымковской росписи.
  • Развитие мелкой моторики, самостоятельности, внимания, мышления, зрительной памяти, умения анализировать.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Активизация  словаря: растительный орнамент, ритм, узор, элемент узора, дымковская игрушка, ярмарка, коробейник,

В работе были использованы методы: анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности.

 Мы пользовались детской художественной литературой: 

  •  Художественное чтение : М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».
  • Заучивание стихов о дымке.
  • Загадывание загадок о дымковских игрушках.

Наш продукт в  изобразительной деятельности (Раскрашивание плоскостных  и объемных силуэтов гуашью) :

    «Узор в полосе», « Дымковский петушок», «Дымковский барашек», « Дымковский индюк», « Ткань на юбку дымковской барыне», «Дымковская барыня».

  • Лепка: «Дымковская лошадка», «Дымковский индюк», «Барыня» ( няня, водоноска)  из пластилина .
  • Раскрашивание готовых гипсовых форм « Дымковские игрушки».

Схема реализации нашего проекта. Виды деятельности. Пути реализации. 

Наша игровая деятельность: 

  •   Дидактические игры:  «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Продолжи рисунок», «Найди пару», « Нам прислали посылку».
  •  Беседы: «В гости к дымковским мастерам», «Русская народная игрушка», « Как играли наши бабушки», « Дымковский узор».
  • Экскурсия в мини – музей детского сада « Русская изба».

Этапы реализации нашего проекта 

1этап. Подготовительный.

Деятельность моя, как педагога;

  • 1. Ввод в игровую ситуацию.
  • 2. Формулирование проблемы.
  • 3.Определение задачи образовательной деятельности.
  • 4.Определение продукта  проекта (рисунки и игрушка).
  • Помощь в работе.

Деятельность детей:

  • 1. Вживаются в игровую ситуацию.
  • 2. Осознают проблему.
  • 3. Принимают задачи проекта.

2 этап. Организация работы над проектом. 

Деятельность педагога:

  • Написание конспектов к образовательной деятельности (  приложение №1).
  • Организация процесса образовательной  деятельности.
  • Экскурсии в музей детского сада.  
  • Помощь детям в процессе работы.
  • Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народного  промысла «Дымковская роспись» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»  (приложение №2).
  • На первом занятии, мы познакомились с рождением дымковской игрушки. Дети с интересом слушали, как дымковские мастера лепят из красной глины, белят в молоке с мелом,  обжигают в печи  и расписывают свои игрушки, которые так радуют и веселят людей. Мы внимательно рассматривали и обследовали яркие узоры игрушек : круги, клетки, кольца, точки, овалы, знакомились с расположением элементов узора на изделиях. Предложили детям подробно рассмотреть и изучить дидактические пособия по последовательности выполнения дымковских узоров, обсудили  цветовую гамму, словесно сделали  описание различных элементов и узора в целом и принялись за работу « Узор в полосе».
  • На занятии «Роспись силуэта дымковского петушка» мы  продолжаем знакомить детей с многообразием элементов узора дымковской росписи с применением ватных палочек. Задание с игровым приемом ( приход художника - Буратино и его друга  –  петушка ) очень обрадовало и сразу  заинтересовало детей, они с удовольствием называли уже знакомые им  дымковские фигурки, вспоминали названия элементов узора, радовались возможности снова украсить силуэты  игрушки. Было видно, что дети с большой уверенностью берутся за работу, изображение данных элементов дети выполняли правильно, охотно работали ватными палочками, концом кисти, всей кистью.
  •  Занятие  «Роспись дымковского индюка».  Задание было предоставлено в игровой форме, где веселый Петрушка просил ребят нарисовать красочные дымковские хвосты для своего друга - индюка. Данное задание интересно детям тем, что также  использовали в работе не только кисти, но и ватные палочки и бумажные тычки, что  способствует развитию мелкой моторики кисти рук ребятишек. В процессе рисования туловища и нарядных хвостов дети самостоятельно подбирали цвета, создавали узор по образцам представленным в подготовительном этапе данного занятия. Упражняясь в изображении дымковских элементов - точек, линий, кругов, ребята закрепляли ранее полученные навыки и приемы изобразительной деятельности.
  • « Роспись ткани на юбку дымковской барышни».  Я продолжала развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к Родине и уважение к людям труда. Продолжая закреплять умение рисования,  усложняется задача, показом приемов расположения и  украшения разноцветных клеток кругами и более мелким узором - точками, волнами.
  • Вспомнили с детьми  значение  символики  элементов дымковской росписи: круг -  означает солнце, волнистые линии – воду, пересечение волнистых линий – колодец, а пересечение прямых линий ( ромб) – землю, сам силуэт игрушки должен оставаться белым.
  • Работая над украшением ткани на  юбку для дымковской барышни, мы с детьми плавно подошли к росписи всего силуэта барыни. Это занятие «Роспись дымковской барышни»  из разработанной серии, включает в себя практически все задачи, что были поставлены в предыдущих занятиях. В работе с детьми должны быть использованы уже знакомые элементы дымковской росписи: клетка, решетка, круги, кольца, точки, волнистые линии. Для выполнения задание необходимо было применить умения рисования всей кистью, концом кисти. В основной части занятия дети рассказали историю возникновения дымковских игрушек, о труде мастеров, о материале, который используют для народных поделок. Ребята самостоятельно придумывали узор для своих барышень, выбирали материал для работы (кисти, ватные палочки - по желанию).
  • Работа с гипсовыми заготовками игрушек  очень понравилась всем детям. Маленький размер дымковских игрушек сначала насторожил детей ( « А как же я буду ее раскрашивать, если у меня кисточка ее больше?», «Какая маленькая и миленькая игрушечка, прямо для моих кукол»). Обследование и рассматривание веселых заготовок развеселило детей, и каждый захотел расписать разные формы, а не только одну. В процессе работы все очень старались, тихонько дыша на заготовку, иногда даже высунув язык от наслаждения работы, в группе царила атмосфера творчества. Каждый мастерски справился с поставленной задачей. После окончания занятия мы обсудили все работы, отметили самые лучшие, в   подарок дети получили по беленной заготовке для индивидуальной работы.

