Методическая разработка "Декоративное рисование как средство подготовки руки к письму"
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка показывает значение декоративно-прикладного рисования в работе по постановке руки ребенка для письма. А также, как это влияет на всесторонее развитие ребенка, формирование эстетических и нравственных ценностей его личности. В разработке представлено примерное тематическое планирование совместной деятельности с детьми по декоративно-прикладному рисованию, указаны задачи и материал для работы.
Для детей старшего дошкольного возраста приведены примерные формы итоговых мероприятий с использован ием результатов детского творчества в области декоративно-прикладного творчества.
Миодическая разработка дает педагогам возможность использзовать этот материал в своей работе, усовершенствуя и расширяя тематический диапозон с целью плвышения готовности ребенка к школке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративное рисование как средство подготовки руки к письму.
Учителя начальной школы часто отмечают, что детям достаточно тяжело дается письмо. Многие не умеют «сохранить» строку, вовремя остановиться,
когда пишут букву или слово, не справляются с написанием элементов букв. Поэтому воспитатели детского сада должны подготовить руку ребенка к письму, чтобы он без особых проблем перешел к написанию букв.
Декоративное рисование помогает подготовить руку к письму и одновременно решает вопросы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания.
Овладение необходимыми для рисования техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые прямые линии, завитки и т. п., а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся «держать линию», ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах; завитки и травка напоминают крючки; прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые – элементы букв б, ч и др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.
Декоративное рисование можно использовать при решении воспитательных и образовательных задач.
Рисование оказывает влияние на интеллектуальную деятельность.
Возникающее под карандашом или кистью изображение доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, доставляет ребенку радость. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Знакомясь с декоративно – прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, пополняют объем знаний об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном ( в виде растительных форм с включением изображений животных и птиц).
В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы ( чашка, ладья, матрешка и т. д. ), материалы, из которых они изготовлены, элементы росписи ( розаны, завитки, кудрины, гирлянды).
При рассматривании узора дети учатся анализировать и сравнивать. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.
Многие элементы декора дети рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Так, изображение жостовских, городецких узоров требует умения из основных цветов получать различные оттенки и другие цвета. Дети экспериментируют и путем поиска решают стоящую перед ними задачу.
Предлагаемая система работы с детьми старшего дошкольного возраста по декоративному рисованию содержит тематику совместной деятельности, образовательные и воспитательные задачи, перечень необходимых материалов.
1. “Чудесные узоры». Познакомить с разнообразием изделий, орнаментов, созданных руками народных мастеров. Учить находить сходство и различие между элементами рисунков на предметах, видеть красоту декоративного узора. Материал: различные изделия, украшенные декоративным узором.
2. «Теплые и холодные краски». Познакомить с разнообразием красок и их оттенков. Учить различать холодные и теплые тона, формировать представление об основных цветах. Побуждать к поисковой деятельности (самостоятельно получать различные оттенки и цвета путем смешивания).
Материал: палитра, гуашь, акварель, кисти. Хохломские, гжельские, городецкие изделия. Картинки, изображающие предметы декоративного искусства.
3. «Экскурсия в мастерскую». Познакомить с предметами, которыми пользуется художник (мольберт, палитра). Учить находить сходство и отличие произведений живописи и изделий народных мастеров. Дать понятие орнамента. Материал: картинки с изображением мастерской художника и мастерской народного мастера. Изделия народного творчества.
4. «Рисуем осень». Учить детей передавать красоту осени. Учить подбирать к орнаменту предмет, который символически отображает сюжет (желтые листья, дождик, ягоды и т.д.). Материал: жостовский поднос «Золотая осень». Бумага разной формы и цвета, штампы ягод, листьев, краски акварельные гуашь, кисти.
5. «Платье для осени». Учить подбирать декоративный узор для оформления платья. Материал: краски, кисти, палитра, бумажные силуэты платьев.
6. «Чудо-игрушки». Познакомить с изделиями дымковских мастеров. Учить использовать различные возможности кисти (рисовать ее концом, ворсом, обратной стороной) для рисования элементов дымковского узора. Учить рисовать пальцами, использовать свои работы для игр. Материал: изделия дымковских мастеров. Плоскостные силуэты фигур для прорисовки, гуашь, кисти различных номеров.
7. «Русская матрешка». Познакомить с куклами-матрешками. Рассказать об истории зарождения промысла. Учить находить сходство и различия между матрешками из разных мест. Познакомить с узорами, которыми украшают матрешек. Материал: куклы-матрешки семеновские, майдановские, владимирские. Картинки с изображениями матрешек, игрушки дымковские. Кисти, краски, плоскостные изображения матрешек.
8. «Украсим сарафан матрешки». Учить рисовать элементы узора для украшения матрешки, использовать наложение более темных красок на светлые, «оживлять» цветы, листья; рисовать пальцами. Материал: силуэты матрешек разной величины, кисти, акварель, гуашь белая и черная.
По такому принципу строятся дальнейшие занятия по декоративному рисованию в технике хохломской росписи, городецкой и гжельской росписи.
Тематика может быть следующей: «Что за чудо – хохлома», «Хохломская роспись – алых ягод россыпь», «Городецкая роспись», «Украсим дощечки для кухни», «Сказочная гжель», «Платье для Снегурочки», «Чайный сервиз», «Жостовские подносы», «Пасхальное яйцо» и т.д.
Итогом системы работы с детьми 5-7 лет по декоративному рисованию может быть «Ярмарка-выставка детских работ», «Мини-музей поделок», в котором представлены все виды декоративно-прикладного искусства, детский праздник «Город мастеров».
Т. о. системность работы с детьми на основе материалов декоративно-прикладного искусства не только помогает ребенку подготовить руку к письму, но и формирует нравственные, патриотические, эстетические качества личности каждого ребенка, развивает творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму
Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности. Уровень ра...
Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования как средство подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Материал предназначен для педагогов детских садов...
Консультация для родителей на тему: "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"
Массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные спо...
Игровой самомассаж руки как средство подготовки руки к письму.
Консультация для родителей...