разработки сюжетно-ролевых игр в средней группе
методическая разработка (средняя группа) на тему
Разработка сюжетно-ролевой игры для средней группы " Моряки",разработка сюжетно-ролевой игры " Загорелся Нюшин дом"- тема пожарная безопасность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 571 КБ |
методическая разработка | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой «Моряки»
для детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность проекта:
Дошкольной детство самый важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей – дошкольников – игра, в ней закладываются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Игра «Моряки» дает огромные возможности для обучения малышей разным способам взаимодействия, общения с разных социальных позиций, при чем, ценность ее заключается в том, что дети получают не только «близкий» их окружению опыт, но и представления которые помогли бы им «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения. А это способствует более успешной адаптации и социализации в дальнейшем.
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть спутником детства, составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевой проявления.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят в реальной жизни вокруг себя и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, мы предусматривали обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений. При этом следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой
Основной характеристикой сюжетно-ролевой игры является то, что дошкольник выстраивает сюжетосложения, т.е умеет совместно, шаг за шагом строить новый сюжет, включая в игры новых персонажей.
1. Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности
Цель: Обогащение и систематизация представлений детей об основных профессиях на корабле, формирование элементарные знания о плавательных средствам и правилах поведения на воде
Задачи :
Образовательная: расширить знания о труде взрослых (капитан, матрос, кок, рулевого), орудиях их труда
- дать элементарные знания с плавательными средствами (лодка, корабль), материалами для их строительства; правилами поведения на воде.
Воспитательная: формировать интерес к профессиям капитана, матроса, рулевого, кока, воспитывать уважение и благодарность к их труду.
Развивающая: активизировать словарь: кок, якорь, капитан, корабль, штурвал, трап.
Содержание:
- Рассматривание иллюстраций в книгах В.Маяковского «Кем быть», «Детская энциклопедия «Скажи мне почему?», сюжетных картинок «Строим корабль», иллюстраций различных кораблей
- Заучивание стихотворений (А.Барто «Кораблик»…)
- Чтение С.Маршака «Мы военные»
- Беседа о профессиях (капитан, матрос, кок, боцман); о морской форме; о правилах поведения на воде и корабле
- Просмотр презентации «Осторожно на воде» и беседа по ней
- Просмотр мультфильмов «Приключения капитана Врунгеля», «Мореплавание Солнышкина», «Кораблик» (из сериала «Лунтик»), «Катерок»
- Аппликация «Кораблик»
- Рисование «Моряки»
- Беседа с детьми о моряках
- Альбом «Все работы хороши» (заполнение)
- Слушание музыки Б.Кабалевский «Походный марш», А.Пахмутова «Про нашу Родину»
- Встреча с родителями, служившими на флоте (
- Игра-экспериментирование пускание в тазике с водой лодочек из бумаги, пластмассы, дерева
2. Передача игровой культуры ребенку
Цель: Формирование умения творчески развивать и обогащать сюжет
Задачи :
Образовательная: совершенствовать умения объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия
- стимулировать детей к созданию постройки разной конструктивной сложности (из крупного и мелкого строительного материала)
Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игры, развивать умения договариваться друг с другом и считаться с интересами товарищей.
Развивающая: развивать умения детей взаимодействовать с партнерами по игре (капитан – матрос – боцман - кок); развитие воображения
- дидактические игры: «Что кому нужно» (вариант со Смешариками), «Что из чего», «Что полезно, а что вредно», «Кем быть» (с Лунтиком), «Где живет опасность», «Собери картинку»;
- развивающие игры: « Фигурки из палочек» (Палочки Кюизенера), «Найди отличия», «Чего не хватает», «Что перепутал художник», «Пробоины в корабле», «Убери лишнее» ;
- строительно-конструктивные игры: «Построй по образцу», «Собери кораблик», набор Лего - Пристань, «Волшебное яйцо» - детали кораблика
- игра-драматизация по мотивам произведения В. Сутеева «Кораблик», К.Чуковского «Доктор Айболит» - как добирался до больных, театрализованная игра «Кораблики»,
- обыгрывание сюжетных ситуаций «Корабль попал на мель», «Спасаем утопающего»
- Тренинговые игры «Только сильный и смелый будет капитан умелый», «Я не боюсь!»
