разработки сюжетно-ролевых игр в средней группе
методическая разработка (средняя группа) на тему

Разработка сюжетно-ролевой игры для средней группы " Моряки",разработка сюжетно-ролевой игры " Загорелся Нюшин дом"- тема пожарная безопасность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой «Моряки»

для детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность  проекта:

Дошкольной детство самый важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей – дошкольников – игра, в ней закладываются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Игра  «Моряки» дает огромные возможности для обучения малышей разным способам взаимодействия, общения с разных социальных позиций, при чем, ценность ее заключается в том, что дети получают не только «близкий» их окружению опыт, но и представления которые помогли бы им «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения. А это способствует более успешной адаптации и социализации в дальнейшем.

В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть спутником  детства, составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевой проявления.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят в реальной жизни вокруг себя и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, мы предусматривали обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений. При этом следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой

Основной характеристикой сюжетно-ролевой игры является то, что  дошкольник выстраивает сюжетосложения, т.е умеет совместно, шаг за шагом строить новый сюжет, включая в игры новых персонажей.

1.    Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности

Цель: Обогащение и систематизация представлений детей об основных  профессиях на корабле, формирование элементарные знания о плавательных средствам и правилах поведения на воде

Задачи :

Образовательная:   расширить знания о труде взрослых (капитан, матрос, кок, рулевого), орудиях их труда

- дать элементарные знания с плавательными средствами (лодка, корабль), материалами для их строительства; правилами поведения на воде.

Воспитательная:  формировать интерес к профессиям капитана, матроса, рулевого, кока, воспитывать  уважение и благодарность к их труду.

Развивающая: активизировать словарь: кок, якорь, капитан, корабль, штурвал,  трап.

Содержание:

-  Рассматривание иллюстраций в книгах В.Маяковского «Кем быть», «Детская энциклопедия «Скажи мне почему?»,  сюжетных картинок «Строим корабль», иллюстраций различных кораблей

- Заучивание стихотворений (А.Барто «Кораблик»…)

- Чтение С.Маршака «Мы военные»

- Беседа о профессиях (капитан, матрос, кок, боцман); о морской форме; о правилах поведения на воде и корабле

-  Просмотр презентации «Осторожно на воде» и беседа по ней

- Просмотр мультфильмов «Приключения капитана Врунгеля», «Мореплавание Солнышкина», «Кораблик» (из сериала «Лунтик»), «Катерок»

- Аппликация «Кораблик»

- Рисование «Моряки»

- Беседа с детьми о моряках

- Альбом «Все работы хороши» (заполнение)

- Слушание музыки Б.Кабалевский «Походный марш», А.Пахмутова «Про нашу Родину»

- Встреча с родителями, служившими на флоте (

- Игра-экспериментирование пускание в тазике с водой лодочек из бумаги,  пластмассы, дерева

2. Передача игровой культуры ребенку

Цель: Формирование умения творчески развивать  и обогащать сюжет

Задачи :

Образовательная: совершенствовать умения объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия

- стимулировать детей к  созданию постройки разной конструктивной сложности (из крупного и мелкого строительного материала)

Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игры, развивать умения договариваться друг с другом и  считаться с интересами товарищей.

Развивающая:  развивать умения детей взаимодействовать с партнерами по игре (капитан – матрос – боцман - кок); развитие воображения

  • дидактические игры: «Что кому нужно» (вариант со Смешариками), «Что из чего», «Что полезно, а что вредно», «Кем быть» (с Лунтиком), «Где живет опасность», «Собери картинку»;
  • развивающие игры: « Фигурки из палочек» (Палочки Кюизенера), «Найди отличия», «Чего не хватает», «Что перепутал художник», «Пробоины в корабле», «Убери лишнее» ;
  • строительно-конструктивные игры: «Построй по образцу», «Собери кораблик», набор Лего - Пристань, «Волшебное яйцо» - детали кораблика  
  • игра-драматизация по мотивам произведения В. Сутеева «Кораблик», К.Чуковского «Доктор Айболит» - как добирался до больных, театрализованная игра «Кораблики»,
  • обыгрывание сюжетных ситуаций «Корабль попал на мель», «Спасаем утопающего»
  • Тренинговые игры «Только сильный и смелый будет капитан умелый», «Я не боюсь!»
  • спортивные и подвижные игры: «Рыбаки»,  «Бравые моряки», «Мы матросы смелые».

