«Одаренные дети - потребность общества»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Одаренные дети - потребность общества»
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Одним из сложных вопросов в оценке и понимании одаренности дошкольника является выделение в ней возрастных и индивидуальных свойств. Важно понять, какие признаки дарования относятся к особенностям дошкольного возраста и со временем утратят свое значение или исчезнут.
Актуальность. Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по-прежнему остается актуальной и требует дальнейшего разрешения.
Цель работы в данном направлении: Максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника ДОУ.
Задачи шаги к достижению цели, это обозримая и оцениваемая часть работы, имеющая промежуточный и конечный результат и наряду с другими задачами служащая достижению общей цели.
- образовательные (что ребенок узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится);
- развивающие (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие);
- воспитательные (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы).
Выявление способностей у дошкольников два подхода:
- определение уровня интеллектуального развития
- комплексное обследование.
В ДОУ ведется работа по созданию условий для выявления и развития способностей у детей. Работа педагогов ориентирована на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности. Педагогами ДОУ разрабатываются и внедряются в практику творческие и исследовательские педагогические проекты, в которые вовлечены воспитанники и их родители. Вся работа четко вписывается в режимные моменты и отслеживается педагогами, педагогом-психологом, старшим воспитателем. Педагоги, специалисты непрерывно организуют совместную работу с родителями на пристраивание ситуации успеха для ребенка в разрезе его определённой одарённости.
В 2013-2014 учебном году была организация по выявлению у детей одаренности в старшей и подготовительной к школе группы. Из общего количества 38 детей было выявлено 30 детей с разными способностями.
Из них 5 детей 13% с творческо-интеллектуальными способностями.
С целью развития интеллектуальных способностей педагоги, по рекомендации педагога-психолога, еженедельно проводились занятия, где предлагали детям различные виды интеллектуальных игр: головоломки, кроссворды, шахматы, ЛЕГО и главное требование к таким играм - определенная степень их сложности. Ежегодно проводится детский Всероссийский познавательный конкурс – игра «Мудрый совенок II» в котором принимают участие наши дети, родители и педагоги. В 2013-2014 году дети получили Диплом II степени, Окружной конкурс «Юные исследователи окружающей среды» Грамота I место. Эти конкурсы дают возможность детям приобрести первый опыт интеллектуальных и творческих способностей.
9 детей 24% выявили, с физическими способностями они посещают, кружок «Мы отважные ребята». Хороший результат дети показывают на Спартакиаде «Здоровое поколение» среди дошкольных образовательных учреждений Челно-Вершинского района Диплом I место. Такие соревнования, помогает объединяться детям по интересам, найти себе подобных и приобрести новых друзей.
6 детей 16% с художественными способностями
Все виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструктивная) носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей. Дети с художественными способностями принимали участие в Всероссийским конкурсе творческих работ «Живи ярко» получили Диплом лауреата I степени, Всероссийский конкурс «Уши, ноги и хвосты» Диплом 2,3-й степени, конкурс детского творчества «Моя Родина» Диплом I степени.
10 детей 26% с музыкальными способностями
Дети с музыкальными способностями также принимали участие в конкурсе патриотической песни «Щит России» Грамота II место, Муниципальный фестиваль «Куда уходит детство» Грамота II место.
Огромную роль в решении поставленных задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы. Детский сад в своей работе активно использует воспитательный потенциал объектов социума и природной среды. С данными учреждениями налажено взаимодействие, составлены совместные планы работы, проводятся совместные мероприятия. Социальное партнерство детского сада и краеведческого музея дарит дошкольникам возможность знакомства с историей малой родины, её природой, культурой и искусством родного края. В течение учебного года дети посещают специально организованные тематические занятия. В рамках преемственности в работе детского сада и школы организуются совместные мероприятия: образовательная деятельность, экскурсии. Традиционно воспитанники детского сада принимают активное участие на торжественной линейке посвященной Дню Знаний, проводятся совместные праздники: «Прощай букварь», где наши воспитанники рассказывают стихотворения. Работники детской центральной библиотеки проводят для детей тематические выставки, знакомят с новинками детской литературы, проводят конкурсы, посвященные юбилею писателей. Педагоги детской музыкальной школы приглашают воспитателей и детей детского сада в музыкальную гостиную, где знакомят детей с классической музыкой, композиторами и музыкальными инструментами. Дети имеют возможность поучаствовать в театральной деятельности вместе с воспитанниками музыкальной школы и в конкурсе «Золотой соловей». Наше время - это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. Эти компоненты нам необходимо формировать и развивать у детей дошкольного возраста, что повышает уровень одаренности. Организуя развивающую предметно-пространственную среду, педагоги учитывают принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно- пространственная игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься своим делом. В центре художественного творчества воспитанники рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Центр науки является местом для саморазвития детей. В этом центре размещен материал для экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими веществами, сосуды для проведения опытов. Музыкально-театральный центр представлен набором детских музыкальных инструментов (многие инструменты сделаны руками педагогов и родителей). Центр краеведения содержит литературу и пособия в соответствии с возрастом детей. Физкультурно-оздоровительный центр способствует развитию двигательной активности детей. Центр «Познайка»- это удобное рабочее место, где дети играют в дидактические и настольные игры. Для конструктивной деятельности в группах создан строительный центр. Он содержит строительный материал, который хранится на открытых полках. Для построек имеются образцы моделей, схем, фотографии, рисунки, модели транспорта. Дополнительное образование – особо ценный вид образования, который расширяет и углубляет знания детей, полученные на занятиях в детском саду, способствует формированию личности человека, дает ему возможность само выразиться и само реализоваться в жизни, сделать ее насыщенней и ярче. Ребёнок получает право выбора творческой деятельности. Основным мотивом является интерес. Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
Дополнительное образование организовано для 56 воспитанников: средняя группа 16 детей, старшая группа 15 детей, подготовительная к школе группа 15 детей, подготовительная к школе группа 10 детей.
Педагогами разработаны и успешно внедряются программы дополнительного образования:
- Кружок по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы» для детей
6-7лет. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
-Кружок нетрадиционной технике рисования с детьми 4-5 лет «Веселые пальчики».
- Кружок «Пластилиновое чудо» для детей 5-6 лет.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
-Кружок «Мы отважные ребята»
-Кружок игра на музыкальных инструментах «Звоночки»
Прогнозируемые результаты
Хороший результат и эффективность работы с детьми - это показатель поступления наших выпускников из 21 ребенка 15 детей 71% поступили в разные секции (музыкальная, эстетическая, спортивная, экологическая).
Дети: повысился рост личностных достижений каждого воспитанника
Педагоги: повысилась эффективность методов и приемов в работе с детьми, систематизировались знания воспитателей в теоретических вопросах
Родители: высокая активность участия в мероприятиях ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Одаренные дети - потребность общества»
Атяшева Вера Дмитриевна Старший воспитатель СП детский сад "Ромашка" ГБОУ СОШ(ОЦ) с.Челно-Вершины...
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".
Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку реализовать свои способности?...
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»
Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...