- спортивные и подвижные игры: «Рыбаки», «Бравые моряки», «Мы матросы смелые».
Индивидуальное обыгрывание каждой роли совместно с детьми.
Использование игровых приёмов побуждающих детей брать на себя роль
Роли, которые могут исполнять дети: капитан – рулевой , капитан - матрос, матрос – матрос, капитан – кок
Игровые действия
Капитан – строит команду, объявляет маршрут, отдает команды («Право руля, лево руля», «Поднять якорь», «Полный вперед», «Приготовить обед», «Спустить якорь», «Причалить к берегу»), смотрит в бинокль, сообщает, что видит.
Рулевой – управляет штурвалом, выполняет команды капитана, докладывает об их выполнении.
Матросы – выполняют команды капитана, поднимают якорь, сбрасывают – поднимают трап, «рассаживают» пассажиров, моют палубу, сообщают о пробоине.
Кок – заготавливает «продукты», варит обед, звонит в колокол, накладывает всем по тарелкам обед, убирает и моет посуду
Игры – спутники: «Поликлиника (мед.пунк)», «Кораблестроители», «Магазин», «Путешествие на остров»
Введение временных ролей: радист, врач, водолаз, туристы, пират
Выходя из игры:
1) нам пора возвращаться, на берегу нас ждут мамы и папы – капитан дает команду «Отчаливать»
2) переход к игре «Магазин» с оставлением атрибутов корабля до следующего раза;
3) мы должны передать фотографии на берег и немного отдохнуть после длительного плавания
4) Наступает вечер, и мы должны доставить наших туристов в гавань. Но если вам понравилось такое путешествие, мы обязательно поедем еще.
3. Создание и обогащение предметно-игровой среды
Цель: Создание условий, стимулирующих самостоятельную игровую деятельность детей.
Задачи:
Образовательная: обучать детей навыкам подбора предметов и атрибутов для игры , создания игровой обстановки
- знакомить с предметами заместителями и способами их использования в игре «Моряки»
Воспитательная: развивать умений организовать пространство для игры, воспитывать аккуратность и бережное отношение к вещам, инициативность и наблюдательность
Развивающая: формировать самостоятельность, активность, элементы самоконтроля; развивать воображения и творческих способностей
- Подбор игрового материала для игры
-- штурвал
-- спасательный круг
-- подзорная труба
-- бескозырки
-- фуражка капитана
-- воротники матросские
-- фартук и колпак кока
-- посуда
-- якорь
-- трап
- Изготовить новые атрибуты:
-- бинокли
-- рупор
-- подводные обитатели
-- наушники, рация
-- фотоаппарат
-- акваланги
- Строительные модули
- Побуждать детей использовать игрушки заместители
Энциклопедии: «Моя первая энциклопедия», «Все о кораблях»
4. Активация проблемного общения взрослого с детьми
Цель: Обеспечение динамики и развития игры, перспективы расширения сюжета, обучение игровой деятельности
Задачи:
Образовательная: формировать умения выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников
- обучать игровому поведению и общению посредством принятия педагогом на себя роли (главной и второстепенной)
Воспитательная: стимулировать интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть, воспитывать такие личностные качества, как сочувствия, сопереживания, а также умения доводить игру до конца
Развивающая: развивать элементарную аналитико-синтетическую деятельность и коммуникативные навыки.
- Воспитатель оказывает помощь в постройке корабля
- Воспитатель в главной роли (капитан – образец игрового поведения)
- Воспитатель во второстепенных ролях (радист), образец общения: капитан - радист)
- Воспитатель предлагает:
-- команде посетить больницу (мед.осмотр перед выходом в море)
-- загрузка корабля всем необходимым (продукты, вода, груз)
-- проверка корабля
- Создание проблемных ситуаций:
-- «На корабле закончились запасы еды» - кок сообщает капитану, что готовить обед не из чего, закончились запасы еды и воды. Что делать?
