Виды труда:Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
статья на тему
Содержание
Введение
1. Виды труда дошкольников
2. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Заключение
Список литературы
Приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_vidy_truda_khoz-byt_trud.docx | 40.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды труда. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Содержание
Введение
1. Виды труда дошкольников
2. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Последнее время трудовому воспитанию уделяется недостаточное внимание, приоритетным направлением является интеллектуальное развитие ребенка. Труд остается эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ, не осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества и содействия в трудовой деятельности, трудовое воспитание не становится ведущим направлением в образовательном процессе.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:
1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
4. Формирование навыков организации своей и общей работы.
5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
1. Виды труда дошкольников.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспита-ния бережного отношения к живому, любви к природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее), направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
2. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: "Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!", "Ирочка - заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!" Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении
порученных дел.
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.
Современный бытовой труд облегчает техника. Есть она и в дошкольном учреждении (пылесос, механическая щетка для мытья окон и др.) Дома в семьях есть стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользуются взрослые. Полезно детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пылесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вместе с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом.
Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Дети выполняют все, что от них требуется: моют игрушки, убирают постели и т.д., но делают это без интереса. Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта для применения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).
Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.
Хозяйственно-бытовой труд: Задачи и содержание работы по группам
1-я младшая группа |
|
2-я младшая группа |
|
Средняя группа |
|
Старшая группа |
|
Подготовительная группа |
К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий. |
Заключение
Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач, что позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
Список литературы
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
- Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2004.
- Комарова, Куцакова, Павлова: Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Куцакова Л.В. "Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие" – М.: Владос, 2005.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991.
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Приложение
Раздел: «Хозяйственно-бытовой труд»
Тема: «Служба быта «Бабочка»
Вид деятельности: Совместная деятельность в режимных моментах
Группа: Подготовительная к школе
Цель:
Учить поддерживать порядок в группе, закреплять умения распределять коллективную работу и совместно выполнять её.
Оборудование:
фартуки, конверт с карточками – заявками, тазы, тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Как вы считаете, у нас порядок в группе? А кто постарался, чтобы в группе было чисто и уютно?
Дети: Наша няня, Оксана Валерьевна!
Воспитатель: А вы ей помогаете? И не скучно вам прибирать, неинтересным делом заниматься?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, скучен день до вечера коли делать нечего! А какие вы пословицы о труде знаете?
Дети:
- Лень портит, а труд кормит.
- Дело мастера боится.
- Трудиться – всегда пригодится.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, есть такая служба, которая помогает содержать дом в порядке: стирать бельё, ремонтировать одежду, убирать помещение. Это служба быта. Я предлагаю вам открыть службу быта в нашей группе. Вы согласны? Если вы не против, мы назовём её так, как называется наша группа – «Бабочка».
Воспитатель: Хорошо, а вот и спецодежда для работников службы быта.
(Воспитатель разворачивает свёрток, в котором лежат фартуки, украшенные эмблемами с изображением оранжевых, синих и жёлтых бабочек. Дети надевают фартуки. В группу заходит няня младшей группы.)
Няня: Здравствуйте! Это здесь открылась новая служба быта? Я хочу оставить у вас заявку.
Воспитатель (читает): «Службе быта от няни младшей группы. Заявка на уборку групповой комнаты». Хорошо, Марина Владимировна, сейчас наши ребята придут к вам на помощь.
(Няня уходит. Воспитатель распечатывает письмо и достаёт три карточки – заявки с силуэтными рисунками.)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем разобраться в заявках. Посмотрите здесь не одна, а три заявки – оранжевая, синяя и жёлтая. Значит надо разделиться на три бригады.
1 бригада – протирает пыль в шкафчиках и расставляет красиво игрушки.
2 бригада – моет столы и стулья.
3 бригада – ухаживает за комнатными растениями (рыхлит землю, протирает листья, опрыскивает).
Воспитатель: Работу мы распределили. А теперь я предлагаю каждой бригаде обсудить какое оборудование и сколько нужно взять с собой для выполнения работы.
