Как подготовить ребёнка к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Захарова Ольга Вячеславовна

Как подготовить ребёнка к школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_rebyonka_k_shkole.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить ребёнка к школе

Автор статьи: Чумакова Ольга Вячеславовна ГБДОУ детский сад №2 Выборгского района г.Санкт-Петербурга

Описание материала: Предлагаю Вам практические рекомендации воспитателя подготовительной к школе группы детского сада для подготовки дошкольников к будущему обучению. Данный материал будет полезен родителям будущих первоклассников. Как эффективно подготовить ребёнка к школе, какие занятия следует посещать, какими основными знаниями и навыками должен обладать будущий первоклассник – всему этому посвящена данная статья.

Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе

В последнее время требования к уровню подготовленности ребёнка к школе значительно возросли. Обусловлено это явление, прежде всего, усложнившейся программой школьного обучения. На сегодняшний день существует множество различных вариантов подготовки ребёнка к школе: специальные занятия, организованные в детском саду, который посещает Ваш ребёнок; дошкольные гимназии (организованные, как правило, на базе образовательного учреждения); всевозможные детские центры; клубы творческого развития; частные репетиторы. Некоторые родители предпочитают заниматься с ребёнком самостоятельно. Какой способ предпочтительнее?

Во-первых, следует учитывать, что в подготовке к школе важны не только базовые знания, которыми обладает Ваш ребёнок; огромную роль в успешной адаптации малыша играют психологические факторы, такие, как: мотивация, внутренняя позиция школьника, социализация. Часто родители неосознанно формируют у ребёнка неверную учебную мотивацию, что может привести к трудностям в дальнейшем обучении. К примеру, не стоит говорить ребёнку, что «В школу ходят, чтобы получать пятёрки» или «В школе будет весело, ты будешь постоянно играть с друзьями» и т.д. Данные высказывания рождают ложные представления, которые могут помешать детям правильно относиться к процессу обучения. Разумеется, сухой формулировки о том, что «В школу ходят для того, чтобы учиться» также недостаточно. Интерес к познанию нового нужно формировать постепенно, ещё до непосредственной подготовки ребёнка к школе. Наряду с посещением балета, детских спектаклей, выставок, которые развивают творчество и эстетическое восприятие, следует уделять внимание и развитию естественнонаучных познаний ребёнка: ходить в обсерваторию, смотреть документальное кино о живой природе и т.д.

Для того, чтобы Ваш ребёнок успешно адаптировался к школе, необходимо посещение специальных подготовительных занятий в детской группе: в первую очередь, это нужно для социализации малыша (особенно, если ребёнок не ходил в детский сад). В игре, являющейся в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, формируются базовые коммуникативные и социальные навыки, помогающие в дальнейшей учёбе. Для того, чтобы малыш чувствовал себя более уверенно в первые школьные дни, хорошим вариантом является подготовка на базе того образовательного учреждения, в котором будет учиться Ваш ребёнок. Так, малыш познакомится со своими будущими учителями (ведь занятия в школе ведут, как правило, учителя начальных классов, педагоги-психологи и учителя-логопеды), узнает своих будущих одноклассников, постепенно будет привыкать к школьному распорядку. Кроме того, подготовительные занятия на базе школы будут проводиться согласно программе, реализуемой в данном образовательном учреждении (стоит принять во внимание, что в каждой школе осуществляются разные образовательные программы, соответственно, требования к подготовленности детей различаются). Как правило, занятия на базе школы длятся на протяжении года, поэтому к окончанию подготовительного курса школьные стены станут для Вашего малыша «родными», что снизит уровень тревожности и повысит мотивацию.

Таким образом, вариант подготовки на базе школы является наиболее удачным с точки зрения и познавательной, и психологической адаптации.

Второй вариант, который можно в данном случае порекомендовать, это – подготовительные занятия в детском саду (если ребёнок ходит в детский сад). Однако здесь есть свои нюансы: к примеру, на таких занятиях не реализуется подготовка по соответствующей школьной программе (ведь малыши в будущем пойдут в разные школы).

