Методическая разработка Проект: «День приветствий».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Педагогический проект "День приветствий" состоит из нескольких этапов. Методическая разработка содержит подробное описание каждого этапа, его задачи и формы работы. Включает в себя сценарий праздника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_den_privetstviy.docx92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

                                              Круглякова Юлия Николаевна

Воспитатель ГБДОУ  комбинированного вида детский сад №77 Приморского района

г. Санкт-Петербурга

                                                           

               Проект:

«День                      

       приветствий».

(в рамках проекта «Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста»)

http://ciid.dk/root_ciidwww/wp-content/uploads/2008/12/different-greetings-1024x329.jpg

                                                     2014 г.


                                                          ВВЕДЕНИЕ 

   Актуальность  работы  обусловлена тем, что живя в  Санкт-Петербурге - городе, где проживают представители более чем 100 национальностей, мы  наблюдаем, как растет социальная напряженность, в основе которой – враждебность по отношению к представителям других этносов, неприятие их ценностей и особенностей.

           В этой связи воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия, уважения к людям разных национальностей, формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.

В нашей группе есть дети разных национальностей.  Бывая в общественных местах, они обращают внимание на  внешний вид гостей города, характерные черты их лиц, звуки нерусской речи. Это рождает любознательность, вызывает недоумение, но суждения и выводы детей  поверхностны, так как в силу возрастных особенностей они не имеют необходимых знаний, позволяющих  осмысливать  межличностные, социальные и этнические проблемы.  Имеют место факты нетерпимого, конфликтного отношения детей к представителям другой национальности,  такие проявления, как смех, испуг при встрече с ними, отказ вступать в общение.

         В этой связи особую значимость приобретает установка  на построение бесконфликтных взаимоотношений, необходимость воспитания  такого личностного качества как этнотолерантность, которая требует обогащения знаний о культурных традициях  разных стран, которые будут влиять на отношение и  поведение  к представителями разных национальностей.

        Становится очевидной необходимость развития этнотолерантности в дошкольных образовательных учреждениях посредством создания специальных условий.

        Одним из них является метод проектов, в котором ребенок может проявить себя в полной мере, как субъект деятельности – активный, инициативный, самостоятельный, творческий.

Гипотеза: использование метода проектов может повысить уровень межэтнической толерантности при следующих условиях:

- выбора тематики проектов, связанных с культурными традициями  национальностей детей группы;

- если работа по воспитанию этнотолерантности будет строится в следующей логике: эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты;

-организации дружеского сотрудничества детей разных национальностей при выполнении проектов;

- активное привлечение родителей к участию в проектах.

          - создание развивающей  среды, соответствующей новым требованиям;

Толерантность – это способность человека позитивно реагировать на  любые социальные различия, окружающие его в современном мире.

Существует три сферы, в которых могут проявляться эти различия: социальное познание, социальные отношения и социальное поведение.

По мнению Г.В. Палаткиной, процесс формирования этнотолерантности включает три этапа.

    Первый этап – мотивационный. Цель - создание положительного эмоционального настроя на общечеловеческие ценности (терпимость, обычаи, традиции различных народов, вероисповедание, атеизм, права человека и т.д.).

    Второй этап – познавательный.  Педагог, родители и дети решают следующие задачи:

1) знакомство с культурными традициями, общечеловеческими ценностями;

2) совместный анализ материалов этнических проблем и поиск возможных путей их решения  с точки зрения общечеловеческих ценностей

3) развитие способности ценить исторический опыт,  культурные, традиции  народов

4) вырабатывать качества, необходимые для положительного взаимодействия с лицами различных национальностей.

    Третий этап – поведенческий - осознанное отношение к данной проблеме, уважительное отношение к различным этносам и религиям, умение общаться с людьми различных национальностей и вероисповеданий.

 Также большое влияние оказывает на формирование этнического самосознания ребенка семья. Позитивная оценка и позитивные установки родителей по отношению к представителям своей и других этнических групп является для ребенка условием обоснования его этнической самоидентификации, толерантности по отношению к представителям других национальностей.    

В результате изучения литературы по проблематике развития толерантности у старших дошкольников были сделаны следующие основные выводы:

1. Межличностное общение играет важную роль в психическом развитии старшего дошкольника. В связи с этим необходимо укреплять традиции межнационального общения детей в группе смешанного национального состава.

2. Процесс формирования толерантности включает три этапа : мотивационный, познавательный, поведенческий.

3. Чувство национального самосознания ребенка начинается в семье и переходит в умение ценить себя и других людей.

         4. В дошкольном возрасте, когда происходит расширение и углубление социальных контактов, важна активная работа по формированию установок толерантного сознания и навыков толерантного взаимодействия, развитию коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов. Ребенка дошкольника характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

           5. Для формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста возможно использование метода проектов, так как этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В ходе проектной деятельности  расширяются знания детей о культурных традициях разных народов, путём самостоятельного и активного  поиска информации при ответах на вопросы, интересующих детей. Развиваются общие способности – познавательные, коммуникативные, регуляторные, ведь выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану, что соответствует уровню психо-физиологического развития старших дошкольников.

6. Формирование межэтнической толерантности у детей  невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах толерантности, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.