3 этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога:

  • 1. Практическая помощь.
  • 2. Направление и контроль осуществления проекта.

Деятельность детей: 

  • 1. Используют иллюстрации, дидактические пособия.
  • 2. Творческие работы.
  • 3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу, проявляют инициативу.

4этап. Презентация.

Деятельность педагога:

  • 1. Организация выставки рисунков и поделок детей по теме - «Дымка» в группе.
  • Приглашение родителей на выставку «Веселая дымка»

Деятельность детей:

  • 1. Загадывают и отгадывают загадки.
  • 2. Творческие работы по дымковской росписи.
  • 3. Изготовление поделок из готовых гипсовых форм «Дымковская игрушка».

Роль родителей в реализации проекта: 

  •  Подбор иллюстрации, информации о Дымковской росписи (использование интернета, приобретение альбомов по декоративно – прикладному искусству).
  •  Покупка готовых гипсовых форм « Дымковская игрушка».

Продукт проектной деятельности: 

  • Выставка рисунков и поделок «Дымковская игрушка», приглашение родителей на выставку в группу.

  • Одним из важнейших средств  эстетического воспитания детей дошкольного возраста является народное декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство – это часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие     черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, извечное стремление к красоте. Все эти задачи являются актуальными на современном этапе развития нашего общества и в воспитании подрастающего поколения. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», утверждал  Сухомлинский В.А.
  • Вот почему так важны в дошкольном возрасте знания изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить видеть ребенка прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
  • В нашем детском саду есть мини – музей « Русская изба». Посещение его приносит детям  большое  удовольствие. Рассказы воспитателя о названиях и назначении предметов быта русской избы, о старинной русской одежде, о игрушках  очень заинтересовывают и увлекают детей. Игрушки чем –то похожи, но  такие разные и это побуждает детей узнать их историю создания. Одни расписные глиняные, а другие  тоже глиняные , но все сначала беленные и украшены незатейливым узором: кружочки, точечки, полоски. Цвета росписи такие яркие, игрушки веселые внешним обликом и привлекательные. Это  дымковские игрушки и нам очень захотелось о них все узнать.
  • Так и возник наш художественно - творческий проект, в котором участниками стали  дети старшей группы, родители, педагог ДОУ.
  • Для повышения эмоционального состояния детей, их познавательной активности, а также развития инициативы и  творческих способностей ( целевые ориентиры ФГОСов), необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Из практики могу утверждать, что когда ребенок занят своей художественно-продуктивной деятельностью, он увлечен ею, у него осмысленный взгляд, счастливое выражение лица, гордость за свое творчество. И поэтому, решая задачу развития творческого потенциала детей, я разработала этот проект. Вот  мы и решили  подробно изучить дымковский промысел, превратиться в мастеров и художников – оформителей, а в  партнеры  позвать своих родителей и приглашаем вас на  нашу творческую экскурсию.
  •     Известно, что дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Изучая близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять себя, то есть свою душу, душу великого  русского народа,  получить первоначальное эстетическое воспитание. Многие дошкольные образовательные учреждения работают над темой: «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством». Из всего многообразия русских народных промыслов «Дымка», на мой взгляд, разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка, на развитие психических качеств: воображения, воли, мышления. Роспись элементов орнаметра помогает , на мой взгляд, подготавливать руку к письму, развивает мелкую моторику.
  • На занятиях я старалась создать условия для приобщения детей группы и через них заинтересованность и их родителей к народной культуре.  Детей,  прежде всего, воспитываем мы, и воспитывает  всё то, что их окружает. Недаром на открытии олимпийских игр в Сочи  был номер « Веселая Дымка».
  • Но начинать нужно постепенно: подобрать познавательную  и художественную литературу  о народном промысле «Дымка», об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла;
  •  уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом;
  • с обучения  детей элементам росписи дымковской игрушки.
  • Дымковская игрушка поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так красочно и ярко расписывать свои работы. Недаром на открытии олимпийских игр в Сочи  был номер « Веселая Дымка».
  • Работая над проектом, я пришла к выводу, что занятия изобразительной деятельностью с использованием росписи дымковской народной игрушки играют большую роль в развитии изобразительных умений, познавательных способностей, творческого воображения, инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
  • Художественные образы игрушек , как мне кажется, помогли сильнее полюбить родной край, окунуться в прошлое своих прадедушек и прабабушек,  узнать историю своего русского народа, воспитали у них уважение к дымковским мастерам. Это особенно  отражено в заключительной работе – роспись форм дымковских игрушек . Фигурки малых размеров ярко и грамотно несут на себе элементы дымковской росписи, передают веселый, праздничный настрой, вдохновение маленьких мастеров – художников и результат успеха творческой работы детей.
  • Надо отметить, что в дополнениях к самостоятельной игровой деятельности, таких как рисунки карт для поиска сокровищ, схемы  путешествий и в  работах изобразительной деятельностью ( выполнение поздравительных открыток к женскому весеннему празднику) дети с удовольствием  активно используют разнообразие элементов дымковской росписи.
  • Проведенные  занятия вызвали большой интерес у детей, что не могло не отразится на их творческих работах.  Рисунки детей стали более яркими, дети лучше научились владеть кончиком кисти.     
  •  Следовательно, цель проекта достигнута.

Приложения.

Приложение №1.

