ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Атоян Мариам Рубеновна

Занятия  театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности детей; способствуют общему развитию, проявлению любознательности,   усвоению новой  информации и новых способов  деятельностьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа  №2083 ДО «Ивушка»

Проект по теме:

«Художественно-эстетическое воспитание детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности»

                                                 

2014-2015 уч.г.

 

Актуальность проблемы   художественно-эстетического  развития старших дошкольников

Художественно- эстетическое  развитие  дошкольников - актуальная проблема  в условиях  современной  России.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации эстетического развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребёнка - дошкольника.

Художественно-эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они - творцы и наша задача - помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.

Информационная  карта проекта.

Проект  «Формирование  проектной деятельности  старших дошкольников  в художественно-эстетическом развитии».

Автор  составитель: воспитатели.  

Продолжительность  проекта:  долгосрочный (годовой)

Тип  проекта:  творческий  групповой.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители  и  музыкальный  руководитель.

Возраст  детей:5-6 лет.

Значимая  проблема, на решение которой направлен проект:

Помочь детям осознать  чувство  удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов при использовании  театрализованной деятельности.

Данный проект должен оказать  целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности;

Актуальность

Почему мы взяли эту тему? Потому что театрализованная деятельность – самый короткий путь  эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному  воображению. Это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
 В современном обществе резко   повысился престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Цель проекта:

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством  театрально-игровой  и музыкальной  деятельности.

Задачи  проекта:

Для детей:

- Формировать  у детей интереса к игре  драматизации, способствовать  развитию  коммуникативных   качеств  детей  дошкольного  возраста  средствами  театрально-игровой  и музыкальной  деятельности.

- Формировать  у детей  театрально-творческие  способности,  навыки  театральной  культуры,

- Развивать  у детей  коммуникативные  способности:  умение  общаться  со  взрослыми  и  детьми,  опираясь  на  правила  речевого  общения,  побуждать  к умению  строить  ролевые  диалоги  в  процессе  обыгрывание  сказки.

- Развитие творческих способностей детей и раскрытие  их таланта

- Содействовать   гармонизации  отношений  между  детьми  и взрослым.

- Воспитывать  в детях отзывчивость,   чувство сопереживания.

Для  педагогов:

- Создать  условия  для  развития творческой  активности детей,  привлекать детей  к совместной театрализованной  деятельности.  

-  Пополнить  и  активизировать  словарь  детей,  развивать  воображение  и мышление.

-  Помогать  робким  и  застенчивым  детям  включаться  в  театрализованную  игру.

Для  родителей: Заинтересовать  родителей  в изготовлении  костюмов  и атрибутов  к спектаклю,  созданию  совместных  творческих  работ.

Форма проведения  итогового  мероприятия:  Праздник  осени , праздник  зимы  и  праздник весны и 8 марта.

Продукты проекта:  

Для  детей: праздники, рисунки,  поделки  из  пластилина,  бумаги,  бросового материала.

Для педагогов:  портфолио (полная  разработка проекта)

Для  родителей:  изготовление  оформления  и  атрибутов к  спектаклям.

Ожидаемые результаты:

Для детей; формируется  устойчивый  интерес  к театрально- игровой  деятельности, желание участвовать  в спектакле  по сюжету знакомой сказки;

-формируется  умение передавать характер  персонажа интонационной выразительностью  речи,  мимикой,  жестами;

- умение  строить ролевые  диалоги  и  согласовывать  свои  действия  с  другими  детьми  в  ходе  спектакля;

-дети  станут  дружнее, зародится  чувство  партнерства.  

Для педагогов;  создание условий для творческой самореализации детей в процессе театрализованной деятельности

Для родителей;  интерес  к жизни детей  ДОУ  и повышение  компетентности  родителей  по художественно-  эстетическому  развитию дошкольников. 

Этапы реализации проекта

Этапы

проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Взаимодействие

с родителями

подготовительный

Формирование проблемы.

Постановка цели, формулировка задач. Продумывание заключительного этапа проекта.

Подбор методического и дидактического материала.

Подбор художественной литературы.

Обсуждение направлений работы для включения  предпраздничной подготовки в воспитательно-образовательную работу в группе.

Создание сценария.