Реализация проекта проходила в рамках ГБДОУ №77 Приморского района. В нём принимали участие дети подготовительной группы, в возрасте 6-7 лет,  представители 6 национальностей (азербайджанцы, башкиры, татары, лезгины, украинцы, русские)

                     


I  этап реализации проекта – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

 Цель: Изучить особенности проявления этнотолерантности у детей 6-7 лет группы № 9.

При формулировании задач диагностики, учитывается то, что в современной педагогической науке выделяются 3 основных компонента этнотолерантности в дошкольном детстве: когнитивный (знания), эмоциональный (отношение) и практический (умение взаимодействовать с людьми в разнообразных ситуациях с позиции применения имеющихся знаний толерантных установок).

Задачи:

1. Определить уровень знаний детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику другой расы (национальности).

2.Определить уровень развития  у детей 6-7 лет эмоционального компонента этнотолерантности.

3.Выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

Для решения поставленных задач  были проведены 2 серии диагностики, включающие в себя беседы и три диагностические ситуации.

1-я серия решала первую задачу, для чего были отобраны следующие методики: 

1. Индивидуальная беседа с ребенком № 1 (адаптивная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок)                                                      2. Индивидуальная работа с ребенком № 2.

Данные методики были выбраны в связи с тем,  что они позволяют:

- изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.

- определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников  к этническим проблемам.

2-я серия  была направлена на решение 2 и 3  задачи. Для определения уровня развития  у детей старшего дошкольного возраста эмоционального компонента этнотолерантности и выявления уровня сформированности представлений об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними, были организованы диагностические ситуации:  «Выбери напарника для игры»  (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок), «Нужен твой совет», «Невыдуманная история».    (Описание диагностических ситуаций см. в Приложении 1).

        Обработка и анализ материалов проводится после проведения трех диагностических  ситуаций.                                                   

Выводы по  итогам I этапа.

     Диагностика исходного уровня этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста  показала, что большая часть воспитанников имеет средний уровень этнотолерантности, Западает познавательный компонент, так как дети в поведении проявляют насмешки над внешним видом людей другой национальности. Незнание приводит к непреднамеренным поступкам, обижающим ребенка, так как дети поступают с позиции собственного опыта и незнания национальных традиций. Важен когнитивный компонент, который будет влиять на отношение и поведение.

     Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего этапа проекта – это познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет воспитанию этнотолерантности, как одного из необходимых моральных качеств личности.

II этап  - ФОРМИРУЮЩИЙ

Цель: разработать педагогическую технологию  использования метода проектов, как средства  воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Разработать содержание проектной деятельности группы.

2. Разработать этапы проекта, направленные на воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести итоговую диагностику, позволяющую оценить реализацию разработанной педагогической технологии.

Проект педагогической технологии базируется на следующих педагогических теоретических положениях:

Концепция культурно-исторического развития и теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).

Личность ребёнка успешно развивается в процессе освоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Изначально у ребенка отсутствуют знания и представления о разнообразии  рас и национальностей, их культурных традициях. Но в процессе общения со взрослым, совместной с ним деятельности, а в дальнейшем и в самостоятельной деятельности,  ребенок постепенно накапливает и расширяет свои знания о культурных традициях и обычаях разных стран, приобретая такое важное личностное качество, как этнотолерантность.

Теория целостного развития личности (Б.Г.Ананьев, М.В.Крулехт).

Знания и умения, полученные и освоенные ребенком в процессе реализации педагогической технологии – метод проектов, как средство воспитания этнотолерантности у детей, будут в полной мере способствовать развитию личности ребенка, обогащению его личного опыта, освоению позиции субъекта в детских видах деятельности.

Теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, А.Д. Давыдов).

Ребенка необходимо научить правильно применять, полученные им знания в процессе целенаправленного обучения в других видах деятельности.

Принципы проектирования:

1. Принцип связи обучения с жизнью и практикой.

Принцип реализуется следующим образом: все полученные знания и умения могут быть успешно использованы детьми в разных видах деятельности (игровой, художественно-творческой, интеллектуально-познавательной). Могут способствовать развитию положительных социально-личностных качеств (гуманизм, толерантность, патриотизм).

2. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Знакомство детей с культурными традициями разных стран и народов будет способствовать всестороннему развитию личности и его индивидуальности в целом.

3. Принцип доступности обучения.

При работе с детьми учитываются особенности развития детей. Материал отбирается исходя из реальных возможностей детей, близкий их личному опыту. От знакомого к незнакомому.

4. Принцип систематичности и последовательности.

Предполагает преподавание и усвоение знаний детьми в определенном порядке, системе, что позволит достичь наиболее оптимальных результатов.

Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляться в трех направлениях:

Эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).

Информационное насыщение (обогащение и систематизация знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).

Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Активными участниками проектов стали наши родители. Прежде чем осуществлять данный проект, необходимо было заручиться их поддержкой, чтобы они стали нашими союзниками и соратниками в разработке и поведении проектов. Для  этого  проведено родительское собрание на тему: «Учимся проектировать вместе, или что такое детское проектирование». Цель -  познакомить родителей с формой работы « проектная деятельность  в воспитании этнотолерантности детей». Форма проведения – круглый стол.

Воспитателями подготовлен доклад в виде компьютерной презентации о том, что такое метод проектов, какие цели он преследует, виды проектов, а также этапы разработки проекта. Как использовать этот метод в воспитании межэтнической толерантности детей.

В своем выступлении педагоги остановились на том, что такое толерантность, как развивать ее у старших дошкольников,  предложены темы совместного проектирования.  

Родителям предлагалось обсудить в семейном кругу с детьми проблему толерантного поведения, предупреждать некорректное поведение по отношению к другим детям группы, разъясняя  недопустимость подобного поведения. Продолжить сотрудничество с детским садом, активно участвовать в жизни группы.

Во время обсуждения поступило множество предложений и идей, которые впоследствии легли в основу будущих проектов.

Проект: «День приветствий»

Цель: воспитывать толерантность в сфере межкультурной коммуникации.

Задачи:

  1. Мотивация к знакомству с традициями этикета народов мира.
  2. Развитие представлений о многообразии традиций приветствия.
  3. Развитие представлений об эмоциональном компоненте этикетных формул
  4. Овладение способами налаживания межэтнического общения с детьми разных этносов и использование их при решении проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия.
  5. Познавательно-речевое развитие
  6. Развитие связной речи.

Разработка этого проекта шла по трём направлениям:

  • Приветствие – как проявление вежливости, этикет.
  • Приветствие – как проявление разнообразных эмоций.
  • Передача приветствий – слова, жесты, технические средства связи.

Вид проекта – исследовательско-творческий, коллективный.

Возраст детей – 6-7 лет

Продолжительность – проект средней продолжительности.

Социальные партнеры: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Конечный продукт – праздник «Всемирный день приветствий»

 Первый этап работы направлен на выявление представлений детей о правилах вежливости и о степени понимания эмоционального состояния людей в процессе приветствия, выраженного в мимике и жестах.

Второй этап работы направлен на накопление  у детей познавательного содержания по теме, развитие диалогической речи.  

Третий  этап -   освоение монологической речи на содержании темы.

Четвёртый этап работы - развитие творческих способностей детей.

Основная задача этого этапа — обучение разным видам творческого рассказывания.

         Итогом всей работы явился праздник, в котором приняли участие дети, воспитатели и родители.

Перспективное планирование работы

с детьми

в рамках проекта


Этап и его содержание, календарный срок

Задачи работы

Формы работы по решению задач

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

Изучение и активизация личного опыта детей по данной теме

(выявление представлений детей о правилах вежливости и о степени понимания эмоционального состояния людей в процессе приветствия, выраженного в мимике и жестах).

1 и 2 неделя октября

 

Развитие

разговорной

речи

1. «Зачем людям здороваться?»

Цель: выявить уровень знаний детей о правилах вежливости.

Содержание: Появляется Незнайка. Предлагает играть, забыв поздороваться. Воспитатель обращает внимание детей на то, что забыл сделать Незнайка. Незнайка здоровается с воспитателем на «ты». Воспитатель просит детей объяснить Незнайке в чем он не прав и рассказать  с кем здороваются на «вы», а с кем на «ты» и почему. Затем Незнайка рассказывает как он по дороге в сад встретил на другой стороне улицы Буратино и громко ему крикнул: «Привет!» Но прохожие почему-то сделали ему замечание. Незнайка просит объяснить: почему? Дети объясняют.

Воспитатель просит Незнайку рассказать, что же он понял из сегодняшнего занятия. Незнайка рассказывает, дети ему помогают. Затем Незнайка всех зовет играть.

Просмотр мультфильма «тридцать восемь попугаев.Бабушка удава» (СССР, 1977, режиссер И.Уфимцев.)(После просмотра — беседа на тему: формы обращения «ТЫ» и «ВЫ»)

Наблюдение манеры общения детей друг с другом в процессе игр и повседневного общения.

Разыгрывание сценки по стихотворению Я. Пишумова «Здравствуйте»

(Приложение 8)

Игра-драматизация «Мы знакомимся»

Чтение стихотворения Я. Пишумова «Здравствуйте!»

Совместное разыгрывание сценки по стихотворению Я. Пишумова «Здравствуйте!»

Чтение стихотворения Г. Остера «Давайте познакомимся» + игра-драматизация «Мы знакомимся»

  «Уроки вежливости»: выборочное чтение из книги «Правила поведения для воспитанных детей » (Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. – АСТ, 2010)

Цель: выявить уровень знаний детей о правилах вежливости.

_______________________________

Чтение книги  или просмотр мультфильма «Крошка Енот»

Беседа о прочитанном  (увиденном)

2. «Наши приветствия и настроение»

Цель: выявить степень  понимания эмоционального состояния людей, выраженного в мимике и жестах.

Содержание: приходит грустный Незнайка. Рассказывает, что на улице он встретил Шапокляк и поздоровался так, как его дети научили, но в ответ она отвернулась и молча прошла мимо.

Вопрос детям: может вы неправильно мне что-то объяснили? Воспитатель просит рассказать подробно что же он сделал, а дети подтверждают правильно или неправильно. Выясняют, что Незнайка все сделал правильно.

Вопрос Незнайке: а с каким настроением ты здоровался?  Ты улыбнулся?

Незнайка: Зачем?

Дети объясняют: в чем неправ Незнайка.

