Знакомство детей с традициями, обрядами и праздниками русского народа
статья на тему
В данной статье поднимается проблема постепенной утраты национального самосознания и рассматриваются пути возрождения забытых ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_detey_s_traditsiyami_obryadami.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство детей
с традициями, обрядами
и праздниками русского народа
Русский характер, душа понятны всему миру, а для нас это стало понятием относительным. Длительное время подмена понятия "русский" на "советский" привела к потере национального стержня. Велик разрыв традиций, искусственно оборваны многие нити, стерты уже в сознании нескольких поколений даже самые элементарные знания.
В обстановке политической нестабильности трудно воспитывать преданность Отечеству и гордость за него. Я считаю, что благодарный путь - возрождение забытых национальных ценностей. Детство - подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Беря за основу "Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы»" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой считаю необходимым привносить свои дополнения. Во-первых, изменилась общественно-политическая обстановка в стране и некоторый музыкальный материал устарел морально, во-вторых, тема, над которой я работаю, требует более глубокого и обширного материала по фольклору, в-третьих, наш детский сад одним из основных направлений работы выбрал интеллектуальное развитие детей, которому в большей мере способствует приобщение к народному искусству. Поэтому в своей работе дополнительно пользуюсь следующими программами.
"Азбука воображения" Сапоговой Е.Е. преследует цель постепенного развития воображения детей путем знаково-символической деятельности
Для меня особо интересен раздел "рисуем музыку" (стр. 183).
Детям предлагается, прослушав какое-либо музыкальное произведение, нарисовать его так, как они себе его представляют. Большой интерес представляет программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О. JL Князевой и М. Д. Маханевой.
Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, мы в своей работе используем народные песни, пляски, хороводы, потешки-игры, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства.
Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Работая по указанным выше программам, мы повседневно уделяем большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.
Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню мамы, веселое звучание плясовой мелодии.
Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.
С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях, и вне занятий. Дети знакомятся со звучанием оркестра. Даю им понятия: "народная музыка", "оркестр народных инструментов", "народный хор". Предлагаю детям слушать музыку в записи в исполнении певцов-профессионалов и оркестров народных инструментов.
На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял - неизвестно. Говорят - народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Старших дошкольников знакомлю с творчеством выдающихся русских композиторов: М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова; говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своих произведениях. Например, П. И. Чайковский написал "Камаринскую" под впечатлением народной плясовой песни веселого, шуточного характера. Играю эту пьесу на фортепьяно. Потом предлагаю послушать в оркестровом звучании (запись).
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Русские народные мелодии вызывают положительные эмоции у ребенка. Детям раннего возраста даю коротенькие байки (колыбельные), потешки, прибаутки, плясовые мелодии. Малыши правильно реагируют на веселую музыку: начинают прихлопывать, притопывать, на колыбельную музыку - стихают, начинают покачиваться в такт музыки. Содержание народных произведений для старших дошкольников иное: в них отражены быт, труд народа, его традиции, обычаи, чаяния. В репертуаре старших дошкольников много народных песен разного характера. Всегда фиксирую внимание детей на характере песни, а иногда предлагаю его определить самим детям. Это песни напевные, задушевные ("Коровушка", "Прялица"), легкие, подвижные ("Как на тоненький ледок", "Земелюшка- чернозем"), шуточные ("Где был, Иванушка?", "Патока с имбирем"), задорные, плясовые ("Ах, вы, сени", "Я на горку шла").
Русскую музыку также хорошо использовать при выполнении движений на музыкальных, физкультурных занятиях.
Многие народные песни использую в качестве распевок. Поем с детьми в разных тональностях "Две тетери", "Андрей-воробей", "Патока с имбирем". Русскую народную музыку и сказки используем при проведении праздничных утренников, вечеров развлечений. Народному творчеству посвящаем тематические концерты. В подготовительной к школе группе знакомлю детей с русскими народными играми.
В план развлечений включаю вечера игр, шуток, забав: дети читают сказки, небылицы, играют в скороговорки. Например, разбить детей на 2 подгруппы:
1 подгруппа (низким голосом, на 1 звуке): Три вороны на воротах!
2 подгруппа (высоким голосом, на 1 звуке): Три сороки на воротах!
