Конспект по познавательному развитию "Как рубашка в поле выросла"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект по познавательному развитию "Как рубашка в поле выросла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu_kak_rubashka_v_pole_vyrosla.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект по познавательному развитию
«Как рубашка в поле выросла.»
Разработала воспитатель
ГБДОУ детский сад №22
Первой квалификационной
категории
Егорова Ольга Генриховна
Санкт-Петербург
2014г.
Программные задачи ::
1 . Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна , технологией изготовления крестьянами одежды .
2. Закреплять знания об орудиях труда , их значение , умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях и находить их в мини-музее .
3. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации .
4. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества .
5. Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян .
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций «Как выращивали лён» , «Цветущий лён» , «Как наши предки шили одежду» . Рассматривание семян льна ; рассматривание иллюстраций «Русский национальный костюм» . Чтение рассказов К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» ; «Как Мите сшили сюртук» . Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» . Рассказывание русских народных сказок «Мудрая дева» , «Хаврошечка» . Слушание русской народной песни «Ой ты , прялица». Разучивание русской народной песни «Вот те гребень» . Разучивание русской народной игры «Прялица» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «как рубашка в поле выросла» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «Как Мите сшили сюртук» . Беседа по содержанию русской народной сказки «Царевна-лягушка».
Материал. Рубаха , штаны , сарафан , фартук , поясок , прялка , веретено , иллюстрации с изображением выращивания льна и орудий труда .
Ход деятельности .
Воспитатель : Сегодня ребята , мы свами поговорим о старинной одежде : она чем-то похожа на современную , а чем-то отличается . А еще узнаем из чего сшита эта одежда .
Посею я , млада , ленку
При дорожке , при толку .
Ты расти , расти ленок ,
Тонок , долг и высок,
В земелюшку корешок ,
Что вниз коренист ,
А вверх семянист !
Лён выращивали , чтобы из него шить одежду для всей семьи .
Маленькие блестящие семена льна разбрасывали по полю и приговаривали :
Зародится , мой льнище ,
И долог , и тонок ,
Золото коренье ,
Серебряно семя !
Когда синие цветочки опадали , головки подсыхали , лен выдергивали с корнями , завязывали снопики , приговаривали : «Ты удайся мой ленок !», чтобы лён вырос густым , крепким . Затем лён мяли (удаляли твёрдую оболочку стебля) , трепали (разделяли стебель на тонкие волокна) , чесали (выравнивали льняные пряди) . С 18 октября , на день Харитины , женщины и девушки начинали прясть . В народе говорили : День Харитины-первые холстины . Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Прялица» .
Дети считалкой выбирают игрока . Если это мальчик , то ему предлагают выбрать в пару девочку (и наоборот) .Пара стоит в центре круга .Остальные дети стоят кругом и поют:
Уж ты прялица-кокорица моя ,
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть и попрядывать ,
На беседушку полядывать.
Во беседе нет весельица,
Моя мила не осердится.
Моя мила по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла,
Она била барабанила,
Из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу тёмненька,
Из-за садику зелененька.
Во время песни девочка и мальчик быстро вертятся в одну и другую стороны . С окончанием слов песни они по русскому обычаю трижды целуются и уступают место другой паре . Игра продолжается.
Льняные волокна с помощью прялки вытягивали и скручивали , превращая в нити .
Ребята , потрогайте льняную нить . какая она ?
Дети : Длинная , прочная .
Воспитатель :
Позолоченная прялица ,
Мы прядём , а нитка тянется,
Мы прядём , а нитка тянется ,
Нам работа наша нравится .
Из ниток на ткацком станке делали ткань . За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна , чтобы хватило на всю семью до следующей зимы .
А сейчас отгадайте , из какой это сказки .
1. Ткать холсты героине помогала коровушка ?
Дети : Русская народная сказка «Хаврошечка»
2. В какой сказке А.С. Пушкина старик ловил неводом рыбу , а старуха пряла свою пряжу ?