Индивидуальное обыгрывание каждой роли совместно с детьми.

Использование игровых приёмов побуждающих детей брать на себя роль

Роли, которые могут исполнять дети: капитан – рулевой , капитан - матрос, матрос – матрос, капитан – кок

Игровые действия

Капитан – строит команду, объявляет маршрут, отдает команды («Право руля, лево руля», «Поднять якорь», «Полный вперед», «Приготовить обед», «Спустить якорь», «Причалить к берегу»), смотрит в бинокль, сообщает, что видит.

 Рулевой – управляет штурвалом, выполняет команды капитана, докладывает об их выполнении.

Матросы  – выполняют команды капитана, поднимают якорь, сбрасывают – поднимают трап, «рассаживают» пассажиров, моют палубу, сообщают о пробоине.

Кок – заготавливает «продукты», варит обед, звонит в колокол, накладывает всем по тарелкам обед, убирает и моет посуду

Игры – спутники: «Поликлиника (мед.пунк)», «Кораблестроители», «Магазин», «Путешествие на остров»

Введение временных ролей: радист, врач, водолаз, туристы, пират 

Выходя из игры:

1) нам пора возвращаться, на берегу нас ждут мамы и папы – капитан дает команду «Отчаливать»

2) переход к игре «Магазин» с оставлением атрибутов корабля до следующего раза;

3) мы должны передать фотографии на берег и немного отдохнуть после длительного плавания

4) Наступает вечер, и мы должны доставить наших туристов в гавань. Но если вам понравилось такое путешествие, мы обязательно поедем еще.

3. Создание и обогащение предметно-игровой среды

Цель: Создание условий, стимулирующих самостоятельную игровую деятельность детей.

Задачи:

Образовательная:  обучать детей навыкам подбора предметов и атрибутов для игры , создания игровой обстановки

- знакомить с предметами заместителями и способами их использования в игре «Моряки»

Воспитательная:  развивать умений организовать пространство для игры, воспитывать аккуратность и бережное отношение к вещам, инициативность и  наблюдательность

Развивающая: формировать самостоятельность, активность, элементы самоконтроля; развивать воображения и творческих способностей

  • Подбор игрового материала для игры

-- штурвал

-- спасательный круг

-- подзорная труба

-- бескозырки

-- фуражка капитана

-- воротники матросские

-- фартук и колпак кока

-- посуда

-- якорь

-- трап

  • Изготовить новые атрибуты:

-- бинокли

-- рупор

-- подводные обитатели

-- наушники, рация

-- фотоаппарат

-- акваланги

  • Строительные модули
  • Побуждать детей использовать игрушки заместители

Энциклопедии: «Моя первая энциклопедия», «Все о кораблях»

4. Активация проблемного общения взрослого с детьми

Цель: Обеспечение динамики и развития игры, перспективы расширения сюжета, обучение игровой деятельности

Задачи:

Образовательная: формировать умения выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников

- обучать  игровому поведению и общению  посредством принятия педагогом на себя роли (главной и второстепенной)

Воспитательная:  стимулировать интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть, воспитывать такие личностные качества, как сочувствия, сопереживания, а также умения доводить игру до конца

Развивающая: развивать элементарную аналитико-синтетическую деятельность и  коммуникативные навыки.

  • Воспитатель оказывает помощь в постройке корабля
  • Воспитатель  в главной роли (капитан – образец игрового поведения)
  • Воспитатель во второстепенных ролях (радист), образец общения: капитан - радист)
  • Воспитатель предлагает:

-- команде посетить больницу (мед.осмотр перед выходом в море)

-- загрузка корабля всем необходимым (продукты, вода, груз)

-- проверка корабля

  • Создание проблемных  ситуаций:

-- «На корабле закончились запасы еды» - кок сообщает капитану, что готовить обед не из чего, закончились запасы еды и воды. Что делать?