Конспекты к образовательной деятельности:

  • Конспект интегрированного занятия №1. «Знакомство с дымковской игрушкой. Узор в полосе - солнышко».
  • Программные задачи: Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства – Дымковская  роспись и дымковские игрушки, расширить представления о народном промысле.  
  • Изобразительные задачи:  Рассматривая глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять и называть элементы узоров дымковских игрушек.
  • Технические задачи: Учить составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета: рисовать круги безотрывными движениями руки всем ворсом кисти, ставить кончиком кисти  точки, выбирать цвет. Развивать самостоятельность.
  • Воспитательные задачи: Воспитывать детей на народных традициях, показывая, что дымковское изобразительное искусство -  это часть народной культуры.
  • Материалы и оборудование:
  •  Помещение музея детского сада «Русская изба», интерьер музея, дымковские игрушки: «Няня»,«Барыня»,«Петух»,«Уточки» и другие, альбомы с изображением дымковской игрушки, рисунки «Русская Дымковская слобода», бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.
  • Методы и приемы:
  • Беседа, сюрпризный момент, посещение музея, обследование дымковских игрушек, рассматривание русских народных костюмов,  чтение стихов про дымку.
  • Предварительная работа:
  • Беседа о дымковской игрушке, об особенностях ее узора, элементах композиции, цветосочетании. Рассматривание альбомов по дымковской росписи.

Ход занятия:

Части занятия

Содержание занятия

Методы и приемы

Вводная часть.

Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду, там вы увидите и познакомитесь с  очень красивыми  предметами.  ( Дети и воспитатель идут в музей детского сада).

Итак, ребята, сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может кто-то знает, как они называются?

Называют их «Дымкой» - по имени Дымковской слободы города Кирова, где они родились.

Ели спят у большака

В инее седом.

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.


 На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными, зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисовали с любовью дивные узоры яркой краской: желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой. А рисовали мастерицы простой, незатейливый узор из колец , кругов, точек, широких и узких разноцветных полос.

 Посмотрите на фотографию села, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки - дымковскими.

( педагог демонстрирует народные игрушки) и читает:

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка –

Распушённые бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу –

Сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы

Живут в Дымкове – селе!

 Дети, давайте рассмотрим наши игрушки. Посмотрите, какие они красивые. Здесь и фигурки животных и барыни в красивых платьях, и крестьянки, и няньки с малыми детишками, и водоноски с ведрами на коромысле. Они все разные, но все они вылеплены из глины и их объединяет узор, нанесенный на беленные игрушки.

          Белоснежны, как березки-

          Кружочки,        клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор!».

Посмотрите внимательно, какой элемент узора чаще встречается? (круг)

  Это потому, что Вятичи чтили бога Солнца - Ярило, а круг являлся символом солнца. Самым главным был бог солнца - Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка.

Конь бежит -

Земля дрожит.

В поле травушка-муравушка,

Ничком лежит.


Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

  Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины.

Посмотри, как хороша

Эта девица – краса,

Туга чёрная коса,

Щёки алые горят

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебёдушка плывёт

Песню тихую поёт.

Няня.

В кокошнике няня,

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню, когда подрастёшь
.

 Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д. Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры.

Индя- индя -индючек, ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой
.
Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.
Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку,

Утка – Марфутка бережком идет,

Уточек – Марфуточек купаться ведет.

^ 
то в петушка, то в конька.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Ты, подай голосок

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку,

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

А на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист игрушек - свистулек. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья».
Давайте и мы сегодня побудем немного мастерами и нарисуем солнышко, как древние Вятичи.

  Но сейчас мы с вами немного подвигаемся, разомнемся  и  проведем физкультминутку « Три медведя шли домой…»;

Три медведя шли домой,

Папа был большой-большой,

Мама с ним пониже ростом,

Медвежонок - малышка просто,

Очень маленький он был, вперевалочку ходил!

  Молодцы, проходите в зал изостудии и превращайтесь в мастеров дымки.

Сюрпризный момент. Беседа с детьми, рассказ воспитателя, рассматривание предметов интерьера музея «Русская изба», наглядных игрушек, фотографии села и пособий по дымке, чтение стихотворений А.Дьякова и демонстрация дымковских игрушек.

Вопросы к детям об элементах росписи игрушек (форма, цвет).

Проведение физкультминутки.

Основная часть.

  Перед тем как нам начать рисовать, надо внимательно рассмотреть дымковский узор. Он яркий, ритмичный. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия -  дорога.
 Из каких элементов состоит наш узор? (из кругов, волнистых линий, точек).  Какого цвета круги? (ответы детей).

Все круги одинаковые? Как они расположены? Чем украшены круги? (точками и короткими волнистыми линиями). Как расположены точки? (по кругу). Какого они цвета? Где расположены волнистые линии? (между точками) Какого цвета волнистые линии? С чего мы начнем рисовать ?

Мы макнем в краску кисточку и начнем рисовать круг. Как мы будем рисовать? (кончиком кисти, всем ворсом аккуратно закрашивая середину круга).  Как мы будем рисовать точки? (кончиком кисти, отступив чуть-чуть вверх от края круга, ритмично и аккуратно примакивая, наносим по кругу точки, оставляя небольшие окошки).  Где мы будем рисовать волнистые линии? (в окошках).

Пожалуйста, приступайте к работе.

Показ и обследование игрушек,
вопросы к детям.

Показ действий педагогом на своей заготовке.

Выполнение работы детьми.

  В процессе выполнения работ детьми пройти со своим листком и помочь тем, у кого не получается, тому кто не решается начать (пассивное рисование на моем листке).

Индивидуальная работа.

Анализ работы.

   Ребята, с какими игрушками мы сегодня познакомились? (Дымковскими)  Из чего лепят эти игрушки?( из глины).  Из каких элементов состоит дымковский узор?        (перечисление детьми элементов узора Дымки).