Сейчас широкое распространение получили всевозможные подготовительные курсы в различных детских центрах. На первый взгляд, программа занятий там весьма насыщенная: часто кроме базовых дисциплин там предлагаются все виды танцев, йога, детский массаж и т.д. Таким образом, в подобных учреждениях предоставляется обширный набор занятий, не имеющих никакого отношения к подготовке ребёнка к школе. Несмотря на блестящие предложения и гарантированный высокий уровень подготовленности, записывать ребёнка на подобные занятия не рекомендуется по двум основным причинам: во-первых,  в частных детских центрах занятия проводятся, как правило, по самостоятельным методическим разработкам (т.е., полученные Вашим малышом знания могут не соответствовать требованиям выбранной Вами школы); во-вторых, в частных центрах, к сожалению, уделяют мало внимания квалификации педагогов (часто это студенты 4-ого или 5-ого курса). В связи с этим качество подготовки в данных учреждениях весьма сомнительное. Но если Вы всё же решите записать ребёнка на подготовительные занятия в детском центре, то отдавайте предпочтение государственным, а не частным организациям.

Если Вы всё же предпочитаете частного репетитора, то стоит пригласить преподавателя из той школы, в которой будет учиться Ваш ребёнок. Данный специалист сможет предложить качественную подготовку исходя из реализуемой в школе образовательной программы.  

Тем не менее, не стоит забывать, что все знания, полученные на подготовительных занятиях, необходимо повторять в домашних условиях с целью глубокого усвоения материала.

Каковы базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник?

1. Считать от 0 до 20, от 0 до 10 ( в обратном порядке).

Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить  расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.

2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).

3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести. 

4. Знать буквы алфавита.

В некоторых образовательных учреждениях требуется, чтобы дети умели читать ещё до прихода в 1-ый класс. На практике это приводит к тому, что дети читают, но читают неправильно.

Часто родители путают понятия "звук" и "буква" , поэтому , если вы захотели обучить чтению ребенка дома, то необходимо проконсультироваться с педагогом о правильности домашних занятий.

5. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.  

Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.

6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.

7. Иметь базовые пространственные представления (право/лево, верх/низ).

В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить будущему первокласснику описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.  

8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).

Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.

9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.  

Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.

Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш ребенок привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).

Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения. 

Как правильно подготовить ребёнка к школе

http://mediana.zp.ua/assets/images/stati/school.jpg

Консультация для родителей подготовительной к школе группы .

Воспитатель: Чумакова Ольга Вячеславовна.

 Что такое «готовность к школе»?  

Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты:

Эмоционально-волевая зрелость:

а) уровень развития произвольности;

б) учебная мотивация;

в) тревожность.

Интеллектуальная зрелость (уровень сформированности таких психических процессов):

а) мышление;

б) восприятие (зрительное, слуховое);

в) память (зрительная, слуховая, произвольная);

г) речь;

д) воображение.

Социальная готовность:

а) социальная компетентность;

б) коммуникативные навыки.

Рассмотрим некоторые компоненты.

Произвольность - это умение ребёнка сознательно регулировать свои действия, подчинять их нормам, правилам.

Школьная мотивация у детей бывает разная: кто-то хочет ходить в школу, потому что это позволяет ему чувствовать себя взрослым, кто-то – ради того, чтобы получать там пятерки, кого-то школа привлекает тем, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть, а кого-то мама заставляет. Наиболее благоприятный и желаемый вариант школьной мотивации – учебная, т.е. ребёнок хочет ходить в школу для того, чтобы учиться, получать знания.

Тревожность – это свойство личности ребёнка испытывать тревогу часто или в тех ситуациях, которые к этому не предрасполагают. Если ребёнок характеризуется тревожностью, ему трудно будет отвечать перед всем классом, даже если дома он хорошо подготовился, он будет испытывать трудности в установлении контактов с детьми, трудности в обращении за помощью к учителю

Социальная компетентность – это умение ребёнка строить, развивать отношения с другими детьми, руководствуясь существующими нравственными нормами. Это качество формируется у ребёнка только в общении с товарищами. Поэтому для формирования данного качества необходимо посещение детского сада, где дети имеют специально отведённое время для игр, что в условиях занятий по подготовке к школе не предусматривается.

Коммуникативные навыки – это умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы, высказываться и рассуждать, умение оперировать своим словарным запасом, умение понимать смысл слов, умение грамматически изменять новые слова, согласовывать их в предложения, умение использовать правильно предлоги, умение образовывать новые слова.

Таким образом, готовый к школе ребёнок – это не просто тот, который умеет читать и считать (есть дети, читающие и в 3 года), а тот, у которого развитие названных психических процессов и сторон личности отвечает требуемому уровню.