-- «Почему потонул кораблик Лунтика» -при постройки корабля, напомнить мультфильм «Кораблик» и спросить: «Почему потонул кораблик Лунтика» (натолкнулся на камень), «А из чего он был сделан», «Из чего же нам построить корабль, чтобы он стал крепким и не боялся утонуть?» ;

-- «Пробоина в корабле» - матросы обнаруживают пробоину в корабле, сообщают об этом капитану. Что делать? Как можно пробоину закрыть? Стоит ли причалить к берегу? Чем починить корабль?;

--«А если Кузнечик упадет за борт» - Кузнечик очень переживал за друзей и отправился вместе с командой на корабле. Он очень хотел скорее добраться до берега, поэтому всегда стоял на мачте и глядел вперед. Но вдруг корабль покосился и Кузнечик оказался в воде. Что делать? Как спасать? Что понадобится? Кто спасет?;

  • Дополнительные ситуации в море :

-- встреча с акулой

-- фото – дельфины

-- спуск водолазов

-- шторм   

 -- льды…

Ожидаемый результат:

  • Отражение в игре впечатлений о поведении людей в разных ситуациях (полученных посредствам обогащения знаний и представлений)
  • Интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованию действий играющих, выполнение игровых действий
  • Самостоятельное (или с наводящей помощью взрослого) распределение ролей  и обыгрывание сюжета в логической последовательности
  • Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности
  • Использование в игре построек разной конструкции
  • Проявление собственной инициативы в использовании предметов – заместителей и элементов ряженья,
  • Развитие речевого общения играющих (двустороннее развитие речи и игры:  речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи). Действия заменяются словом
  • Понимание детьми, что соблюдение правил является условием реализации роли
  • Построение в ходе игры доброжелательных, дружеских отношений,
  • Формирование эмоционального мира детей (школа чувств»),

Приложения

Дидактические игры

 

Дидактическая игра  «Что кому нужно»

 (вариант со Смешариками)

Цель : расширение представлений детей об орудиях труда разных профессий

Задачи :

Образовательная: обогащать знания малышей о разных профессиях и инструментах (орудиях труда), которые они используют

Воспитательная: учить соблюдать правила игры, воспитывать интерес  к профессиям

Развивающая: развивать внимание, мышление посредствам классификации и группирования

Правила игры: Большие карточки с изображением Смешариков в костюмах определенных профессий (есть и капитан), и мелкие карточки – с предметами (орудиями) труда. Необходимо подобрать нужный предмет в соответствии с профессией.

Дидактическая игра  «Что из чего»

Цель: совершенствование знаний о свойствах предметов (материале, из которого они изготовлены)

Задачи

Образовательная: закрепить знания о материалах, из которых сделан предмет, и свойствах их

Воспитательная: воспитывать умение работать поочередно, дожидаясь своей очереди, формирование доброжелательных чувств

Развивающая: развивать внимание, элементарные мыслительные операции

Правила игры: Магнитное поле с изображением разных предметов, с боковых сторон : справа – цвет , слева – материал (бумага, пластмасса, железо, дерево),  одним магнитным проводом на предмет, другим – на свойство (или материал). При правильном ответе – световой  и звуковой сигнал

Особое требование: игра проводится индивидуально 

Дидактическая игра  « «Что полезно, а что вредно»

Цель: Закрепление знаний малышей о предметах, об области их использования человекам, назначении в жизни 

Задачи

Образовательная: закрепить знания и представления о полезности и вредности  вещей и предметов

Воспитательная: формировать доброжелательные отношения, активность, воспитывать  навыки работать в мини-группах

Развивающая: развивать элементарные мыслительные операции (анализ, синтез), внимание и активное речевое общение

Правила игры: Воспитатель раздает (сначала – по уровню развития, потом – по желанию) игровые поля с «замочком» (по типу пазл), показывает отдельные карточки- ключики. Кому нужно? Для чего? Нужно заполнить игровое поле.

Примечание

В рамках данной игры целесообразно использовать поля «На пляж», «Вкусный обед», «В лодке»

Дидактическая игра  «Собери картинку»

Цель: совершенствование знаний о различных профессиях

Задачи

Образовательная: закрепить знания о разных профессиях, о форменной одежде и атрибутах каждой из профессий

Воспитательная: воспитывать интерес к разным профессиям, стимулировать желание узнавать больше о них, учить действовать сообща, не обижая и не обижаясь; воспитывать выдержку

Развивающая: развивать целостное восприятие, зрительное внимание, активизировать речь

Правила игры

Разрезанные пополам (верх-низ) и перепутанные картинки с изображением людей разных профессий в одежде и с атрибутами необходимо собрать чтобы получился «целый» человек, приклеить его на страничку (клеенчатую) с  изображением места, где он работает

