«Общение дошкольника с педагогом»
консультация на тему

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_deti.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Общение дошкольника с педагогом»

   Общение, есть не только (просто) действие, а именно взаимодействие – оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

   Какие существуют формы общения детей со взрослыми

   Первая в жизни детей форма общения со взрослыми – ситуативно – личностная, или непосредственно эмоциональная, возникает примерно к двум месяцам жизни. Возникает ситуативно – деловая форма общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях делового сотрудничества с ним.

   Внеситуативно – познавательная форма общения (три – пять лет). Облик ребенка в целом изменяется. Он теперь постоянно задает вопросы; что – то придумывает, чего на самом деле нет, его уличают, а он в ответ обижается, плачет; с гордостью демонстрирует свои достижения и до слез огорчается, когда взрослые не разделяют его радости.

   Тщательный анализ поведения дошкольников привел к выводу: на уровне познавательного общения они испытывают острую потребность в уважении старших. Наблюдения наталкивают на одну распространенную черту детей младшего, и особенно, среднего дошкольного возраста – на их повышенную чувствительность к отношению взрослого: они радуются его похвале и очень огорчаются его замечаниям. Подобная повышенная чувствительность детей с внеситуативно – познавательным общением не случайна, она отражает какие – то важные их особенности, видимо стремление к уважению.

   Получить желаемые разъяснения ребенок может только в тех случаях, когда взрослый относится к вопросу как к чему – то по – настоящему важному. Дело усугубляется еще тем, что на первых этапах умственного (теоретического) сотрудничества со взрослым ребенок ощущает большую неуверенность. Сотрудничество в этой новой сфере представляется ему возможным только в том случае, если взрослый не станет смеяться над ним. Не случайно постоянно отмечается: если у дошкольника главенствуют познавательные интересы, то он обидчив, склонен к аффективному поведению. Ранимость детей – не чисто индивидуальная особенность, а именно возрастной феномен. У разных детей, конечно, он выражается неодинаково, но на определенной ступени развития наблюдается практически у всех. Обостренная потребность в уважении может стать основой для серьезных нарушений поведения и деятельности ребенка: он начинает упрямиться, делается плаксивым, уклоняется от контактов. Возникает конфликтное состояние, непочтительное отношение взрослого к новым способностям ребенка, подозрения в лживости глубоко ранят, вызывают обиду, сопротивление, негативизм. Дистанция, отделяющая малыша от воспитателя детского сада, не позволяет ему в прямой и открытой форме выразить свой протест, тем сильнее аффективный взрыв, который достается на долю близких взрослых. Разница в поведении детей дома и в детском саду порождает немало недоразумений.

   Дети, достигшие внеситуативно – познавательного общения, испытывающие потребность в уважении взрослого, при выполнении задания стараются справиться со всем. И после каждого указанного действия украдкой, а то и в открытую поворачиваются к взрослому в поисках одобрения.

   Внеситуативно – личностная форма общения (пять – семь лет).она связана с овладением или системой отношений людей. Перед ними встают новые задачи – освоить правила поведения в мире людей, постичь законы и взаимосвязи в этой сфере деятельности, ясно осознать свои основные права и обязанности в кругу близких и далеких людей, научиться контролировать свои поступки и действия. Взрослый в глазах дошкольника – воплощение образца того, как надо себя вести. Теперь он для ребенка эталон в сложной сфере его психической жизни – в области нравственности, построения отношений с окружающими.

   Притягательность бесед на личностные темы для детей огромна. Они любят слушать рассказы о себе, своем детстве, о взрослых и их детстве, обо всем, что касается людей.

   Внеситуативно – личностное общение представляет собой высокий уровень коммуникативной деятельности. Поэтому оно обычно и появляется лишь к концу дошкольного возраста, а у многих детей так и не складывается ни в шесть – семь лет, ни даже в зрелом возрасте.

   При доминировании внеситуативно – личностного общения центр любой ситуации для ребенка – взрослый. Малыш с повышенным вниманием относится к его словам и действиям. Свои ошибки он видит как бы его глазами и поэтому реагирует на замечание без обиды деловым образом, охотно внося необходимые изменения в свою деятельность.

               

Коммуникативные права ребенка

  • Право на свою систему ценностей. Каждый имеет право верить в то, что он считает правильным.
  • Право на ответственность за то, что он делает, за свои решения.
  • Право на личное достоинство и уважение этого достоинства. Я хочу подчеркнуть, что это право не заслуживается чем – то. Человек имеет право на достоинство как человек, в принципе, а не за какие – то заслуги.
  • Право на индивидуальность и своеобразие, на отличие от других.
  • Право на независимость от других людей. Ребенок не является собственностью ни педагога, ни даже родителя.
  • Право на свободную мысль.
  • Право на отстаивание своих прав.

Еще несколько конкретных прав, связанных уже непосредственно с общением

  • Право на свою точку зрения и право на свободное изъявление своей точки зрения. Это не одно и то же. Ребенок имеет право думать по – своему и он имеет право об этом сказать.
  • Право отстаивания своей точки зрения, её защиты.
  • Право на доверие со стороны собеседника. Я должен исходно доверять другому человеку, если я с ним вступаю в диалог.
  • Право на понимание собеседника, на прояснение себе его точки зрения. И ребенок имеет право понимать меня, и я должен это право уважать.
  • Право на вопрос. Лишить человека права задавать вопросы – это очень сильная форма насилия – это неуважение и один из способов манипулирования.
  • Право на сомнение в отношении любых высказываний любого собеседника. Нет абсолютных авторитетов вне сомнения, вне критики.
  • Право на несогласие с точкой зрения собеседника.
  • Право на высказывание своего сомнения или несогласия. Я не просто в «кулачок» где – то сомневаюсь, а могу прямо об этом сказать – имею право.
  • Право на изменение своей точки зрения. Человек имеет право менять свои взгляды и убеждения. Тут важно быть искренним. Я сегодня думаю так, и я честен. Но завтра жизнь измениться, и, возможно, я буду думать по – другому. И это единственный способ жить полноценной жизнью. Важно быть верным не идее, а себе. Я сам – важнее, сильнее многократно, чем мои конкретные идеи, мысли.
  • Право на поиск, искреннее заблуждение и ошибку – это одно и то же право. Если мы лишаем человека права на поиск, на ошибку, на искреннее заблуждение, это означает, что мы лишаем его права на творчество.
  • Право на чувство, переживание и открытое их проявление.
  • Право строить общение на принципах равноправия вне зависимости от статуса собеседника. То есть, я имею право вступать в диалог и с ровесником, со сверстником, и с президентом. Другое дело – когда и как я воспользуюсь этим правом.
  • Право на завершение общения, на выход из общения. Мы с вами общаемся, но вы можете сказать: «Извини, мне не интересно и я пошел, или я устал».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Диалогическое общение дошкольников со сверстниками"

Расширяются и уточняются представления педагогов о диалогическом общении дошкольников. Даются конкретные рекомендации по организации и проведению игр и упражнений с целью формирования у детей диалогич...

Консультация для педагогов "Речевое общение дошкольников в игре"

В статье рассказывается об обучении диалогическому общению дошкольников в форме разнообразных видов игр и видов деятельности....

Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников»

Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников»...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

Психологический практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников»

Практикум предназначен для вывления основным проблем в сфере общения педагогов и родителей и выработки оптимальной стратегии взаимодействия....

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...