-- «Почему потонул кораблик Лунтика» -при постройки корабля, напомнить мультфильм «Кораблик» и спросить: «Почему потонул кораблик Лунтика» (натолкнулся на камень), «А из чего он был сделан», «Из чего же нам построить корабль, чтобы он стал крепким и не боялся утонуть?» ;
-- «Пробоина в корабле» - матросы обнаруживают пробоину в корабле, сообщают об этом капитану. Что делать? Как можно пробоину закрыть? Стоит ли причалить к берегу? Чем починить корабль?;
--«А если Кузнечик упадет за борт» - Кузнечик очень переживал за друзей и отправился вместе с командой на корабле. Он очень хотел скорее добраться до берега, поэтому всегда стоял на мачте и глядел вперед. Но вдруг корабль покосился и Кузнечик оказался в воде. Что делать? Как спасать? Что понадобится? Кто спасет?;
- Дополнительные ситуации в море :
-- встреча с акулой
-- фото – дельфины
-- спуск водолазов
-- шторм
-- льды…
Ожидаемый результат:
- Отражение в игре впечатлений о поведении людей в разных ситуациях (полученных посредствам обогащения знаний и представлений)
- Интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованию действий играющих, выполнение игровых действий
- Самостоятельное (или с наводящей помощью взрослого) распределение ролей и обыгрывание сюжета в логической последовательности
- Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности
- Использование в игре построек разной конструкции
- Проявление собственной инициативы в использовании предметов – заместителей и элементов ряженья,
- Развитие речевого общения играющих (двустороннее развитие речи и игры: речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи). Действия заменяются словом
- Понимание детьми, что соблюдение правил является условием реализации роли
- Построение в ходе игры доброжелательных, дружеских отношений,
- Формирование эмоционального мира детей (школа чувств»),
Приложения
Дидактические игры
Дидактическая игра «Что кому нужно»
(вариант со Смешариками)
Цель : расширение представлений детей об орудиях труда разных профессий
Задачи :
Образовательная: обогащать знания малышей о разных профессиях и инструментах (орудиях труда), которые они используют
Воспитательная: учить соблюдать правила игры, воспитывать интерес к профессиям
Развивающая: развивать внимание, мышление посредствам классификации и группирования
Правила игры: Большие карточки с изображением Смешариков в костюмах определенных профессий (есть и капитан), и мелкие карточки – с предметами (орудиями) труда. Необходимо подобрать нужный предмет в соответствии с профессией.
Дидактическая игра «Что из чего»
Цель: совершенствование знаний о свойствах предметов (материале, из которого они изготовлены)
Задачи
Образовательная: закрепить знания о материалах, из которых сделан предмет, и свойствах их
Воспитательная: воспитывать умение работать поочередно, дожидаясь своей очереди, формирование доброжелательных чувств
Развивающая: развивать внимание, элементарные мыслительные операции
Правила игры: Магнитное поле с изображением разных предметов, с боковых сторон : справа – цвет , слева – материал (бумага, пластмасса, железо, дерево), одним магнитным проводом на предмет, другим – на свойство (или материал). При правильном ответе – световой и звуковой сигнал
Особое требование: игра проводится индивидуально
Дидактическая игра « «Что полезно, а что вредно»
Цель: Закрепление знаний малышей о предметах, об области их использования человекам, назначении в жизни
Задачи
Образовательная: закрепить знания и представления о полезности и вредности вещей и предметов
Воспитательная: формировать доброжелательные отношения, активность, воспитывать навыки работать в мини-группах
Развивающая: развивать элементарные мыслительные операции (анализ, синтез), внимание и активное речевое общение
Правила игры: Воспитатель раздает (сначала – по уровню развития, потом – по желанию) игровые поля с «замочком» (по типу пазл), показывает отдельные карточки- ключики. Кому нужно? Для чего? Нужно заполнить игровое поле.