Ребята, мы сегодня с вами         тоже чуть - чуть стали настоящими мастерами Дымки.

Обращаю внимание на аккуратность, самостоятельность, творчество, хвалю за прекрасно оформленные работы.        

 Посмотрите,  как много света от наших кружочков-солнышек, которые мы с вами сейчас отнесем в группу!

Вопросы к детям.

Организация выставки в группе «Наше Дымковское  солнышко».

Конспект занятия №2. «Роспись силуэта дымковского петушка».

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, расширить представление о народном промысле. Активизировать словарный запас детей, развивать эстетическое восприятие.

Изобразительные задачи: Учить выделять элементы узора ( круги, кольца, точки, полосы).

Технические задачи: Учимся работать  ватными палочками, закрепляем навыки промывания кисти, перед использованием краски другого цвета.

Воспитательные задачи:  Воспитываем самостоятельность, аккуратность, творчество.

Материалы и оборудование:

Сказочный герой Буратино ( Би–ба-бо), глиняная игрушка – петушок, меховая шапка – голова петуха, дидактический образец – рисунок  дымковского  петуха, бумага, кисти, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, гуашь.

Методы и приемы: Сюрпризный момент, показ, обследование, загадывание загадки, объяснения, игра, беседа, вопросы к детям.

 

Предварительная работа: Рассматривание дидактического пособия о  дымковских игрушках, чтение стихотворений о дымковских изделиях, посещение музея детского сада «Русская изба».

Ход занятия:

Части занятия.

Содержание занятия

Методы и приемы

Вводная часть.

  • Ребята, вы любите ходить в гости? А  встречать гостей?  (Да).

-Тогда мы встречаем наших  гостей - художника Буратино и его друга. Отгадайте загадку, кто второй гость,  кто его друг?

Разноцветный, голосистый

Яркий, красочный, пятнистый .

Я, как встану поутру,

Запою: «Кукареку»

-  Правильно, это петушок ! Буратино любит своего друга, ему кажется, что они очень похожи - его колпачок и красный гребешок петушка. Буратино и петушок хотят познакомиться и подружиться с другими петушками, но не простыми, а дымковскими.  Давайте, поможем им.

Сюрпризный момент, появление Буратино (би-ба-бо), загадывание загадки о петушке, появление дымковского персонажа петушка.

Основная часть.

-Смотрите, какой дымковский петушок красивый, нарядный. Мы недавно в нашем музее встречались с вами с такими красочными,  глиняными игрушками, помните?

- Скажите, а как называется эта роспись?

(Дымковская роспись).

-Ребята, а какие элементы есть в дымковской росписи?

(Кружочки, колечки, полосы, точки).

-Какие цвета присутствуют в дымковской росписи?

(Яркие, разноцветные) Давайте и мы с вами нарисуем таких же красивых петушков. Сначала будем раскрашивать гребешок и бородку красным цветом, а куриные лапки – желтым, не забудьте про зоркий черный глаз. А при помощи ватных палочек   мы можем  на свой основной дымковский узор нанести необходимые дополнения. Какие? (Точки, горошины, кольца).

Давайте вспомним , какие бывают дымковские узоры. ( Ответы детей).

  Каждый выберет по – своему желанию наряд для петушка.

Перед творческой работой надо размяться, наш  друг - Буратино предлагает его любимую физкультминутку:

Буратино потянулся,

Раз –нагнулся,

два – нагнулся,

три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать (дети выполняют движения по тексту).

Рассматривание дидактического пособия  - дымковский  петушок, беседа с детьми, объяснение педагога.

Объяснение и показ действий педагогом на своей заготовке.

Проведение физкультминутки « Буратино».

Выполнение работы детьми.

Дети расписывают петушков, используют в работе  ватные палочки.

Индивидуальная работа детей, помощь педагога на своей заготовке.

Заключительная часть.

Мальчики и девочки, какие красочные петушки у вас получились, молодцы! Буратино и его друг – петушок очень рады своим новым друзьям и приготовили нам с вами подарок –  шапочку петушка для подвижных игр. Давайте поблагодарим наших гостей, попросим приходить  к нам в гости за новыми творческими работами. На этом наше занятие закончено, спасибо всем!

Анализ работ. Поощрение детей - вручение меховой шапочки – петушок, организация выставки рисунков.

Конспект занятия №3. Занятие « Роспись дымковского  барашка».

Программные задачи : продолжать  знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством, расширять  представления о народной игрушке, формировать эстетическое отношение к предметам, воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Изобразительные задачи:  продолжать учить детей дымковской росписи, умению создания узора из кругов, колец и точек, прямых и волнистых линий, самостоятельности в подборе краски.

Технические задачи: учить располагать элементы узора на силуэте игрушки,  рисовать круги безотрывными  движениями руки, закрашивать круг  всем ворсом кисти, ставить кончиком кисти  точки.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес и любовь к народному искусству своей Родины, развивать любознательность, самостоятельность, аккуратность, формировать эстетический вкус.

Методы и приемы: сюрпризный момент, показ и обследование дымковских игрушек, загадывание загадок, игровой прием, беседа, вопросы к детям, словесные поощрения, чтение стихотворений о дымковских изделиях.

Материалы:  мягкая кукла Молодец-Ваня, дымковские игрушки, таблицы с элементами дымковской росписи, гуашь, кисти, палитры, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях ее  узора, композиции, рисование элементов дымковской росписи, выставка дымковских игрушек, чтение стихотворений и потешек о дымковских игрушках.

Ход занятия:

Части занятия

Содержание занятия

Методы и приемы

Вводная часть

Дети, по – моему кто-то стучится, пойду посмотрю. Воспитатель вносит из раздевалки игрушку молодца Вани.

