Программа "Дорога и дети"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа для детей старшего дощкольного возраста о правилах дорожного движения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_doroga_i_deti.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СИБИРЯЧОК»
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ДОРОГА И ДЕТИ»
Педагог: О.Н.Аллахвердиева
Г.п.Белый Яр
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Дорога и дети» создана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной; с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных проблем. Население поселка растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей дошкольного и школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к правилам дорожного движения без должного пиетета.
Уважение к ПДД, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. Иные мамы и папы надеются, что такое поведение им привьют в детском саду или школе. Бывает зачастую и так, что именно родители подают плохой пример своим детям: переходят проезжую часть дороги в местах, где это запрещено, сажают детей, не достигших 12 лет, на передние сиденья своих автомобилей. Все это ведет к росту детского дорожно-транспортного травматизма. Достаточно хотя бы раз в неделю со своим ребенком провести беседу - игру по правилам дорожного движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребенок в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке на городских магистралях.
На первый взгляд правила дорожного движения для детей просты и понятны, но обучение детей ПДД проходит довольно трудно. При изучении правил дорожного движения вместе с детьми необходимо учитывать то, как ребенок воспринимает окружающий мир. Занятия должны быть интересными для ребенка и проходить в непринужденной, игровой атмосфере. Поэтому именно в детском саду необходимо формировать культуру безопасного поведения детей на дорогах. Ведь многих трудностей и опасностей можно избежать путем целенаправленного воспитания не только в семье, но и в дошкольных образовательных учреждениях.
Социальная острота проблемы диктует необходимость в разработке и внедрении программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим в детском саду «Сибирячок» ведется система работы по изучению правил дорожного движения и профилактике транспортного травматизма по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опираясь на данную программу, мною разработана программа «Дорога и дети» с инновационными подходами к проблеме безопасности.
Актуальность программы: для ребенка старшего дошкольного возраста знания правил дорожного движения – это готовность к вступлению во взрослую жизнь, так как совсем скоро выпускник детского сада станет первоклассником.
Новизна программы заключается в том, в процессе непосредственно образовательной деятельности при ознакомлении с правилами дорожного движения используются мнемотаблицы (составленные педагогом и детьми), информационно-коммуникационные технологии. И в процессе совместной деятельности с взрослым ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, что способствует развитию интеллектуальных способностей дошкольников, формированию знаний о правилах дорожного движения.
Цель программы – подготовить дошкольника к процессу обеспечения личной безопасности – самосохранению.
Задачи:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улицах города;
- ознакомление с различными видами транспорта; с профессией – регулировщик; воспитание культуры поведения в общественном транспорте;
- формирование навыков по практическому применению полученных знаний в играх, на прогулках и в повседневной жизни за пределами детского сада;
- становление личностных качеств – активности, самостоятельности путём формирования у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки на основе адекватных действий в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого;
- развитие у детей: речи, мышления, творческих способностей, навыков координации движений с движениями других людей и перемещением предметов, способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- расширение словарного запаса; формирование языковых и речевых средств;
- осуществление контроля за уровнем усвоения знаний по правилам дорожного движения;
- привлечение и активное участие родителей в жизни ребёнка.
Направления деятельности:
- тематическая неделя;
- познавательные игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- настольные игры;
- беседы;
- консультации;
- драматизация литературных произведений;
- чтение художественной литературы;
- демонстрация наглядного материала;
- фильмы-презентации;
- развлечения.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конвенция ООН «О правах ребенка»;
- Закон «Об образовании» Российской Федерации.
Адресат: программа разработана для детей 6 -7 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество занятий в неделю: 1 непосредственно образовательная деятельность в месяц, длительность занятия – 30 – 35 минут (12 нод в течении года).
Принципы создания программы:
- Последовательность и постепенность – знания по дорожной тематике следует давать постепенно, без перегрузки.
- Доступность – материал должен быть изложен в доступной форме.
- Наглядность – при обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства (иллюстрации, мнемотаблицы, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровой непосредственно образовательной деятельности).
- Принцип единства воспитания и обучения – на всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.
Предполагаемый результат:
- Повышение правовой культуры участников дорожного движения;
- предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма;
- знание правил дорожного движения;
- умение правильно вести себя в экстремальных дорожных ситуациях;
- совершенствование условий для реализации форм, методов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Методическое обеспечение программы:
- Оформление в группах уголков безопасности;
- оформление стендов «Азбука светофорика», «Дорога и Дети», «Родителям на заметку»;
- изготовление мнемотаблиц, приобретение дидактических, сюжетно-ролевых игр;
- подборка художественного слова (стихотворения, пословицы, поговорки, песни и т.д.);
- тематические выставки рисунков, поделок, макетов совместно с родителями.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
1.Овладение детьми навыками безопасного поведения на дороге:
- сформирована ориентировка в пределах близлежащего к детскому саду микрорайона.
- Соблюдает элементарные правила дорожного движения.
- Имеет представление о понятиях «светофор», «улица», «перекресток», «двустороннее движение», «средства регулирования дорожного движения», «дорожные знаки».
- Сформированы представления о правилах поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях.
- Может обсуждать возможные опасные ситуации из личного опыта.
- Применяет правила безопасного поведения на улице и в городском транспорте.
- Уважительно относится к окружающим, способен оказать помощь другому.
2. Осознанное поведение детей в дорожно-транспортных ситуациях; 3. Повышение уровня ответственности родителей за поведение детей на дорогах города.