Примечание
В рамках данной игры целесообразно использовать поля «На пляж», «Вкусный обед», «В лодке»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: совершенствование знаний о различных профессиях
Задачи
Образовательная: закрепить знания о разных профессиях, о форменной одежде и атрибутах каждой из профессий
Воспитательная: воспитывать интерес к разным профессиям, стимулировать желание узнавать больше о них, учить действовать сообща, не обижая и не обижаясь; воспитывать выдержку
Развивающая: развивать целостное восприятие, зрительное внимание, активизировать речь
Правила игры
Разрезанные пополам (верх-низ) и перепутанные картинки с изображением людей разных профессий в одежде и с атрибутами необходимо собрать чтобы получился «целый» человек, приклеить его на страничку (клеенчатую) с изображением места, где он работает
Дидактическая игра «Собираемся в путешествие на корабле»
Цель: совершенствование знаний о предметах, необходимых на корабле
Задачи
Образовательная: расширить и систематизировать знания детей о целесообразности использования предметов
Воспитательная: воспитывать организованность, умение выполнять правила игры
Развивающая : развивать речемыслительную деятельность (на уровне элементарных объяснений собственного выбора), слуховое и тактильное восприятие, внимание, кратковременную память, мелкую моторику рук
Правила игры
- Каждый ребенок по очереди достает из мешка предмет – называет его. Если он «пригодится» в путешествии, кричат «Да» и хлопают в ладоши. Если не пригодится – топают ногами и кричат «НЕТ». При положительном ответе, объясняют зачем.
- Затем выдается листок, на котором изображены разные предметы, каждый должен закрасить только те, которые отобрали все вместе (Наполнить свой рюкзак)
Развивающие игры
Развивающая игра « Фигурки из палочек» (Палочки Кюизенера)
Цель: Упражнение в выполнении «конструкций» по образцу с сохранением цвета и фигуры (в зависимости от уровня развития малыша методом наложения или приложения)
Задачи
Образовательная: учить различать «палочки» по длине и цвету, закреплять эталоны свойств предметов
Развивающая: развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, операции анализа и синтеза, мелкую моторику рук
Воспитательная: воспитывать организованность, усидчивость, умение работать по правилам
Правила игры
Каждому (или индивидуально) выдается образец на листе бумаги (лодочка, кораблик, подводная лодка), и набор палочек. Нужно построить такой же кораблик (лодку), как на образце.
Развивающая игра «Найди отличия»
Цель: Развитие навыков сравнение двух картинок (предметов)
Задачи
Образовательная: учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов
Развивающая: развивать внимаие, кратковременную зрительную память, мышление посредством операции сравнения,
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, стремление доводить начатое дело до конца
Правила игры
Даны две картинки (с морской тематикой). В зависимости от уровня развития малыша картинки предметные или с небольшим сюжетом. Нужно найти от 5 до 10 различий между картинками. На некоторых картинках снизу даны «подсказки»: элементы , где спрятано отличие
Развивающая игра «Чего не хватает»
Цель: Развитие элементарной аналитико-синтетической деятельности
Задачи
Образовательная: формировать обобщающие представления;
Развивающая: развивать операции анализа, навыки элементарных умозаключений, мелкую моторику рук
Воспитательная: воспитывать организованность, усидчивость, умение работать по правилам
Правила игры
Набор картинок с изображением людей разных профессий и отдельные предметные картинки. На каждой из них не хватает какой-либо детали. Нужно определить, чего не достает. И дорисовать
Примечание отсутствующая деталь имеет яркий признак либо какой-то элемент подсказывает о ней ( например, капитан держит руки у глаз, но …бинокля.. нет)
Развивающая игра «Что перепутал художник»
Цель: Формирование навыки анализа и синтеза
Задачи
Образовательная: закреплять знания детей об атрибутах некоторых профессий
Развивающая: развивать целостное восприятие, операции анализа и синтеза, активизировать словарь, развивать мелкую моторику
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, стремление доводить начатое дело до конца
Правила игры
В альбоме изображены люди разных профессий, но у них перепутаны атрибуты их труда( например, у повара (кока) шприц). Даны наклейки с атрибутами. Среди них малыш должен найти соответствующих профессии и наклеить, исправляя тем самым ошибку.
Развивающая игра «Пробоины в корабле»
Цель: Развитие сенсорно-перцептивные способностей
Задачи
Образовательная: закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), упражнять в различении их по величине
Развивающая: развивать зрительное восприятие, умение зрительно соотносить этанол с предметом, развивать мелкую моторику
Воспитательная: воспитывать стремление доводить дело до конца, осознание что от этого зависит результат работы
Правила игры
На полотне кораблик, у него пробоины в виде геометрических фигур разной величины. Нужно подобрать заплатку, соответствующую пробоине и закрасить.