Если ребенок не посещал детский сад, то рекомендуется начать делать это за год до поступления в школу. Тогда ребенок заранее переживет иммунологический стресс (его иммунная система будет готова к большим нагрузкам, которые она обычно испытывает в школе), а также социальный стресс (у него начнут развиваться социальная компетентность и коммуникативные навыки, о которых мы говорили выше).

Если вы решили отдать ребёнка не в общеобразовательную школу, а в гимназию (или любую другую школу, в которую проводят отбор детей), вам необходимо посвятить предшествующий учебе год достаточно интенсивным занятиям.

Независимо от выбора школы, обязательно необходимы занятия по подготовке ребенка к школе дома, под руководством родителей.

Подготовка к школе должна осуществляться со всех сторон: в детском саду, на специальных курсах и обязательно дома.

 Что делать для подготовки к школе?

1)     Обязательно научить  ребенка элементарным вещам – знать свои фамилию, имя, возраст, адрес проживания, имена и род занятий родителей.

2)     Беседовать с ребенком о жизни, комментировать ваши действия, отвечать на все вопросы ребенка (это проявления его познавательной активности, которую нужно поддерживать), самим задавать ему вопросы (это стимулирует мышление).

3)     Обязательно читать ребёнку книги, соответствующие его возрасту (в книгах есть обозначение «для старшего дошкольного возраста»), обсуждать их (это развивает речь, мышление, память). Показывать картинки и учить с ребенком названия самых разнообразных одушевленных и неодушевленных предметов.

4)     Изучать буквы, цифры, геометрические формы (треугольник, квадрат и т.д.), противоположные понятия (холодно-жарко, добрый-злой).

5)     Учить считать минимум до 10, читать.

6)     Развивать мелкую моторику – рисовать, лепить из пластилина, из теста (например, слепить буквы, испечь их, а потом съесть), конструировать, нанизывать бусины, пуговицы, делать аппликации, определять вслепую формы предметов, делать мозаику.

7)     Развивать память (учить песни, стихи, играть в специальные игры для развития памяти).

8)     Учить анализировать (предложить ребенку найти связь начала истории и ее конца, предложить придумать рассказ по картинкам).

9)     Развивать произвольность (умение действовать в соответствии с правилами, а не с сиюминутными желаниями) с помощью самых разных игр по правилам – начиная от настольных и кончая подвижными играми.

Подготовка ребёнка к школе дома может стать увлекательным и веселым времяпровождением – всё зависит только от вашей фантазии.

При просмотре телевизора у ребёнка не происходит развитие важных для школьного обучения функций, ребенок просто пассивно воспринимает. Психологи даже говорят, что телевизор замедляет развитие ребенка. К тому же  общение между членами семьи минимально. А вот в игре создаются наиболее благоприятные условия для развития вашего ребенка и общения с ним.

 Также важно организовать стабильный режим дня ребёнка. Лучше, если он будет максимально приближен к режиму дня, который будет в первом классе. Необходимо обеспечить полноценный сон, ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Это поможет нервной системе ребёнка справляться с нагрузкой.

Как правильно хвалить ребенка

И, наконец, большую роль играет похвала. Если ребёнка хвалить «авансом», он будет стараться соответствовать этому положительному образу.  Хвалить ребёнка нужно даже «авансом», тогда он будет стараться соответствовать этому образу. Если говорить ребёнку «Ты – хороший», «Ты - умный», «Ты - способный», «У тебя все получится», «Я в тебя верю», у него формируется вера в свои силы и адекватная самооценка. Неверно говорить ребёнку «Ты – самый лучший», т.к. это подразумевает сравнение его с другими, что делать нецелесообразно. Если у человека с детских лет развивается привычка сравнивать себя с другими, он может вырасти неуверенным в себе или завистливым. Сильные личности себя с другими не сравнивают, они осознают свою уникальность и неповторимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить ребёнка к школе.

Консультация для родителей будущих первоклассников....

Как подготовить ребёнка к школе

Советы родителям о подготовке к школе детей...

Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях.

 На сегодняшний момент в нашем Ханты-Мансийском Автономном округе сложилась тяжёлая обстановка, связанная с нехваткой мест в детских садах. И это не удивительно, ведь наш округ стоит на первом месте п...

Рекомендации родителям "Как подготовить ребёнка к школе"

В материале содержатся советы родителям, дети которых идут в 1 класс....

Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к школе?»

Данный материал будет полезен для воспитателей и родетелей детей подготовительной группы....

Консультация для родителей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"22832853","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определё...