Нравственно-патриотическое воспитание
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Современные педагоги и психологи все чаще связывают тенденции развития образования с нравственным воспитанием. В реальной жизни воспитатели дошкольных образовательных учреждений зачастую сталкиваются с детской грубостью, жадностью, ложью и клеветой (В.В. Абраменкова, В.А. Гурьев, В.Т. Лисовский, Т.Г. Русакова, В.Д. Шадриков и др.). Между тем, именно старший дошкольный возраст признается большинством психологов как сенситивный для начала становления базовой культуры личности, нравственного воспитания и формирования нравственного поведения (А.С. Алексеева, Г.В. Лунина, О.М. Потаповская, Л.В. Сурова, В.М. Холмогорова).
В базовую структуру личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Эти компоненты могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ценностный компонент характеризует ценностную направленность личности. Ценности выступают, как система координат, которая необходима для того, чтобы оценить себя, других, выразить своё отношение, сделать выбор. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной жизни. Частью исторического компонента является гражданско-патриотическая направленность, которая, являясь социально-нравственной категорией, отражает потребности, мотивы, интересы, установки, связанные с гражданско-патриотической культурой и выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к духовному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству.
Программа «Маленький гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.» и предназначена для детей дошкольного возраста. Программа определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в детском саду и направлена на воспитание патриотизма и формирование нравственных качеств личности.
Воспитание любви к Родине — начало патриотизма и гражданского воспитания. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство; именно в раннем детстве закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, в случае, если взрослые направляют ребенка в нужное русло.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: любовь к родным местам; гордость за свой народ; ощущение неразрывности с окружающим; желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Наша задача — привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо на этой основе воспитываем патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине. В истории нашего города, как и любого города России, всегда были и есть достойные примеры самоотверженного труда, преданности, самопожертвования и героизма. Мы полагаем, что любовь к своему городу, малой родине, у наших воспитанников должно сохраниться на всю жизнь. В основе патриотического воспитания заложена идея толерантности, терпимости.
В нормативно – правовую основу педагогического процесса по нравственно – патриотическому воспитанию были взяты следующие документы:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы»;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
- Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»;
- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
- Национальная доктрина образования в Российской федерации.
Методологической основой разработки программы являются:
1) основные положения Концепции дошкольного воспитания (авт. В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989) о самоценности периода дошкольного детства, о движущих силах развития личности ребенка. Развиваясь как личность, человек формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других существ, проявляет себя перед самим собой;
- идеи личностно-ориентированного подхода: содействие становлению и развитию личности ребенка; следованию принципу - "Не рядом и не над, а вместе!"; не подтягивать ребенка к некоторым заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности личностного роста воспитанника; не "запрограммированность", а динамичное проектирование личности, понимание, признание и принятие ребенка.
- идея сохранения и приумножения достоинства человека Е.И.Ямбурга: активность ребенка, критическое мышление, вера в жизнь - три столпа, на которых зиждется воспитательная система адаптивного ДОУ;
- методические рекомендации Маханева М.Д. по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:
Принципы программы:
Гуманистическая направленность – отношение педагога к воспитаннику, как к ответственному субъекту собственного развития, реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и к окружающим.
Единство культурного и образовательного пространства, основанного на исторических традициях (как базы гармонизации национальных отношений).
Индивидуализация, дифференциация и мобильность образовательного пространства. В основу принципа положен общедоступный характер образования в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями ребенка, дифференциацией построения учебно-воспитательного процесса и разноуровневой образовательной подготовкой учащегося.
Непрерывность и преемственность педагогического процесса - такое построение социоэкологического пространства, когда ребенок, подросток учится, осознает жизненную необходимость постоянного обновления образования.
Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Деятельностный подход - развитие личности ребенка, происходит в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности. В процессе этой деятельности ребенок осваивает не только знания, умения, навыки, но и приобретает опыт их самостоятельного добывания и применения как основного принципа жизнедеятельности. Знания, умения и навыки становятся средством развития личности каждого учащегося.
Цель
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование нравственного сознания дошкольников, развитие их социальной активности, патриотической и гражданской позиции, любви к Родине.
Задачи
- Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему; представления об истории, культуре, природно-экологическом своеобразии Волгоградской области, народных традициях и промыслах, природе, городах России, правах человека и т.д.
- Развивать творческие способности детей, эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране,
- Воспитывать нравственные качества и патриотические чувства детей: любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; бережного отношения к природе; уважения к труду; ответственности и гордости за достижения страны; нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; толерантного отношения к представителям других национальностей, эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы, формировать эстетические чувства, побуждать желание охранять ее от разрушений
- Создавать условия для формирования целостной картины мира.
- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн), правами человека, историей и культурой Волгограда, Волгоградской области и России.
Методы:
Наглядные используются во время
- чтения художественной литературы
- экскурсий и целевых прогулок
- наблюдений
- постановки театрализованных представлений
- рассматривания иллюстраций и репродукций
- моделирования сказок и проблемных ситуаций
Словесные используются во время
- чтения литературных произведений
- бесед с элементами диалога
- ответов на вопросы детей
- проведения разнообразных игр
- загадывания загадок
- рассматривания наглядного материала
- рассказов детей по схемам, моделирования сказок, решения проблемных ситуаций
- разбора житейских ситуаций
- проведения викторин, конкурсов
Практические используются во время
- организации продуктивной деятельности
- проведения игр
- постановки театрализованных представлений
- проведения экскурсии и целевых прогулок
- изготовления наглядных пособий
Средства
- Фольклор.
- Тематические уголки.
- Художественные произведения.
- Художественные выставки.
- Стенды, стенгазеты.
- Народные праздники.
- Альбомы и раскладки с пословицами и поговорками.
Формы работы
- Занятия.
- Игры.
- Экскурсии, целевые прогулки.
- Беседы.
- Праздники.
- Просмотр слайдов, фотографий.
- Чтение художественной литературы.
- Встречи с интересными людьми.
- Постановка театрализованных представлений.
- Организация выставок, конкурсов.
- Рисование, изготовление макетов, составление схем.
Этапы
1. Младшая группа: Мой дом, семья, мой детский сад.
Задачи:
- Формировать представление о Родине на основе ближайшего окружения (семья, дом, двор, улица, маршрут до детского сада, детски сад и его территория).
- Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок, предметам быта и природному окружению.
- Знакомить с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним.
Содержание:
Понятия «семья», «детский сад». Наименования родственных отношений между близкими членами семьи. Дорога от дома до детского сада. Умение ориентироваться в группе и на территории детского сада. Домашний адрес. Название, герб и гимн детского сада. Защитники русской земли – богатыри. День победы.
2. Средняя группа. Мой город – Волгоград.
Задачи:
- Расширять представления детей о Родине на основе знакомства с районом и городом где они живут.
- Знакомить с географическим расположением города, его значением, с историческим прошлым родного города – на материале легенд, преданий, экспонатов музея, чтения художественных произведений, рассматривания иллюстраций.
- Воспитывать желание сохранить чистоту и порядок в своем городе.
- Знакомить с нравственными нормами и правилами, в процессе чего дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.
Содержание:
Географическое положение, особенности района и города. Положение на карте. Карта города. История города. Природа. Памятники архитектуры. Жители города. Сохраним город чистым. Понятие о правах и обязанностях. Защитники русской земли – 23 февраля. День победы. Юбилейный год для города.
3. Старшая группа. Мой родной край. Я живу в Волгоградской области
Задачи:
- В доступной форме знакомить детей с прошлым и настоящим Волгоградской области.
- Дать представление о ее географическом положении и природных ресурсах, климатических факторах как определяющих ее экономического развития.
- Рассказывать об истории развития области, ее культурных традициях и народах ее населяющих, достопримечательностях и особенностях региона.
- Ознакомление детей с их собственными правами в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирования навыков поведения.
Содержание:
Географическое положение, особенности области. Карта области. История области. Природа. Флора и фауна. Сохранение природы. Культурное наследие жителей области: ремесла, традиции, памятники природы и архитектуры. Права и обязанности детей. День защитников отечества. День победы – 9 мая.
4. Подготовительная группа: Моя страна – Россия.
Задачи:
- Формировать понятие родины как места где человек родился и живет, славу которого необходимо беречь и приумножать.
- Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию – былин, сказок, легенд, рассказов об историческом прошлом нашей страны, воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.
- Знакомить с географическим положением России, ее климатом, природными ресурсами.
- Дать представление о старинных русских городах, их достопримечательностях и народных промыслах.
- Знакомить с «Конвенцией о правах ребенка», принятой для детей свей планеты.
Содержание:
Название Россия. Родина как понятие. Родня. Географическое положение, особенности страны. Карта России. История России. Место России на карте. Природа. Флора и фауна. Сохранение природы. Культурное наследие жителей страны: ремесла, традиции, памятники природы и архитектуры. День защитников отечества. Конвенция о правах ребенка. Конституция. День победы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»
Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...