Конспект родительского собрания в средней группе "Моя семья - самое дорогое!"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Цель - повышение  педагогической культуры родителей, расширять контакт между педагогами и родителями, учить родителей наблюдать за ребенком, видеть его успехи, стараться помочь семейному воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

родительского собрания

в средней группе

«Моя семья — самое дорогое!»

Цели:

  • расширение контакта между педагогами и родителями;
  • повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет;
  • познакомить родителей с возрастными особенностями детей;
  • познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;
  • научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь семейному сплочению.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Поздравление родителей с началом учебного года. Вручение грамот за активное участие в жизни группы и детского сада.

3. Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей.

4. Особенности образовательного процесса в средней группе.

6. Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год.

7. Беседа «Семья - что может быть дороже!»  

8. Коротко о разном.

9.Анкетирование.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас сегодня!

Хочу поздравить вас с началом учебного года. Хочется поблагодарить родителей, которые принимали активное участие в подготовке группы. (вручение благодарностей)

Возрастные особенности «Мы выросли! » (наглядность - фото детей)

Ребёнку уже исполнилось 4 года.

- рост увеличился на 4-5 см

- вес увеличился на 1-2 кг

Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выяснить, какие на этом возрастом этапе «ранимые места» в его организме и учитывать это.

Тело ребёнка изменило пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц, поддерживающая скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть) .

Происходят изменения и в сознании детей. Идёт бурный расцвет фантазии, воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было. И нельзя это назвать ложью. Подобное явление принято называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребёнок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами.

На 5 г. ж. у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Очень важно понимать, что он не просто увеличивает объём знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят.

Дети 5 лет очень активно воспринимают всё, что их окружает. И эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.

Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким.

С режимом дня  и с расписанием непосредственной образовательной деятельности можно ознакомиться в папке «Визитка группы».

Следует отметить, что занятия ежедневно. Время проведения занятия увеличилось до 5 минут по сравнению со 2 младшей группой. В средней группе на занятия отводится 20 минут. Перерывы между занятиями 10 минут. В день проводится 2 занятия, в четверг 1 занятие после обеда.

Также изменилось и положение о прогулке (объяснить)

Познакомить с годовыми задачами детского сада.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

В словаре Ожёгова написано: «Семья — это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью». Согласитесь, звучит сухо, официально и не очень привлекательно. Так что же такое, по- вашему мнению, семья?

Предлагаю поиграть в игру «Веселый бубен». Пока звучит музыка, бубен катится по рукам, музыка закончилась – у кого в руках бубен, тот высказывает свое мнение «Что такое семья? » (3-4 мнения родителей).

Мы задали этот же вопрос нескольким ребятам, давайте послушаем, что они скажут. (видеосюжет или запись мнения 3-4 детей).

Предлагаю объединить мнения родителей и детей, прочитав замечательное стихотворение. (по строчке)

1. Семья – это счастье, любовь и удача,

2. Семья – это летом поездки на дачу.

3. Семья – это праздник, семейные даты,

4. Подарки, покупки, приятные траты.

5. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

6. Мечты о хорошем, волнение и трепет.

7. Семья-это то, что мы делим на всех.

8. Всем понемножку и слезы, и смех.

9. Взлет и падение, радость, печаль,

10. Дружбу и ссоры, молчанья печать.

11. Семья – это труд, друг о друге забота.

12. Семья – это много домашней работы.

13. Семья – это важно! Семья – это сложно!

14. Но счастливо жить одному невозможно!

15. Семья – это счастье, семья – это дом.

16. Где любят и ждут и не помнят о злом.

Для ребёнка семья – это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья – источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Предлагаю сыграть в игру “Волшебный клубок”, прошу встать всех в круг.

В руках у меня волшебный клубочек. Смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя. Держу нитку в руке и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его соседу справа от него.

Клубочек вернулся ко мне. “На что похоже то, что у нас получилось? ”.

Посмотрите – мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились и стали единым целым!

Вот также мы с вами должны воспитывать наших детей, все вместе,  сплоченно, дружно, предъявляя к детям одни и те же правила и требования. Мы должны быть единым целым вместе с детьми, сплоченными. 