- Ребята,  я – Ваня – молодец! Я в гости к вам пришел, но не с пустыми руками, а с загадками и моими друзьями (на подносе стоят народные глиняные игрушки и дымковские игрушки, покрытые салфеткой). Отгадайте-ка, друзья , с чем пришел сегодня я?

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня.

- Дымковская игрушка.

Правильно, молодцы! Сегодня я организовал вам маленькую выставку народных игрушек, дымковских игрушек. Посмотрите, какие все они красивые, яркие, нарядные.

Сюрпризный момент.

Основная часть.

- А, я вас сейчас проверю, что вы знаете о дымковских игрушках? Чем они отличаются от других народных игрушек? ( воспитатель держит в руках дымковскую и народную глиняную игрушку)

- Дымковские игрушки все белого цвета с разноцветными узорами.

- Правильно, а почему их  называют именно дымковская игрушка?

 - Потому что её делают в селе Дымково.

 - Правильно.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое Дымково назвали.

- Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек?

-Петух, индюк, лошадка, баран, барыня, уточки – свистульки.

- А как изготовляют игрушки?

- Из глины, обжигают в печи, белят мелом с молоком.

- А какими узорами дымковские

мастера расписывают свои игрушки?   - Прямые и волнистые линии, точки, круги, кольца, клеточки.

- Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?

- Синие, красные, зеленые, желтые, оранжевые.

- Как, одним словом можно сказать про эти цвета?

- Яркие ( нарядные, веселые, праздничные).

Мне очень понравилось, как вы рассказывали о дымковских игрушках. Поэтому, у меня для вас есть силуэты барашка, которые еще не расписаны. Так давайте их распишем дымковским узором.

Педагог уточняет знания  детей о форме частей тела барашка, обращает их внимание на  расположение узоров  росписи на его  туловище   и предлагает  превратиться в мастеров Дымки, самостоятельно выбрать свой узор для своей игрушки, начать творчество.

Но сначала проведем нашу физкульминутку «Мыши водят хоровод»:

Мыши водят хоровод,

На печурке дремлет кот.

Тише,  мыши , не шумите, кота Ваську не будите!

Как проснется Васька кот – разбежится хоровод!

Молодцы, приступайте за работу.

 Показ   глиняных народных игрушек и дымковских игрушек, беседа и вопросы к детям. Проведение физкультминутки « Мыши водят хоровод».

Выполнение работы детьми.

 Дети  самостоятельно украшают барашка  узорами, выбирают цвет и элементы дымковской росписи.

Индивидуальная работа детьми.

Заключительная часть.

В конце занятия дети объединяют дымковских барашек в общую композицию «Барашки на лугу»,  любуются выполненной работой, отмечая своеобразие  каждой игрушки. Ваня хвалит всех за  работу, отмечает, что все стали большими мастерами Дымки !  До свидания, Ваня. Спасибо, дети, на этом наше занятие закончено.

Анализ детских работ. Организация коллективной работы « Барашки на лугу».

    Конспект занятия № 4. «Роспись  дымковского индюка»

  • Программные задачи:  Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством, расширять представление о дымковском промысле, воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, формировать эстетическое отношение к предметам народной культуры.
  • Изобразительные задачи: Продолжать обучать детей навыкам росписи фигурок животных, учить располагать элементы дымковского узора на силуэте игрушки, учить самостоятельности в выборе красок. Учить выделять украшения хвоста индюка. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге хвоста, выделяя середину и кайму, рисовать круги и кольца, украшать элементы точками, полосками.
  • Технические задачи:  Закреплять умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом, выбирая цвет для каждого элемента орнамента, продолжать учить использованию в работе тычка и ватных палочек при изображении элементов узора.
  • Материал и оборудование: Дымковский индюк (игрушка и картонная заготовка), иллюстрации элементов дымковской росписи, бумага, гуашь, кисти, ватные палочки, бумажные тычки, игрушка – Петрушка, угощение – петушки на палочке.
  • Методы и приемы:
  • Сюрпризный момент, показ и обследование  дымковских игрушек, беседа с детьми,  приход игрового персонажа – Петрушки.
  • Предварительная работа. Беседа о дымковской игрушке, выполнение работ в стиле дымковской росписи.
  • Ход занятия:

Части занятия

Содержание

Методы и приемы

Вводная часть

Ребята, к нам в гости пришел Петрушка. Давайте, поздороваемся с ним. Он сказал мне, что у его друга индюка сегодня  День рождения и он хочет  подарить ему новый  красочный хвост, но не простой, а какой он видел на ярмарке - дымковский.  А еще Петрушка хочет пригласить много других индюков, чтобы у друга был незабываемый  веселый праздник. Давайте, мы поможем Петрушке и нарисуем много красочных работ.

Сюрпризный момент. Приход сказочного героя – Петрушки.

Основная часть.

Ребята,  для того, чтобы все индюки и их хвосты получились красивыми я вам прочитаю стихотворение про дымковского индюка.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У такого индюка все расписаны бока,

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите - пышный хвост у него совсем не прост,

Точно солнечный цветок;

А высокий гребешок, красной краскою горя, как корона у царя... Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,

Смотрит с высока вокруг,

Птица важная - индюк!

-А теперь, ребята, посмотрите, у меня есть  дымковская игрушка – индюк. Нравится она вам?
-Индюк, какой? (нарядный, важный, горделивый, сказочный).  Надо отметить, что индюк очень интересная игрушка: у него красивый гребешок, как корона, очень длинная бородка, украшенная кусочками золота. Если  индюк  распустит крылья и распушит свой пышный хвост, то он показывает всем свою небывалую красоту, гордится своими узорами, яркими красками.
 -Дети, какие элементы изображены на хвосте у индюка?
(Круги, кольца, точки, линии ) -Ребята, а какие цвета?(Яркие, веселые, красивые).На нашем занятии я предлагаю вам расписать силуэт индюка из двух заготовок: туловища и хвоста (показ целой заготовки индюка без рисунка), а еще мы с вами будем пользоваться тычками и ватными палочками для составления узора.

