Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Викторина Что? Где? Когда?"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Данное занятие направленно на закрепление имеющихся знаний и представлений детей об их правах и обязанностях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_mriga.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Города Нижневартовска детский сад № 34 «Дюймовочка»
Конспект занятия
по правовому воспитанию
Тема: « Викторина «Что? Где? Когда?»»
Группа детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет «А» (второй период обучения)
Воспитатель: Мрига С.А.
г. Нижневартовск
«Викторина «Что? Где? Когда?»
Цель: - закреплять имеющиеся знания и представления детей об их правах и обязанностях;
- учить отвечать на поставленные вопросы, понимать содержание иллюстраций о правах, соотносить их со схематическим изображением;
- развивать мышление и связную речь, обогащать словарный запас;
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений, положительно влияющих на межличностные отношения детей;
- воспитывать чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.
Оборудование: юла; набор медальонов с надписью «Знатоки»; иллюстрации по правам «Дети имеют право собираться вместе и выражать свое мнение» и «Дети не должны выполнять тяжелую работу»; иллюстрации к проблемным ситуациям «Чужая вещь» и «Если кто-то рядом плачет»; «чудесный сундучок» с набором предметов: свидетельство о рождении, фонендоскоп, мяч, семейная фотография, альбомный лист с фотографией на каждого ребенка и надписью «Имею право» и набор нарисованных знаков-символов к правам; карточки к игре «Интервью сказочных героев»; элементы костюмов зайца и петуха.
Словарная работа: Конвенция, права, обязанности.
Предварительная работа: познавательные занятия «Ты и имя твое», «Мой дом – моя крепость», «Кто придет к тебе на помощь?», «Если что у вас болит, вам поможет Айболит»., рассматривание альбома «Дети имеют право», работа с альбомом «Имеем право», чтение русских народных сказок и беседа по их содержанию в правовом аспекте, дидактические игры и упражнения «Составь картинку и назови право», «Правовые часы», «Подбери картинки» «Скажи по- другому», рисование на темы «Моя семья», «Как я играю дома», оформление альбомов «Кто я?» и др.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает поиграть в игру «Позови друга».
- Дети, как вы узнавали, что зовут именно вас?
- Каждый ребенок имеет право на имя. Оно записано в документе, который называется….. Имя дает возможность чувствовать себя уверенно, уважать себя и других. У детей есть еще и другие права, мы с вами уже говорили о некоторых из них, а сегодня постараемся вспомнить, все, что вы об этом знаете. Мы будем поиграть в игру «Что? Где? Когда?»
Игра «Что? Где? Когда?» - это викторина. Она состоит из вопросов и ответов.
Участники телевизионной игры с таким названием очень умные люди. Они знают ответы на многие вопросы. Поэтому их называют знатоками.
Дети садятся за столы полукругом, крутят юлу (волчок) и отвечают на вопросы:
1. Как называется документ, в котором записаны права детей?
2. Какие права вы знаете?
3. « Наши права и обязанности»
- Дети, вы знаете, что кроме прав у каждого из нас: и у взрослых, и детей есть еще и обязанности.
Воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию с изображением права на «Дети имеют право собираться вместе и обсуждать и выражать свое мнение».
- Какое право изображено?
- Какие обязанности есть у вас в связи с этим правом? Как должна вы вести себя во время разговоров и бесед? (говорить по очереди, не перебивать друг друга, слушать мнение собеседника).
- Сейчас мы проверим, как вы умеете слушать друг друга: мы будем все рассказывать одно стихотворение по очереди. Чтобы не ошибиться, надо обязательно слушать, что говорит предыдущий ребенок.
Дети читают стихотворение «Старшая группа, что это значит?»
Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением права «Дети не должны выполнять тяжелую работу»
- Какое право изображено?
- Какую работу дети могут выполнять?
Проводится игра «Полезные предметы» (дети подбирают парные карточки с изображением предметов труда и трудового действия, рассказывают, какое полезное дели они могут сделать).
4. Интервью сказочного героя
- А сейчас, представьте себе, что я – журналист, а вы - сказочные герои. Журналист берет у сказочных героев интервью.
Дети по очереди берут со стола картинки с изображением Колобка, Зайца из сказки «Лиса, заяц и петух», Крошечки-Хаврошечк,, Иванушки из сказуи «Гуси-лебеди» и рассказывает о том, кто он, из какой сказки, что с ним произошло, кто нарушил его право, какое).
5. Муз. пауза (танец «Кремена»)
6. «Как надо поступить (Проблемные ситуации)
А) «Чужая вещь»
- Маша нарядилась в красивое платье и отправилась в гости. По дороге она уронила браслет. Марина и Настя шли сзади, они увидели браслет. Как должны поступить Маша и Настя:
- взять красивую вещь себе;
- оставить ее лежать на земле;
- догнать девочку и отдать ей потерянную вещь.
- Можно ли забирать себе чужую игрушку? Почему?
- У каждого ребенка есть право на дом и имущество и никто не имеет права заходить в чужой дом без разрешения и брать чужие вещи.
Ребенок читает стихотворение:
Если в шкафчике у Кати
Кукла есть в красивом платье,
Или робот у Романа
Выпал на пол из кармана
Вещь чужую, пусть хоть сниться.