Перспективное планирование по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе
Месяц | Тема | Программное содержание | Материалы и оборудование |
Сентябрь | «Улицы поселка» | 1. Познакомить детей с названием улиц нашего поселка и их происхождение; 2. Закрепить правила поведения на улице: быть внимательным, идти только тротуару, по правой стороне, переходить улицу только по пешеходному переходу. 3. Развивать внимание, логическое мышление, речь. 4. Воспитывать чувство гордости за свой поселок. | - Альбом «Наш родной посёлок»; - иллюстрации «Улицы города»; - мнемотаблица на стихотворение «По городу, по улице…» (см.приложения) По городу, по улице Не ходят просто так: Когда не знаешь правила, Легко попасть впросак. Всё время будь внимательным И помни наперёд: Свои имеют правила Шофер и пешеход. |
Октябрь | «Правила уличного движения» | 1. Закрепить с детьми правила уличного движения. 2. Формировать умение определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей. 3. Развивать умения отгадывать загадки, умение составлять мнемотаблицы к загадкам. 4. Расширять активный словарь детей прилагательными. 5. Воспитывать чувство ответственности за свою безопасность. | - Иллюстрация улиц поселка; - презентация-фильм «Правила Светофорика»; - составленная детским коллективом мнемотаблица к загадке (см. приложение): С тремя глазами живёт, По очереди мигает. Как мигнет – порядок наведет. Что это такое? (светофор) |
Ноябрь | «Зелёный, жёлтый, красный» | 1. Познакомить с произведением А.Дорохова «зелёный, жёлтыё, красный» (чтение отрывка). 2. Уточнить и закрепить сигналы светофора. 3. Развивать связную речь, внимание; умение подводить итог. 4. Формировать умение составлять макет поселка. | - портрет А.Дорохова; - иллюстрации, подобранные к произведению; - презентация «Наш поселок с высока»; - аудиозапись песни «Краше нашего посёлка нет!»; - мнемотаблица «Правила поведения должен знать и стал и млад» |
Декабрь | Инсценировка сказки «Лесные жители и дорога» | ||
Январь | «Зачем нужны дорожные знаки?» | 1. Закрепить знания детей на улице. 2. Уточнить знания о известных знаках: «зебра», внимание, осторожно, дети. 3. Формировать умение читать стихотворения по схематичному изображению. 4. Развивать логическое мышление, память, речь. | - Плакат с дорожными знаками (пешеходный переход, предупреждающие знаки, запрещающие знаки, указательные знаки); - задания в тетради для уточнения знаний о дорожных знаках. - мнемотаблицы к стихотворениям о дорожных знаках: Есть на каждом перекрестке Пешеходный переход, Перейти дорогу просто Здесь без рисков и хлопот. |
Февраль | «Дорожные знаки» | 1. Закрепить у детей знание правил дорожного движения. 2. Познакомить детей со знаками, обозначающими пешеходные переходы. 3. Расширить знания о правилах поведения детей на улице. 4. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. 5. Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому. | 1.Машина, куклы, обруч, самокат, клюшка, шайба, маски зайца и петушка, медведя. 2. Просмотр мультфильма про котёнка Женю и правила дорожного движения. |
Март | «Транспорт » | 1. Расширять представление детей о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном). 2. Закрепить знания о правилах поведения на улицах поселка и города. 3. Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт», 4. Уточнение понятия видов транспорта и его назначения. | - Презентация «Сколько на свете транспортных средств?»; - мнемотаблица к стихотворению о транспорте. |
Апрель | «Пешеход» (целевая прогулка) | Цель: уточнить знание детьми правил поведения пешехода. | Сигнальные флажки. |
Май | «Переход» | 1. Систематизировать и уточнить следующие знания детей: чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. 2. Закрепить полученные знания о дорожных знаках через дидактическую игру «Собери знак» и рисование дорожных знаков; 3. Способствовать умению детей работать с макетами. 4. Создать условия для развития внимания, наблюдательности при выполнении заданий. 5. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно применять свои знания на практике. | - Дидактическая игра «Собери знак»; - макет поселка Белый Яр; - иллюстрация улицы. |
Июнь | «Перекресток» | 1. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения и движения пешеходов, о правилах поведения на улице и в автобусе. 2. Познакомить детей с понятием «перекрёсток». 3. Расширить знания о правилах поведения детей на улице. 4. Довести до сознания детей к чему могут привести не соблюдения правил дорожного движения на дорогах. | - Просмотр мультфильма «Торопыжка» о правилах дорожного движения; - мнемотаблица к отрывку из стихотворения М.К.Агашина; - альбом «Опасность на дорогах!» |
Июль | «Работа сотрудника ГАИ» | 1. Уточнить и расширить знание детей о работе сотрудника ГАИ, объяснить значение его жестов. 2. Закрепить назначение сигналов светофора. 3. Развивать внимание, быстроту реакции. 4. Продолжать формировать умение составлять мнемотаблицу к стихотворениям, загадкам, пословицам. | |
Август | Брейн ринг «Помни Правила движения как таблицу умножения» | 1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах и дорогах города. Закреплять обозначение дорожных знаков. 2. Развивать наблюдательность, умение предвидеть и разрешать опасную ситуацию, быть внимательным, сосредоточенным. 3.Развивать зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление, память. Совершенствовать умение грамматически верно оформлять свои рассуждения. 4.Формировать навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни. | - мультимедийное устройство; - презентация «Брейн ринг» (с подготовленными заданиями); - макеты дорожных знаков и светофора; - имитация улиц поселка; - машины, костюм работника ГАИ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....