Чтение стихотворения про индюка , показ иллюстрации из дидактического пособия по дымке.

Показ, рассматривание и обследование дымковского индюка. Вопросы к детям.

Выполнение работы детьми.

Дети раскладывают симметричный силуэт туловища индюка и работают с ним.

Пока заготовка сохнет проведем физкультминутку :

Мы старались рисовать (поглаживание кистей рук),

Трудно было не устать (встряхивание кистями рук),

Мы немножко отдохнем (разминание пальцев рук),

Рисовать опять начнем ( сгибание и разгибание пальцев).

Теперь украшаем  и  хвост  дымковского индюка, но помним, что хвост индюка немного похож на цветок, поэтому расписывать нужно лепестки, и середину, причем отмечаем, что узор на перышках хвоста одинаковый (симметричный) .

-А теперь, приступайте к работе, но помните, что хвост должен быть яркий, красочный.

Дети самостоятельно составляют узор на хвосте, изображают знакомые элементы, выбирают цвет, используют тычки и ватные палочки.

По окончании занятия соединяем силуэт индюка с его хвостом (через прорезь).

Индивидуальная работа детей. Проведение физкультминутки « Мы старались рисовать».

Объяснение и показ действий педагогом.

Использование детьми тычков и ватных палочек.

Заключительная часть.

Ребята, Петрушка  очень рад вашей творческой работе и хочет угостить вас сладкими петушками на палочках. Вы все очень помогли ему с Днем рождения его друга. У всех очень красивые получились индюки , а какие красочные у них хвосты! Давайте теперь отдадим наши работы Петрушке, чтобы он отнес их своему другу и организовал веселый День рождения. А  ты, Петрушка, приходи к нам  еще за подарками, мы все большие художники. На этом наше занятие закончено.

Рассматривание готовых работ. Поощрение к выполненной работе – раздача сладких петушков.

  • Конспект занятия №5. « Роспись ткани на юбку дымковской барышне».
  • Программные задачи: учить детей рассматривать узор на дымковских игрушках, называть виды узора: колечки, круги, точки, линии.
  • Изобразительные задачи: Учить украшать квадрат дымковским узором, рисовать каждый элемент узора своим цветом, развивать чувство ритма и цвета.
  • Технические задачи: продолжать закреплять умение рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии, получая рисунок клеточек, закреплять умение рисования кольца одним круговым движением, продолжать учить детей ставить точки кончиком кисти.
  • Воспитательные задачи: воспитывать интерес к русской народной игрушке.
  • Материалы и оборудование: трафарет дымковской барыни, дымковские игрушки, пособия с дымковскими узорами, бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
  • Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, узоров на картинках, рисование предметов круглой формы, аппликация по украшению салфеток узорами по мотивам дымковской игрушки.
  • Ход занятия:

Части занятия

Содержание работы

Методы и приемы

Вводная часть.

Ребята, сегодня к нам в детский сад прислали посылку. Давайте я посмотрю, что в ней?  Ребята, а в ней игрушки! Я вам сейчас помогу, прочитаю стихотворение, а вы отгадайте , что в посылке, какие игрушки?

«Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,

 Собаки, гусары и рыбка, А ну, отгадайте кто я?»

 Молодцы, ребята это дымковская игрушка.

Но, посмотрите, одна из игрушек очень расстроена, это барыня. Наверно, в пути что- то случилось с ее красивым нарядом. Давайте ей поможем. А как?

- Надо сшить барыне новую юбку, что бы она опять стала красивой и радовала себя и нас.

 Вы уже хорошо знаете  дымковскую роспись и с удовольствием, я думаю, поможете барыне обновить наряд к весеннему празднику.

Сюрпризный момент, вопросы, беседа с детьми.

Проведение физкультминутки « Вырастаем большими».

Основная часть.

Но  перед тем как шить любой наряд надо сначала подобрать что? Правильно, ткань.

Давайте мы нарисуем дымковскую  ткань. Чтобы нарисовать ткань надо сначала составить узор. Давайте вспомним, из каких элементов  состоит дымковский узор? (круги, кольца, линии).

Какие линии нарисуем? (широкие и узкие).

Как расположены линии? ( волнами, прямыми линиями с получением клеточек, решеточек)

Какого цвета широкие линии? Какого цвета узкие линии? Какого цвета круги и кольца? (яркие, радостные)

Как они расположены? (они чередуются).

Чем украшены кольца? (точками). Как они расположены? (вокруг кольца).

  Посмотрите с чего мы начнем рисовать: берем кисточку, набираем на нее краску и проводим прямые линии - сверху вниз и слева- направо, получается «клеточка».

 Затем начинаем заполнять окошки в клеточках кругами и кольцами. Круги и кольца мы будем рисовать кончиком кисти, раскрашивая круги всем ворсом кисти, не оставляя не прокрашенных мест, точки рисуем кончиком кисти примакиванием. Не забываем, что перед тем, как сменить цвет краски кисточку хорошо промываем и осушаем о тряпочку.

А сейчас немного разомнемся перед нашим творчеством и проведем  физкультминутку « Вырастаем большими»:

Мы становимся все выше, (руки на поясе, ноги на ширине плеч)

Достаем руками крыши (руки в стороны и вверх).

На носочки поднимись (поднимаемся на носочках, руки тянем вверх),

И до солнца дотянись (пальцы растопырены , игра пальцами) .

Молодцы, а теперь приступаем к работе.