Дидактическая игра «Собираемся в путешествие на корабле»

Цель: совершенствование знаний о предметах,  необходимых на корабле

Задачи

Образовательная: расширить и систематизировать знания детей о целесообразности использования предметов

Воспитательная:  воспитывать организованность, умение выполнять правила игры

Развивающая : развивать речемыслительную деятельность (на уровне элементарных объяснений собственного выбора), слуховое и тактильное восприятие, внимание, кратковременную память,  мелкую моторику рук

Правила игры

  1. Каждый ребенок по очереди достает из мешка предмет – называет его. Если он «пригодится» в путешествии, кричат «Да» и хлопают в ладоши. Если не пригодится – топают ногами и кричат «НЕТ». При положительном ответе, объясняют зачем.
  2.  Затем выдается листок, на котором изображены разные предметы, каждый должен закрасить только те, которые отобрали все вместе (Наполнить свой рюкзак)

Развивающие игры

Развивающая игра « Фигурки из палочек» (Палочки Кюизенера)

Цель: Упражнение в выполнении «конструкций» по образцу с сохранением цвета и фигуры (в зависимости от уровня развития малыша методом наложения или приложения)

Задачи

Образовательная: учить различать «палочки» по длине и цвету, закреплять эталоны свойств предметов

Развивающая: развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, операции анализа и синтеза, мелкую моторику рук

Воспитательная: воспитывать организованность, усидчивость, умение работать по правилам

Правила игры

Каждому (или индивидуально)  выдается образец на листе бумаги (лодочка, кораблик, подводная лодка), и набор палочек. Нужно построить такой же кораблик (лодку), как на образце.

Развивающая игра  «Найди отличия»

Цель: Развитие навыков  сравнение двух картинок (предметов)

Задачи

Образовательная: учить  выделять отдельные части и характерные признаки предметов

Развивающая: развивать внимаие, кратковременную зрительную память, мышление посредством операции сравнения,

Воспитательная: воспитывать наблюдательность, стремление доводить начатое дело до конца

Правила игры

Даны две картинки (с морской тематикой). В зависимости от уровня развития малыша картинки предметные или с небольшим сюжетом. Нужно найти от 5 до 10 различий между картинками. На некоторых картинках снизу даны «подсказки»: элементы , где спрятано отличие

Развивающая игра  «Чего не хватает»

Цель: Развитие элементарной аналитико-синтетической деятельности

Задачи

Образовательная: формировать  обобщающие представления;

Развивающая: развивать операции анализа, навыки элементарных умозаключений, мелкую моторику рук

Воспитательная: воспитывать организованность, усидчивость, умение работать по правилам

Правила игры

Набор картинок с изображением людей разных профессий и отдельные предметные картинки. На каждой из них не хватает какой-либо детали. Нужно определить, чего не достает. И дорисовать

Примечание отсутствующая деталь имеет яркий признак либо какой-то элемент подсказывает о ней ( например, капитан держит руки у глаз, но …бинокля.. нет)

Развивающая игра  «Что перепутал художник»

Цель: Формирование навыки анализа и синтеза

Задачи

Образовательная: закреплять знания детей об атрибутах некоторых профессий

Развивающая: развивать целостное восприятие, операции анализа и синтеза, активизировать словарь, развивать мелкую моторику

Воспитательная: воспитывать наблюдательность, стремление доводить начатое дело до конца 

Правила игры

В альбоме изображены люди разных профессий, но у них перепутаны атрибуты их труда( например, у повара (кока) шприц). Даны наклейки с атрибутами. Среди них малыш должен найти соответствующих профессии и наклеить, исправляя тем самым ошибку.

Развивающая игра  «Пробоины в корабле»

Цель: Развитие сенсорно-перцептивные способностей

Задачи

Образовательная: закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), упражнять в различении их по величине

Развивающая: развивать зрительное восприятие, умение зрительно соотносить этанол с предметом, развивать мелкую моторику

Воспитательная: воспитывать стремление доводить дело до конца, осознание что от этого зависит результат работы

Правила игры

На полотне кораблик, у него пробоины в виде геометрических фигур разной величины. Нужно подобрать заплатку, соответствующую пробоине и закрасить.