Дети меняются ролями. В этой игре они упражняются в различении высоты звука. В играх со старшими дошкольниками часто пользуюсь игровыми зачинами (считалками). Например:
Шел баран.
Вырвал травку.
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот вон пойдет.
Иногда предоставляю возможность самим детям выбрать водящего по считалке. И дети это делают с удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую сторону игр. Народные игры, в которые входят считалки, дети любят и с желанием играют в них в свободное время. Это "Каравай", "Кошки-мышки", "Кто у нас хороший" и т. д.
Игры со словом развивают музыкальность детей. Появляется навык, позволяющий детям улавливать ритм стиха, и они стараются самостоятельно поменять движение, т. е. проявляют творчество, например:
На лошадке ехали, до угла доехали
(скачут прямым галопом).
Сели на машину, налили бензину
(топающий шаг, в руках - руль).
На машине ехали, до реки доехали
(продолжают топающий шаг)
Тпр! Стоп! Разворот!
(останавливаются и протягивают руки сзади стоящему, образуя лодочки)
На реке - пароход.
Пароходом ехали
(качаются вправо-влево),
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет
(все поворачиваются в одном направлении и раскрывают руки-крылья в стороны).
Самолет летит,
В нем мотор гудит
(дети могут пропеть песню Тиличеевой "Самолет" - "У-у-у-у! Я лечу в Москву!")
Детям подготовительной группы предлагается короткое стихотворение Е. Трутневой "Галка", в котором явно слышатся интонация и звучание народной песни. Форма игры - хороводная: дети стоят по кругу, не держась за руки. В середине - ребенок, изображающий галку.
Скоком-боком, боком-скоком,
Ходит галка мимо окон
(галка скачет боковым галопом, раскрыв крылья, дети говорят, стоя на
месте),
Ветром вся взъерошена
(галка останавливается, дети сужают круг, делая взмах двумя руками),
Снегом запорошена.
(Дети отходят на места, опуская руки. Галка быстро берет кого-либо за руки, и они меняются местами. Игра повторяется).
Созданные на основе русских народных песен хороводные игры очень разнообразны как по характеру, так и по содержанию. Русская народная песня воспитывает эстетический вкус, прививает высокие нравственные чувства, развивает слух и голосовые возможности ребенка. Хороводы то спокойно величавые, то затейливые, то искристо-веселые пришли к детям из взрослых форм, постепенно изменяясь, приближаясь к детскому восприятию.
Сколько добрых ощущений испытывает ребенку младшей группы в хороводе "Ходит Ваня"! Ведь найти надо дружочка, открыто выразить расположение к кому-либо из товарищей. Это чувство сохраняется и после игры. А воспитание дружбы в коллективе, который еще только начинает создаваться, - это уже зачатки нравственного воспитания. Дети любят, чтобы их в играх называли по имени. Поэтому, играя в хоровод "Ходит Ваня", можно называть имя водящего ребенка.
Хороводы для детей старшей и подготовительной групп "Ворон", "Как на тоненький ледок", "Земелюшка-чернозем", "Во поле береза стояла" просты по форме, богаты яркими, понятными детям образами. Ребята с особым удовольствием водят их.
В играх с пением, драматизациях я не требую от детей исполнения движений, не соответствующих детским проявлениям чувств. Стремлюсь, чтобы дети сами действовали творчески, подчиняясь плавному или задорному звучанию песни, чувствовали все оттенки мелодии, ритма и движения их не были бы штампом. Систематическое использование хороводных игр в работе с дошкольниками создает предпосылки для творческой инициативы самих детей.
Ребят старших групп учу играть народные песенки, попевки, плясовые мелодии на металлофонах, ксилофонах и т. д. Игра на детских музыкальных инструментах звучит в игровой деятельности ребят. А с какой радостью выступают дети перед детьми других групп или на празднике перед гостями!
Русская народная музыка, песни и устное народное творчество систематически используются мной в работе с дошкольниками, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка или игра, пробуждая чувство любви к природе, родному языку, русскому народу и его культуре.
Непреходящее значение имеют народные праздники для культуры России. Именно здесь собираются наблюдения за особенностями времен года, погодой, поведением животных, растений. Эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всем многообразии. Праздники, войдя в дома, стали приметой народного быта: праздничная одежда, праздничные блюда, подарки детям и взрослым, украшение жилища.
