Статья для педагогов и родителей "Игры в тигры".
статья на тему
Данная статья написана специально для родителей и педагогов, и содержит ответы на такие вопросы, как: что такое агрессивное поведение, почему и когда ребёнок проявляет агрессию, какие бывают формы агрессивных реакций. Так же в данной статье приведены некоторые правила общения с агрессивным ребёнком, которые помогут устранить нежелательные прявления агрессии.Заканчивается статья памяткой для родителей с очень важными и нужными советами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_tigry.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры в тигры».
«Эй, не стойте слишком близко,
Я тигрёнок, а не киска!»
Агния Барто
Знаете ли вы, что агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста? Ведь это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Действительно, практически все дети ссорятся, обзываются, дерутся и пр. И у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, перерастая в устойчивое качество личности. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации. Какие же это ситуации? Давайте их рассмотрим:
• Привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
• Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство (заметив, что партнёр расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
• Защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятия игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
• Стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы);
• Стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой некоторые дети могут прибегать к прямому насилию над сверстниками).
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Что же влияет на её появление?
- стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
- повсеместная демонстрация сцен насилия (телевизионные программы, интернет и т.д.)
- нестабильная социально-экономическая обстановка;
- индивидуальные особенности человека;
- социально-культурный статус семьи (малоимущие семьи, отсутствие образования у одного или обоих родителей).
Можно с большей уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если родители ведут себя агрессивно (грубо выражаются, общаются на повышенных тонах, дерутся друг с другом), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.
Как же проявляется агрессия? Давайте рассмотрим некоторые формы агрессивных реакций:
- физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица.
- косвенная агрессия - действия, направленные окольными путями на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверями и др.).
- вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссор), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань)
- склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
- негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
- обида-зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
-подозрительность-недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Каковы же причины агрессивного поведения?
Запомните, что одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворённость статусом ребёнка в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. А для детей статус определяется целым рядом факторов:
- внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
- обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
- организаторские способности
- широта кругозора;
- позитивная оценка взрослого и т. д.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребёнка, а ещё хуже – отвергают его, то агрессивность будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребёнок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.
Ещё одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребёнок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которых – неудовлетворённая потребность в общении и любви.
Очень важно помнить, что агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребёнка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на неё давить, тем больше скорость её возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребёнок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.
Независимо от причины агрессивного поведения ребёнка придерживайтесь некоторых правил в общении с ним:
1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед его проявлением, остановить занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка.
2. Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
3. Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.
4. Учить детей сопереживанию, развивать эмоциональную сферу.
Чтобы устранить нежелательные проявления агрессии, необходимо учить детей приемлемым способам выражения (выплёскивания) гнева. Вместе с ребёнком:
- Комкайте и рвите бумагу;
- Устройте «бой» с подушкой или боксёрской грушей;
- Топайте ногами;
- Громко покричите, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
- Пинайте ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т.п.);
- Громко спойте любимую песню;
- Втирайте пластилин в картонку или бумагу;
- Используйте водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних условиях).
- Пускайте мыльные пузыри;
- Попрыгайте на скакалке;
- Пробегите несколько кругов вокруг дома;
- Слепите из пластилина фигуру обидчика и сломайте её;
- Устройте соревнования «Кто громче кричит», «Кто выше прыгает», «Кто быстрее добежит» и т.д.
Уважаемые родители!
-помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребёнка будет снята.
-попробуйте отвлечь ребёнка во время вспышки гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечёт ребёнка и центр внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет.
-дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
-показывайте личный пример эффективного поведения. Не допускайте при детях вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях и коллегах, строя планы «мести».
-пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените его и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен, что он важен для вас!
Список используемой литературы:
- Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии/сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко.- Волгоград: Учитель, 2008.- 164с.
- Сакович Н. А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками.- СПб. : Речь, 2007. 208 с.
- Практикум для детского психолога/Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько.- Изд. 5-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 314, (1)с. :ил.- (Психологический практикум).
- Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О. Н. Истратова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 349, (1) с.- (Психологический практикум).
- Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровье педагога- залог профессионального долголетия"
2010 год в России назван годом учителя. И в очередной раз необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее п...
Статья для педагогов ДОУ "Игровая деятельность"
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, память, воображение...
Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у дошкольного возраста.Статья для педагогов и родителей
Все мы в детстве мечтали стать художниками и рисовали ,то что нам хотелось. Каждый ребёнок с раннего возраста и до подросткового рисует грандиозные, многофигурные со сложными переплетением сюжетов ком...
СТАТЬЯ: Речь педагога – основной источник развития речи детей. Требования к культуре речи педагога.
Речь воспитателя как образец для подражания дошкольников....
Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шаги в устранении заикания у дошкольников». Автор статьи: Учитель-логопед высшей категории Перцева И. А.
Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шагив устранении за...
Статья для педагогов "Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность"
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. ...