Словесное упражнение на подбор прилагательных «Улыбка бывает какая?»  (Приложение 4)

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что важно в приветствии: интонация, улыбка и жесты»

В конце занятия — прослушивание и пение песни «От улыбки станет всем светлей…»

Рисование на тему «Поделись улыбкою своей»

Словесно-мимическая игра «Что будет, если я поздороваюсь вот так...»

Дидактические игры «Путешествие в мир эмоций», «Подбери эмоцию».

Разучивание стихотворения «Здравствуйте!» (автор неизвестен)

«Здравствуйте!» - Ты скажешь человеку.

«Здравствуй!» - Улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет!

Словесно-мимическая игра «Что будет, если я поздороваюсь вот так...»

Словесная игра «Привет!»

Цель: упражнять в произнесении приветствия с разными эмоциями

Задание: скажи приветствие в соответствии с картинкой, которую я тебе покажу.

Ассоциативная словесная игра «Подбери картинку к моему приветствию»

Накопление познавательного содержания по теме

3 и 4 неделя октября

Обогащение и активизация словаря

Развитие диалогической речи

3. «Есть такой праздник — Всемирный день приветствий»

Цель: познакомить детей с происхождением праздника, особенностями празднования. Обогащение и активизация словаря.

Содержание: рассказ воспитателя о происхождении праздника, его обычае: в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 человек (устно или письменно).

(Приложение 2)

Воспитатель предлагает детям вспомнить мультфильм «Как было написано первое письмо»     и нарисовать всем вместе письмо уехавшему Незнайке по предложенному алгоритму (Приложение 5)

Рисование цветными карандашами «Рисованное письмо». После рисования дети запечатывают письмо в конверт и опускают в почтовый ящик.

Просмотр мультфильма по сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» (СССР,1984, режиссер: А.Кирик) и беседа об увиденном.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Предложить детям самим нарисовать письмо-приветствие для мам, друзей...( можно как домашнее задание, можно воспользоваться  алгоритмом: время года, погода, мое настроение, пожелание. После рисования письма опускаются в почтовый ящик.

Самостоятельное рассматривание книг, буклетов и иллюстраций, принесенных из дома.

Игры с атрибутами изготовленными самостоятельно и принесенными из дома (веера, предметы одежды)

Подвижная игра «Интересное приветствие»

Приветствия в России в разные эпохи: поклоны, реверансы и книксены, снимание шляпы, рукопожатие,

современные приветствия в сюжетно-ролевых играх.

Как здороваются люди разных профессий? (продавец, проводник, стюардесса и др.)

Беседа с детьми и рассматривание иллюстраций на тему «Средства связи, или как мы можем общаться на расстоянии»

Цель: дать представление о технических средствах связи.

Словесное упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» (Приложение 5)

Беседа-рассматривание (разгадывание) нарисованных детьми писем.

Беседа-рассматривание (разгадывание) нарисованного Незнайкой ответа.

Рассматривание книг, иллюстраций, принесенных детьми из дома, и обсуждение

Чтение и обсуждение прочитанного В. Орлов «Разноцветная планета»

4. «Это многоликое "Здравствуйте!"»

Цель: Познакомить детей с приветствиями разных народов.

Содержание: воспитатель рассказывает о прочитанной им интересной библейской истории про Вавилонскую башню, про то, как люди перестали понимать друг друга. Появились разные народы, говорящие на разных языках. У каждого народа свой костюм , свои обычаи, традиции, свой язык, который другие не понимают.  

Просмотр видео-ролика «Приветствия разных стран»

Проблемная ситуация. Цель: Стимулировать познавательную активность детей. Подвести к пониманию того, что люди, говорящие на разных языках могут поприветствовать друг друга жестами.

Как люди разных стран   общаются без слов.

После ответов-предположений детей — показ фотографий с жестами-приветствиями

Но приветствия еще бывают и очень необычными. Показ видео-ролика «Самые странные приветствия» и обсуждение.

Дети называют приветствия которые они сегодня узнали и воспитатель предлагает им поприветствовать друг друга такими приветствиями.

Подвижная игра «Интересное приветствие».

Подвижная игра «Интересное

приветствие» (приветствия народов мира)

Вечер досуга: «Приветствия в России в разные эпохи»:

  • поклоны,
  • реверансы и книксены,
  • снимание шляпы,
  • отдавание чести
  • современные приветствия: рукопожатие, объятия, хлопки ладонью о ладонь, трехкратный поцелуй,
  •  подпрыгивание
  • и т.д.

Вечер досуга: «Приветствия народов мира»

Проблемная ситуация: «Почему не поняли друг друга представители разных национальностей»

 японец и русский (взмахи руками); болгарин и мексиканец (мотание и кивание головой); кореец и русский (полная чашка чая); русский и житель Тибета (показал язык). 

(Приложение 5)

________________________________

Беседа: «С поднятым забралом»

Цель: обогащение словаря детей; познакомить детей с тем, откуда появились разные правила поведения. (Приложение 8)

5. «Добрые слова»

Цель: Продолжать знакомить детей с видами приветствий: речевые приветствия, правила этикета при приветствии. Развитие звуковой культуры речи.

Содержание: воспитатель предлагает детям поиграть: словесное упражнение «Вспомни приветствие на звук...».

Воспитатель знакомит детей с правилами этикета «Кто должен здороваться первым?»:

- при приветствии словами,

- при приветствии жестом.

