ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности детей; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов деятельностьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №2083 ДО «Ивушка»
Проект по теме:
«Художественно-эстетическое воспитание детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности»
2014-2015 уч.г.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития старших дошкольников
Художественно- эстетическое развитие дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России.
Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации эстетического развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребёнка - дошкольника.
Художественно-эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они - творцы и наша задача - помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.
Информационная карта проекта.
Проект «Формирование проектной деятельности старших дошкольников в художественно-эстетическом развитии».
Автор составитель: воспитатели.
Продолжительность проекта: долгосрочный (годовой)
Тип проекта: творческий групповой.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители и музыкальный руководитель.
Возраст детей:5-6 лет.
Значимая проблема, на решение которой направлен проект:
Помочь детям осознать чувство удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов при использовании театрализованной деятельности.
Данный проект должен оказать целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности;
Актуальность
Почему мы взяли эту тему? Потому что театрализованная деятельность – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
В современном обществе резко повысился престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Цель проекта:
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой и музыкальной деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
- Формировать у детей интереса к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой и музыкальной деятельности.
- Формировать у детей театрально-творческие способности, навыки театральной культуры,
- Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывание сказки.
- Развитие творческих способностей детей и раскрытие их таланта
- Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослым.
- Воспитывать в детях отзывчивость, чувство сопереживания.
Для педагогов:
- Создать условия для развития творческой активности детей, привлекать детей к совместной театрализованной деятельности.
- Пополнить и активизировать словарь детей, развивать воображение и мышление.
- Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Для родителей: Заинтересовать родителей в изготовлении костюмов и атрибутов к спектаклю, созданию совместных творческих работ.
Форма проведения итогового мероприятия: Праздник осени , праздник зимы и праздник весны и 8 марта.
Продукты проекта:
Для детей: праздники, рисунки, поделки из пластилина, бумаги, бросового материала.
Для педагогов: портфолио (полная разработка проекта)
Для родителей: изготовление оформления и атрибутов к спектаклям.
Ожидаемые результаты:
Для детей; формируется устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;
-формируется умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
- умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля;
-дети станут дружнее, зародится чувство партнерства.
Для педагогов; создание условий для творческой самореализации детей в процессе театрализованной деятельности
Для родителей; интерес к жизни детей ДОУ и повышение компетентности родителей по художественно- эстетическому развитию дошкольников.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Взаимодействие с родителями |
подготовительный | Формирование проблемы. Постановка цели, формулировка задач. Продумывание заключительного этапа проекта. Подбор методического и дидактического материала. Подбор художественной литературы. Обсуждение направлений работы для включения предпраздничной подготовки в воспитательно-образовательную работу в группе. Создание сценария. Распределение ролей. Диагностика уровня знаний в начале проекта | Принятие предложений взрослых и вхождение в проблему. Совместный поиск решения проблемы. Обсуждение совместно с взрослыми последовательности действий, внесение пожеланий в проектную деятельность. | Разработка рекомендаций для родителей. Информирование родителей о целях, задачах проекта, его важности для детей. Изучение возможности родителей в совместной проектной деятельности. Ознакомление с основными направлениями проекта. |
основной | Направление деятельности детей; создание условий; оказание помощи детям. Стимулирование к проявлению творчества и активности. Обогащение знаниями и умениями. Подготовка к проведению праздника (костюмы, атрибуты, оформление зала). Работа по составлению портфолио проекта. | Усвоение новых знаний, навыков и умений в ходе совместной деятельности ( свободной и в ходе непосредственно-образовательной деятельности) Объединение в творческие группы. Привлечение родителей к своей деятельности. Подготовка к празднику, участие в оформлении зала, разучивание своих номеров. | Закрепление с детьми знаний, полученных в ДОУ. Помощь в оформлении зала и подготовки к празднику. |
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Взаимодействия с родителями |
заключительный | Диагностика знаний детей на конец проекта. Анализ полученных результатов, соответствующие выводы. Обсуждение итогов работы и планирование дальнейшей работы по проектной деятельности. Итоговое оформление портфолио проекта. | Праздник «Весна-весна как хороша». | Обсуждение с родителями результатов проекта и формирование дальнейшей совместной работы |
Публичный отчёт о проделанной работе ( презентация).
Работа с родителями
Цель: выявление отношения к театру, как виду искусства и оценка их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей;
Процедура организации и проведения.
Для интервьюирования родителей нами были подготовлены вопросы, для выяснения их отношения к театру, как виду искусства и оценке их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей;
Результаты опроса мы занесли в таблицу:
Вопросы | Ответы |
1. Как вы думаете, обязательно ли дети должны посещать театр? Почему? | 1. Да¸ обязательно (80 % родителей) из них: а) Яркое зрелище, радует детей – 15 % б) воспитывает на примере героев – 50 % в) учит жизни – 10 % г) интересно – 5 % 2. Не обязательно (20 % родителей) из них: а) отдают предпочтение мультфильмам, книгам – 10 % б) 10 % не объяснили свой выбор. |
2. Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок посещал театральный кружок (студию) - ? Почему? | 2. 90 % - ответ «да» из них: а) 80 % считают, что это понравится ребёнку; б) 10 % считают это отличной подготовкой к школе; в) 10 % родителей равнодушны к театральным занятиям детей. (Если хотят то пусть посещают) |
3. Готовы ли вы оказать помощь воспитателям по театрализованной деятельности | 3. 65 % ответили «да». 25 % не знают, смогут ли помочь. 10 % нет, нет времени. |
Результаты опроса
Диагностическая карта уровня театрального творчества детей
(Старшая группа).
