"Знакомство с русской избой"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_russkoy_izboy_-_kopiya.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
МКДОУ детский сад «Тополёк»
Составила и провела
воспитатель:
Прошкина
Елена Дмитриевна
г. Болотное
Тема: «Знакомство с русской избой »
Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.
Программное содержание:
– пополнять пассивный и расширять активный словарь, расширять кругозор;
– развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей;
- воспитывать эстетическое чувство на основах народного творчества и ремесел (роспись платков, вышивка, вязание, пряжа ниток).
Словарная работа:
Обогащение словаря: пригожие, колышит, ухват, чугунок, расписной.
Активизация словаря: печь, сундук, изба.
Оборудование:
Демонстрационный материал:“ Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, плетень, старинная посуда, ухват).
Раздаточный материал: платки, рубахи.
Подготовка образовательной деятельности:
Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.
План проведения:
Вводная часть (1 мин):
- сюрпризный момент;
Основная часть (12 мин.)
- вопросы детям;
- физкультурная пауза (1,5 мин.);
- игра.
3) Заключительная часть (2 мин.):
- подведение итогов;
- вопросы воспитателя.
Атрибутика:
- Сундук
- Платок
- Сказка «Маша и медведь»
- Игрушка Котик
- Чугунок
- Ухват
- Иллюстрации веще
Форма проведения: подгрупповое
Этапы НОД, время | Деятельность воспитателя | Деятельность детей ответы детей |
Вводная часть (1мин) | Входит воспитатель в народном костюме - Здравствуйте, ребята. Вы все живёте в благоустроенных квартирах, а я живу в деревенской избе. Люди раньше все жили в избах. Так назывался деревенский дом. (Воспитатель показывает иллюстрацию деревенской избы). | |
Основная часть (12 мин.) | - Милости просим в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь. Горница, самая главная комната, у меня небольшая, да красивая какая! В моей горнице много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка. (Одновременно воспитатель показывает иллюстрацию с изображением сундука). Прячет бабушка в нем вещи сапоги, кафтан, сюртук. Вы мне дружно все скажите, Этот шкаф зовут … - Правильно ребятушки, это сундук. Скажите-ка мне, как выглядит сундук? Какой он? | - Сундук - Большой, расписной, железный. |
- Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке? (Воспитатель показывает в качестве подсказки картинки с изображением вещей). | - Платье, рубашка, платок, полотенце. | |
- С чем можно сравнить сундук? Где мы сейчас храним вещи? | - В шкафу, комоде. | |
- Ребятушки, отгадайте–ка, что у меня тут еще есть. Мы в лесок шагаем с мамой, Я как груздь надел панаму, А на маме как цветок Яркий ситцевый …. | - Платок | |
- Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках. Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто знает, как называется эта сказка? - Что на голове у Маши? - Какой он? | - « Маша и медведь» - Платок. | |
- Посмотрите, какие красивые платочки в сундуке моём хранятся. Давайте мы наденем на девочек платочки. Какие они у нас красавицы. У меня и для мальчиков тоже кое-что есть в моём сундуке. Во что мы нарядим мальчиков? | - В рубашки | |
Звучит мяуканье кошки. - Ой, а кто это к нам пришел? - Как котик говорит? Правильно, это мой котя-коток, котя беленький лобок. Этот котик очень любит спать там, где тепло. - Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. Вы знаете, что это? - Правильно, печь. Посмотрите на эту картинку, что вы здесь видите? Хорошо сидит коток, Котя маленький роток Дремлет котик на печи, Ждет румяны калачи. - Вот он какой, наш котенька. Пусть котик греется на печи, а вы подумайте и скажите мне, для чего в избе нужна печь, что она приносила в дом. - Правильно, в ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, грели воду, спали на ней | - Котик. - Мяу. - Печь. - Котик лежит на печке, жмурится, улыбается. Свернулся клубком. - Тепло, уют. С её помощью готовили еду, грели воду, топили избу. | |
Физминутка 1,5 мин. | А ещё пекли пирожки. Давайте и мы испечём пирожки Я пеку, пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка. Вкусные два пряничка. А ребяток позову, пирожками угощу. | |
- Мои хорошие, посмотрите, что на печи у нас стоит К низу узок, верх широк, Не кастрюля … - Как вы думаете, зачем нужен чугунок? С чем его можно сравнить? (Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением чугунка). | - Чугунок.
- С кастрюлей. В нём готовят. | |
- Какие вы умники, все знаете, все загадки отгадываете, а возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками? - А почему? Из русской печи Кашу тащи. Чугунок очень рад, Что схватил его.... (Воспитатель показывает соответствующую иллюстрацию). | - Нет. Ответы детей. - Ухват. | |
Заключит. часть (2 мин) | Какие вы умные и смышленые! И про чугунок все знаете, и про ухват, и про печь, но я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой. - Понравилось вам у меня в избе? Мы с вами много узнали, познакомились с новыми вещами в моей избе. С чем мы познакомились? - А кто из вас был в деревенской избе? - Из чего вы ели кашу в деревне? - Сундук видели у бабушки? - Что ваша бабушка в нём хранит? - Я очень была рада видеть вас у себя дома, приходите ко мне ещё. До свиданья, ребята. | Дети вспоминают и рассказывают. -Кашу ели из чугунка. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД познание "Знакомство с русской избой"
Разработка для детей старшего возраста...
"Знакомство с русской избой" ( игра-занятие )
Программные задачи: знакомить с культурой русского народа; расширять активный словарь; развивать интерес к посещению " избы" - ( мини-музей, домашняя утварь ). ...
Конспект «Знакомство с русской избой»
Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Знакомство с русской избой »...
Занятие для детей средней группы в комнате русского быта «Горнице» - «Знакомство с русской избой».
Занятие познавательного цикла, проводится в комнате русского быта....
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)
Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель, р...
Знакомство детей со свойствами дерева и металла Знакомство с русской избой
Ознакомление с окружающим средняя группа...