Примечание: В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка количество и сложность геометрических фигур отличается
Развивающая игра «Убери лишнее»
Цель: Развитие элементарной аналитико-синтетической деятельности
Задачи
Образовательная: учить устанавливать простейшие связи между предметами, формировать обобщающие представления, закреплять знания предметов мореплавателей
Развивающая: развивать целостное восприятие, формировать операции анализа, умение объяснить свой выбор
Воспитательная: воспитывать интерес к развивающим играм, любознательность и наблюдательность, организованность
Правила игры
«Сундучки» (коробочки) в них 3-4 предмета, относящиеся к мореплаванию,
Нужно определить какой лишний и объяснить почему. За каждый правильный ответ получает «монетку» - сокровище.
Развивающая игра «Лодочные соревнования»
Цель: Развитие навыки классификации и группировки
Задачи
Образовательная: Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства, делить предметы на группы по 2-м признакам
Развивающая: развивать операции классификации и группирования, зрительное восприятие и внимание
Воспитательная : воспитывать настойчивость, упорство, исполнительность и умение выполнять правила
Правила игры
На столе (на причале) перепутаны все лодки разного размера и цвета. Скоро соревнования. Нужно строить команды. По величине и цвету.
Подвижная игра «Рыбаки»
Цель: Совершенствование бега с препятствиями, лазания;
Задачи
Образовательная закреплять умение действовать по правилам соответственно выбранного образца при беге и лазании, совершенствовать знания и быте моряков- рыбаков
Воспитательная: учить понимать критерии выигрыша, состязательные отношения;
Развивающая: развивать ловкость, внимательность.
Правила игры: «рыбкам» бежать по отведенному месту после сигнала, стараясь не попасть в сети. «Рыбаки» ловят, не касаясь рукой.
Два «рыбака» держат в руке верёвку, бегают по отведённому пространству и ловят «рыб» верёвкой, словно сетью. «Рыбки» стараются не попасть в сеть, перепрыгивают, подлезают под веревку. Начинается движение «рыб» после слов котов:
- Рыбаки мы - моряки вмиг забросим сети,
Ничего вкуснее нет рыбки в целом свете.
Отдохнём на берегу, пусть журчит водица.
Будет нынче на обед славная ушица!
Подвижная игра «Мы матросы смелые»
Цель: Совершенствование навыков ползания на четвереньках в прямом направлении, по доске, по наклонной доске; обогащение представлений о сложностях работы в море.
Задачи
Образовательная: развивать умение согласовывать движения со словами, ползти на четвереньках между предметами друг за другом, не толкаясь
Воспитательная: формировать навыки безопасного поведения в подвижной игре, умение действовать по очереди
Развивающая: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие ориентиров.
Оборудование: кубики, кирпичики, доски, шнуры.
Правила игры : Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая моряков.
Мы матросы смелые,
Ловкие, умелые.
Проползем здесь и там – по канату (в прямом направлении)
По мостам (по доске)
На рею влезем высоко (по наклонной доске)
С нее нам видно далёко.
А потом найдем дорожку
И пройдем по ней немножко (ходьба по извилистой «дорожке», обозначенной шнурами).
Спортивный праздник «Бравые моряки»
Цель : формирование опыта социального взаимодействия
Задачи
Образовательная: закреплять полученные умения и навыки ( в разных образовательных областях), обеспечивая возможности отдохнуть и получить новые впечатления
Воспитательная: воспитывать интерес к спортивным мероприятиям, желание и умение работать сообща, организованность, чувство коллективизма
Развивающая: развивать память, восприятии, эмоционально-волевую сферу, творческие способности
Ход праздника
Под марш дети входят в зал выстраиваются клином. Возглавляет морское путешествие Капитан.
Капитан: Сегодня мы отправляемся в море на крейсере «Отважный». Поднять якорь (ребенок поднимает якорь на канате). Отдать швартовый (ребенок отбрасывает канат). Занять места (дети садятся).
Боцман: Посмотрите, какие у нас бравые моряки и самые красивые морячки.
Танец «Морячка» под песню Ю. Газманова «Морячка»
Молодцы! Мы умеем не только танцевать , но и стихи рассказывать:
Посмотрите, в нашем зале
Гости славные сидят!
Сразу столько пап видали
В феврале мы год назад.
