Валеологическое воспитание дошкольников
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение социального
обслуживания ХМАО – Югры
«Социально – реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Зина»
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях
«Социально – реабилитационного центра «Зина»
Автор – составитель:
Воспитатель Корелина Ж.С.
Рассмотрено и утверждено
Методическим советом учреждения
протокол № 1
от «26» января 2012г.
Урай , 2012г.
Пояснительная записка
«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье – важнейшая
работа воспитателя.
От жизнерадостности,
бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие,
прочность знаний,
вера в свои силы».
В. Сухомлинский
Еще до школы дети усваивают основные понятия личностной культуры, получают базовые знания. Одна из составляющих этой базы знаний – ориентирование в явлениях и процессах собственной жизни, в своей деятельности и в воем организме.поэтому валеологическое воспитатние является необходимым звеном в общем воспитании дошкольников.
Валеология («валео» - быть здоровым, «логос» - наука) изучает возможности оптимальной адаптации человека к современным условиям, учит детей вести здоровый образ жизни. Необходимо воспитать в ребенке потребность, желание быть здоровым. «Для чего нужно быть здоровым? Что нужно для этого сделать? Как победить болезнь?» - ответы на такие вопросы дает ребенку валеология.
Валеология – это наука о здоровье детей. уже в раннем детстве следует научить ребенка любить себя, окружающих людей, природу, жизнь, потому что только человек, живущий в гармонии с собой и со всем миром, будет действительно здоров.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно – оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67,6%, а имеющих хронические заболевания – с 15,9 до 17,3%
Валеологию нельзя воспринимать как сугубо медицинский или спортивный курс оздоровления. Рамки ее возможностей намного шире, чем эти два, конечно, тоже необходимых направления. Валеология включает в себя преподавание знаний, которые в других специальных предметах не связывается с сохранением и укреплением здоровья. Это и анатомия, и физиология человека, и элементарные знания по гигиене, табаке и алкогольных напитках, наркотиках; психология знания таких методов оздоровления, как закаливание, использование народных средств, аутогенные тренировки и т.д.
Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно – правовых документах.
Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: « Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения.
В Уставе нашего центра, задача охраны и укрепления здоровья воспитанников находится на первом месте.
Здоровье – показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и пр.) являются изъяны в системе воспитания детей.
В Центр поступают несовершеннолетние дошкольного возраста. В 2011г. социально – реабилитационные услуги получили 21 ребенок дошкольного возраста. И это количество, по сравнению с 2009-2010гг.увеличивается. как правило, дети поступают из семей, имеющих статус «неблагополучная семья», не посещающие детский сад. У детей не сформированы социально – бытовые навыки. Они неопрятны, неряшливы, не следят за своим внешним видом, не приучены к выполнению гигиенических процедур. Некоторые не имеют представления об элементарных правилах и средствах гигиены. Многие воспитанники состоят на диспансерном учете.
Несомненно, родители должны прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следить за сохранением их здоровья. В нашем случае мы имеем дело с детьми, родители которых являются «неблагополучными», злоупотребляют спиртными напитками, ведут асоциальный образ жизни, тем самым подавая негативный пример своим детям.
В связи с вышеизложенным, стало актуальным создание системы работы по формированию валеологической культуры в группе, исходя из имеющихся в центе условий.
Цель:
Социализация и гармоничное развитие личности воспитанников дошкольного возраста в условиях «социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних «Зина» через реализацию системы валеологического воспитания.
Задачи:
- Изучить передовой педагогический опыт по данной теме, провести анализ программ по оздоровлению дошкольников, имеющееся программно – методическое обеспечение, проанализировать состояние материально – технической базы и предметно – развивающей среды группы.
- Подобрать дидактический материал для реализации прогрпммных мероприятий.
- Провести стартовую и итоговую педагогическую диагностику уровня сформированности у воспитанников санитарно – гигиенических и бытовых умений и навыков, состояния здоровья ребенка, соотнести с возрастными нормами, наличие хронических заболеваний.
- Реализовать программные мероприятия в соответствии с разработанным планом.
Воспитательные задачи:
- Воспитать у детей сознание того, что человек часть природы и общества.
- Учить выстраиванию гармоничных отношений детей с живой и неживой природой.