Примечание: В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка количество и сложность геометрических фигур отличается

Развивающая игра  «Убери лишнее»

Цель: Развитие элементарной аналитико-синтетической деятельности

Задачи

Образовательная: учить устанавливать простейшие связи между предметами, формировать обобщающие представления, закреплять знания предметов мореплавателей

Развивающая: развивать целостное восприятие, формировать операции анализа, умение объяснить свой выбор

Воспитательная: воспитывать интерес к развивающим играм, любознательность и наблюдательность, организованность

Правила игры

«Сундучки» (коробочки)  в них 3-4 предмета, относящиеся к мореплаванию,

Нужно определить какой лишний и объяснить почему. За каждый правильный ответ получает «монетку» - сокровище.

Развивающая игра  «Лодочные соревнования»

Цель: Развитие навыки классификации и группировки

Задачи

Образовательная: Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства, делить предметы на группы по 2-м признакам

Развивающая: развивать операции классификации и группирования, зрительное восприятие и внимание

Воспитательная : воспитывать настойчивость, упорство, исполнительность и умение выполнять правила

Правила игры

На столе (на причале) перепутаны все лодки разного размера и цвета. Скоро соревнования. Нужно строить команды. По величине и цвету.

Подвижная игра «Рыбаки»

Цель: Совершенствование бега с препятствиями, лазания;

Задачи

Образовательная закреплять умение действовать по правилам соответственно выбранного образца при беге и лазании, совершенствовать знания и быте моряков- рыбаков

Воспитательная: учить понимать критерии выигрыша, состязательные отношения;

Развивающая: развивать ловкость, внимательность.

Правила игры: «рыбкам» бежать по отведенному месту после сигнала, стараясь не попасть в сети. «Рыбаки» ловят, не касаясь рукой.

Два «рыбака» держат в руке верёвку, бегают по отведённому пространству и ловят «рыб» верёвкой, словно сетью. «Рыбки» стараются не попасть в сеть, перепрыгивают, подлезают под веревку. Начинается движение «рыб» после слов котов:

- Рыбаки мы - моряки вмиг забросим сети,

Ничего вкуснее нет рыбки в целом свете.

Отдохнём на берегу, пусть журчит водица.

Будет нынче на обед славная ушица!

 

Подвижная игра «Мы матросы смелые»

Цель: Совершенствование навыков ползания на четвереньках в прямом направлении, по доске, по наклонной доске; обогащение представлений о сложностях работы в море.
Задачи

Образовательная: развивать умение согласовывать движения со словами, ползти на четвереньках между предметами друг за другом, не толкаясь

Воспитательная: формировать навыки безопасного поведения в подвижной игре, умение действовать по очереди

        Развивающая: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие ориентиров.

Оборудование: кубики, кирпичики, доски, шнуры.

Правила игры : Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая моряков.

Мы матросы смелые,
Ловкие, умелые.
Проползем здесь и там – по канату (в прямом направлении)
По мостам (по доске)
На рею влезем  высоко (по наклонной доске)
С нее нам видно далёко.
А потом найдем дорожку
И пройдем по ней немножко (ходьба по извилистой «дорожке», обозначенной шнурами).

Спортивный праздник «Бравые моряки»

Цель : формирование опыта социального взаимодействия

Задачи

 Образовательная: закреплять полученные умения и навыки ( в разных образовательных областях), обеспечивая возможности отдохнуть и получить новые впечатления

Воспитательная: воспитывать интерес к спортивным  мероприятиям, желание и умение работать сообща, организованность,  чувство коллективизма

Развивающая: развивать память, восприятии, эмоционально-волевую сферу, творческие способности

Ход праздника

Под марш дети входят в зал выстраиваются клином. Возглавляет морское путешествие Капитан. 

Капитан: Сегодня мы отправляемся в море на крейсере «Отважный». Поднять якорь (ребенок поднимает якорь на канате). Отдать швартовый (ребенок отбрасывает канат). Занять места (дети садятся). 

Боцман: Посмотрите, какие у нас бравые моряки и самые красивые морячки. 

Танец «Морячка» под песню Ю. Газманова «Морячка» 

Молодцы! Мы умеем не только танцевать , но и стихи рассказывать: 

Посмотрите, в нашем зале 
Гости славные сидят! 
Сразу столько пап видали 
В феврале мы год назад. 

