Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Викторина Что? Где? Когда?"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мрига Светлана Александровна

Данное занятие направленно на закрепление имеющихся знаний и  представлений детей об их правах и обязанностях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_mriga.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Города Нижневартовска детский сад № 34 «Дюймовочка»

Конспект занятия

по правовому воспитанию

Тема: « Викторина  «Что? Где? Когда?»»

Группа детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет «А» (второй период обучения)

Воспитатель: Мрига С.А.

г. Нижневартовск

 «Викторина «Что? Где?  Когда?»

Цель: -  закреплять имеющиеся знания и  представления детей об их правах и обязанностях;

 - учить отвечать на поставленные вопросы,  понимать содержание иллюстраций о правах,  соотносить их со схематическим изображением;

-  развивать мышление и связную речь, обогащать словарный запас;

- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений, положительно влияющих на межличностные отношения детей;

 - воспитывать  чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.

Оборудование:  юла; набор медальонов с надписью «Знатоки»; иллюстрации  по правам «Дети имеют право собираться вместе и выражать свое мнение» и «Дети не должны выполнять тяжелую работу»; иллюстрации к проблемным ситуациям «Чужая вещь» и «Если кто-то рядом плачет»; «чудесный сундучок» с набором предметов: свидетельство о рождении, фонендоскоп,  мяч,  семейная фотография,  альбомный лист с фотографией на каждого ребенка и надписью «Имею право» и  набор нарисованных   знаков-символов к правам; карточки к игре «Интервью сказочных героев»; элементы костюмов зайца и петуха.

Словарная работа: Конвенция, права, обязанности.

Предварительная работа: познавательные занятия «Ты и имя твое», «Мой дом – моя крепость», «Кто придет к тебе на помощь?», «Если что у вас болит, вам поможет Айболит»., рассматривание альбома «Дети имеют право», работа с альбомом «Имеем право», чтение русских народных сказок и беседа по их содержанию в правовом аспекте, дидактические игры   и упражнения «Составь картинку и назови право», «Правовые часы», «Подбери картинки» «Скажи по- другому», рисование на темы «Моя семья», «Как я играю дома», оформление альбомов «Кто я?» и др.

Ход занятия:

 Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает поиграть в игру «Позови друга».

 - Дети, как вы узнавали, что зовут именно вас?

 -  Каждый ребенок  имеет право на   имя. Оно  записано в документе, который называется…..     Имя дает возможность чувствовать себя уверенно, уважать себя и других. У детей есть еще и другие права,  мы с вами уже говорили о некоторых из них, а сегодня постараемся вспомнить, все, что вы  об этом знаете. Мы будем  поиграть в игру «Что? Где? Когда?»

Игра «Что? Где? Когда?» - это викторина. Она состоит из вопросов и ответов.

Участники телевизионной игры с таким названием очень умные люди. Они знают ответы на многие вопросы. Поэтому  их называют знатоками.

  Дети садятся за столы полукругом, крутят юлу (волчок) и отвечают на вопросы:

1.  Как называется документ, в котором записаны права детей?

2.  Какие права вы знаете?

3. « Наши права и обязанности»

 - Дети, вы знаете, что кроме прав у каждого из нас: и у взрослых, и детей есть еще и обязанности.

Воспитатель выставляет на мольберт  иллюстрацию с изображением права на «Дети имеют право собираться вместе и обсуждать и выражать свое мнение».

 - Какое право изображено?

 - Какие обязанности есть у вас в связи с этим правом? Как должна вы вести себя во время разговоров и бесед? (говорить по очереди, не перебивать друг друга, слушать мнение собеседника).

 - Сейчас мы проверим, как вы умеете слушать друг друга: мы будем  все рассказывать одно стихотворение по очереди. Чтобы не ошибиться, надо обязательно слушать, что говорит предыдущий ребенок.

Дети читают стихотворение «Старшая группа, что это значит?»

Воспитатель  выставляет  иллюстрацию с изображением права «Дети не должны выполнять тяжелую работу»

 - Какое право изображено?

 - Какую работу дети могут выполнять?

 Проводится игра «Полезные предметы» (дети подбирают парные карточки с изображением предметов труда и трудового действия, рассказывают, какое полезное дели они могут сделать).

4. Интервью сказочного героя  

 -   А сейчас, представьте себе, что я – журналист, а вы -  сказочные  герои. Журналист берет у сказочных героев интервью.

Дети по очереди берут со стола  картинки  с изображением  Колобка, Зайца из сказки «Лиса, заяц и петух», Крошечки-Хаврошечк,, Иванушки из сказуи «Гуси-лебеди» и  рассказывает о том, кто он, из какой сказки,  что с ним произошло, кто нарушил его право, какое).

5. Муз. пауза (танец «Кремена»)

6. «Как  надо поступить (Проблемные ситуации)

А) «Чужая вещь»

 - Маша нарядилась в красивое платье и отправилась в гости. По дороге она уронила браслет. Марина и Настя шли сзади, они увидели браслет. Как должны  поступить Маша и Настя:

 - взять красивую вещь себе;

 - оставить ее лежать на земле;

 - догнать девочку и отдать ей потерянную вещь.

 - Можно ли забирать  себе чужую игрушку? Почему?

 - У каждого ребенка есть право на дом и имущество и никто не имеет права заходить в чужой дом без разрешения и брать чужие вещи.

Ребенок читает стихотворение:

Если в шкафчике у Кати

Кукла есть в красивом платье,

Или робот у Романа

Выпал на пол из кармана

Вещь чужую, пусть хоть сниться.