Я скажу вам без прикрас:
Дома папы высший класс.
Всю неделю с нетерпеньем
Жду субботы, воскресенья.
Только с папой, а не с мамой
В эти дни мы мастерим,
Все футбольные программы
В перерывах поглядим.
Все вместе:
Папы для нас очень важны,
Папы наши нам очень нужны!
Капитан: Моряки отлично умеют плести сети, предлагаем папам поучаствовать в этом нелегком деле.
Игра «Заплети Косички» (дети и папы).
Капитан: Молодцы! Моряки должны быть не только ловкими, но и сильными.
Игра «Перетягивание каната».
1. Папы.
2. Дети.
Капитан: Потрудились, проголодались! Самый главный на корабле это повар, по-морскому кок и у нас есть поварята, очень дружные ребята!
Танец «Поварята».
Капитан: Подкрепились! А теперь посмотрим, кто же у нас самый внимательный.
Находчивым и ловким
Должен быть моряк
Внимательность и точность
Ему не повредят.
Игра «Сложи вещи»
Выбираются 2 взрослых, на двух столиках в корзинках лежат детские вещи. Задача участников сложить вещи аккуратно, на скорость
Раздается звук летящих самолетов.
Капитан: Нас приветствуют Военные Воздушные силы России.
Игра «Самолеты» (дети)
Раздается звон колокола.
Капитан: По правому борту пробоина, надо спасать пассажиров.
Игра «Спаси товарища» (дети)
Игра «Спаси детей» (папы)
Капитан: Молодцы у нас ребята!
Молодцы у нас и папы!
Сильные, умелые,
Дружные, веселые,
Быстрые и смелые!
Игровое оборудование и атрибуты
- Форменная одежда
- «Корабль» из крупного строительного конструктора
- В уголке ряжения
Литература
- Артемов Л.В. Окружающий мир в играх дошкольников – М., 1992.- С. 106.
- Грашина Г.Н. Любимые детские игры – М., 1997.- С.174.
- Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.- С. 267.
- Зворыгина Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре // Воспитание детей в игре. – М., 1993. – С. 305.
- Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. – Пенза, 1995. – С. 100.
- Комарова Н.Ф. Как руководитель творческими играми детей: методические рекомендации – Н. Новгород, 1992. – С. 200.
- Скоролупова О.А., ЛогиноваЛ.В.. ИГРАЕМ?..ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.- М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой «Загорелся Нюшин дом»
для детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: Дошкольной детство самый важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей – дошкольников – игра, в ней закладываются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Выбор данной сюжетно-ролевой игры очевиден и обусловлен рядом причин:
- вопросы ОБЖ решаются как в дошкольном, так и школьном возрасте, поэтому для обеспечения преемственности между школой и детским садом, необходимо еще в детстве дать элементарные знания, выработать навыки поведения в различных «сложных» ситуациях;
- СМИ все чаще оповещают об увеличении количества пожаров (в том числе с участием детей), показывают мультфильмы и передачи агитационного характера о противопожарной безопасности, сообщают пугающие факты. А часто дети не знают или не дооценивают профессию пожарного, не осознают «свою» вину, не могут договариваться (или просто спросить), охваченные страхом, знают (от Аркадия Паровозова), но не умеют… и много других негативных фактов, которые можно решить проиграв «ситуацию», «проживая ее в игре». В некоторых программах рекомендуют знакомить детей с основами пожарной безопасности, но преимущественно со старшего дошкольного возраста, на наш взгляд (и в соответствии с «Программой…»), возможно давать малышам представления, которые помогли бы им «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и почувствовать ситуацию, получить опыт;
- в сложной ситуации «проявляется настоящий друг». Дети среднего дошкольного возраста открыты к сочувствию, сопереживанию, они готовы помогать, а значить воспитание лучших личностных качеств в подобного рода играх наиболее эффективно. Другой стороной «страшной» ситуации является наличие у детей способности попросить о помощи, оказать помощь сообща. А это обеспечивает успешную социализацию и адаптацию.
Кроме выше перечисленных причин, открыты и вопросы программного характера: развития игровой деятельности в соответствии с возрастными возможностями, воспитание нравственных качеств и обогащение знаний, жизненного опыта.