Самое главное - не важно, какую деятельность Вы выберете для сплочения своей семьи, главное, время, проведенное вместе, Вы и Ваши дети будете вспоминать всю жизнь. Ощущение сплоченной семьи, членам которой так хорошо друг с другом, обеспечивает самый надежный тыл в трудных жизненных ситуациях.

Для анализа предлагаю родителям педагогическую ситуацию:

  1. За Витей в детский сад пришла мама.

     Он радостно рассказывает ей: «Мама, а мы сегодня птичку лепили! ».

Мама: А почему одежда мокрая?

Витя: Воспитательница сказала, что я очень старался.

Мама: Сколько раз тебе можно говорить – клади рукавицы сушить!

Витя: Я еще дома попробую такую птичку сделать.

Мама: пойдешь в мокрых!

Мальчик замолчал и стал неохотно одеваться.

Вопрос к родителям: Почему не состоялся диалог?

  1. Лена 4 лет помогала маме мыть посуду. Делала это очень старательно, с интересом. Бабушка, увидев, чем занимается внучка, сказала, что посуда сейчас очень дорогая, её можно разбить, и что Лена еще успеет перемыть горы посуды в своей жизни.

Вопрос к родителям: Как Вы оцениваете высказывание бабушки? Каковы могут быть его последствия?

Детский сад – это тоже маленькая семья. В ней тоже, как и в семье бывают праздники и веселье, ссоры и конфликты.

Любите своих детей, ведь сильнее вас, их любить никто не будет. Придя в детский сад, у ребенка возникает множество, на первый взгляд, детских проблем. Тут его толкнули, там пихнули, накричали, чихнули, невнимательно отнеслись, обидели, подавили стремление к какой либо деятельности – всякое бывает. И вот долгожданное время для ребенка – мама забирает его из сада.

Давайте вспомним свои детские ощущения, и подумаем, о чем думает ребенок в эту минуту: (ответы родителей с позиции ребенка)

«Придёт любимая мамочка, и пойдем гулять»,

«Наконец-то, мама обещала поиграть со мной в домино»,

И снова вернемся в наши реалии (с позиции родителя).

Мама возвращается с работы домой - усталая, утомленная, желающая добраться до кресла и посидеть в тишине. Да, она обещала погулять, поиграть, но вот именно сегодня, как назло, начальник завалил работой, пришлось разгребать кучу бумаг, долго сидеть за компьютером, а по дороге домой сломался автобус…

Мама и ребенок встречаются. Малыш начинает требовать обещанного. Мама терпеливо объясняет о невозможности прогулки, уговаривает, сулит выполнить позже любые желания. (достать листок, на нем портрет ребенка.) 

Вот, наконец, у мамы заканчивается терпение, и она произносит повелительным тоном, громким голосом: «Все идем домой и точка». Ну, у каждого бывает такой момент. Это не, потому что мы плохие, просто так сложились обстоятельства, не хватило терпения, такта, да и просто усталость.

Есть много ситуаций, когда мы не сдерживаемся: перепачкался на улице, сломал игрушку (родители ругают портрет, говорят за что можно ругать… перечисление ругательств: дурачок, балбес, хулиган). Что греха таить, можем, и в угол поставить и подзатыльник дать (в процессе мять листок).

В конце концов, ребенок плачет, мама жалеет о содеянном, и идет просить прощения у малыша, жалеть его. Ведь он не виноват, что так сложился день у мамы. Мама гладит своего ребенка, говорит ему ласковые слова (родители перечисляют ласковые слова).

Всякое в жизни бывает, мы срываемся, кричим, ругаемся, на ребенка – чаще не обоснованно, просто так случилось. Потом понимаем свои ошибки, пытаемся их исправить и вроде бы исправляем… (нарочито разглаживаю листок), а душа-то у ребенка осталась мятая, как её не разглаживай.

Мы на свете родились

Чтобы радостно жить

Чтобы вместе играть

Чтобы крепче дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

Наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачается ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас взрослых, от отношений внутри семьи.

Что мы понимаем под словом «Каприз и упрямство». 

Капризный ребёнок от упрямого отличается не только излюбленными выражениями:

Для упрямых – «Я хочу»

Для капризных – «Я не хочу»,

Капризы  и упрямства могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

Причины капризов и упрямства:

• Нарушение режима дня

• Смена обстановки

• Обилие новых впечатлений

• Плохое самочувствие во время болезни

• Переутомление

Для «упрямца» самое главное – не уступить взрослому, настоять на своём.