Брать без спроса не годиться!

Б) «Если рядом кто-то плачет?»

 - Алеша и Лена вышли во двор погулять. Дети увидели девочку, которая стояла около дерева горько плакала. Как должны поступить Алеша и Лена:

 - пойти играть со своими игрушками;

 - подойти к девочке и  спросить, что с ней произошло;

 - постараться ей помочь.

 - Почему?

 - Дети имеют право на защиту со стороны родителей и других взрослых, но в тоже время они обязаны сами придти на помощь тому, кто в ней нуждается.

Ребенок читает стихотворение:

Если плачет кто-то  рядом.

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему

 И спросите: «Почему?»

Быть ребята добрым надо,

Горько плакать одному!

Сильный, умный – не дерется!

7. «Чудесный сундучок»

  - У меня в руках чудесный  сундучок. В нем находятся предметы, которые напомнят вам о других правах и помогут оформить плакат « Имею право».

Дети переходят за другой стол, где лежит оборудование для работы с плакатом «Имею право»

 Они  по очереди достают из сундучка предметы, символизирующие знакомые им права человека.. Каждое право кратко обсуждается.

 (Воспитатель показывает свидетельство о рождении).

 -  Что это за документ? (свидетельство о рождении).

 -  О каком праве говорит нам свидетельство  о рождении? (о праве на имя).

 Наклейте ваш рисунок-символ «Имя» рядом со своим портретом. (Дети выполняют задание).

 - Дети, что означает право на имя?

 - Дети не имеют права дразниться, придумывать клички. Как вы должны обращаться друг к другу (по имени, ласково), а  к взрослым ? (по имени и отчеству).

Педагог показывает семейную фотографию.

 -  О каком праве ребенка вы вспомнили, глядя на нее  (Дети имеют право  на воспитание в семейном окружении, на любовь и заботу родителей).

     Дети находят и наклеивают соответствующий знак-символ.  

 - Каждый ребенок имеет право на любовь и заботу родителей,  а как дети обязаны относиться к родителям? (уважать, слушать их, помогать и заботиться о них).

  Таким же образом дети наклеивают знаки  –символы, обозначающие их право на медицинскую  помощь, право на отдых..

Воспитатель обращает внимание детей не то, что у них остался еще один знак.

 - Что на нем изображено? Что он означает? (Дети имеют право на приемлемый уровень жизни).

Дети наклеивают и его.

 - Посмотрите, вы все такие разные и в жизни, и на фотографиях. Но каждому из вас принадлежат одинаковые права.  У нас с вами получилась наша собственная Конвенция прав ребенка, которая написана знаками. Называется она «Имею право»

Но это еще не все права, которые записаны в Конвенции прав, есть еще и другие. .Мы будем знакомиться с ними на следующих занятиях, и ваш плакат пополнится новыми схемами.

Дети возвращаются за игровой стол, воспитатель обращает внимание на то, что, что вопросы викторины закончились.

 В это время, за дверью слышится чей то плачь. Входит ребенок в костюме зайца, садится на пенек. Затем  появляется петушок,  между ними происходит диалог  зайца и петуха из сказки «Лиса, Заяц и Петух».

 - Дети, вы угадали, из какой сказки пришли к нам эти сказочные герои?

 -  Какое право зайчика было нарушено?

 - Чем закончилась эта сказка?

 -Хорошо конечно, что петушок вовремя пришел на помощь,  помог зайцу вернуть свой дом. А как же быть с лисой? Дети, она ведь тоже имеет право иметь свой дом. Подскажите зайцу и петушку, как они должны правильно поступить и помочь лисе, что вы им посоветуете? (Простить лису. Помочь ей построить новый дом,  только не ледяной, а деревянный)

 Итог.

Воспитатель приглашает детей в круг.

 - Дети, сегодня мы с вами вспоминали права детей, которые записаны в Конвенции прав ребенка. Их придумали взрослые для того, чтобы защитить детей, чтобы сделать вашу жизнь светлой и счастливой.

 - Люди, которые знают права, чувствуют себя уверенно, свободно, у них распрямляются плечи, появляется красивая осанка, они становятся выше. Маленькие люди превращаются в больших. А  если вы  не только будете знать свои  права,  но и соблюдать права окружающих вас людей и   выполнять свои обязанности по отношению к ним,  то жить всем будет легче и интересней.

Воспитатель читает стихотворение, последние две строчки дети произносят хором.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама.. крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете

 - Дети,  игра закончилась, сегодня вы хорошо ответили на вопросы викторины,  поэтому вам присваивается звание «знатоков».

Детям вручаются эмблемы.

Если в шкафчике у Кати

Кукла есть в красивом платье,

Или робот у Романа

Выпал на пол из кармана

Вещь чужую, пусть хоть сниться.

Брать без спроса не годиться!

Если плачет кто-то  рядом.

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему

 И спросите: «Почему?»

Быть ребята добрым надо,

Горько плакать одному.

Если у тебя отняли

От конструктора детали,

Или кто-то без причины

вырвал руль твоей машины,

не спеши кричать и драться,

на обидчика бросаться.

Знай, когда обида жжется,

Сильный, умный – не дерется!

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама.. крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».

Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"...

«Сказочные занятия». Совместные сказочные занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителей.

С 2009 года для коррекции детско-родительских отношений мною была разработана и реализуется система совместных детско-родительских занятий «Сказочные занятия» с детьми старшего дошко...