Брать без спроса не годиться!
Б) «Если рядом кто-то плачет?»
- Алеша и Лена вышли во двор погулять. Дети увидели девочку, которая стояла около дерева горько плакала. Как должны поступить Алеша и Лена:
- пойти играть со своими игрушками;
- подойти к девочке и спросить, что с ней произошло;
- постараться ей помочь.
- Почему?
- Дети имеют право на защиту со стороны родителей и других взрослых, но в тоже время они обязаны сами придти на помощь тому, кто в ней нуждается.
Ребенок читает стихотворение:
Если плачет кто-то рядом.
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: «Почему?»
Быть ребята добрым надо,
Горько плакать одному!
Сильный, умный – не дерется!
7. «Чудесный сундучок»
- У меня в руках чудесный сундучок. В нем находятся предметы, которые напомнят вам о других правах и помогут оформить плакат « Имею право».
Дети переходят за другой стол, где лежит оборудование для работы с плакатом «Имею право»
Они по очереди достают из сундучка предметы, символизирующие знакомые им права человека.. Каждое право кратко обсуждается.
(Воспитатель показывает свидетельство о рождении).
- Что это за документ? (свидетельство о рождении).
- О каком праве говорит нам свидетельство о рождении? (о праве на имя).
Наклейте ваш рисунок-символ «Имя» рядом со своим портретом. (Дети выполняют задание).
- Дети, что означает право на имя?
- Дети не имеют права дразниться, придумывать клички. Как вы должны обращаться друг к другу (по имени, ласково), а к взрослым ? (по имени и отчеству).
Педагог показывает семейную фотографию.
- О каком праве ребенка вы вспомнили, глядя на нее (Дети имеют право на воспитание в семейном окружении, на любовь и заботу родителей).
Дети находят и наклеивают соответствующий знак-символ.
- Каждый ребенок имеет право на любовь и заботу родителей, а как дети обязаны относиться к родителям? (уважать, слушать их, помогать и заботиться о них).
Таким же образом дети наклеивают знаки –символы, обозначающие их право на медицинскую помощь, право на отдых..
Воспитатель обращает внимание детей не то, что у них остался еще один знак.
- Что на нем изображено? Что он означает? (Дети имеют право на приемлемый уровень жизни).
Дети наклеивают и его.
- Посмотрите, вы все такие разные и в жизни, и на фотографиях. Но каждому из вас принадлежат одинаковые права. У нас с вами получилась наша собственная Конвенция прав ребенка, которая написана знаками. Называется она «Имею право»
Но это еще не все права, которые записаны в Конвенции прав, есть еще и другие. .Мы будем знакомиться с ними на следующих занятиях, и ваш плакат пополнится новыми схемами.
Дети возвращаются за игровой стол, воспитатель обращает внимание на то, что, что вопросы викторины закончились.
В это время, за дверью слышится чей то плачь. Входит ребенок в костюме зайца, садится на пенек. Затем появляется петушок, между ними происходит диалог зайца и петуха из сказки «Лиса, Заяц и Петух».
- Дети, вы угадали, из какой сказки пришли к нам эти сказочные герои?
- Какое право зайчика было нарушено?
- Чем закончилась эта сказка?
-Хорошо конечно, что петушок вовремя пришел на помощь, помог зайцу вернуть свой дом. А как же быть с лисой? Дети, она ведь тоже имеет право иметь свой дом. Подскажите зайцу и петушку, как они должны правильно поступить и помочь лисе, что вы им посоветуете? (Простить лису. Помочь ей построить новый дом, только не ледяной, а деревянный)
Итог.
Воспитатель приглашает детей в круг.
- Дети, сегодня мы с вами вспоминали права детей, которые записаны в Конвенции прав ребенка. Их придумали взрослые для того, чтобы защитить детей, чтобы сделать вашу жизнь светлой и счастливой.
- Люди, которые знают права, чувствуют себя уверенно, свободно, у них распрямляются плечи, появляется красивая осанка, они становятся выше. Маленькие люди превращаются в больших. А если вы не только будете знать свои права, но и соблюдать права окружающих вас людей и выполнять свои обязанности по отношению к ним, то жить всем будет легче и интересней.
Воспитатель читает стихотворение, последние две строчки дети произносят хором.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама.. крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете
- Дети, игра закончилась, сегодня вы хорошо ответили на вопросы викторины, поэтому вам присваивается звание «знатоков».
Детям вручаются эмблемы.
Если в шкафчике у Кати
Кукла есть в красивом платье,
Или робот у Романа
Выпал на пол из кармана
Вещь чужую, пусть хоть сниться.
Брать без спроса не годиться!
Если плачет кто-то рядом.
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: «Почему?»
Быть ребята добрым надо,
Горько плакать одному.
Если у тебя отняли
От конструктора детали,
Или кто-то без причины
вырвал руль твоей машины,
не спеши кричать и драться,
на обидчика бросаться.
Знай, когда обида жжется,
Сильный, умный – не дерется!
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама.. крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом
Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...
Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».
Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".
Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"...
«Сказочные занятия». Совместные сказочные занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителей.
С 2009 года для коррекции детско-родительских отношений мною была разработана и реализуется система совместных детско-родительских занятий «Сказочные занятия» с детьми старшего дошко...