Игровая деятельность детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме
Игра ведущий вид деятельности дошкольников. Детям надо дать возможность прожить игру, и прожить игру вместе с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_doshkolnika.doc | 52.5 КБ |
igrovye_tehnologii_v_dou.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №14 «Подснежник»
сельского поселения Тарасовское
Пушкинского муниципального района
Игровая деятельность дошкольника
Дидактические игры для дошкольников
Игра - соревнование для родителей и детей
«Дорожная грамота»
Подготовила: Курячая Ольга Александровна
Цель: создать условия для взаимодействия педагогов ДОУ с семьей для воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи: формирование готовности родителей к сотрудничеству с педагогами по развитию у детей навыков безопасного поведения с помощью разных методов и приемов; привлечение внимания родителей к осознанному усвоению детьми правил дорожного движения.
Оборудование: плакаты - «Соблюдение правил дорожного движения должно стать вашей привычкой», «Сберечь ребенка на дороге - долг каждого взрослого», «Правила движения достойны уважения»; табло с секторами для игры; кубик, на гранях которого изображены цифры от 1 до 6; «Черный ящик»; брошюра с правилами дорожного движения; иллюстрация, на которой изображен фрагмент улицы; фонограммы песен; табло для результатов игры; цветные карточки со знаками «Светофор» и «Пешеход»; плакат (фрагмент улицы) из набора «Ознакомление с окружающим миром 1 - 2 кл».
Звучит музыка из кинофильма «Берегись автомобиля»
Ведущий. Добрый вечер, дорогие мамы и папы. Я рада приветствовать вас. На дворе апрель, от «зимнего сна» оживились пешеходы, выехали из своих зимних убежищ автомобили. Весна пришла! И чтобы это прекрасное время года не омрачалось неприятными событиями, вспомним о безопасности дорожного движения. Приглашаю поучаствовать вас в игре. Правила игры просты. Участвуют две команды: «Светофор» и «Пешеход». Команды прошу занять свои места. Игру будет судить справедливое жюри в составе заведующего МДОУ, инспектора ГИБДД и психолога.
Перед вами табло с секторами. Каждый сектор имеет номер и название. Чтобы попасть в сектор, нужно бросить кубик. Какая цифра на грани кубика - в сектор с таким номером мы и попадем.
Проводится жеребьевка между командами за первый ход.
Секторы
- «Дорожный лабиринт».
- «Загадочный знак».
- «Наведи порядок».
- «Песенная остановка».
- «Счастливый случай».
- «Черный ящик».
Сектор 1. «Дорожный лабиринт»
В этом секторе нужно разгадать кроссворд.
По горизонтали
- Как называется движение, когда машины едут по дороге в одну и в другую стороны? (Двустороннее)
- Как называется переход под землей? (Подземный)
- Друзья и помощники на улицах города (Знаки)
По вертикали
- Как называется движение, когда машины едут по дороге только в одну сторону? (Одностороннее)
- Что служит шоферу для предупреждения пешеходов и других водителей об опасности? (Сигнал)
- Форма запрещающих знаков? (Круг)
- Живой транспорт на Севере? (Олени)
Сектор 2. «Загадочный знак»
Нарисовать несуществующий дорожный знак и дать ему название. Пока команды работают над заданием, проводится викторина со зрителями.
- Где нужно стоять в ожидании автобуса? (На остановке, а там, где ее нет - на тротуаре у специального знака.)
- Какие светофоры вы знаете? (Трехсекционные, трехсекционные с дополнительными секциями справа и слева, пешеходные, для железнодорожных переездов.)
- Как пешеходы должны переходить улицу на нерегулируемых перекрестках? (После того как они оценят расстояние до приближающегося транспорта и убедятся, что не создадут помех движению.)
Сектор 3. «Наведи порядок»
Каждой команде предлагается фрагмент улицы. Нужно увидеть все ошибки, исправить их, расставить дорожные знаки.
Сектор 4 . «Песенная остановка»
Обе команды должны вспомнить песни о пешеходах, водителях, каком-либо транспортном средстве. Команда, которая напоет песню последней, становится победителем.