Для детей игра, которую принято называть спутником детства, составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевой проявления.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят в реальной жизни вокруг себя и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, мы предусматривали обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений. При этом следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой
Основной характеристикой сюжетно-ролевой игры является то, что дошкольник выстраивает сюжетосложения, т.е умеет совместно, шаг за шагом строить новый сюжет, включая в игры на бытовые темы персонажей сказок.
1. Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности
Цель: Обогатить и систематизировать представления детей о профессиях пожарного, врача, водителя, дать элементарные знания о противопожарной безопасности и правилах поведения во время пожара
Задачи:
Образовательная
- расширение знаний о трудом взрослых (шофер, пожарный, врач), его содержанием
- элементарное знакомство с причинами и последствиями пожара (на уровне возраста) посредствам сказочных героев
Воспитательная: формирование интереса к профессиям пожарного, врача, медсестры, воспитание уважение и благодарность к их труду.
Развивающая : активизация словаря: пожарная служба, пожарный, спасатель, медсестра, градусник, рецепт, насос, шланг.
Содержание:
- просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Лунтик» (серия), «Советы Аркадия Паровозова» (выборочно), «Доктор Айболит»
- рассказ воспитателя о профессиях врачей, пожарных.
- экскурсия в кабинет врача детского сада
- приглашение пожарного в гости в группу (примерка каски пожарного) .
- показ картинок.
- чтение рассказа Н. Турыгина «Человек заболел», Житкова «Помощь идет», «На льдине» С.Маршак «Кошкин дом» , «Правила поведения для воспитанных детей» г. Шалаева и др.
- беседа об оборудованиях, которые нужны пожарным и врачам.
2. Передача игровой культуры ребенку
Цель: Формировать умение творчески развивать и обогащать сюжет
Задачи :
Образовательная
- совершенствование умения объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия
- стимулирование детей к созданию постройки разной конструктивной сложности (из крупного и мелкого строительного материала)
Воспитательная: воспитание дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игры, развивать умения договариваться друг с другом и считаться с интересами товарищей.
Развивающая: развитие умения детей взаимодействовать с партнерами по игре (пострадавший – пожарный (спасатель) - врач- пациент- скорая помощь- служба спасения- аптека); развитие воображения
- дидактические игры: «Что кому нужно» (вариант со Смешариками), «Мое тело», «Что полезно, а что вредно», «Кем быть» (с Лунтиком), «Где живет опасность», «Кукла заболела», «Малыш- крепыш», «Собери картинку»;
- развивающие игры: « Фигурки из палочек» (Палочки Кюизенера), «Найди отличия», «Чего не хватает», «Опасное – безопасное», «Плохо – хорошо», «Горячее – холодное», «Убери лишнее», «Узнай по запаху», «Различай сигнал»;
- строительно-конструктивные игры: «Построй по образцу», «Собери машину», набор Лего-Автостоянка, ;
- игра-драматизация по мотивам произведения К.Чуковского «Доктор Айболит», театрализованная игра «Царевна Несмияна», «Лунтик – пожарный»;
- обыгрывание сюжетных ситуаций «Щенок простудился», «Спичка - невеличка», «Вызов пожарных»
- Тренинговые игры «Только сильные и смелые могут стать пожарными умелыми», «Я не боюсь!»
- спортивные игры: «Ловкие и смелые», «Растягивание шланга (каната)», «Пронеси – не урони» (на носилках).
Индивидуальное обыгрывание каждой роли совместно с детьми
Использование игровых приёмов побуждающих детей брать на себя роль
Роли, которые могут исполнять дети: пациент - пострадавший, пожарный, шофер скорой помощи, врач, помогающие., старший пожарный
Игровые действия
Пациент - вызывает службу спасения, объясняет, для чего он вызвал службу, что у него случилось, где и что болит.
Старший пожарный - принимает вызов, руководит работой (командует: Достать шланг, направить на огонь, начать тушить, выключить шланг, проверить, есть ли где огонь), получает «доклад» от пожарных
Пожарные – приезжают на вызов; разматывают шланг, тушат пожар; проверяют, не осталось ли где огня; вызывают скорую помощь, ждут скорую помощь, объясняют обстановку.