Праздник породил игры, гадания, рождественские колядки, святочные, троицкие, масленичные песни и т.д. Причем особенным образом в них сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
Нельзя не сказать о неразрывной связи народных праздников с православными. Тысячу с лишним лет назад, когда язычество стало переходить в христианство, началось подлинное, всенародное воспитание красотой. На Руси народные праздники вплетались в религиозные, придавая им красоту, жизнерадостность, неповторимость, оригинальность, а религиозные - в народные, насыщая их возвышенностью и святостью. Русский философ, священник П. А. Флоренский назвал церковное торжество "синтезом искусств".
Хочу подчеркнуть, что я не проповедую религию в светском учреждении, но считаю очень важным знакомство детей с азами христианства и православия с точки зрения культуры, искусства, истории. И эти начальные знания будут только способствовать интеллектуальному развитию ребенка.
В процессе подготовки к праздникам я использую следующие формы и способы:
- рассказ музыкального руководителя о теме; чтение народных сказок, светской и библейской литературы, рассматривание иллюстраций, беседы о прочитанном и услышанном;
- знакомство детей с символикой праздников (троица-береза, пасха- куличи, крашеные яйца, рождество-звезда, традиционные маски ряженых; масленница-блины, кукла-кострома и др.)
- рисунки по теме;
выставки книг, открыток пасхальных и рождественских, поделок; выучивание хороводов, народных песен, игр, потешек, колядок, стихов русских поэтов о праздниках и временах года;
- освоение народных шумовых, ударных инструментов и предметов, заменяющих их (бубны, трещотки, сопелки, свистульки, колокольчики, ложки, разного рода погремушки, рубель, орехи в мешочке и т.д.)
- разучивание танцевальных движений, характерных для народного танца;
- слушание русской народной музыки и произведений русских композиторов (П. И. Чайковского "Детский альбом" - "Утренняя молитва", "Хор", Н.А. Римского-Корсакова - увертюра "Светлый праздник", Д. С. Бортнянского, С. В. Рахманинова и др.);
- в процессе работы важно не только дать новые знания, но и предоставить возможность детям самим участвовать в народных обрядах, играх (нарядить березку, смастерить куклу-кострому и одеть ее, посыпать гостям зерно, желая им здоровья и счастья, отгадать загадки);
- особую атмосферу создают праздничные столы с ритуальной едой (куличами, крашеными яйцами, блинами, "жаворонками"), чаепитием, зажженными свечами. Таким образом, основная задача, которую я стараюсь выполнить в своей работе, - это обогащение духовного мира детей, насыщение их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, праздниками. Народное искусство оказывает влияние на эмоциональную сферу, образное мышление, развитие художественных и творческих способностей, вводя детей в мир музыки, сказки, театра, танца.
ЛИТЕРАТУРА
- О. Л. Князева, М.Д. Маханева.
Приобщение детей к истокам народной культуры
С.-Петербург, «Акцент», 1997.
2. Н. С. Иванова, Е. Г. Свистунова
Изучение народного искусства Тульского края
Тула, 1998.
3. В. П. Аникин
Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор
Москва, 1997.
4. Э. П. Костина, Т. Н. Максимова, Л. С. Худява
Гуманизация процесса музыкального воспитания в детском саду
Н. Новгород, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Традиции и праздники русского народа»
Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о традициях и праздниках русского народа....
Занятие для старших дошкольников ДОУ на тему «Традиции и обряды в жизни русского народа»
Цель: формирование уважительного отношения к традициям русских людей.Задачи:— обобщать первоначальные представления о роли традиций и обрядов в жизни русского народа, роли оберегов в ...
Знакомство детей с традициями русского народа.
Знакомство детей с традициями русского народа....
Традиции и обряды в жизни русского народа в подготовительной группе.
Традиции и обряды в жизни русского народа в подготовительной группе....
ООД Традиции и обряды в жизни русского народа
Цель: формирование уважительного отношения к традициям русских людей.Задачи:— обобщать первоначальные представления о роли традиций и обрядов в жизни русского народа, роли оберегов в защите...
«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры. Задачи;-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.-Развива...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей 6-7 лет «Традиции и обряды в жизни русского народа»
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей 6-7 лет «Традиции и обряды в жизни русского народа»...