«Воспитание детей младшего возраста посредством фольклора»
статья (младшая группа) на тему

Фадеева Ольга Владимировна

«Воспитание детей младшего возраста посредством

                              фольклора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyvody_po_izuchennoy_teme.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание детей младшего возраста посредством

                              фольклора»

Фольклор…всё чаще это слово радует слух  взрослых и детей. Воспитание на народных традициях несет дошкольникам  не только радость ,эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью  развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Формирование русской культуры базируется на русском фольклоре . С древних  времён вся деятельность русского народа сопровождалась песней. Специальные песни распевались во время посева, сбора урожая. колядования,  масленицы, различных праздников  Русский фольклор-это источник национального богатства , залог сохранения традиций народной культуры. В связи с этим важно знакомить детей с русским народным творчеством, передавая из поколения в поколение красоту и самобытность нашей культуры.

Приобщаясь к народной культуре, ребёнок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного. Решает свои эмоциональные проблемы, познаёт мир и людей.

Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня. Её прямая функция –успокоить. Убаюкать маленького ребёнка. Мудрый народ , не знакомый с  основами психологии, путём многолетних наблюдений понял. Что сделать это можно не бурной. удалой песней, а тихой. Монотонной, умиротворяющей мелодией. Так создалась форма для колыбельной песни. Эти извечные материнские мечты высказываются такими нежными, идущими от сердца словами, что придают колыбельной песне ни с чем не сравнимую воспитательную силу.

Логическим продолжением колыбельных песен являются пестушки и потешки. Своё название они получили от слов «пестовать2, тешить. Что означает нянчить, растить, ходить за кем-нибудь, носить на руках. Термин»

«пестун», был равнозначен более позднему слову «воспитатель», он встречается на страницах летописей. Пестушки и потешки-короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают ребёнка в первые месяцы жизни. Анализ текстов позволяет выделить главные их особенности: быстрый ритм. Шуточно-юмористическое содержание, связанные с различными движениями детей: протягиванием рук, первыми шагами, движением, беганием. Так движения, сопровождающие материнские приговоры современные врачи-педиатры рекомендуют молодым родителям как простейшие, но крайне необходимые ребёнку физические упражнения. Эмпирически это было открыто в народной среде и ,более того, закреплено в разнообразных воспитательных средствах, методах и приёмах.

К числу простейших, но так необходимых ребёнку относятся движения, напоминающие потягивание. Когда ребёнок проснётся и потягивается, его гладят по животику и разгибают ножки и ручки, сопровождая эти действия соответствующими словами:

Потягунушки, потягунушки,

А в ножки-ходунушки,

А в ручки-хватунушки,

А в роток-говорок,

А в головку-разумок.

Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребёнка в его первых и очень трудных для него шагах6 «Ай. Деточка, попляши. Твои ножки хороши!»

Помимо радости и удовольствия, которые несут эти короткие стихи, они одновременно содержат «уроки» жизни, причём эти уроки ненавязчивые, неназойливые, простые, интересные, занимательные. И действительно, коза бодает того, кто молока не пьёт. В «Ладушках» наказывают кошку Машку, за то, что съела кашку, не ей предназначенную. А в «Сороке» каша достаётся всем пальчикам, кроме мизинца: «А ты, мал. маленок, за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил».

Такой урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребёнка, а современные психологи доказали, что усвоение ребёнком тех или иных знаний, правил поведения проходит наиболее успешно на фоне его эмоциональной отзывчивости.

Фольклорное искусство-синкретичное по своей природе- предполагает обязательный эмоциональный и энергитический обмен.

В своей работе с детьми я использовала народные песни, потешки, прибаутки, создавая комфортную этномузыкальную среду, в которой дети, играя, обучаются. Учить детей слышать, любить и понимать народную музыку, чувствовать красоту музыкального произведения- вот цель моей работы.

В процессе изучения данной темы6  «Воспитание детей младшего возраста посредством фольклора» считаю наиболее эффективными методы:

 Беседа-разновидность словесного метода.

 Художественно-практический метод связан с двигательными реакциями и активными действиями ребёнка в процессе его общения с музыкой.

Метод создания художественного контекста(Л.В.Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры ребёнка через выходы за пределы музыки. Механизмом создания художественного контекста выступают при этом разнообразные связи музыки с другими видами искусства-живописью,поэзией и.т.д.

Метод пластического интонирования направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений.

Поработав над данной темой считаю, что имеет смысл продолжить дальнейшее её  изучение  и работа над данной темой с детьми среднего возраста. Используя малые формы фольклора, можно сделать выводы о том, чтоони способствуют развитию эмоциональных чувств. Помогают ребёнку  «открыть» себя, вызывают интерес к народному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей младшего дошкольного возраста Тема: "Народная сказка в системе нравственного воспитания детей младшего возраста"

АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у ...

Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа

Перспективно-тематический план по  самообразованию воспитателя первой квалификационной категории  Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Консультация для родителей детей второй младшей группы «Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, наблюдениях, выполнениях различных заданий. Например, ухаживая за комнатными растениями можно пред...

Проект «Устное народное творчество в воспитании детей младшего возраста» Дошкольный возраст 3-4 года

Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.Задачи: Через устное народное творч...

Консультация для родителей детей второй младшей группы «Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Любому из нас всегда хочется жить в гармонии с природой: любить и понимать ее; дышать с ней одним воздухом. Если человек не сможет полюбить природу, то он не сможет узнать о природе много интерес...

Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»

Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...