Сенсорное развитие детей 3-5 лет
статья на тему
Под сенсорным развитием ребенка понимают развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорные способности дают возможность улавливать и передавать тончайшие нюансы внешних свойств, предметов и явлений.
В связи с появлением данного термина, в педагогике возникло встречное понятие «сенсорное воспитание», которое рассматривается как неотъемлемая часть умственного и физического воспитания ребенка, направленное на развитие ощущений и восприятий ребенка.
Сенсорное воспитание в детском саду осуществляется в повседневной жизни и во время специально организованной деятельности. Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитатель 2-й категории Рубцова Л.А.
МБДОУ дет/сад № 578
г. Екатеринбург, Свердловская область.
Сенсорное развитие детей 3-5 лет
Под сенсорным развитием ребенка понимают развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорные способности дают возможность улавливать и передавать тончайшие нюансы внешних свойств, предметов и явлений.
В связи с появлением данного термина, в педагогике возникло встречное понятие «сенсорное воспитание», которое рассматривается как неотъемлемая часть умственного и физического воспитания ребенка, направленное на развитие ощущений и восприятий ребенка.
Сенсорное воспитание в детском саду осуществляется в повседневной жизни и во время специально организованной деятельности. Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания.
Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию. В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решетки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.).
Дошкольника следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.
Как уже отмечалось выше, в младшем дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий у детей происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах у ребенка легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей 3-4 лет такой наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания являются формирование сенсорных процессов ребенка в системе продуктивной деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Основная задача сенсорного воспитания детей дошкольного возраста – формирование у детей умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слова, труда в природе и т.д. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков и зрительное восприятие начертания букв.
Ребенок в своем познании сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер.
Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения. Его успех обусловливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого.
В процессе сенсорного воспитания можно выделить четыре этапа.
1. Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает ребенку создать какой-то продукт, который должен быть сходным с образцом или удовлетворять определенным требованиям. Дети, не имея достаточно организованного сенсорного опыта, начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужного материала. Они сразу начинают действовать. Во всех случаях дети не анализируют, не обследуют образец или материал, предложенный для деятельности. Они ограничиваются общим, нерасчлененным восприятием и, естественно, ошибаются. Ошибка, неумение достигнуть результата в деятельности ставят ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материалов. Этой ситуацией неудачи пользуется взрослый, чтобы помочь ребенку увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности, которое важно для достижения цели деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.
2. Целью следующего – второго этапа сенсорного воспитания является обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.В процессе такого обучения воспитатель показывает само перцептивное действие, называет его и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования, обследовательского действия. Затем он предлагает детям повторить обследование предмета, точно воспроизводя показанное действие, назвать и действие, и то качество, которое выделено в результате. Дети повторяют и действия, и речевое обозначение, осваивая их.
На этом этапе, чтобы обеспечить отчетливое вычленение того или иного качества и отделение его от сопутствующих, целесообразно использовать прием сравнения данного качества с противоположным, которое выделяется теми же обследовательскими действиями. Ознакомив детей со способами обследования и качествами предметов, нужно организовать упражнения в выделении этих качеств. Для упражнений необходимо отбирать разные предметы с проявлениями данного качества. Целесообразно освоить упражнения в группировке разнообразных предметов по признаку данного качества. В этих условиях происходит отделение (абстрагирование) качества от конкретного предмета, что является исходным моментом для перехода к новому этапу — формированию обобщенных представлений о разных свойствах.
3. На данном этапе происходит формирование представлений об эталонах. Исходным в освоении детьми эталоном является умение группировать предметы по тому или иному качеству: собрать все красные шарики в красную коробку, отобрать все прозрачные предметы, отделить все круглые предметы от некруглых и т. п. Дальнейшая работа предполагает ознакомление детей с многообразным выражением той или иной меры качества: светлые или темные оттенки данного цвета, треугольники с разными сторонами и углами и т.д. Это достигается сравнением разнообразных предметов, обладающих различными мерами того или другого качества. Все это позволяет подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков эталонов, которые закрепляются в речи. Такими признаками могут быть, например, у фигуры количество сторон и углов (три угла и три стороны у треугольника, четыре угла и четыре стороны у четырехугольника), у металла — блеск поверхности, прочность, ощущение прохлады при прикосновении и т. д. Постепенно ребенок овладевает названиями эталонов.
Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие. Это позволяет видеть особенности предметов, видеть известное в новом, относить предметы к группам по различным качествам. Овладение эталоном поднимает умственную деятельность ребенка на новую ступень: формируется процесс обобщения на чувственной основе (эталон), углубляются процессы анализа, обобщения на основе владения эталоном. В процессе этой работы к концу дошкольного возраста дети овладевают не единичными эталонами, а их системами (система эталонов форм, цветов (цвета спектра), эталонов величин, длительности времени, эталонов материалов и т. д.). Для освоения систем эталонов важны упражнения на классификацию, серию, дополнение неполных систем. В результате овладения в процессе обучения системами перцептивных действий и системами эталонов дети получают широкие возможности для ориентировки в окружающей действительности.
- На этом этапе создаются условия для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности. Для осуществления этой цели важна система заданий (практических и познавательных), требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений.
На этом этапе работы воспитатель широко использует все виды деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Содержание сенсорного воспитания реализуется на протяжении всего дошкольного детства с учетом тех видов деятельности, которые возникают и развиваются в разные возрастные периоды.
Таким образом, усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.
В самом общем виде, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
- формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
- формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В настоящее время разработано достаточное количество различных ученых и учебно-методических пособий о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Но сенсорное воспитание в области слухового восприятия в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме. Необходимо учить детей выполнять различные продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда.
Основные проблемные зоны в сенсорном развитии детей 3-5 лет сосредоточены на форму, цвет, величину и т.п. И в этом плане огромную помощь педагогу оказывают дидактические игры. Они позволяют учесть потребности ребенка, ведь игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, а также реализовать творческий потенциал педагога. Нами разработаны дидактические игры.
Игра «Цветная вода»
Цель: Знакомить детей с палитрой цветов.
Материалы: Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Ход игры
- В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски.
- Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (сначала по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведут их воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.
Ход следующих занятий можно усложнить: дать малышам по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать две-три краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.
Игра «Разложи фигуры по местам»
Цель:Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами и называть их.
Материалы:Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Ход игры
- Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)».
- Предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них.
- Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают».
- Еще раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения.
Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
Игра «Лоскутки»
Цель: развитие тактильных ощущений, осязаемыми свойствами предметов и их словесным выражением.
Материалы: лоскутки различных по фактуре тканей: бархат, сатин, шелк, ситец, самотканное полотно, латекс, лайкра, мех и др.
- Воспитатель предлагает детям потрогать каждый из тканевых кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий», «шершавый», «гладкий» и др.
- Затем ребенок садится за один из столиков, ему завязывают глаза идают ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: "Это бархат"; "Это тонкое полотно"; "Это грубое сукно" и т. п.
Для сенсорного развития в наших группах создана предметно развивающая среда. У нас есть дидактический стол по сенсорике. Там у нас есть игры как – пирамидки разных размеров, лабиринты, пазлы разные картинки 2 частей и из 4 частей и др. игры. Есть уголок ряженья, где весят у нас юбки, косынки, жилетки, фартуки разных цветов. При смене одежды у детей закрепляются представления цвете (одела юбку синею, косынку желтую и т.д.).
Для того чтобы ребенок лучше усваивал все то что мы даем ему в детском саду с ними дома должны заниматься и родители. Так же проводим работу с родителями: консультации «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»;родительское собрание «Что такое сенсорное развитие?», «Сенсорное воспитание для детей младшего дошкольного возврата в ДОУ». Родители прислушивались к нашим советам и стали заниматься дома со своими детьми. Так же оказывали свою помощь приносить нам в группу материал созданный своими руками – юбки, косынки сшитые своими руками и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....