Применение современных образовательных технологий.Гусарова Н.Н. "Техника изонити для дошкольников
рабочая программа (старшая группа) по теме

Сигалева Светлана Владимировна

Гусарова Н.Н. "Техника изонити для дошкольников".

Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старшей группе детского сада при подготовке их к обучению в школе.Для методистов и воспитателей детских садов.Данная  дополнительная образовательная программа опирается на понимание развития творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности, что и  является отличительной чертой данной программы.  Кроме этого,  на занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда. Этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений.

При  реализации программы ежемесячно организуются  выставки работ детей, которые органично вписываются в  пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.

Цель   работы  по программе: знакомство детей с новым видом художественно-творческой деятельности – техника «изонить»; развитие навыков ручного труда  у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста; поддержание интереса детей к художественно – творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_dlya_doshkolnikov_izonit.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17

Программа курса

«Изонить»

Составитель: Сигалева С.В.

г. Нижний Новгород


Пояснительная записка.

          В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

         Работа по развитию творческих способностей в детском саду  тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью.

Нитяна́я гра́фика (варианты названия: изонитьизображение нитьюниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.

          Изонить – это оригинальный вид декоративно – прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.

         Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.                                                              

         В настоящее время искусство  изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов  быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

          Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла и  заполнение окружности.

          Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие». Автор предлагает цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.

          Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по работе в технике «изонить», я пришла к убеждению, что занятия этим видом деятельности могут быть привлекательными и доступными для детей, более младшего дошкольного возраста. Начиная, с 5 лет дети с интересом занимаются изготовлением простейших картин, эти занятия одинаково интересны как для девочек, так и для мальчиков.

Цель программыразвитие творческих способностей ребёнка

Задачи:

1. Блок задач по развитию у детей математических представлений

Раздел «Геометрическая форма».

Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.

Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

 Раздел «Количество и счёт».

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.

Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.

Дать понятие о точке отсчёта.

Раздел «Ориентировка на плоскости».

Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.

Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

 2. Блок задач по сенсорному развитию

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.

Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

3. Блок задач по умственному воспитанию

Развивать абстрактное мышление.

Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.

Закрепить понятие «зеркальное изображение».

4. Блок задач по трудовому воспитанию

Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.

Научить работе с трафаретом.

Научить технике работы с изонитью.

5. Блок задач по физическому воспитанию

Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.

Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

6. Блок задач по нравственному воспитанию

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

7. Блок задач по эстетическому воспитанию

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

8. Речевой блок

Развивать активный и пассивный словарь детей.

Развивать объяснительную и доказательную речь.

Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

          Учебный материал методического пособия Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие» рассчитан на 1 год обучения.

          Занятия проходят один в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 6-7 лет 25-30 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 8-10 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности. 

           Цикл занятий состоит из двух разделов:

1. овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;

2. изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.

Методы, приемы и форма работы.

·        словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы., художественное слово (загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки).

          Чтобы создать интерес к  определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе будут учиться вышивать интересные игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).

·        наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

          Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.

·        практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).

Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.

Дидактический материал:

иллюстрации;

образцы работ;

схемы (техника заполнения фигур);

стихи, загадки.

Инструменты, необходимые для работы:

плотный картон или бархатная бумага;

шелковые нити различного цвета(швейные, мулине, ирис);

игла с широким ушком;

шило короткое;

ножницы;

циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;

линейка;

клей ПВА;

копировальная бумага или калька;

трафареты.

кусок линолеума.

Ожидаемые результаты:

  • приобретает практические навыки по владению шилом, иглой, ножницами,      фигурными трафаретами;
  • овладение техникой  изонити.
  • обогащение активного и пассивного словаря детей.
  • получает опыт рисования и ручного труда;
  • закрепляет полученные ранее знания о геометрических фигурах,        счёте;
  • развивает воображение;
  • развивает мелкую моторику рук.