- Воспитывать у детей заботливое и бережное отношение к личному здоровью.
- Выработать навыки личной гигиены.
- Осуществлять мероприятия по профилактике и устранению вредных привычек.
Этапы реализации программы:
1 этап: Организационный
На первом этапе проводится анализ программ по оздоровлению дошкольников, имеющегося программно – методического обеспечения, анализ материально – технической базы, предметно – развивающей среды группы, а также изучение передового опыта по теме, подбор диагностического инструментария для отслеживания результатов работы. Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности, определение цели и задач работы. Пополнение тематического методического, наглядного, дидактического материала, предназначенного для использования в воспитательной работе с детьми в группе
2 этап: Диагностический
На данном этапе проведена педагогическая диагностика по уровню сформированности у воспитанников санитарно – гигиенических и бытовых умений и навыков, состояние здоровья ребенка, соотнесение с возрастными нормами, наличие хронических заболеваний.
3 этап: Практический
Третий практический этап работы – самый трудоемкий по содержанию деятельности. Он состоит в решении задач воспитания валеологической культуры дошкольника через поэтапную реализацию, системы мероприятий с детьми, направленными на формирование валеологической культуры дошкольников.
4 этап: Заключительный
Проведение диагностического обследования с целью выявления эффективности проделанной работы. Анализ проделанной работы. Корректировка программы в соответствии с выявленными проблемами у детей при диагностике.
Содержание программы:
Программа разработана для детей дошкольного возраста 4 – 6 лет.
Формы реализации: групповые и индивидуальные занятия.
Данная программа рассчитана на работу с детьми в течение одного срока пребывания ребенка в центре (от 3 до 6 месяцев).
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий – 24.
Продолжительность занятия – 20 -25 минут.
Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольника, то рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно – ролевые, развивающие, подвижные. Также применяются беседы, изодеятельность, просмотр мультфильмов, викторины.
Тематическое планирование
Мероприятия. Темы | Содержание | Исполнитель |
Первичная диагностика при поступлении ребенка в учреждение | Изучение уровня сформированности санитарно – гигиенических умений и навыков воспитанников, занесение в карты развития, наблюдения, опрос. | Воспитатель |
Ежедневно проводимые мероприятия | ||
Оздоровление через режимные моменты |
| |
Программные мероприятия | ||
«Дружи с водой» (2 часа) | Игра «Друзья Вода и Мыло» Эстафета «Предметы гигиены» Цель: привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом. Программное содержание: Знакомство с основными правилами мытья тела, рук, ухода за волосами. | Воспитатель |
«Забота о глазах» (2 часа) | Беседа «Почему я вижу!» Дидактическая игра «Правила гигиены и безопасности глаз» Цель: актуализация у детей ценности зрения Программное содержание: Выявить имеющиеся у детей знания, подвести их к пониманию того, как нелегко живется слепым людям, формировать гуманные чувства по отношению к инвалидам, определить реакцию зрачков на освещение, научить правилам гигиены и безопасности. | Воспитатель |
«Мой замечательный носик» (2 часа) | Беседа – рассуждение «Зачем нам нужен нос?» Игра «Узнай по запаху» Цели: познакомить детей с особенностями строения и выполняемыми функциями носа; показать его важность в жизни человека. Программное содержание: Расширить представления детей о своем организме – о функциях носа, особенностях его строения, значении; закрепить правила безопасности жизнедеятельности, правила ухода за носом. | Воспитатель, Медицинский работник |
«Наши зубы» (3 часа) | Беседа – практикум «Уход за зубами» Сказка «Зубик – Зазнайка» Дидактическая игра «Предметы индивидуального пользования» Цели: раскрыть строение и функции зубов. Программное содержание: Объяснить причину болезни зубов. Формировать потребность в сохранении зубов здоровыми. Приучать ребенка быть внимательным к себе, к состоянию своих зубов | Воспитатель, Медицинский работник |
«Как следует питаться» (3 часа) | Игра «как следует правильно питаться» Конкурс загадок «Про вкусную еду» Игра «полезно – вредно» Цель: вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье. Программное содержание: Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку; научить детей выбирать самые полезные продукты; сформировать у детей основу рационального питания. | Воспитатель, Медицинский работник |
