Свободная игра - игра в собственном смысле слова. Философия игрушки.
статья по теме

Щеглова Лилия Федоровна

В настоящее время детская игра вызывает у многих педагогов  и родителей особое беспокойство. И хотя известно, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, она, тем не менее, оттеняется на второй план в пользу развивающих образовательных занятий. В данном методическом пособии хочу показать ценность свободной игры детей - игры в собственном смысле слова, описать игрушки, меcто и роль воспитателя во время свободной игры.

Наши дети - главные деятели в игровом процессе. Они не спрашивают, чем заняться, - они играют.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvvedenie_poyasn_zapiska.doc283.61 КБ
Microsoft Office document icon svobodnaya_igra.doc1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Введение. Пояснительная записка

Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

У детей есть право на время для игр, потому что только в игре они могут развивать способность к действию, богатую душевную жизнь и силы мышления, только посредством игры они смогут сформировать свою индивидуальность.

Задача взрослых и общества заключается в том, чтобы помогать развивать детям игровую деятельность, как они помогают удовлетворять прочие основные потребности, и при этом осознанно сопровождать и поощрять развитие детей.

Свободная игра - это игра в полном смысле этого слова. Содержание игры полностью определяется самими детьми и может быть иногда совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе теряет свой смысл и перестаёт быть игрой в подлинном смысле этого слова. Одна из основных задач воспитателя - побудить детей к многообразной, интенсивной игровой деятельности.

Содержанием игры является то, что ребёнок может наблюдать в своём окружении и, прежде всего, в жизни взрослых. Всё, что относится к освоению окружения, языка, морали основывается на подражании тому, что ребёнок воспринимает в своём окружении, воспринимает неосознанно. Вся жизнь ребёнка до 7-ми лет является непрерывным воспроизведением того, что происходит в окружающем мире. На игру ребёнка не оказывается никакого давления. Поведение воспитателя, оформление и оборудование детского сада должны способствовать свободной, подражательной и игровой активности ребёнка.

Феномен игры универсален. Многочисленные исследования игры последних десятилетий показали, что характер игры и последовательность развития игры оказываются одинаковыми у детей самых разных народов и культур. Различаются только формы выражения, связанные с особенностью культуры, но логика построения игры везде одинакова. Дети развитых стран наполняют и опорожняют пластмассовые ведёрки, африканские дети - глиняные сосуды, а австралийские - полые тыквы.

Но везде ребёнок стремится быть сам хозяином в пространстве своей игры, определить её ход - это важнейший признак игры, необходимое условие для того, чтобы интерес ребёнка к игре иссяк, чтобы игра имела для него смысл.

Ребёнок        никогда не играет «понарошку», игра для него - это деятельность,

выполняемая с глубокой серьёзностью. И если сегодня этого нет у некоторых детей,


причина редка кроется в них самих, а скорее в их ближайшем окружении: чаще всего поведение взрослых или игрушка, с которой играет ребёнок , приводит к тому, что он утрачивает способность играть увлечённо, с отдачей. Недостатки эти можно устранить, если знать, что нужно ребёнку для его правильного развития.

Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей в разновозрастной группе в условиях детского сада неполного дня

Для развития содержательной игры созданы определённые условия:

- Содержание жизни детей даёт детям как можно больше импульсов для активной и содержательной игры, т.е. в основе игры лежит эмоциональная, насыщенная, разнообразная повседневная жизнь. Дети чаще всего воспроизводят в игре то, что они видели и переживали в жизни. В разновозрастной группе младшие получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того , если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста находится особая роль. Например, старшие устраивают для маленьких кукольный театр или сооружают парк с аттракционами, куда можно пройти по купленным в кассе билетам. В таких играх большие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. В разновозрастной группе у ребёнка есть возможность меняться. Даже если ребёнок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он - на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он помогает освоиться в группе новым детям. Иногда его просят организовать и провести небольшую игру. Вместе с воспитателем или сам показывает кукольный спектакль всем детям. Так ребёнок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с другими людьми, что очень важно для его дальнейшей жизни. В разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путём творческого подражания младших детей старшим, у ребёнка формируется действительно правильное социальное поведение.