Логоритмическое упражнение: «Прохлопывание по слогам приветствий»

Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

Сюжетно-ролевая игра «Мы — путешественники»

Обыгрывание мини-сценок: «Как здороваются люди?»

Ситуация «Научи своего друга тому, что умеешь делать сам»

Цель: побуждение детей к проявлению внимания друг к другу, к стремлению совершать добрые поступки.

Чтение: С.А. Насонкина «Уроки этикета» (СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006) и беседа о прочитанном, с целью  развития грамматически правильной речи (не «здрасьте», а «здравствуйте» — пожелание здравствовать, т.е. здоровья)

Просмотр мультфильма: «По дороге с облаками» (СССР, 1984, режиссер Ю.Бутырин) и обсуждение увиденного

Обыгрывание мини-сценок: «Как здороваются люди?» Три вида приветствий:

  • официальное (гражданин, господин; профессиональные)
  • дружеское (уважаемый коллега, старина, дорогой друг)
  • фамильярное, допустимое только среди самых близких людей

Вечер досуга по литературным произведениям: «Мы в гостях и гости к нам» (приветствие в разных странах)

________________________________

Игра: «Скажи мне как ты здороваешься, и я скажу, кто ты» (приветствия разных стран)

Освоение форм монологической речи на содержании темы

1 и 2 неделя

ноября

Обучение составлению описательного рассказа.

 Обучение составлению повествовательного рассказа.

Контаминация

Учить сочинять загадки

6. «Составление описательного рассказа по картинке: выбери и опиши любого героя, любой национальности»

Цель: продолжать учить детей составлять описательные рассказы (с опорой на план) о человеке,  продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания, закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

Содержание: воспитатель рассказывает детям историю о том, что недавно, гуляя в лесу, она встретилась с двумя инопланетянами (показывает картинку с их изображением). Из беседы с этими существами стало ясно, что они считают всех людей на Земле очень похожими. Воспитатель предлагает детям доказать гостям с другой планеты, что все люди разные, а для этого сравнить некоторых из них. Рассказы детей воспитатель обещает записать и в следующее посещение инопланетянами Земли передать им. Каждому ребенку предлагается выбрать картинку с изображением того человека, о котором хотелось бы рассказать(жители разных стран).

Дети, взяв картинки, садятся на свои места и готовят рассказ о «своем» герое. Им разрешается задавать  любые вопросы, чтобы рассказ оказался более полным, интересным и точным. Первая пара детей (желательно, из сильной подгруппы) выходит со своими картинками и ставит их на доску. Воспитатель напоминает, что, рассказы должны быть четкими, выразительными, без ошибок и остановок.

Словесное упражнение «Сосчитай до пяти»:

- одна улыбка,

- две …

- три ...

7. «Составление рассказа о приветствии по схематическим моделям  (пиктограммы)»

Цель: продолжать учить детей составлять описательные рассказы о приветствиях, используя при этом пиктограммы, продолжать учить связности, развернутости высказывания, закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

8. «Составление загадок»

Цель: вызвать  интерес к загадкам, продолжать учить придумывать и отгадывать загадки.

Содержание: беседа на тему «Средства общения: технические, вербальные, невербальные».  Составление загадок.

 Словесное упражнение: «Опиши, а мы отгадаем» ( жители разных стран)

Раскрашивание костюмов разных народов

Словесная игра на образование сложных слов

Разыгрывание мини-сценок

Придумывание танца под мелодию

Дидактическая игра «Придумай новую национальность» с использованием разрезного игрового пособия-книги «Народы мира»

Словесная игра-рассуждение  «Что общего и чем отличаются?» (сотовый телефон и телефон, телефон и компьютер)

Цель: учить детей отражать характеристики предмета как системы (от общего к особенностям, от целого к частному)

Словесная игра на образование сложных слов:

- руку пожать = рукопожатие

- колени преклонить = коленопреклонение и т.д.

Беседа-объяснение фразеологизма «Улыбнись, и у меня на душе станет тепло»

Разыгрывание бытовых сценок «Поделись своим настроением» (2 варианта ситуаций:

- у тебя и у друга хорошее настроение,

- у тебя хорошее настроение, а у друга плохое)

Объяснение фразеологизмов («Челом бить», «С открытым забралом», «Китайские церемонии» и др.), с рассматриванием иллюстраций

Словесная игра «Эти странные слова»

 Цель: познакомить детей с явлением полисемии (многозначность слов)

- ручка

- крыло

- игла

Словесная игра «Исправь ошибку» (согласование существительных с прилагательными):

- красивый улыбка

- радостный лицо

- крепкий рукопожатие

и т.д.

Словесное упражнение «Что не так?»:

- Если человек плачет, значит ему весело.

- Когда человек улыбается — он грустит.

- Если человек смеется, значит у него плохое настроение.

и т.д.

Словесная игра «Придумай новую национальность» Цель: развивать словесное творчество детей, уметь составлять новое сложное слово из двух или трех слов (индиец+американец=индомеканец; русский+японец=русяпонец)

Словесная игра «В каких странах побывала Маня?»