Беседа с детьми. Обследование игрушек. Показ педагогом приемов работы.

Проведение физкультминутки « Вырастаем большими».

Выполнение работы детьми.

В процессе рисования прохожу  со своим листком и помогаю тем, у кого не получается, тому кто не решается начать,  обращаю внимание детей на аккуратность, хвалю их усердие.

Индивидуальная работа с детьми, словесная помощь.

Заключительная часть.

 Примеряем образцы ткани - рисунки детей к юбке дымковской барыни,  рассматриваем и обсуждаем работы, отмечаем наиболее удачные, вместе любуемся красотой получившихся узоров.

Дети, наша барышня очень довольна своими  обновками, особенно перед таким весенним праздником! Все вы  большие молодцы! У нас получился замечательный парад дымковской моды. На этом наше занятие закончено, спасибо.

Анализ работы. Вопросы к детям.

Конспект занятия №6. « Роспись  дымковской барыни».

Программные задачи: Продолжаем знакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковская роспись.

Изобразительные задачи: Продолжаем учить составлять узор из знакомых дымковских элементов ( кругов, колец, прямых и волнистых линий, точек) на юбке барыни, используя образец или придумывая свой.

Технические задачи: Учимся выделять части дымковской барыни (шляпка или кокошник, голова, кофта, юбка), умению соотносить пропорции фигуры барыни, продолжаем развивать  самостоятельность, продолжаем упражнять в рисовании всем ворсом кисти и ее концом.

Воспитательные задачи: Воспитание интереса детей к русской народной игрушке.

Материалы и оборудование: Дымковские  игрушки - барышни, альбомы с изображением дымковских игрушек, бумага, гуашь, салфетки, баночки с водой, кисти, угощение – блины.

Предварительная работа: Посещение музея «Русская изба», дидактические игры «Дымковские узоры», дымковские трафареты, рассматривание альбомов по дымковской росписи, выполнение творческих работ в стиле Дымка.

 

Ход занятия:

Части занятия

Содержание

Методы и приемы

Вводная часть.

Ребята, сегодня к нам в гости пришли  очень нарядные барышни. Угадайте, пожалуйста, кто это?

Посмотри, как хороша Эта девица - краса,

Тугая черная коса,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

- Это дымковская барыня! ( Молодцы).

Наши барышни хотят организовать в своем селе Дымково веселый праздник на масленицу, большой хоровод, народные гуляния. Но для этого им надо пригласить своих подруг и их кавалеров, давайте поможем им.

Сюрпризный момент. Показ дымковских барышень.

Основная часть

Ребята, я раздам вам листы для работы с силуэтами дымковских барышень, а вы каждый по – своему придумаете им красочный наряд. Но сначала вспомним, как нам его получить? Давайте рассмотрим наших гостей.

- Расскажите, какие краски используют дымковские мастера?

- Красную, зеленую, синию, черную, желтую, оранжевую.

Да, эти краски  яркие, праздничные.

- А какие элементы дымковского узора вы уже знаете?

- Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, решеточки, волнистые линии.

- Вспомните, как мы получаем рисунок решеточек? (Ответы детей)

Мы с вами уже изображали рисунок ткани на  юбки барышням, а теперь дополним их наряд яркой однотонной  кофтой, кокошником, сделаем прическу, подарим им праздничное настроение. Работать будем  по плану : сначала раскрашиваем кокошник, волосы, затем кофту, потом юбку с дымковским рисунком. Но пока разомнемся на физкультминутке :

У  реки росла рябина (из положения сидя на корточках, руки на поясе, медленно подняться),

 А река текла, рябила ( повороты корпусом туловища вправо, влево).

Посередине глубина (наклон вперед),

Там гуляла рыбина (приседание на каждый слог),

Эта рыба – рыбий царь, называется пескарь. (прыжки на двух ногах).

Молодцы, приступайте, пожалуйста, к работе.  

Показ и обследование  игрушек, беседа с детьми, вопросы к детям. Проведение физкультминутки « У реки росла рябина».

Выполнение работы детьми.

В процессе работы прохожу со своим листком и помогаю тем, кто затрудняется, обращаю внимание на аккуратность.

Индивидуальная работа детьми, показ и помощь педагога.

Заключительная часть.

В конце занятия организуем выставку « Дымковский хоровод». Отмечаем самые красивые и аккуратные работы. Барышни очень довольны новым подругам,  говорят спасибо  и дарят детям вкусные угощения – блины. На этом наше занятие окончено.

Анализ детских работ, организация выставки рисунков  «Дымковский хоровод», поощрение (раздача угощения – блинов).

Конспект занятия № 7. «Дымковская игрушка»

Программные задачи: Познакомить детей с дымковской игрушкой. Расширить представления о народном промысле.

Изобразительные задачи: Обучить детей навыкам росписи фигурок  животных, учить располагать элементы узора на силуэте игрушки, умению самостоятельно подбирать краску.

Технические задачи: Закрепить умения пользоваться кистью, краской, учить рисовать концом кисти и всем ворсом, учить располагать узор по всему силуэту, использовать в узоре элементы дымковской росписи ( круги, точки, кольца).

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к народному творчеству. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии народных игрушек.

Материалы и оборудование: гипсовые  фигурки  животных, краска - гуашь, кисти, тряпочки, дымковские игрушки.

Предварительная работа: творческие работы в стиле Дымка, рассматривание дидактических пособий « Дымковская игрушка», рисование предметов круглой формы, прямых линий, лепка фигурок  животных из пластилина ( петуха, уточки), аппликация по составлению узоров по мотивам дымковской игрушки (дымковский платочек).

Ход занятия:

Части занятия.

Содержание занятия.

Методы и приемы.

Вводная часть.