Распределение ролей.

Диагностика уровня знаний в начале проекта

Принятие предложений взрослых и вхождение в проблему.

Совместный поиск решения проблемы.

Обсуждение совместно с взрослыми последовательности действий, внесение пожеланий в проектную деятельность.

Разработка рекомендаций для родителей.

Информирование родителей о целях, задачах проекта, его важности для детей.

Изучение возможности родителей в совместной проектной деятельности.

Ознакомление с основными направлениями проекта.

основной

Направление деятельности детей; создание условий; оказание помощи детям.

Стимулирование к проявлению творчества и активности.

Обогащение знаниями и умениями.

Подготовка к проведению праздника (костюмы, атрибуты, оформление зала).

Работа  по  составлению портфолио проекта.

Усвоение новых знаний, навыков и умений в ходе совместной деятельности ( свободной  и в ходе непосредственно-образовательной деятельности)

Объединение в творческие группы.

Привлечение  родителей к своей деятельности.

Подготовка к празднику, участие в оформлении зала, разучивание своих номеров.

Закрепление с детьми знаний, полученных в ДОУ.

Помощь в оформлении зала и подготовки к празднику.

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Взаимодействия

с родителями

заключительный

Диагностика знаний детей на конец проекта.

Анализ полученных результатов, соответствующие выводы.

Обсуждение  итогов работы  и планирование дальнейшей работы  по проектной деятельности.

Итоговое  оформление  портфолио  проекта.

Праздник «Весна-весна как  хороша».

Обсуждение с родителями результатов проекта и формирование дальнейшей совместной работы

Публичный  отчёт  о проделанной  работе  ( презентация).

Работа с родителями

Цель: выявление отношения к театру, как виду искусства и оценка их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей;

Процедура организации и проведения.

Для интервьюирования родителей нами были подготовлены вопросы, для выяснения их отношения к театру, как виду искусства и оценке их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей;

 Результаты опроса мы занесли в таблицу:

Вопросы

Ответы

1. Как вы думаете, обязательно ли дети должны посещать театр? Почему?

1. Да¸ обязательно (80 % родителей) из них:

а) Яркое зрелище, радует детей – 15 %

б) воспитывает на примере героев – 50 %

в) учит жизни – 10 %

г) интересно – 5 %

2. Не обязательно (20 % родителей) из них:

а) отдают предпочтение мультфильмам, книгам – 10 %

б) 10 % не объяснили свой выбор.

2. Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок посещал театральный кружок (студию) - ? Почему?

2. 90 % - ответ «да» из них: а) 80 % считают, что это понравится ребёнку;

б) 10 % считают это отличной подготовкой к школе;

в) 10 % родителей равнодушны к театральным занятиям детей. (Если хотят то пусть посещают)

3. Готовы ли вы оказать помощь воспитателям  по театрализованной деятельности

3. 65 % ответили «да».

25 % не знают, смогут ли помочь.

10 % нет, нет времени.

Результаты опроса 


Диагностическая  карта уровня  театрального творчества детей

(Старшая группа).

Детское театральное творчество

Ф. И. ребенка

танцевальное

Самостоятельные театрально-игровое

Артистические умения и навыки

Творчество в изодеятельности

песенное

Импровизация в танце

Подбор движений под характер музыки

Активность в играх

Обыгрывание роли

Отношения в игре

Умение прочит. наизусть стихотворный текст

Умение сочинять этюды по сказке

умение строить диалог

дикция потешки, скороговорки

Образ жесты, мимика

Создание атрибутов масок

Создание декорации

Импровизация, подбор интонации на характер

1.

А. Ясмин

С

В

В

С

С

В

Н

Н

С

С

Н

Н

В

2.

А. Ваня

С

С

С

С

С

В

Н

Н

С

С

Н

Н

Н

3.

Б. Леня

Н

Н

С

С

С

С

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

4.

М. Никита

С

С

С

С

С

С

Н

С

Н

С

С

С

В

5.

Д. Ангелина

С

С

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

С

С

С

6.

К. Тимур

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

С

С

С

7.

П. Саша

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

Н

С

С

Н

8.

Д. Ангелина

С

В

В

Н

Н

В

Н

С

С

Н

В

С

Н

9.

