Культурное самоопределение ребенка
статья на тему
Культурное самоопределение ребенка - процесс создания и реализации системы представлений ребенка о культурном пространстве, о своем месте и культурном содержании общения в этом пространстве. Культурное самоопределение связано с постоянным выбором ребенка разных форм культурной активности и предметной направленности индивидуальных культурных интересов, с их последующей трансформацией и развитием. Культурное самоопределение является одной из составных частей социализации личности. Оно возникает в результате общения с другими членами сообщества первоначально в пространстве конкретной субкультуры (в семье, референтной группе, ближайшем окружении) и является как результатом их взаимодействия, так и толчком к новым формам социокультурного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnoe_samoopredelenie_rebenka.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурное самоопределение ребенка
Культурное самоопределение ребенка - процесс создания и реализации системы представлений ребенка о культурном пространстве, о своем месте и культурном содержании общения в этом пространстве. Культурное самоопределение связано с постоянным выбором ребенка разных форм культурной активности и предметной направленности индивидуальных культурных интересов, с их последующей трансформацией и развитием. Культурное самоопределение является одной из составных частей социализации личности. Оно возникает в результате общения с другими членами сообщества первоначально в пространстве конкретной субкультуры (в семье, референтной группе, ближайшем окружении) и является как результатом их взаимодействия, так и толчком к новым формам социокультурного взаимодействия. Самоопределение в культуре предполагает наличие определенного механизма, обеспечивающего вхождение ребенка в культуру, в том числе:
- убеждения в ценности данных проявлений культуры для саморазвития, что порождает переживание адекватности своих чувств, мыслей и желаний представлениям окружающих людей;
- осознания того, как окружающие воспринимают действия по культурному самоопределению и особенности культурного поведения;
- самооценки культурной активности и постоянной коррекции взаимодействий с окружением;
- способности к выборочному восприятию окружающей действительности, к сознательному выбору и обоснованию своего жизненного выбора, к принятию определенных ценностей культуры и непринятию других в зависимости от собственных культурных установок (нравственных идеалов, эстетического вкуса и творческих интересов).
От самоопределения в культуре зависят взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми, отношение к собственной деятельности, осознание собственной индивидуальности и ее значимости. В результате такой активности рождаются новые формы культурного пространства, опосредованно влияющие на других людей.
В сфере образования культурное самоопределение становится одной из главных педагогических целей, а стержнем работы педагогов - обеспечение педагогической помощи и поддержки ребенка в процессе его становления; воспитать ребенка, любящего свой народ, свой край и свою Родину, обеспечить становление его гражданской идентичности, предусматривающей духовно-нравственное развитие: принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Культурное самоопределение, выражающееся в «определении себя в том, каким я должен быть и каким могу быть в культуре», позволяет ребенку быть готовым к взаимопониманию и продуктивному интеркультурному общению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"
Консультация для родителей о том, как и когда следует начинать развивать в ребенке культурную личность и прививать ему культурное развитие....
Культурное развитие ребенка.
Консультация может помочь родителям при выборе" хобби" для своего ребенка.Правильно оценить возможности и желания своего ребенка и помочь развить его способности....
Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"
В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...
консультация "Дизайн как культурная практика ребенка"
консультация для педагогов...
"Формирование норм культурного поведения ребенка во время еды"
Продолжать закреплять умение сохранять правильную позу во время едыСовершенствовать умение сервировать стол в соответствии с ситуацией (завтрак, обед, чаепитие, ужин, день рождения, Новый год)Со...
«Культурный досуг ребенка дома на основе народного творчества»
Семья во все времена традиционно является основным институтом воспитания. В течении всей взрослой жизни ребёнок сохраняет приобретённые в своей семье знания.В данное время больше хочется з...
Памятка "Основные правила культурного поведения ребенка дошкольного возраста"
Информация для родителей об основных правилах культурного поведения, личной гигиены, аккуратности и опрятности ребенка дошкольного возраста...