Я скажу вам без прикрас: 
Дома папы высший класс. 
Всю неделю с нетерпеньем 
Жду субботы, воскресенья. 

Только с папой, а не с мамой 
В эти дни мы мастерим, 
Все футбольные программы 
В перерывах поглядим. 

Все вместе: 
Папы для нас очень важны, 
Папы наши нам очень нужны! 

Капитан: Моряки отлично умеют плести сети, предлагаем папам поучаствовать в этом нелегком деле. 

Игра «Заплети Косички» (дети и папы). 

Капитан: Молодцы! Моряки должны быть не только ловкими, но и сильными. 

Игра «Перетягивание каната». 
1. Папы. 
2. Дети. 

Капитан: Потрудились, проголодались! Самый главный на корабле это повар, по-морскому кок и у нас есть поварята, очень дружные ребята! 

Танец «Поварята». 

Капитан: Подкрепились! А теперь посмотрим, кто же у нас самый внимательный. 

Находчивым и ловким 
Должен быть моряк 
Внимательность и точность 
Ему не повредят. 

Игра «Сложи вещи» 
Выбираются 2 взрослых, на двух столиках в корзинках лежат детские вещи. Задача участников сложить вещи аккуратно, на скорость 
Раздается звук летящих самолетов. 

Капитан: Нас приветствуют Военные Воздушные силы России. 

Игра «Самолеты» (дети) 

Раздается звон колокола. 
Капитан: По правому борту пробоина, надо спасать пассажиров. 

Игра «Спаси товарища» (дети) 

Игра «Спаси детей» (папы) 

Капитан: Молодцы у нас ребята! 
Молодцы у нас и папы! 
Сильные, умелые, 
Дружные, веселые, 
Быстрые и смелые!

Игровое оборудование и атрибуты

- Форменная одежда

- «Корабль» из крупного строительного конструктора

                                 

                                     

- В уголке ряжения

Литература

  1. Артемов Л.В. Окружающий мир в играх дошкольников – М., 1992.- С. 106.
  2. Грашина Г.Н. Любимые детские игры – М., 1997.- С.174.
  3. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.- С. 267.
  4. Зворыгина Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре // Воспитание детей в игре. – М., 1993. – С. 305.
  5. Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. – Пенза, 1995. – С. 100.
  6. Комарова Н.Ф. Как руководитель творческими играми детей: методические рекомендации – Н. Новгород, 1992. – С. 200.
  7. Скоролупова О.А., ЛогиноваЛ.В.. ИГРАЕМ?..ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.- М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2006.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка  по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой «Загорелся Нюшин дом»

для детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность  проекта:  Дошкольной детство самый важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей – дошкольников – игра, в ней закладываются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Выбор данной сюжетно-ролевой игры очевиден и обусловлен рядом причин:

- вопросы ОБЖ решаются как в дошкольном, так и школьном возрасте, поэтому для обеспечения преемственности между школой и детским садом, необходимо еще в детстве дать элементарные знания, выработать навыки поведения в различных «сложных» ситуациях;

- СМИ все чаще оповещают об увеличении количества пожаров (в том числе с участием детей), показывают мультфильмы и передачи агитационного характера о противопожарной безопасности, сообщают пугающие факты. А часто дети не знают или не дооценивают профессию пожарного, не осознают «свою» вину, не могут договариваться (или просто спросить), охваченные страхом, знают (от Аркадия Паровозова), но не умеют… и много других негативных фактов, которые можно решить проиграв «ситуацию», «проживая ее в игре». В некоторых программах рекомендуют знакомить детей с основами пожарной безопасности, но преимущественно со старшего дошкольного возраста, на наш взгляд (и в соответствии с «Программой…»), возможно давать малышам представления, которые помогли бы им «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и почувствовать ситуацию, получить опыт;

- в сложной ситуации «проявляется настоящий друг». Дети среднего дошкольного возраста открыты к сочувствию, сопереживанию, они готовы помогать, а значить воспитание лучших личностных качеств в подобного рода играх наиболее эффективно. Другой стороной «страшной» ситуации является наличие у детей способности попросить о помощи, оказать помощь сообща. А это обеспечивает успешную социализацию и адаптацию.

Кроме выше перечисленных причин, открыты и вопросы программного характера: развития игровой деятельности в соответствии с возрастными возможностями, воспитание нравственных качеств и обогащение знаний, жизненного опыта.