Дети : Сказка о рыбаке и рыбке .
3. Мороз подарил девочке платье , расшитое серебром и золотом ?
Дети : Русская народная сказка «Морозко» .
4. В какой сказке царь дал приказание : «Когда дочь твоя мудра , вот ей ниточка шелкова ; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое .» , а она наказывала : «Скажи , чтоб нашел такого мастера , который бы сделал из этого прутика кросны : было бы на чем полотенце ткать» ?
Дети : Русская народная сказка «Мудрая дева» .
Воспитатель : Все женщины в русской деревне умели прясть , ткать , вышивать и шить одежду для себя и своей семьи . Из чего же они шили одежду ?
Дети : Из полотна .
Воспитатель : а какую одежду они шили из полотна ?
Дети : Рубахи , штаны , сарафаны , фартуки .
Воспитатель : Одежда , сшитая из полотна , называлась домотканной . Чтобы что-нибудь сшить , нужно «отрубить» полотно , то есть – обрезать . «Рубаха»- сшитое полотнище . Именно она , по мнению наших предков , являлась оберегом от сглаза , злых духов . Все , от мала до велика , носили рубахи . Повседневные рубахи , обшивали по шву и краям красной нитью , чтобы преградить дорогу нечистым силам . В праздники надевали рубахи , богато украшенные вышивкой , вышивка тоже считалась оберегом . Замужние женщины всегда носили фартук .
А когда сейчас надевают фартук ?
Дети : Когда готовят еду и моют посуду .
Воспитатель : В сарафанах сначала ходили женщины только из царской семьи , знатные боярыни . Сарафаны шили из парчи , бархата , шелка и украшали их вышивкой и драгоценными камнями . постепенно сарафан стал одеждой для всех женщин на Руси .
На праздник шили нарядные , яркие сарафаны , украшали вышивкой . Под сарафаны одевали длинную рубашку с рукавами .
А теперь отгадайте загадки . Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной вещи , а тот , кто отгадает , находит и показывает одежду .
По дороге я шел ,
Две дороги нашел,
По обеим пошел .
(штаны)
Что же это за одежда :
С четырьмя отверстиями ,
В одно входишь ,
А в три выходишь ?
(рубаха0
Каждый день по утру,
Надеваю я трубу,
Ну не догадаться Вам!
Она зовётся …..
(сарафан)
Целый день я в нём хожу,
Словно в обруче .
(пояс)
Любили наши предки повеселиться . Давайте и мы встанем и споём песню «Вот те гребень» .
Вот мы с вами и узнали , как делали рубахи в старину
Нить и полотно наделялись волшебными свойствами . А еще ниточка и полотно воспринимались как путь , который должен пройти человек . Я надеюсь , что он у вас будет счастливый , и чтобы ваша дорога всегда была ровной и гладкой .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Как рубашка в поле выросла"
Нас окружает множество нужных и полезных вещей. Откуда они беруться, как и из чего из делают. Это занятие посвящено одежде, а именно одежде сшитой из льняной ткани. Это занятие-исследование. Дети выяс...
План-конспект занятия ознакомления с окружающим «Как рубашка в поле выросла»
Обучающие задачиРазвивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.Закреплять представления о быте, культуре люд...
Конспект НОД "Как рубашка в поле выросла"
Конспект НОД "Как рубашка в поле выросла"...
Конспект занятия по позновательно - исследовательской деятельности в средней группе "Как рубашка в поле выросла"
Конспект занятия по познавательно - исследовательскои деятельности по технологии ТРИЗ в средней группе "Как рубашка в поле выросла"...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Как рубашка в поле выросла!"
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал по познавательному развитию детей подготовительной группы. Цель: расширить представления детей о быте и традициях русского народа; обобщить предст...
Конспект занятия по познавательному развитию "Как рубашка в поле выросла"
1. Познакомить детей с традиционным русским народным костюмом, с егосоставными частями, декоративными элементами.2. Обогащать словарный запас за счёт названия одежды, а также малых форм устного ...