Что можно сделать, если ребёнок упрямится? Несколько правил общения родителей с детьми: (распечатка памятки)

  1. Не придавать большого значения упрямству, примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Не пытайтесь в это время что – либо внушить вашему ребёнку. Ругать не имеет смысла. Он сильно возбуждён и не может вас понять.
  3. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если Вы сказали «нет», оставайтесь и далее при этом мнении.
  4. Принимать ребёнка таким, какой он есть.
  5. Чаще употреблять выражение «Ты – лучший», «Какое счастье, что ты есть», «У тебя все получится», «Я рада за тебя», «Ты очень многое умеешь» и т. д.
  6. Ласкать, прижимать к себе ребенка как можно чаще.
  7.  Не говорить одно, а делать другое. Это может привести к потере авторитета родителей со стороны детей.
  8. Использовать невербальное общение: заметный жест, взгляд или мимику, поменьше слов «нельзя».
  9. Выражать своё отношение к поведению ребёнка, а не к его личности.
  10. Соблюдать равенство и сотрудничество с детьми.
  11. Уметь слушать и считаться с мнением ребенка.
  12. Не допускать, чтобы ребёнок наедине остался со своими переживаниями.

При общении с ребенком важно помнить, что каждый ребенок индивидуален. Ребенок может (но не должен) развиваться, меняться так, как хотят его родители. Давайте вспомним себя в детстве.

Упражнение: «Я в детстве».

Напишите на листочке 2-3 прилагательных, которые охарактеризуют вас (какими вы были в детстве).

А теперь охарактеризуйте своего ребенка. (листочки прикладываются рядом, зачитываются выборочно)

Мы видим, что с позиции ребенка мы выше оцениваем себя, а в позиции родителя – оценка ниже. А родители должны уважать и ценить ребенка с первых проявлений личности, поддерживать его и в случае неудачи и в случае успеха.

Мы с вами сейчас окунулись в мир своего детства, эмоционально вспомнили его. Пусть это даст вам почву для размышления во взаимодействии со своим ребенком, ведь часто мы не понимаем его, требуем и заставляем действовать по образцу, инструкции. Как часто наши дети слышат: «Нельзя, не болтай, не отвлекай и т. д.»

Психологи рекомендуют заменить запретную и назидательную форму общения с детьми. Взрослые чаще должны говорить ребенку: «Как ты думаешь?», «Давай посмотрим», «Хочешь послушать моё мнение?».

В каждой семье родители должны стараться выполнять 4 закона:

Закон первый: единство требований отца и матери к ребенку.

Закон второй: значимости похвалы для ребенка.

Закон третий: трудового участия каждого члена семьи.

Закон четвертый: разделения в равной мере материальных и моральных благ между детьми и взрослыми.

Если данные законы выполняются, а родители оптимисты, то и эмоциональное самочувствие ребенка в семье будет благополучное. Следует помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства вызывают у них старшие.

Уважаемые взрослые! Только вы отвечаете за свое эмоциональное и физическое благополучие, за ваше будущее – ваших детей. Достигайте такой степени эмоционального благополучия, которая позволит вам полноценно прожить каждый день вашей жизни и достойно воспитать вашего ребенка.

РАЗНОЕ, ТЕКУЩИЕ ВОПРОСЫ

Итог:

Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас.

А теперь заполните небольшие анкеты по итогам собрания:

-Послужат ли полученные знания изменениям во взаимодействии с ребенком.

-Какие эмоции вы испытали?

-Ваши пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе: "Путешествие в прошлое своей семьи".

Конспект родительского собрания в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое своей семьи».   Цель: Формирование семейных традиций. Задачи:  1. Заинтересовать родителей и детей изучением...

План-конспект родительского собрания в средней группе Тема: « Счастливый ребёнок – в счастливой семье.»

Цель:Создание оптимального доброжелательного и благополучного климата в семье для ребенка .Повысить уровень педагогической культуры родителей.Использовать образовательный потенциал родителей для обуче...

Конспект родительского собрания в средней группе детского сада на тему: "Игра- не забава. Игровая деятельность в семье"

Повышение знаний родителей по проблемам игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего  дошк...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего...

Конспект родительского собрания в средней группе «ЗОЖ начинается в семье»

Материал будет интересен педагогам старшего дошколшьного возраста...