(Дети самостоятельно берут нужное оборудование и вместе с воспитателем приходят на место работы.)
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила труда, которые помогут нам быстро и качественно справиться с работой.
Дети:
- Любую работу надо выполнять качественно.
- Нельзя отвлекаться от работы.
- Аккуратно обращаться с водой.
- Кто закончит работу быстрее всех, надо помочь тем, у кого ещё не окончена работа.
- Помогать товарищу советом или делом.
- Принимать помощь с благодарностью.
- Доводить начатое дело до конца.
- После работы убирать своё рабочее место.
(Дети приступают к работе. Воспитатель даёт советы, помогает в организации, напоминает порядок труда.)
Воспитатель: Дети, какие вы молодцы! Посмотрите, как чисто и уютно стало в группе.
- Кому мы сегодня помогали?
- Что мы сделали, чтобы в группе был порядок и чистота?
- Справились ли мы с заданием?
- Почему у нас всё получилось?
Воспитатель: Правильно вы говорите. Чистота и порядок в группе, потому что вы работали быстро, не ленились, не ссорились, помогали друг другу. Не зря говорят: «Терпение и труд всё перетрут».
(В группу заходит хозяйка – няня младшей группы вместе с малышами.)
Няня: Какие замечательные, трудолюбивые дети! Спасибо вам, что помогли мне, навести порядок в группе. Я надеюсь, что ваша служба быта продолжит свою деятельность, и я смогу ещё обратиться к вам за помощью.
Воспитатель: Мы всегда рады вам помочь. Правда, ребята? Ну, а теперь можно и поиграть с малышами. «Делу – время, потехе – час».
Приложение
Стихи, пословицы о труде
Была бы охота, заладится любая работа! *********************************************
Мы с игрушками играем,
Их на место убираем.
Кто любит трудиться,
Работы не боится!
*********************************************
Мы с тобой построим дом
И игрушки соберем,
Ты поставь их в шкафчик рядом,
Чтоб на полке был порядок.
Завтра с ними ты опять
Будешь весело играть.
*********************************************
Заболела
Эта книжка:
Изорвал её
Мальчишка.
Я больную
Пожалею:
Я возьму её
И склею
*********************************************
Без дела жить, только небо коптить
Где труд, там и счастье.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Лентяй да шалопай – два родных брата.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Кто много лежит, у того и бок болит.
Не потрудиться, так и хлеб не родится.
Глаза страшатся, а руки делают
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.
Что потрудимся, то и поедим.
Работе время, а досугу час.
После дела и гулять хорошо.
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
Без труда не появится еда
Без работы ума не прибавится
За работой и время быстрей бежит.
Человек познается в труде.
У кого работа, у того и сила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
викторина "Зимние виды спорта" (смотри презентацию для детей "Зимние виды спорта")
Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста. Смотри презентацию "Зимние виды спорта"....
Проект в подготовительной группе «Открывая Красную Книгу». Цель проекта: познакомить детей с Красной Книгой РФ, с видами редких (исчезающих) животных, птиц, растений, рыб; с исчезающими видами в Николаевском районе Хабаровского края; с работой заповедник
Воспитатель МБДОУ №44 «Огонёк» г. Николаевска-на-Амуре: Хазиева С.И.Проект в подготовительной группе «Открывая Красную Книгу».Цель проекта: познакомить детей с Красной Книгой РФ, с видами р...
Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту
В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...
«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»
«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»...
Проект в средней группе: "Все виды транспорта важны - Все виды транспорта нужны!"
Проект по социально-коммуникативному развитию...
Анализ организации продуктивных видов деятельности. Диагностика сформированности дошкольников по продуктивным видам деятельности.
Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуа...
Конспект по развитию речи тема : «Транспорт» Программное содержание: Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт». Закреплять представление детей о разных видах транспорта, уметь четко дифференцировать виды транспорта:( наземный, водный, воздушный);
Конспект по развитию речи тема : «Транспорт»Программное содержание:Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт».Закреплять представление детей о разных вид...