«Наша кожа» (2 часа) | Беседа «Кожа, ее строение и значение» Беседа – рассуждение «Чистота и здоровье нашей кожи» Цель: раскрыть строение и функции кожи; познакомить с правилами ухода за кожей. Программное содержание: Познакомить со строением кожи, ее значением; дать представление о коже, как защите организма от инфекций. Помочь понять, что от чистоты кожи зависит здоровье человека. | Воспитатель, Медицинский работник |
«Как сделать сон полезным» (2 часа) | Игра «если сладко спиться, сон хороший снится» Конкурс рисунков «Придумываем сны» Цель: дать детям понятие о сне, показать значение сна в жизни человека. Программное содержание: Объяснить детям физиологию сна; познакомить с основными гигиеническими правилами сна; развивать гигиенические навыки и умения детей. | Воспитатель, Медицинский работник |
«Вредные привычки» (2 часа) | Игра «Дорога к доброму здоровью» Игра «Рекламный мячик» Цель: дать детям понятие о необходимости заботиться о своем здоровье с детства. Объяснить детям последствия вредных привычек, прививать любовь к занятиям физическими упражнениями, спорту. Программное содержание: Выделить правила навыков культурно – гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении витаминов, навыков гигиены; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь. | Воспитатель, Медицинский работник |
«Если хочешь быть здоров» (3 часа) | Конкурс рисунков «Витамины для здоровья» Практикум «Грязь и микробы – наши враги» Эстафеты «Мое здоровье – в моих руках» Цели: формирование установок на здоровый образ жизни; помочь ребенку задуматься о необходимости быть здоровым. Программное содержание: Выделить правила навыков культурно – гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении витаминов, навыков гигиены; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь; воспитывать интерес к здоровому образу жизни. | Воспитатель, Медицинский работник, инструктор по труду |
«Случайные повреждения и несчастные случаи» (3 часа) | Практическое занятие «Помоги себе и своему другу» Сюжетно – ролевая игра «скорая помощь» Экскурсия на станцию скорой помощи» Цель: дать понятие о первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении. Программное содержание: Провести экскурсию на станцию скорой помощи; учить детей пользоваться телефоном и вызывать скорую помощь (03) в необходимых случаях; учить оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях из носа, ушибах, укусе насекомого и т.д. Проведение практической работы. Познакомить с медицинской аптечкой, ее назначением. | Воспитатель, Медицинский работник |
Критерии оценки эффективности:
- Анализ результативности программы «Расту здоровым». Диагностика развития детей. сопоставление ожидаемого результата с конечным.
- Обобщение опыта работы. Разработка рекомендаций для педагогов по валеологическому воспитанию дошкольников. Разработка конспектов, буклетов, памяток.
Ожидаемый результат:
В процессе работы по валеологическому воспитанию дошкольников по программе «Расту здоровым» ребенок получит знания о:
- Правилах бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.
- Правилах ухода за кожей.
- Правилах питания, полезных продуктах.
- Правилах здорового сна, хорошего настроения.
- Признаках здорового человека.
- Гигиене питания, закаливания, строения человека и т.п.
Сформирует навыки и умения:
- Правильно умываться, чистить зубы, мыть уши.
- Правильно ложиться спать.
- Соблюдать правила гигиены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация рабочей программы "Валеологическое воспитание дошкольников"
показано направление работы и результаты...
Родительское собрание в старшей группе "Валеологическое воспитание дошкольников"
Родительское собрание в старшей группе. Тема: "Валеологическое воспитание дошкольников"....
Деловая игра для воспитателей "Путешествие за здоровьем"(валеологическое воспитание дошкольников)
Целью данной деловой игры является :уточнить и расширить знания педагогов по эколого-валеологическому воспитанию дошкольников...
список литературы по валеологическому воспитанию дошкольников
художественная литература по валеологии...
Доклад на тему: «Валеологическое воспитание дошкольников»
Счастье быть здоровым в наших руках. Одна из важнейших задач в области дошкольного воспитания – это сохранение здоровья ребенка....
Эколого - валеологическое воспитание дошкольников
¢Под эколого – валеологическим образованием детей дошкольного возраста З. И. Тюмасева, Е. Г. Кушнина понимают природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование...