"Роль семьи в сенсорном развитии".
консультация на тему

Кекина Александра Иосифовна

Консультация для родителей "Роль семьи в сенсорном развитии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_sensornom_razvitii.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в сенсорном развитии.

Общение со взрослыми – необходимое условие познавательного развития ребёнка. Фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности на развитие, которого направлено сенсорное воспитание. И задача родителей и воспитателей – помочь ребёнку накопить представление о форме, величине, фактуре, свойствах предметов, явлений и др.

         Интерес к окружающему миру у детей раннего возраста очень велик. Ребёнка привлекают звуки и краски природы. Но без помощи взрослых ребёнок, к сожалению, не может достаточно полно и глубоко воспринимать все это.

Малыша интересует всё: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и прочее. Малыш познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувствительной ориентировочной основе. В первую очередь, усваивая то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию, поэтому больше общайтесь с ребенком.

           Одеваясь на прогулку после сна – рассматривайте одежду, обувь, сравнивайте ее, обращайте внимание на детали одежды: рукава длинные, короткие? Есть ли воротничок, карманы, пуговицы – какие они? (цвет, величина, форма) и т.д.

Не забудьте вспомнить какое время года на улице – тепло-лето, не будем одевать красную кофточку с длинными рукавами… Выйдя из дома, почаще обращайте внимание на разнообразные дома, сравнивайте их (дом высокий, низкий), на окна, крышу, цвет стен. По дороге в детский сад, парк, магазин – больше разговаривайте с малышом, но при этом речь должна быть четкой, правильной. Понаблюдайте за движениями малыша – где они далеко или близко. Обратите внимание на машины, на их цвет и на то,  какими они бывают: легковые, грузовые, автобусы. Дайте детям представление о том, что узкая дорожка – тротуар для людей, широкая дорожка – дорога для транспорта. Рассмотрите светофор – «глазки у него круглые и разного цвета» Он стоит на дороге и помогает соблюдать порядок: если горит красный «сердится» и не разрешает людям переходить через большую дорогу, а если горит зеленый, он улыбается и разрешает перейти дорогу, держа маму или папу за руку/.

            Постоянно закрепляйте знания малыша, объясняйте правильно и безопасно вести себя на дороге.

            Не забывайте и о растительном мире, сравнивайте, любуйтесь деревьями, кустами. Деревья высокие /ствол, ветки/, кустарники низкие /ствол и ветки тоненькие/.

           Осенью понаблюдайте за листопадом. Вместе с детьми постарайтесь найти самый большой листочек, а затем – самый маленький. Положите листочки друг на друга и сравните их. Обращайте внимание на цвет, на то, что бывают листочки красные, зеленые, желтые, бардовые и т.д. Но взрослому ни в коем случае нельзя называть неправильный цвет предмета, цветка, /например: морковь - красная, розовая лента - красная/, что бывает довольно часто в практике. Необходимо называть цвет правильно, но, не настаивая на его запоминании, но если ребенок сам запомнит названия цветов – это обогатит его представления.

             Почаще наблюдайте за неживой природой – солнышком (светит ярко, греет, круглое и т.д.), после дождя дорожки и камешки мокрые. Предложите взять в руку маленький камешек, а в другую большой, сравните, опустите их в воду (лужу) – они утонули, не видно их, а палочка плавает, она лёгкая, деревянная.

Учим детей бережно и с любовью относиться к природе.

Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, воспитатели и родители должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.


2. КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Сенсорное воспитание детей».

           Мир, развертывающийся перед глазами ребёнка, огромен и многолик. Малыша интересует все – люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и т.п.        

          Малыш познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувствительной ориентировочной основе. В первую очередь, усваивая то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Малыша притягивает все яркое, так как яркие тона вызывают положительные эмоции и побуждают к действию с предметом. Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие. Дети раннего возраста способны воспринимать предметы окружающей действительности с их характерными признаками, то есть узнают и называют цвет, форму и величину. Они воспринимают предметы и явления окружающей действительности с помощью различных анализаторов, где задействованы глаза, кожа, пальцы рук и другие части тела – ведущие органы: слух зрение, осязание.

             В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят две задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором году жизни у ребёнка начинает накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предмета. Важно чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Знакомя детей с различными свойствами предметов мы не добиваемся запоминания и названия их. Взрослый употребляет в своей речи названия цветов и форм, но не требует этого от детей. На втором году жизни достаточно того, что ребёнок научится правильно понимать слова «цвет», «форма», «такой же». Основная задача на этом этапе привлечь внимание ребёнка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах через действия с предметами, где необходимо сопоставлять предметы по цвету, форме, величине.

             На третьем году жизни необходимо научить ребёнка выделять цвет, форму, величину как особые признаки предмета, создавать условия для накопления представлений об основных разновидностях цвета и формы, об отношении между двумя предметами по величине. Добиваться, чтобы ребёнок усвоил, что цвет, форма, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

        Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длинное время, чтоб не переутомлять детей одним и тем же, надо разнообразить занятия, вводя игровые моменты. Чередование интегрированных занятий, дидактических, сюжетно-ролевых игр, выполнение посильных поручений позволяет ребёнку в непринужденной обстановке усвоить новый материал и закрепить ранее изученный. При проведении игр – занятий надо пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Не требуя от них обязательного запоминания, важно, чтобы ребёнок активно выполнял задание, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов. Строя домики для зайчат дети закрепляют форму, цвет строительного материала, самостоятельно выбирают заданный цвет, группируют предметы, подбирают предметы по цвету, у них воспитывается доброе отношение к животным, желание помогать им.

           Одевая Ваню после сна, закрепляют название одежды, постельного белья. Угощая Ваню чаем, закрепляют цвет, название посуды, ее предназначение. Дети соотносят предметы по цвету, находят данный цвет в окружающем мире, составляют ряды из аналогичных по цвету предметов. Учатся нахождению лишнего по цвету предмета в рядах. В процессе занятий у детей развивается память, внимание, наблюдательность, глазомер, пространственное воображение, сообразительность, творчество. Важным условием осуществления принципа обучения является связь занятия по сенсорике с другими видами деятельности.

              Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, что эта работа не должна превращаться в дополнительные занятия. Взрослый должен лишь заинтересовать малыша и вызвать у него желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.

             Не бойтесь чаще улыбаться детям, говорить ласковые слова, хвалить. Маленьким детям очень важно чувствовать одобрение и поддержку взрослого, они крайне зависимы от его оценок. Поэтому, как писал Я. Корчак, на одно порицание должно приходиться пятьдесят похвал.


           Познавая вместе с вашим ребёнком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно   важного и нового.

           Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека.

          Считалось, что цвет влияет на настроение самочувствие, может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство грусти. Зеленый, синий, голубой – успокаивают, возбуждают – красный, оранжевый, желтый цвет.

         Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.

                                                                                                                И Гёте  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в речевом развитии детей средней группы

Конспект родительского собрания...

Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет

Основные факторы успешного речевого развития детей. Материал к родительскому собранию....

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"

Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...

Роль семьи в эстетическом развитии ребёнка

Консультация для родителей...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...