Для ребёнка важно иметь возможность наблюдать осмысленную деятельность взрослых в открытых, обозримых для сознания трудовых процессов и занятиях искусством. В пособии особая роль уделяется месту воспитателя во время свободной игры и ежедневных комплексных универсальных занятий. Она основана на подражательной способности детей дошкольного возраста и на принципах гуманистического отношения к личности ребёнка. Тот, кто соприкасается с маленькими детьми, не должен забывать, что вся его деятельность, и особенно то, каким образом он трудится, глубоко воздействуют на силы воли детей. Все действия и опыт из мира деятельности взрослых ребенок глубоко воспринимает, охватывает их своей волей и воплощает их в подражательной деятельности, оформляя ими свободную игру. Поэтому важно, чтобы взрослый трудился в присутствии ребёнка так, чтобы пробудить в нём нужные импульсы. Тот факт, что ребёнок учится путём подражания, приводит к заключению, что взрослый должен вести себя при ребёнке так, чтобы быть достойным подражания. Да, он может закрепить это в


своём сознании, что со временем он сможет руководить ребёнком больше через подражание, чем объяснениями и приказами, потому что они обращены к разуму ребёнка, который развивается лишь постепенно.

-Игровое пространство и достаточное время для игры. Спланированы игровые уголки - особая часть помещения в группе, обеспеченная игровым материалом. Детям предоставлен богатый игровой материал, позволяющий им полноценно развернуть в игре деятельность своей фантазии. Для свободной игры ежедневно предусмотрено 1,5 часа. Это время, свободное от каких-либо запланированных занятий.

Актуальность темы очевидна. Не секрет, что традиционные программы перегружены учебным материалом. Количество занятий, хотя и уменьшается, но всё же остаётся значительным и занимает много времени в режиме дня. Это идёт в ущерб главной деятельности дошкольника - игре. В данном пособии говорится, о том, как можно интегрировать различные направления в одно увлекательное занятие - игру.

«Мария Младенца берёт и колыбельную песню поёт...»

Как известно, дети переживают всё гораздо сильнее, ярче и глубже, чем взрослые. И эти переживания особенным образом влияют на рост, развитие, формирование душевного и телесного организма. Для правильного развития детям необходим постоянный контакт с природой. Проживание природных ритмов, участие в повторяющихся каждый год праздниках, возможность приобщиться к различным сезонным работам - всё это вселяет в ребёнка уверенность, укрепляет его волю. Но в обычной жизни такие переживания городскому ребёнку получить трудно. Поэтому ему надо создать возможность проживать


это в форме игры. Одной из таких форм и является ежедневное комплексное универсальное занятие - хороводная игра.

Предлагаемое пособие представляет собой систему ежедневных комплексных универсальных занятий, объединяющую различные виды игр, развивающую необходимые качества, навыки дошкольников, стимулирующую их познавательные процессы. Наряду с тематическим планом работы пособие содержит практический материал для проведения ежедневных комплексных универсальных занятий - «хороводов», объединяющих различные виды игр.

Цель данного пособия - естественное и целостное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальностью. В игре предоставить ребёнка своим собственным силам, тем самым помочь ему развернуть свою фантазию и привести в движение свою волю. Предоставить большое пространство ребёнку для самовыражения в тех видах деятельности, которые он выбирает сам по своему желанию.

«Представьте, что море кругом, море кругом, море кругом,

И но плоту мы куда-то плывём, куда-то плывём, куда-то плывём...»


Воспитательная задача пособия - побудить детей к многообразной, интенсивной игровой деятельности. На игру ребёнка не оказывается никакого давления. Всё поведение воспитателя, а также оформление группы способствуют свободной подражательной активности ребёнка. Поскольку содержанием игры является то, что дети могут наблюдать в жизни, поэтому особенно важной задачей воспитателя является создание богатой и разнообразной жизни в детском саду , которой дети могут подражать : это приготовление завтрака , уборка , показ кукольного театра , рассказывание сказок и , конечно , использование разных видов игр.

Образовательные задачи:

  •  Умение выстраивать межличностные отношения.
  •  Развитие творческого воображения, фантазии.
  •  Развитие речи, внимания.
  •  Физическое развитие, совершенствование координации движений.
  •  Ознакомление с окружающим миром, природой.
  •  Формирование элементарных математических представлений.
  •  Ознакомление с деятельностью людей в разное время года.
  •  Ознакомление с профессиями.
  •  Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
  •  Развитие чувств общности.
  •  Развитие мелкой моторики.
  •  Действия с различными предметами в окружающей среде.
  •  Формирование желания действовать с дидактическими играми.

Накапливание и использование опыта.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Постигая смысл слов».

Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается (пас...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Консультация для родителей "Постигаем смысл слов"

Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом, у других словарный запас небольшой. Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для и...

Дидактическая игра "Играем со звуками в словах"

Ориентировка на звуковую сторону слова способствует воспитанию граммотической правильности речи, освоению многообразия средств языка....

Свободная практика детской деятельности (свободные игры) «Путешествие на остров Игромир»

- совершенствовать нравственно-волевые качества и творческие способности   детей, умение рассуждать, делать выводы-  развивать речь, внимание, смекалку, воображение, мелкую моторику- во...

Педагогика свободной игры и философия игрушки

Консультация для родителейПедагогика свободной игры и философия игрушки...