Для детей игра, которую принято называть спутником  детства, составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевой проявления.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят в реальной жизни вокруг себя и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, мы предусматривали обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений. При этом следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой

Основной характеристикой сюжетно-ролевой игры является то, что  дошкольник выстраивает сюжетосложения, т.е умеет совместно, шаг за шагом строить новый сюжет, включая в игры на бытовые темы персонажей сказок.

1.    Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности

Цель: Обогатить и систематизировать представления детей о профессиях пожарного, врача, водителя, дать элементарные знания о противопожарной безопасности и правилах поведения во время пожара

Задачи:

Образовательная

-  расширение знаний о трудом взрослых (шофер, пожарный, врач), его содержанием

- элементарное знакомство с причинами и последствиями пожара (на уровне возраста) посредствам сказочных героев

Воспитательная:  формирование интереса к профессиям пожарного, врача, медсестры, воспитание уважение и благодарность к их труду.

Развивающая : активизация словаря: пожарная служба, пожарный, спасатель, медсестра, градусник, рецепт, насос, шланг.

Содержание:

- просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Лунтик» (серия), «Советы Аркадия Паровозова» (выборочно), «Доктор Айболит»

- рассказ воспитателя о профессиях врачей, пожарных.

- экскурсия в кабинет врача детского сада

- приглашение пожарного в гости в группу (примерка каски пожарного)  .

- показ картинок.

- чтение рассказа Н. Турыгина «Человек заболел», Житкова «Помощь идет», «На льдине» С.Маршак «Кошкин дом» , «Правила поведения для воспитанных детей» г. Шалаева и др.

- беседа об оборудованиях, которые нужны пожарным и врачам.

2. Передача игровой культуры ребенку

Цель: Формировать умение творчески развивать  и обогащать сюжет

Задачи :

Образовательная

- совершенствование умения объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия

- стимулирование детей к  созданию постройки разной конструктивной сложности (из крупного и мелкого строительного материала)

Воспитательная: воспитание дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игры, развивать умения договариваться друг с другом и  считаться с интересами товарищей.

Развивающая:  развитие умения детей взаимодействовать с партнерами по игре (пострадавший – пожарный (спасатель) - врач- пациент- скорая помощь- служба спасения- аптека); развитие воображения

  • дидактические игры: «Что кому нужно» (вариант со Смешариками), «Мое тело», «Что полезно, а что вредно», «Кем быть» (с Лунтиком), «Где живет опасность», «Кукла заболела», «Малыш- крепыш», «Собери картинку»;

  • развивающие игры: « Фигурки из палочек» (Палочки Кюизенера), «Найди отличия», «Чего не хватает», «Опасное – безопасное», «Плохо – хорошо», «Горячее – холодное», «Убери лишнее», «Узнай по запаху», «Различай сигнал»;

  • строительно-конструктивные игры: «Построй по образцу», «Собери машину», набор Лего-Автостоянка,  ;

  • игра-драматизация по мотивам произведения К.Чуковского «Доктор Айболит», театрализованная игра «Царевна Несмияна», «Лунтик – пожарный»;

  • обыгрывание сюжетных ситуаций «Щенок простудился», «Спичка - невеличка», «Вызов пожарных»

  • Тренинговые игры «Только сильные и смелые могут стать пожарными умелыми», «Я не боюсь!»

  • спортивные игры: «Ловкие и смелые», «Растягивание шланга (каната)», «Пронеси – не урони» (на носилках).

Индивидуальное обыгрывание каждой роли совместно с детьми

Использование игровых приёмов побуждающих детей брать на себя роль

Роли, которые могут исполнять дети: пациент - пострадавший, пожарный, шофер скорой помощи, врач, помогающие., старший пожарный

Игровые действия

Пациент - вызывает службу спасения, объясняет, для чего он вызвал службу, что у него случилось, где и что болит.

Старший пожарный - принимает вызов, руководит работой (командует: Достать шланг, направить на огонь, начать тушить, выключить шланг, проверить, есть ли где огонь), получает «доклад» от пожарных

Пожарные  – приезжают на вызов; разматывают шланг, тушат пожар;  проверяют, не осталось ли где огня;  вызывают скорую помощь, ждут скорую помощь, объясняют обстановку.