Развитие творческих способностей детей

3 неделя ноября

Обучение разным видам творческого рассказывания

9. «Злой язычок» 

Цель: придумывание концовки к сказке. (Приложение 8)

10. Составление творческого рассказа «Что увидел

космонавт?», или «Приветствуем инопланетных гостей»

Цель: развивать творчество, фантазию

Содержание:  Педагог говорит детям: «Мы же не знаем как здороваются на других планетах — давайте придумаем!» (Просмотр отрывка с приветствием из кинофильма «Кин-дза-дза»))

11. Издание книги по сказке «Первый полет на Землю»

Цель: учить внимательно слушать литературное произведение,  оценивать характер и поступки героев сказки. Развивать умение образно воспринимать происходящие события. Придумывать другое окончание сказки. Развивать словесное творчество, ставя себя на место главных героев.

 

Игра «Снежный ком»  (Приложение 4)

Настольно-печатная игра «Сам себе сказочник»

Аппликация «Хорошо, когда рядом друг!» или «Разноцветные ладошки»

с использованием стихотворения «Павлин мечтает» (Приложение 8)  из вьетнамской поэзии

Сочинение загадок

Настольно-печатная игра «Сам себе сказочник»

Пантомима: «Придумай приветствие»

Теневой театр: жесты

Драматизация сказки

«Первый полет на Землю»

Рисование иллюстраций к сказке «Первый полет на Землю»

Разыгрывание различных ситуаций

Пластический этюд «Новое приветствие на месте замри»

Теневой театр: жесты

Изобразительная деятельность «Цвет обозначает эмоции»

Беседа «Чтобы было, если бы мы тратили время на поклоны?»

Пластический этюд: «Придумай свой поклон»

Разыгрывание ситуаций

Словесное упражнение «Что означает эта пиктограмма - покажи» с использованием пиктограмм приветствий

Рисование «Вежливые ладошки»

Вечер развлечений «Музей приветствий»

Работа с родителями: конкурс рассказов  на тему: «Приветствую тебя, мой Друг!» (с  рисунком для оформления зала)

Развлечение «Совместное придумывание сказки по случайно выбранной серии картинок с музыкой и движениями»

Итоговый проект

4 неделя ноября -

21 ноября

Праздник «Всемирный день приветствий»


Сценарий праздника «Всемирный день приветствий».

Действующие лица: ведущий, два Ангела, Дама, почтовый голубь, ямщик и тройка, Инопланетянин.

 Дети входят в музыкальный зал и исполняют танец-приветствие под музыку «Подари улыбку миру».

Ведущий:  Давным-давно, когда люди Земли назывались единым народом и говорили на одном языке , решили они построить башню до неба.

Дети исполняют пантомиму «Строительство башни» ( под музыку).

Ведущий: башня достигла таких высот, что каменщику приходилось целый год нести кирпич на её вершину.

 Под музыку выходят ангелы

1-й ангел  Бог увидел, что вы, люди, подобрались совсем близко. Ему это не понравилось.

2-й ангел И в наказание за вашу дерзость, он смешает вашу речь. Вы перестанете понимать друг друга.

Звучит музыка (гром). Дети замирают.

Ведущий: Так и случилось. Начались недоразумения, ссоры, драки. Много в таких условиях не построишь. Бросили люди свою башню и разбрелись в разные стороны. Так появились разные народы, говорящие на разных языках.

Музыкальный этюд (тревожная музыка).

Ведущий. Люди очень долго не понимали друг друга. И стало им грустно. Поняли они, что не обойтись им без общения.  Почему? ( Ответы детей: торговля, создание семей, хождение друг к другу в гости…).

Ведущий. Наконец люди придумали, что можно общаться и без слов. Как же это?

Дети. Жестами.

Ведущий.Правильно. И разные народы делают это по-разному. Давайте посмотрим.

Дети исполняют танцы-приветствия народов мира – русский ( с поклонами), японский (с веером и поклон – руки перед грудью), африканский (прыгают; трутся носами), мексиканский, китайский (Тибет)(высовывают язык и при этом правой рукой снимают шапку, а левой касаются уха), французский (реверанс – поклон).

Приветствия завершаются общим хороводом под музыку «Дай руку, друг» (под припев).

Ведущий:  Но нередко люди не могли понять жесты друг друга, и возникало много недоразумений.

Сейчас будут показаны небольшие сценки. Вы их посмотрите и скажете, почему герои  не поняли друг друга?

Демонстрируются сценки( их могут подготовить как дети, так и родители).

 - японец и русский (у русских взмахи кисти руки справа налево означает «Здравствуйте», а в Японии «До свидания» и наоборот: вперёд-назад в России «до свидания», а в Японии – «здравствуйте»).

- болгарин и мексиканец (болгары показывают головой из стороны в сторону – «да», а мексиканец– «нет»).

Традиции чаепития: у русских налитая доверху чашка – это признак гостеприимства, а у китайцев -  знак  того, что хозяева предлагают гостю допить чай и уйти.

Русский и тибетец - тибетец высовывает язык и при этом правой рукой снимает шапку, а левой касается уха - русский думает, что его дразнят.

Ведущий.  Люди поняли, что только жестами общаться трудно, поэтому надо уметь договариваться не только жестами, но нужно ещё и учить иностранные языки.

Окружающий нас мир огромен. По-разному отмечают люди в разных странах  самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. Но есть одно слово, объединяющее их всех. Это слово – «Здравствуйте».

