"Культура поведения за столом"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кривенцева Евгения Александровна

Цели:

  • Обобщить  представление о культуре еды и поведения за столом.
  • Закрепить знание названий и применения посуды, уточнить ее дифференцирование.
  • Закрепить понятие"столовые приборы"

Оборудование: разнообразная посуда, столовые приборы, иллюстрации с изображением продуктов питания, и разных видов посуды, бумажные и полотняные салфетки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №409», г. Пермь.

Воспитатель: Кривенцева Е. А.

Нод: «Культура поведения за столом»

Цели:

  • Обобщить представления о культуре еды и поведения за столом.
  • Закрепить знание названий и применения посуды, уточнить ее дифференцирование.
  • Закрепить понятие «столовые приборы»
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность в принятии решений.
  • Воспитывать отзывчивость и желание приходить на помощь, умение работать дружно в коллективе.

Оборудование: разнообразная посуда, столовые приборы, иллюстрации с изображением продуктов и разных столовых приборов, бумажные салфетки, игрушка Петрушка, детский кукольный стол. Картинки с изображением предметов, необходимых для мытья посуды.

Ход деятельности

Воспитатель читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», предлагает вспомнить его название, задает вопросы:

-Почему посуда убежала от бабушки Федоры?

- Как наша Анастасия Ивановна (помощник воспитателя) заботится о посуде?

- Какая у вас дома есть посуда? Как ваши родители ухаживают за ней? Помогаете ли вы маме, бабушке с посудой?

- Для чего нужны кастрюля, чайник, сковорода, хлебница, супница, приборы для специй?

Педагог предлагает найти картинки с изображением посуды и подобрать картинки с продуктами, для которых используется эта посуда. (хлебница – хлеб; сковорода – рыба, мясо, яйцо; кастрюля – овощи; салатница – помидор, огурец).

Воспитатель: А вот и мой сюрприз. Вы ребята молодцы сегодня, замечательно отвечаете на вопросы, все знаете. Это была разминка. Я в вас не сомневалась, и поэтому я решила позвать к нам в гости Петрушку, моего друга. Ведь с ним приключилась беда. Скоро у него день рождения. А он не умеет сервировать (накрывать на стол). Чем мы сможем ему помочь?

Дети: научим его. Покажем ему.

Воспитатель: Вы у меня добрые и хорошие ребятки, давайте его научим и познакомим с посудой.

Воспитатель обращает внимание на то, что тарелки бывают разные (глубокая, мелкая, десертная), уточняет, для чего они предназначены.

Воспитатель: Ребята покажите приборы, с помощью которых разливают, раскладывают и принимают пищу.

Дети: (половник, лопатка, ложка, вилка, нож)

Воспитатель: Значит, Степа, как одним словом можно назвать все эти приборы?

Дети: столовые приборы

Воспитатель: Правильно.

Расскажите мне, пожалуйста, как ими нужно пользоваться?

Посуда и столовые приборы для чего предназначены?

Дети: для приема пищи, приготовления.

Воспитатель: Все верно, в глубокую тарелку наливают первое блюдо, какое?

Дети: суп.

Воспитатель: А какая еще есть тарелка?

Дети: мелкая – в нее кладут второе блюдо.

Воспитатель: А еще закуски (салаты). Какие ваши любимые салаты? (ответы детей)

Воспитатель: Десертная тарелка для чего, как вы думаете ребята?

Дети: для торта, пирожного.

Воспитатель: Правильно, и еще можно положить хлеб, фрукты.

При помощи, каких приборов едят первое и второе блюдо?

Дети: первое блюдо – ложкой, а второе и салаты – вилкой.

Воспитатель: А какой еще помощник есть. С помощью чего вы справитесь с котлетой?

Дети: нож.

Воспитатель: А вот этот прибор (на картинке лопатка) как можно использовать?

Дети: она помогает нам раскладывать второе блюдо.

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку, какие правила есть для содержания столовых приборов, и почему?