Детское театральное творчество
Ф. И. ребенка | танцевальное | Самостоятельные театрально-игровое | Артистические умения и навыки | Творчество в изодеятельности | песенное | |||||||||
Импровизация в танце | Подбор движений под характер музыки | Активность в играх | Обыгрывание роли | Отношения в игре | Умение прочит. наизусть стихотворный текст | Умение сочинять этюды по сказке | умение строить диалог | дикция потешки, скороговорки | Образ жесты, мимика | Создание атрибутов масок | Создание декорации | Импровизация, подбор интонации на характер | ||
1. | А. Ясмин | С | В | В | С | С | В | Н | Н | С | С | Н | Н | В |
2. | А. Ваня | С | С | С | С | С | В | Н | Н | С | С | Н | Н | Н |
3. | Б. Леня | Н | Н | С | С | С | С | Н | Н | Н | С | Н | Н | Н |
4. | М. Никита | С | С | С | С | С | С | Н | С | Н | С | С | С | В |
5. | Д. Ангелина | С | С | Н | Н | Н | С | Н | Н | Н | Н | С | С | С |
6. | К. Тимур | Н | Н | Н | Н | Н | С | Н | Н | Н | Н | С | С | С |
7. | П. Саша | Н | Н | Н | Н | С | Н | Н | Н | Н | Н | С | С | Н |
8. | Д. Ангелина | С | В | В | Н | Н | В | Н | С | С | Н | В | С | Н |
9. | Е. Александр | Н | С | В | В | В | В | С | С | С | С | С | С | Н |
10. | И. Руслан | Н | С | Н | Н | Н | С | Н | Н | Н | Н | В | В | Н |
11. | М. Ева | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
12. | М. Дима | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | С | Н | С | С | Н |
13. | М. Тимофей | С | С | Н | Н | Н | С | Н | Н | Н | С | Н | С | Н |
14. | П. Ангелина | С | В | С | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | С | В | Н |
15. | Р. Аня | В | В | В | В | С | С | В | В | С | В | В | С | В |
16. | С. Арга | Н | Н | Н | С | С | С | Н | Н | С | Н | Н | С | С |
17. | Ф. Дима | Н | Н | Н | Н | С | С | Н | Н | С | С | Н | С | С |
18. | Ч. Артем | Н | С | Н | Н | С | В | В | С | С | С | Н | С | Н |
19. | Ч. Настя | В | С | С | С | С | В | В | В | С | С | В | С | С |
20. | Н. Федя | Н | С | С | С | С | В | Н | Н | Н | С | Н | Н | В |
Критерии оценки.
Высокий - Легко справляется с заданием, проявляет интерес к данному виду деятельности.
Средний - Ребёнок выполняет задания по рекомендациям воспитателя, не проявляя собственной инициативы.
Низкий - Ребёнок равнодушен к заданиям, отсутствует проявление творчества.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
Ф. И. ребенка | танцевальное | Самостоятельные театрально-игровое | Артистические умения и навыки | Творчество в изодеятельности | песенное | Средний балл | ||||||||||
Импровизация в танце | Подбор движений под характер музыки | Активность в играх | Обыгрывание роли | Отношения в игре | Умение прочит. наизусть стихотворный текст | Умение сочинять этюды по сказке | умение строить диалог | дикция потешки, скороговорки | Образ жесты, мимика | Создание атрибутов масок | Создание декорации | Импровизация, подбор интонации на характер | ||||
1. | А. Ясмин | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | |
2. | А. Ваня | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,692308 | |
3. | Б. Леня | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,384615 | |
4. | М. Никита | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1,923077 | |
5. | Д. Ангелина | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1,461538 | |
6. | К. Тимур | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1,307692 | |
7. | П. Саша | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1,230769 | |
8. | Д. Ангелина | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1,923077 | |
9. | Е. Александр | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2,153846 | |
10. | И. Руслан | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1,461538 | |
11. | М. Ева | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
12. | М. Дима | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1,230769 | |
13. | М. Тимофей | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,384615 | |
14. | П. Ангелина | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1,538462 | |
15. | Р. Аня | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,692308 | |
16. | С. Арга | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1,461538 | |
17. | Ф. Дима | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,461538 | |
18. | Ч. Артем | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,769231 | |
19. | Ч. Настя | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,384615 | |
20. | Н. Федя | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1,692308 |
Оценка уровня развития: низкий - 1 - 1,9 балла, средний - 2 - 2,5 балла, высокий - 2,6 - 3 балла
Результаты диагностики: Низкий уровень - 16 детей 80 %
Средний уровень - 4 детей 20 %
Высокий уровень - 0 детей %
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
Диагностика уровня театрального творчества детей | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
стартовая | 80 % | 20 % | 0% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Рисование- важнейшее средство в формировании личности...
Повышение качества художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов обучения
Статья "Повышение качества художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов обучения" интересна будет не только музыкальным р...
"Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"
Через знакомство детей с ценностями Русской Народной культуры, воспроизводство исконных народных промыслов, главным источником которых являются семейные традиции, восстанавливается связь м...
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, через призму этнокультурного компонента
В статье рассматривается современный взгляд на художественно-эстетическое развитие личности ребенка посредством внедрения в дошкольное образование этнокультурного компонента, как одно из основных обра...