Ребята, сегодня к нам в гости пришли игрушки. Но игрушки не простые, а сделанные народными мастерами Дымки. Но вот незадача – для некоторых игрушек у мастеров закончилась краска, игрушки очень опечалены!  Давайте, им поможем, сделаем их нарядными!

На Руси всегда есть мастера, которые занимались и занимаются разными ремеслами. Одни изготавливают большие красивые самовары, другие - кувшины, посуду и разную утварь. А вот на севере нашей страны в селе Дымково живут замечательные умельцы, которые делают из глины очень яркие игрушки и забавные   свистульки. И все они свистят на разные голоса. Напомните мне, как он называется? Правильно, «Свистунья»!

По весне на Вятке проводят праздник «Свистунья», на котором собираются и стар и млад. Свистят в свистульки, шумно и весело, все разом на разные голоса.

Каждый мастер делает свою игрушку неповторимой, т.е. придумывает свой узор не похожий на другие. Давайте и мы сегодня будем мастерами Дымки. У нас с вами есть игрушки, которые мастера не успели расписать .

Сначала, мы с вами как всегда разомнемся и проведем физкультминутку  «Бабочка» :

Спал цветок и вдруг проснулся ( из положения сидя на корточках, руки на поясе  медленный подъем ),

Больше спать не захотел ( поднять руки вверх).

Шевельнулся, потянулся ( плавные движения руками влево и вправо),

Взвился вверх и полетел (плавные взмахи руками, как крыльями).

Солнце утром лишь проснется (руки вверх , пальцы растопырены, как лучики),

Бабочка кружит и вьется ( прыжки на двух ногах вокруг себя, медленные взмахи руками, как крыльями).

Игровой момент. Беседа с детьми, рассказ педагога .

Проведение физкультминутки «Бабочка».

Основная часть.

Педагог раздает гипсовые заготовки игрушек. Ребята, посмотрите какие забавные, маленькие игрушки вы держите в руках!  Давайте вспомним, что мы с вами знаем о дымковских игрушках? Какого они цвета? ( белого цвета, украшенные         яркими узорами).

 Из каких элементов состоит узор на Дымковской игрушке? ( из колец, точек, кругов, линий).

Где расположен узор?         (узор расположен на голове, и на туловище, и на животе, и на хвосте животных).        

 Ребята, сейчас каждый выберет себе понравившуюся игрушку и начнет с ней работать.

Давайте начинать наше творчество – возьмем игрушку, поставим ее на салфетку, но хорошо подумайте какой узор вы подарите своей игрушке. Не забываем, что круги и кольца будем рисовать всем ворсом кисти, круги будем закрашивать по контуру, не оставляя не прокрашенных мест. Точки рисуем кончиком кисти примакиванием.         Перед тем как сменить цвет краски кисточку хорошо промываем и        осушаем её о тряпочку. Давайте разомнемся перед нашим творчеством и проведем физкультминутку « Серенькая кошечка»:

Серенькая кошечка села на окошечко ( дети приседают на корточки),

Хвостиком махала, деток поджидала. (показывают рукой хвостик)

Где ж мои ребятки, серые котятки ?(дети встают, пожимают плечами)

Спать пора котяткам!         ( дети кладут ладони под голову и закрывают глаза).

Молодцы, просыпайтесь, котята, нас ждут игрушки, за работу.

Обследование заготовок. Беседа с детьми. Показ действий педагогом.

Выполнение работы детьми.

В процессе рисования прохожу со своим листом и помогаю  тем, у кого не получается, тому кто не решается начать работу,  обращаю        

внимание на аккуратность, хвалю, благодарю за отличную работу.

Индивидуальная работа детей, словесная помощь педагога, объяснение, показ на своей заготовке..

Анализ детских работ.

В конце занятия выставляем все выполненные работы детьми на поднос, обсуждаем наиболее удачные,  все вместе любуемся  красотой узоров. Организуем выставку «Дымковская ярмарка».

Вопросы к детям. Организация выставки « Дымковская ярмарка».

Приложение №2. Консультация для родителей на информационный стенд. 

Влияние народного  промысла  «Дымковская игрушка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к  художественному творчеству».

Н. А. Ветлугина.

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности  приведёт к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей видеть красоту во всем: в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения на занятиях по изобразительной деятельности.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начиная работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.

• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.

• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.

• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, родители и педагоги всерьез задумываются о том, какими вырастут их дети.

Необходимо с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. Какими методами воспитывать нравственность? Необходимо познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев.

Одним из условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его творческих способностей является включение ребенка в разные виды художественной деятельности. В процессе работы с различными материалами дошкольники познают их свойства, возможности преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные ее части.

Для повышения развития творческих способностей предлагаем  Вам познакомиться со следующими рекомендациями:

  1. для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством необходимо посещать музеи, выставки;
  2. организовать совместный просмотр телепередач «Русский сувенир», «Играй, гармонь»;
  3. приобрести раскраски с гжельской, хохломской, филимоновской, богородской и др. видов росписи;
  4. приобрести и применять пластические и глиняные материалы для лепки игрушек (дымковских коней, барышень, свистулек);
  5. познакомить детей с произведениями народных умельцев (хохломские ложки, городецкие доски, гжельская посуда и сувениры, филимоновские свистульки, матрешки, жостовские подносы и т.д.);
  6. подобрать литературу и познакомить детей с творчеством В. М. Васнецова, И. Я Билибина, Б. В. Зворыкиной, Т. А. Мавриной.

Главное понять, что приобщение к народному искусству надо начинать с раннего детства.

С помощью исконно народного творчества России мы сможем осуществить гармоничное развитие личности ребенка, его художественно-творческих способностей. Решить актуальную проблему – приобщения детей к культуре; воспитание патриота и гражданина, любящего свою Родину.

Спасибо за внимание!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...