Культурное самоопределение ребенка
статья на тему

Константинова Светлана Васильевна

         Культурное самоопределение ребенка - процесс создания и реализации системы представлений ребенка о культурном пространстве, о своем месте и культурном содержании общения в этом пространстве. Культурное самоопределение связано с постоянным выбором ребенка разных форм культурной активности и предметной направленности индивидуальных культурных интересов, с их последующей трансформацией и развитием. Культурное самоопределение является одной из составных частей социализации личности. Оно возникает в результате общения с другими членами сообщества первоначально в пространстве конкретной субкультуры (в семье, референтной группе, ближайшем окружении) и является как результатом их взаимодействия, так и толчком к новым формам социокультурного взаимодействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnoe_samoopredelenie_rebenka.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Культурное самоопределение ребенка

         Культурное самоопределение ребенка - процесс создания и реализации системы представлений ребенка о культурном пространстве, о своем месте и культурном содержании общения в этом пространстве. Культурное самоопределение связано с постоянным выбором ребенка разных форм культурной активности и предметной направленности индивидуальных культурных интересов, с их последующей трансформацией и развитием. Культурное самоопределение является одной из составных частей социализации личности. Оно возникает в результате общения с другими членами сообщества первоначально в пространстве конкретной субкультуры (в семье, референтной группе, ближайшем окружении) и является как результатом их взаимодействия, так и толчком к новым формам социокультурного взаимодействия. Самоопределение в культуре предполагает наличие определенного механизма, обеспечивающего вхождение ребенка в культуру, в том числе:

          - убеждения в ценности данных проявлений культуры для саморазвития, что порождает переживание адекватности своих чувств, мыслей и желаний представлениям окружающих людей;

         - осознания  того, как окружающие воспринимают действия по культурному самоопределению и особенности культурного поведения;

        - самооценки культурной активности и постоянной коррекции взаимодействий с окружением;

        - способности к выборочному восприятию окружающей действительности, к сознательному выбору и обоснованию своего жизненного выбора, к принятию определенных ценностей культуры и непринятию других в зависимости от собственных культурных установок (нравственных идеалов, эстетического вкуса и творческих интересов).

          От самоопределения в культуре зависят взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми, отношение к собственной деятельности, осознание собственной индивидуальности и ее значимости. В результате такой активности рождаются новые формы культурного пространства, опосредованно влияющие на других людей.

         В сфере образования культурное самоопределение становится одной из главных педагогических целей, а стержнем работы педагогов - обеспечение педагогической помощи и поддержки ребенка в процессе его становления; воспитать ребенка, любящего свой народ, свой край и свою Родину, обеспечить становление его гражданской идентичности, предусматривающей духовно-нравственное развитие: принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Культурное самоопределение, выражающееся в «определении себя в том, каким я должен быть и каким могу быть в культуре», позволяет ребенку быть готовым к взаимопониманию и продуктивному интеркультурному общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"

Консультация для родителей о том, как и когда следует начинать развивать в ребенке культурную личность и прививать ему культурное развитие....

Культурное развитие ребенка.

Консультация может помочь родителям при выборе" хобби" для своего ребенка.Правильно оценить возможности и желания своего ребенка и помочь развить его способности....

Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...

"Формирование норм культурного поведения ребенка во время еды"

Продолжать закреплять умение сохранять правильную позу во время едыСовершенствовать умение сервировать стол в соответствии с ситуацией (завтрак, обед, чаепитие, ужин, день рождения, Новый год)Со...

«Культурный досуг ребенка дома на основе народного творчества»

Семья во все времена традиционно является  основным  институтом воспитания. В течении всей взрослой жизни ребёнок сохраняет приобретённые в своей семье знания.В данное время больше хочется з...

Памятка "Основные правила культурного поведения ребенка дошкольного возраста"

Информация для родителей об основных правилах культурного поведения, личной гигиены, аккуратности и опрятности ребенка дошкольного возраста...