Пока команды вспоминают песни, зрителям предлагается отгадать загадки.
Катится по дороге подушка:
Наволочка резиновая,
А вместо пуха и пера - воздух. (Надутая воздухом шина)
На колесах едет дом,
Не живут подолгу в нем. (Автобус)
В два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица)
Тянется нитка,
Среди нив петляя,
Лесом, перелесками
Без конца и края.
Ни ее порвать,
Ни в клубок смотать. (Дорога)
Сектор 5. «Счастливый случай»
За одну минуту каждая команда по очереди должна ответить на вопросы. Если она не знает ответа, говорит: «Дальше».
Вопросы для команды «Пешеход»
- Как называется знак, с изображением бегущих детей? («Осторожно, дети!»)
- Как нужно обходить автобус? (Сзади)
- Кто должен выйти первым из машины, взрослый или ребенок? (Взрослый)
- Что означает слово «Светофор»? (Носитель света)
- Как нужно идти по тротуару? (Придерживаться правой стороны)
- Что обозначает красный сигнал светофора? (Стой)
- Что такое проезжая часть? (Часть дороги, где ездят транспортные средства)
- С помощью чего регулируют движение транспорта? (Жезла, светофора)
- Как изображены предупреждающие знаки? (На треугольнике, обведенном красным цветом)
- Что такое ГИБДД? (Государственная инспекция безопасности дорожного движения)
Вопросы для команды «Светофор»
- Как нужно обходить трамвай? (Спереди)
- На какой сигнал светофора можно переходить улицу? (На зеленый)
- Что означает слово «тротуар»? (Дорога для пешеходов)
- Кого называют пассажирами? (Людей, находящихся в транспортных средствах)
- Какой знак устанавливают рядом со школами, детскими садами, парками? («Осторожно, дети!»)
- По какой стороне необходимо двигаться по загородной дороге? (Навстречу идущему транспорту, по обочине)
- Что такое перекресток? (Место пересечения дорог)
- Где можно кататься на велосипедах, самокатах дошкольникам? (В специально отведенных местах, парках, скверах)
- Что такое ДПС? (Дорожно-патрульная служба)
- Как изображены запрещающие знаки? (На круге, обведенном красным цветом)
Сектор 6. «Черный ящик»
Участникам игры показывают большой ящик. Чтобы узнать, что в нем лежит, нужно правильно ответить на вопросы.
1730 год - Указ гласит: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей занузданных, со всяким пониманием и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать - бить кнутом и ссылать на каторгу».
1742 год - «Ежели кто на резвых лошадях ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей их отсылать в конюшни государыни».
Екатерина II - «На улицах ямщикам ни в коем разе громко не кричать, не свистеть, не звенеть, не бренчать» и т. д.
Что находится в ящике? (Брошюра с правилами дорожного движения)
В заключении игры-соревнования проводится суперигра.
На полу разбросаны карточки, на которых нарисованы эмблемы команд. Каждая команда выбирает самого быстрого и проворного участника, который за определенное время должен собрать как можно больше карточек с эмблемой своей команды. Побеждает команда, чей участник соберет наибольшее число карточек.
После этого подводятся итоги и награждается команда-победительница.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №14 «Подснежник»
сельского поселения Тарасовское
Пушкинского муниципального района
Игровые технологии в ДОУ
Консультация для воспитателей
Подготовила: Курячая Ольга Александровна
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.
Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игра-терапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.
Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях (театрализованные игры в коррекции заикания и др.).
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко прявляются особенности мышления и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении....
Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".
Цели и задачи: ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...
Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".
Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки"....
Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".
Цели и задачи: Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями,...
Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"
В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...
Адаптация детей от 1,5 до 3 лет. Организация игровой деятельности детей раннего возраста.
Адаптационный проект для детей раннего возраста с 1,5-3 лет учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы з...
ДОКЛАД на тему: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО»
Играя – оздоравливать,Играя – воспитывать,Играя – развивать,Играя – обучать!...