Ребенок

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку

Здравствуй! – Улыбнётся он в ответ

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Ведущий. В русском языке «Здравствуй» значит будь здоров. Здороваясь, мы уже не думаем об этом значении, просто соблюдаем одно из правил вежливости. А вот в некоторых русских деревнях ещё до сих пор на «Здравствуй» отвечают «Спасибо», а в ответ на «Добрый день!» желают хорошей погоды.

Как же звучит это слово на других языках?

1-й ребенок

Привет, хэллоу, салам алейкум,

Шалом, ясу, гомар джоба,

2-й ребенок

Терве, бонжур, алоха, ола,

Аляфунду, амантрана

Дети (хором)

Как много слов, а смысл прежний :

Чтоб здравствовал и шли дела.

Ведущий: Вот сколько разных приветствий! Может, кто-то из гостей может поприветствовать нас ещё на каком-нибудь языке?  (приветствия гостей)

А знаете ли вы, что есть такой праздник – День приветствий? Появился он в 1973 году, в знак протеста против ухудшения  отношений между странами. Два брата-американца Майкл и Брайан Маккормаки предложили отмечать 21 ноября как Hallo day или Всемирный день приветствий. По замыслу братьев, в этот день каждому, кто хочет дружбы и согласия в мире, нужно поздороваться с десятью незнакомыми людьми, пожелать им здоровья, удачи, написать дружеские письма людям, живущим в других городах и странах. Письма братьев с простыми доброжелательными приветствиями, отправленные в разные страны мира, послужили заразительным примером для многих жителей  планеты.

 Сценка «Письмо».

За столом сидит Дама. На столе письменный прибор – чернила и перо. На заднем плане ширма. За ширмой за компьютером сидит инопланетянин. Дама пишет письмо, отдаёт его почтовому голубю:

Дама.

Послать я другу хочу привет

Его вложу я сейчас в конверт

Почтовый голубь, скорей лети

И не задерживайся в пути! 

Уходит из зала. Стол и стул убирают. Голубь «летит» - бежит по залу, постепенно замедляя бег.

Голубь.

Лететь я больше не могу

Отдам письмо я ямщику.

Отдаёт письмо Ямщику на почтовой тройке. Улетает. Тройка скачет по залу. Герои уходят на места.

1-й ребенок

Ямщик, в пути коней загнав,

Письмо отдал на телеграф.

2-й ребенок

На телеграфе, вот беда,

Вдруг оборвались повода.

Ну как письмо доставить нам?

Мы обратимся к поездам.

3-й ребенок

В пути давно уже письмо.

Всё получатель ждёт его…

4-й ребенок (вскакивая с места)

Чего блуждать по белу свету -

Пускай дойдёт по Интернету.

Отодвигается ширма - перед монитором сидит Инопланетянин.

Инопланетянин.

Ура!!!

Я ждал сюрприза много лет

И получил с Земли привет!

Уходит из зала. Возвращается с Дамой. Инопланетянин с Дамой исполняют танец.

5-й ребенок

«Здравствуй!», - скажу я другу

И протяну ему руку.

Он руку протянет в ответ,

С улыбкой мне скажет: «Привет!»

И от этой улыбки его

На душе сразу станет тепло

6-й ребенок

А если друзья далеко

И руку пожать нелегко?

Тогда свой горячий привет

Могу положить я в конверт.

Пускай почтальон по свету

Мои разнесёт приветы.

7-й ребенок

А если вдруг почты нет?

Тогда у нас есть Интернет.

И пусть я живу в России,

А друг мой Хуан в Бразилии,

Мы можем, минуя границы,

Увидеть любимые лица.

8-й ребенок

Хотим мы, чтоб люди планеты

Друг другу дарили приветы

И чтобы от тихого «Здравствуй»,

Закончились ссоры и распри.

И , может, другим планетам

Мы скоро отправим приветы.

Исполняется общий танец

9-й ребенок

На свете живут

Разноцветные дети.

Живут на одной

Разноцветной планете.

И эта планета

На все времена

У всех разноцветных

Всего лишь одна.

10-й ребенок

Кружится планета,

Большая планета,

Ладонями солнца

Она обогрета,

Но греют планету

Намного теплей

Улыбки и смех

Разноцветных детей.

Исполняется общий танец под музыку «Здравствуй, мир», «Детство – это ты и я».

Ведущий: Дорогие друзья! Так давайте же по традиции этого праздника подарим сегодня всем окружающим нас людям тёплую улыбку, ласковый взгляд, радостное «Привет!». Позвоните, напишите письмо с радушными приветствиями, назначьте встречу, придите в гости! Желайте здоровья, успехов, удачи и просто добра. Ведь если люди улыбаются, значит, они счастливы. Пусть весь мир от наших улыбок станет светлее, добрее и радостнее!.

 Итоговые выводы по проекту  «Всемирный день приветствий».

Цель проекта: Познакомить детей с праздником «Всемирный день приветствий», с традициями и обычаями, связанными с ним.

Разработка этого проекта шла по трём направлениям:

  • Приветствие – как проявление вежливости, этикет.
  • Приветствие – как проявление каких либо эмоций.
  • Передача приветствий – слова, жесты, технические средства связи.

 Первый этап работы был направлен на выявление представлений детей о правилах вежливости и о степени понимания эмоционального состояния людей в процессе приветствия, выраженного в мимике и жестах.

Задача этого этапа – развитие разговорной речи.