Шофер скорой помощи – привозит врача, помогает достать носилки, если нужно, переносит пострадавшего в машину, увозит в больницу  Выписывают направление к врачу, выписывают рецепты на лекарства

врач - опрашивает, записывает. Осматривает, слушает, ощупывает руки, ноги измеряет температуру, , переносит пострадавшего вместе с водителем в машину, укладывает в кровать пострадавшего,  выписывает рецепт

Игры – спутники : « День рождение», «Строители», «Магазин (аптека)», «Поликлиника»

3. Создание и обогащение предметно-игровой среды

Цель: Создать условия, стимулирующие самостоятельную игровую деятельность детей.

Задачи:

Образовательная

-  обучение детей навыкам подбора предметов и атрибутов для игры ,

- знакомство с предметами заместителями и способами их использования в игре «Пожар»

Воспитательная:  развитие умений организовать пространство для игры, воспитание аккуратности и бережного отношения к вещам, инициативности и  наблюдательности

Развивающая : формирование самостоятельности, активности, элементов самоконтроля; развитие воображения и творческих способностей

  • Подбор игрового материала для игры

- Электрический сенсорный очаг  «Огонь»

- макет игрушечного домика Нюши

- игрушки Нюши, Ежика и Кроша;

- форменная одежда: каска пожарного, красная накидка, рукавицы; «стерильный» белый халат, перчатки

- большие модули для строительства машин пожарной и скорой помощи

- телефон

- чемоданчик с медицинскими инструментами (аптечка)  (игрушечные и предметы-заместители), который получили после экскурсии в мед кабинет

- носилки

- руль со звуковым сигналом сирены

-Журналы «здоровья», атрибуты к игре, игры по ОБЖ и валеологии. Плакат «Не шути с огнем»

Энциклопедии: «Почемучка», «Моя первая энциклопедия», «Все о машинах»

  • Изготовление новых атрибутов
  • Строительный материал
  • Побуждать детей использовать игрушки заместители

4. Активация проблемного общения взрослого с детьми

Цель: Обеспечить динамику и развитие игры, перспективу расширения сюжета, учить игровой деятельности

Задачи:

Образовательная:

-  формирование умения выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников

- обучение  игровому поведению и общению  посредством принятия педагогом на себя роли (главной и второстепенной)

Воспитательная:  стимулирование интереса к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть, воспитание таких личностных качеств, как сочувствия, сопереживания, а также умения доводить игру до конца

Развивающая : развитие элементарной аналитико-синтетической деятельности и  коммуникативных навыков.

  • Воспитатель оказывает помощь в постройке пожарной машины
  • Воспитатель  в главной роли (старший пожарный – образец игрового поведения)
  • Воспитатель во второстепенных ролях (образец общения: старший пожарный – пожарный, пациент - врач )
  • Создание проблемных  ситуаций:

- «Я заболела, кто доктор»;

- «Машин не заводится»;

- «Какой врач вылечит Ежика, у него сломана нога (хирург);

- «Нужен шофер машины службы спасения»

-  «Куда звонить и что говорить»

- «Если спички в руки Гусениц попадут»

- «Дым , о чем он говорит».

Коммуникативная игра «Речевая тропинка»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры для детей средней группы

В документе представлены сюжетно-ролевые игры для детей средней группы: Семья, банный день, большая стирка, автобус, троллейбус, шоферы....

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Школа" в подготовительной группе

Сюжетно-ролевая игра "Школа" в подготовительной  группе  обучает детей связной монологической и диалогической речи в процессе игровой деятельности; расширяет представления детей о школ...

методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Автобус" в младшей группе

Данная методическая разработка освещает проблему формирования навыков безопасного поведения на улице   у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.Методическая раз...

Методическая разработка к сюжетно-ролевой игре театр в средней группе детского сада .

Сюжетно-ролевая игре "Закулисье сцены" в средней группе детского сада...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Кафе «Улыбка»» подготовительная группа

Сюжетно-ролевая игра «Кафе «Улыбка»»Подготовительная группа «Курнсики» Цель: формировать представления об этикете общественном местеЗадачи:Образовательные...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Банк» в старшей группе

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры...

Методическая разработка Сюжетно-ролевая игра «Лесная больница» Младшая группа

Методическая разработка Сюжетно-ролевая игра «Лесная больница» Младшая группа...