Шофер скорой помощи – привозит врача, помогает достать носилки, если нужно, переносит пострадавшего в машину, увозит в больницу Выписывают направление к врачу, выписывают рецепты на лекарства
врач - опрашивает, записывает. Осматривает, слушает, ощупывает руки, ноги измеряет температуру, , переносит пострадавшего вместе с водителем в машину, укладывает в кровать пострадавшего, выписывает рецепт
Игры – спутники : « День рождение», «Строители», «Магазин (аптека)», «Поликлиника»
3. Создание и обогащение предметно-игровой среды
Цель: Создать условия, стимулирующие самостоятельную игровую деятельность детей.
Задачи:
Образовательная
- обучение детей навыкам подбора предметов и атрибутов для игры ,
- знакомство с предметами заместителями и способами их использования в игре «Пожар»
Воспитательная: развитие умений организовать пространство для игры, воспитание аккуратности и бережного отношения к вещам, инициативности и наблюдательности
Развивающая : формирование самостоятельности, активности, элементов самоконтроля; развитие воображения и творческих способностей
- Подбор игрового материала для игры
- Электрический сенсорный очаг «Огонь»
- макет игрушечного домика Нюши
- игрушки Нюши, Ежика и Кроша;
- форменная одежда: каска пожарного, красная накидка, рукавицы; «стерильный» белый халат, перчатки
- большие модули для строительства машин пожарной и скорой помощи
- телефон
- чемоданчик с медицинскими инструментами (аптечка) (игрушечные и предметы-заместители), который получили после экскурсии в мед кабинет
- носилки
- руль со звуковым сигналом сирены
-Журналы «здоровья», атрибуты к игре, игры по ОБЖ и валеологии. Плакат «Не шути с огнем»
Энциклопедии: «Почемучка», «Моя первая энциклопедия», «Все о машинах»
- Изготовление новых атрибутов
- Строительный материал
- Побуждать детей использовать игрушки заместители
4. Активация проблемного общения взрослого с детьми
Цель: Обеспечить динамику и развитие игры, перспективу расширения сюжета, учить игровой деятельности
Задачи:
Образовательная:
- формирование умения выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников
- обучение игровому поведению и общению посредством принятия педагогом на себя роли (главной и второстепенной)
Воспитательная: стимулирование интереса к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть, воспитание таких личностных качеств, как сочувствия, сопереживания, а также умения доводить игру до конца
Развивающая : развитие элементарной аналитико-синтетической деятельности и коммуникативных навыков.
- Воспитатель оказывает помощь в постройке пожарной машины
- Воспитатель в главной роли (старший пожарный – образец игрового поведения)
- Воспитатель во второстепенных ролях (образец общения: старший пожарный – пожарный, пациент - врач )
- Создание проблемных ситуаций:
- «Я заболела, кто доктор»;
- «Машин не заводится»;
- «Какой врач вылечит Ежика, у него сломана нога (хирург);
- «Нужен шофер машины службы спасения»
- «Куда звонить и что говорить»
- «Если спички в руки Гусениц попадут»
- «Дым , о чем он говорит».
Коммуникативная игра «Речевая тропинка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевые игры для детей средней группы
В документе представлены сюжетно-ролевые игры для детей средней группы: Семья, банный день, большая стирка, автобус, троллейбус, шоферы....
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Школа" в подготовительной группе
Сюжетно-ролевая игра "Школа" в подготовительной группе обучает детей связной монологической и диалогической речи в процессе игровой деятельности; расширяет представления детей о школ...
методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Автобус" в младшей группе
Данная методическая разработка освещает проблему формирования навыков безопасного поведения на улице у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.Методическая раз...
Методическая разработка к сюжетно-ролевой игре театр в средней группе детского сада .
Сюжетно-ролевая игре "Закулисье сцены" в средней группе детского сада...
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Кафе «Улыбка»» подготовительная группа
Сюжетно-ролевая игра «Кафе «Улыбка»»Подготовительная группа «Курнсики» Цель: формировать представления об этикете общественном местеЗадачи:Образовательные...
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Банк» в старшей группе
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры...
Методическая разработка Сюжетно-ролевая игра «Лесная больница» Младшая группа
Методическая разработка Сюжетно-ролевая игра «Лесная больница» Младшая группа...