Проводятся занятия: «Зачем людям здороваться?» и «Приветствие и настроение», где  изучается и активизируется личный опыт детей по данной теме. Проводятся беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, словесные и словесно-ассоциативные  игры.

В результате этой работы дети получали знания о том, что при встрече надо здороваться; со взрослыми и сверстниками надо здороваться по-разному, так как существует две формы обращения «вы» и «ты». Немаловажное значение при приветствии имеет настроение и мимика, с которой здоровается человек.

Дети, в процессе игр-драматизаций, разыгрывания бытовых сценок  овладевали умениями культуры общения: стали приветствовать друг друга и взрослых в более разнообразных формах, здоровались со всеми взрослыми в детском саду, независимо от того, знают они этого человека или нет. Стали приносить  из дома литературу, в которой были описаны правила этикета и самостоятельно их рассматривать.

Второй этап работ направлен на накопление  у детей познавательного содержания по теме.

Задачи:

  • Обогащение и активизация словаря.
  • Развитие диалогической речи.

На данном этапе воспитатель знакомит детей с праздником «Всемирный день приветствий»: о его происхождении, традициях и обычаях. Происходит знакомство детей с библейской историей о Вавилонской башне, во время строительства которой, по легенде, образовались разные народы и языки.

Происходит знакомство с вербальными и невербальными формами приветствий. Дети знакомятся с разнообразными средствами связи: почта, телеграф, телефон, компьютер и т.д.

На данном этапе активно используются такие формы работы, как рассказ воспитателя, беседа, чтение литературы.

При проведении игр-драматизаций, дети знакомятся с тремя видами приветствий: официальными (профессиональными), дружескими, фамильярными, допустимыми только среди близких людей.

Ставятся проблемные ситуации: «Почему не поняли друг друга японец и русский; болгарин и украинец, русский и китаец».

Проводятся вечера досуга: «Приветствия народов мира», «Приветствия в России в разные эпохи».

Активизация диалогической речи происходит во время сюжетно-ролевых игр: «Почта», «Принимаем гостей», «Мы – путешественники», в которых дети, в процессе взаимодействия развивают навыки  общения друг с другом, учатся грамотно строить фразы.

Результатом работы на данном этапе является становление устойчивого интереса к традициям и обычаям приветствий разных народов, к традициям самих  народов. Библиотека группы пополнилась книгами, принесёнными детьми из дома по данной теме. При рассматривании и чтении содержание их активно обсуждалось детьми. В театральном уголке появились атрибуты и детали костюмов разных стран.  Эти предметы   активно использовались детьми в сюжетных играх, в результате чего развивалась диалогическая речь.

На третьем  этапе происходило освоение монологической речи на содержании темы.

Задачи :

  • Обучение описательному рассказу.
  • Обучение повествовательному рассказу.
  • Обучение составлению загадок.
  • Обучение рассказу-контаминации.

На этом этапе задачи по развитию монологической речи решались следующим образом:

Составление описательных рассказов по картинке «Опиши героя любой национальности», с опорой на план.

Составление повествовательных рассказов по моделям, картинкам, развивая навык связности, развёрнутости высказывания, закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

Используются разнообразные словесные игры: «Опиши, а мы отгадаем», «Придумай новую национальность», «Исправь ошибку», «Эти странные слова» (объяснение многозначности слов).

Объяснение и составление фразеологизмов, разгадывание и составление загадок.

Итог этой работы - рассказы детей о путешествиях и приключениях героев по разным странам, рисование карт и маршрутов, рассказов по своим рисункам, составление «Книги приключений», в которую вошли продукты деятельности  детей.

Четвёртый этап работы - развитие творческих способностей детей.

Задача: обучение разным видам творческого рассказывания.

На этом этапе  дети сначала совместно с воспитателем, а затем самостоятельно составляют творческие рассказы по картинам, например, «Что увидел космонавт?», по серии картинок (придумывание конца, начала, середины), придумывают концовки к сказке «Злой язычок». Совершенствуют навыки составления загадок. Используются проблемные ситуации: «Что было бы, если бы мы тратили бы столько времени на поклоны, как раньше?», пластические этюды «Придумай свой поклон».

Активно используется настольно-печатная игра «Сам себе сказочник».

Развитие творческих способностей детей стимулирует центр речевого творчества, в котором представлены различные виды театров, атрибуты для игр-драматизаций, продукты детского речевого творчества (книжки детских рассказов, загадок), дидактические игры.

Итогом этой работы является праздник, в котором принимают участие дети, воспитатели и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Ставрополь" - моя малая Родина". Приветствие.

Материал актуален только для г. Ставрополя....

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Стишки и рифмовки на английском языке для дошкольников по темам : "Приветствие", "Животные", "Части тела"

стишки ирифмовки на английском языке для дошкольников с переводом на русский, а также для не умеющих читать на английском языке родителей английский вариант русскими буквами....

Детское приветствие участникам методического объединения

Детское приветствие участникам методического объединения...

Методическая разработка "Картотека приветствий для утренней гимнастики в первой младшей группе".

Методическая разработка приветствий представлена в виде картотеки, которая направлена:- на развитие социально-личностных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посредствам иг...

Методическая разработка "Картотека приветствий для утренней гимнастики в первой младшей группе".

Методическая разработка приветствий представлена в виде картотеки, которая направлена:- на развитие социально-личностных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посредствам иг...