Учебно-тематический план:

Тема

Содержание

Количество часов/сроки

1

«Волшебная ниточка»

Знакомство с техникой изонить, основных принципах и особенностях работы. Техника безопасности при работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью. Введение понятий: «угол», «вершина», «левая сторона угла», «правая сторона угла».

1/

Сентябрь

2

«Грибок»

Выполнение работы «Грибок». Обучение умению отличать лицевую и изнаночную стороны. Закрепление понятий: «угол», «вершина», «левая и правая стороны угла». Дорисовка изображение после вышивки.

2/

Октябрь

3

«Морковка»

Выполнение работы «Морковка». Закрепление умения отличать лицевую и изнаночную стороны изделия.  Вдевание нитки в иголку, завязывание узелок.

2/

Октябрь

4

«Зонтик»

Выполнение работы «Зонтик». Узор тупого угла. Отличие лицевой и изнаночной стороны изделия. Закрепление понятий – «угол», «вершина», левая и правая сторона. Дорисовка изображение после вышивки.

1/

Ноябрь

5

«Ёлочки в лесу»

Выполнение работы «Ёлочки в лесу». Закрепление навыков выполнения углов. Формирование чувства цвета. Чтение пословиц и поговорок о труде.   Дорисовка изображение после вышивки.

3/

Ноябрь

6

«Снеговик»

Выполнение работы «Снеговик». Окружность в технике изонити. Правила и последовательность работы с окружностями.

2/

Декабрь

7

«Ёлочные шарики»

Открытки на Новый Год. Окружность в технике изонити. Правила и последовательность работы с окружностями.

2/

Декабрь

8

«Домик в лесу»

Создание сюжетных композиций .              

Обучение умению  из углов и окружностей составлять изображение. Воспитание умение доводить начатое дело до конца.

3/

Январь

9

«Ваза»

Выполнение работы «Ваза». Подбор нужного угола к рисунку, работа с трафаретом, создание отверстия по отметкам на трафарете. Закрепление правила работы с нитью.

1 /

Январь

10

«Узор на полосе»

Выполнение два угла на полоске цветного картона.

2/

Февраль

11

«Солнце»

Выполнение работы «Солнце». Продолжать самостоятельно подбирать цвета ниток.

2 /

Февраль

12

«Одуванчики»

Открытки  на 8 Марта. Сюжетные композиции с  использованием разных по величине окружностей.

2/

Март

13

«Подснежники»

Составление изображений цветов из углов и окружностей. Введение понятия «зеркальное изображение».

2/

Март

14

«Цыплята на травке»

Создание сюжетных композиций, используя разные по величине окружности.

Умение правильно пользоваться иголкой.

2/

Апрель

15

«Колпак для Петрушки»

Продолжать тренировки по прокалыванию отверстий при использовании линейки.

2/

Апрель

16

«Цветы»

Изготовление работ для выставки в галерее детского сада. Создание сюжетных композиций  из углов и окружностей разной величины.

2/

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Техника изонити для дошкольников"

Ознакомление педагогов с техникой изонити, ее задачами в развитии дошкольников, обучение выполнению основных элементов техники....

Методическая разработка "Популяризация чтения среди дошкольников: применение современных образовательных технологий"

Сегодня поговорим о работе в ДОУ с детьми и родителями (законными представителями) по направлению «Популяризация чтения»    Название технологии: «Буккроссинг»Кра...

Саморазвитие «Применение современных образовательных технологий: Блоки Дьенеша, конструктор ТиКО в познавательном развитии дошкольников» на 2018-2019 учебный год

Цель для воспитателя: способствовать созданию педагогических условий для развития познавательной активности  через логико - математические игры с применением современных образовательных технологи...

Приобщение дошкольников к экологии посредством применения современных образовательных технологий

quot;Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Применение современных образовательных технологий для развития речи дошкольников"

Развитие речи детей с помощью современных образовательных технологий (из опыта работы)....

Техника изонити для дошкольников

Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы "одушевить силою художества" предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. Прикладные искусства преображают с...