Дети: всегда мыть посуду после еды.

Воспитатель: А сейчас вам Петрушка приготовил разминку.

Ложка – это ложка

Ложка – это ложка (шагаем на мете)

Ложкой суп едят (хлопаем в ладоши)

Кошка – это кошка (шагаем на месте)

У кошки семь котят (хлопаем семь раз в ладоши)

Тряпка –это траяпка, тряпкой вытру стол  (имитация движений)

И мамочке –мамуле своей я помогу

Испеку пирог ей (замешиваем тесто)

Вымою посуду (моем посуду)

Приберусь кругом.

Воспитатель: А теперь пришло время накрыть на стол. Давайте покажем Петрушке, что нужно сделать для начала. Помогает определиться чем будем угощать гостей.

Дети: чай нальем с тортом.

Дети: постелить скатерть, разложить приборы по количеству гостей, чайные чашки.

Воспитатель: поставить обязательно чайник, сахарницу, блюдца под чашечки.  А как такой чайник называется?

Дети: заварочный.

Воспитатель:  Ну вот почти все готово, а как же мы будем встречать гостей, если мы не знаем правил поведения за столом?

Дети: Выбирают картинки с изображением ситуаций, когда гости ведут себя неправильно за столом.

Воспитатель: направляет ответы детей, давая развернутое пояснение, если ребенок сталкивается с трудностями.

Ситуации: 

  1. Леша и Игорь решили перекусить и поставили сковородку с жареной картошкой на стол и стали есть вилками прямо из сковороды. Потом они пили чай с вареньем, каждый доставал варенье своей ложкой и облизывал ее. Полакомившись, она стали делать из хлеба шарики и пускать их кто дальше. За этим занятием их застала бабушка, как вы думаете, что она им сказала? (ответы детей)
  2. Катя и Лена обедали. Катя отломила от куска хлеба маленький кусочек и съела его. Лена отломила от своего куска хлеба маленький кусочек и тоже съела его. Обе девочки положили оставшийся хлеб на десертные тарелочки.

Кто поступил правильно?

Хлеб из общей тарелки отламывают руками, кладут на десертную тарелку.

Хлеб полезный и нужный продукт для организма. Поэтому его съедать нужно полностью. Хлеб –это труд многих людей. Поэтому нельзя им играть.

Ребята мы поговорили о том, какая есть посуда и  скажите теперь, что значит - есть красиво? (сесть прямо, не класть, локти на стол, жевать с закрытым ртом, не чавкать, держать нож в правой руке, а вилку в левой)

Можно ли разговаривать во время еды? (негромко, прожевав пищу)

Для чего используют 2 салфетки? Бумажная и полотняная? Покажите, как ими пользоваться? (воспитатель показывает детям различия).

Что не забудет сделать воспитанный человек после еды?

Какими словами можно выразить благодарность? (благодарю, спасибо, было очень вкусно)

Поднимите руку те, кто считает себя воспитанным человеком?

Воспитатель: Ребята смотрите. Петрушка тоже поднял руку. Мы помогли ему стать воспитанным. Спасибо вам ребята!

А сейчас воспитанные дети, мы с вами пойдем обедать и сразу увидим, кто из вас умеет себя вести за столом.

Прощаемся с гостем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура поведения за столом

Консультация для воспитателей о правилах поведения за столом....

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ для детей 3-4 лет...

Консультация "Культура поведения за столом"

Консультация "Культура поведения за столом"...

Консультация "Культура поведения за столом"

Консультация "Культура поведения за столом"...

«Сервировка стола. Культура поведения за столом». Методический материал для педагогов.

«Сервировка стола.Культура поведения за столом». Методический материал для педагогов....

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.Закрепить понятие «столовые приборы»....

Консультация для педагогов детского сада "Формирование у дошкольников культуры поведения за столом, культуры еды"

Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения.При этом имеет значение формирование у детей культуры питания, которая о...