Е. Александр

Н

С

В

В

В

В

С

С

С

С

С

С

Н

10.

И. Руслан

Н

С

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

В

В

Н

11.

М. Ева

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

12.

М. Дима

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

С

С

Н

13.

М. Тимофей

С

С

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

С

Н

С

Н

14.

П. Ангелина

С

В

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

В

Н

15.

Р. Аня

В

В

В

   В

С

С

В

В

С

В

В

С

В

16.

С. Арга

Н

Н

Н

С

С

С

Н

Н

С

Н

Н

С

С

17.

Ф. Дима

Н

Н

Н

Н

С

С

Н

Н

С

С

Н

С

С

18.

Ч. Артем

Н

С

Н

Н

С

В

В

С

С

С

Н

С

Н

19.

Ч. Настя

В

С

С

С

С

В

В

В

С

С

В

С

С

20.

Н. Федя

Н

С

С

С

С

В

Н

Н

Н

С

Н

Н

В

Критерии оценки.  

Высокий - Легко справляется с заданием, проявляет интерес к данному виду деятельности.

Средний - Ребёнок выполняет задания по рекомендациям воспитателя, не проявляя собственной инициативы.

Низкий - Ребёнок равнодушен к заданиям, отсутствует  проявление творчества.


РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

Ф. И. ребенка

танцевальное

Самостоятельные театрально-игровое

Артистические умения и навыки

Творчество в изодеятельности

песенное

Средний балл

Импровизация в танце

Подбор движений под характер музыки

Активность в играх

Обыгрывание роли

Отношения в игре

Умение прочит. наизусть стихотворный текст

Умение сочинять этюды по сказке

умение строить диалог

дикция потешки, скороговорки

Образ жесты, мимика

Создание атрибутов масок

Создание декорации

Импровизация, подбор интонации на характер

1.

А. Ясмин

2

3

3

2

2

3

1

1

2

2

1

1

3

2

2.

А. Ваня

2

2

2

2

2

3

1

1

2

2

1

1

1

1,692308

3.

Б. Леня

1

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

1

1

1,384615

4.

М. Никита

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

3

1,923077

5.

Д. Ангелина

2

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1,461538

6.

К. Тимур

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1,307692

7.

П. Саша

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

2

1

1,230769

8.

Д. Ангелина

2

3

3

1

1

3

1

2

2

1

3

2

1

1,923077

9.

Е. Александр

1

2

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

1

2,153846

10.

И. Руслан

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

3

3

1

1,461538

11.

М. Ева

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12.

М. Дима

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1,230769

13.

М. Тимофей

2

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1,384615

14.

П. Ангелина

2

3

2

1

1

1

1

1

1

1

2

3

1

1,538462

15.

Р. Аня

3

3

3

   3

2

2

3

3

2

3

3

2

3

2,692308

16.

С. Арга

1

1

1

2

2

2

1

1

2

1

1

2

2

1,461538

17.

Ф. Дима

1

1

1

1

2

2

1

1

2

2

1

2

2

1,461538

18.

Ч. Артем

1

2

1

1

2

3

3

2

2

2

1

2

1

1,769231

19.

Ч. Настя

3

2

2

2

2

3

3

3

2

2

3

2

2

2,384615

20.

Н. Федя

1

2

2

2

2

3

1

1

1

2

1

1

3

1,692308

Оценка уровня развития:   низкий - 1 - 1,9 балла, средний - 2 - 2,5 балла, высокий - 2,6 - 3 балла        

Результаты диагностики:    Низкий уровень - 16        детей         80 %

Средний уровень - 4        детей        20 %

Высокий уровень - 0        детей           %

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

Диагностика уровня театрального творчества детей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

стартовая

80 %

20 %

0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Повышение качества художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов обучения

Статья "Повышение качества художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов обучения" интересна будет не только музыкальным р...

"Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

Через знакомство детей с ценностями Русской Народной культуры, воспроизводство исконных  народных промыслов, главным источником которых являются семейные традиции, восстанавливается связь м...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, через призму этнокультурного компонента

В статье рассматривается современный взгляд на художественно-эстетическое развитие личности ребенка посредством внедрения в дошкольное образование этнокультурного компонента, как одно из основных обра...