Методическая разработка Проект: «День приветствий».
методическая разработка (старшая группа) на тему
Педагогический проект "День приветствий" состоит из нескольких этапов. Методическая разработка содержит подробное описание каждого этапа, его задачи и формы работы. Включает в себя сценарий праздника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_den_privetstviy.docx | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Круглякова Юлия Николаевна
Воспитатель ГБДОУ комбинированного вида детский сад №77 Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Проект:
«День
приветствий».
(в рамках проекта «Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста»)
2014 г.
Актуальность работы обусловлена тем, что живя в Санкт-Петербурге - городе, где проживают представители более чем 100 национальностей, мы наблюдаем, как растет социальная напряженность, в основе которой – враждебность по отношению к представителям других этносов, неприятие их ценностей и особенностей.
В этой связи воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия, уважения к людям разных национальностей, формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.
В нашей группе есть дети разных национальностей. Бывая в общественных местах, они обращают внимание на внешний вид гостей города, характерные черты их лиц, звуки нерусской речи. Это рождает любознательность, вызывает недоумение, но суждения и выводы детей поверхностны, так как в силу возрастных особенностей они не имеют необходимых знаний, позволяющих осмысливать межличностные, социальные и этнические проблемы. Имеют место факты нетерпимого, конфликтного отношения детей к представителям другой национальности, такие проявления, как смех, испуг при встрече с ними, отказ вступать в общение.
В этой связи особую значимость приобретает установка на построение бесконфликтных взаимоотношений, необходимость воспитания такого личностного качества как этнотолерантность, которая требует обогащения знаний о культурных традициях разных стран, которые будут влиять на отношение и поведение к представителями разных национальностей.
Становится очевидной необходимость развития этнотолерантности в дошкольных образовательных учреждениях посредством создания специальных условий.
Одним из них является метод проектов, в котором ребенок может проявить себя в полной мере, как субъект деятельности – активный, инициативный, самостоятельный, творческий.
Гипотеза: использование метода проектов может повысить уровень межэтнической толерантности при следующих условиях:
- выбора тематики проектов, связанных с культурными традициями национальностей детей группы;
- если работа по воспитанию этнотолерантности будет строится в следующей логике: эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты;
-организации дружеского сотрудничества детей разных национальностей при выполнении проектов;
- активное привлечение родителей к участию в проектах.
- создание развивающей среды, соответствующей новым требованиям;
Толерантность – это способность человека позитивно реагировать на любые социальные различия, окружающие его в современном мире.
Существует три сферы, в которых могут проявляться эти различия: социальное познание, социальные отношения и социальное поведение.
По мнению Г.В. Палаткиной, процесс формирования этнотолерантности включает три этапа.
Первый этап – мотивационный. Цель - создание положительного эмоционального настроя на общечеловеческие ценности (терпимость, обычаи, традиции различных народов, вероисповедание, атеизм, права человека и т.д.).
Второй этап – познавательный. Педагог, родители и дети решают следующие задачи:
1) знакомство с культурными традициями, общечеловеческими ценностями;
2) совместный анализ материалов этнических проблем и поиск возможных путей их решения с точки зрения общечеловеческих ценностей
3) развитие способности ценить исторический опыт, культурные, традиции народов
4) вырабатывать качества, необходимые для положительного взаимодействия с лицами различных национальностей.
Третий этап – поведенческий - осознанное отношение к данной проблеме, уважительное отношение к различным этносам и религиям, умение общаться с людьми различных национальностей и вероисповеданий.
Также большое влияние оказывает на формирование этнического самосознания ребенка семья. Позитивная оценка и позитивные установки родителей по отношению к представителям своей и других этнических групп является для ребенка условием обоснования его этнической самоидентификации, толерантности по отношению к представителям других национальностей.
В результате изучения литературы по проблематике развития толерантности у старших дошкольников были сделаны следующие основные выводы:
1. Межличностное общение играет важную роль в психическом развитии старшего дошкольника. В связи с этим необходимо укреплять традиции межнационального общения детей в группе смешанного национального состава.
2. Процесс формирования толерантности включает три этапа : мотивационный, познавательный, поведенческий.
3. Чувство национального самосознания ребенка начинается в семье и переходит в умение ценить себя и других людей.
4. В дошкольном возрасте, когда происходит расширение и углубление социальных контактов, важна активная работа по формированию установок толерантного сознания и навыков толерантного взаимодействия, развитию коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов. Ребенка дошкольника характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
5. Для формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста возможно использование метода проектов, так как этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В ходе проектной деятельности расширяются знания детей о культурных традициях разных народов, путём самостоятельного и активного поиска информации при ответах на вопросы, интересующих детей. Развиваются общие способности – познавательные, коммуникативные, регуляторные, ведь выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану, что соответствует уровню психо-физиологического развития старших дошкольников.
6. Формирование межэтнической толерантности у детей невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах толерантности, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.
Реализация проекта проходила в рамках ГБДОУ №77 Приморского района. В нём принимали участие дети подготовительной группы, в возрасте 6-7 лет, представители 6 национальностей (азербайджанцы, башкиры, татары, лезгины, украинцы, русские)
I этап реализации проекта – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель: Изучить особенности проявления этнотолерантности у детей 6-7 лет группы № 9.
При формулировании задач диагностики, учитывается то, что в современной педагогической науке выделяются 3 основных компонента этнотолерантности в дошкольном детстве: когнитивный (знания), эмоциональный (отношение) и практический (умение взаимодействовать с людьми в разнообразных ситуациях с позиции применения имеющихся знаний толерантных установок).
Задачи:
1. Определить уровень знаний детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику другой расы (национальности).
2.Определить уровень развития у детей 6-7 лет эмоционального компонента этнотолерантности.
3.Выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
Для решения поставленных задач были проведены 2 серии диагностики, включающие в себя беседы и три диагностические ситуации.
1-я серия решала первую задачу, для чего были отобраны следующие методики:
1. Индивидуальная беседа с ребенком № 1 (адаптивная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок) 2. Индивидуальная работа с ребенком № 2.
Данные методики были выбраны в связи с тем, что они позволяют:
- изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.
- определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.
2-я серия была направлена на решение 2 и 3 задачи. Для определения уровня развития у детей старшего дошкольного возраста эмоционального компонента этнотолерантности и выявления уровня сформированности представлений об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними, были организованы диагностические ситуации: «Выбери напарника для игры» (адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок), «Нужен твой совет», «Невыдуманная история». (Описание диагностических ситуаций см. в Приложении 1).
Обработка и анализ материалов проводится после проведения трех диагностических ситуаций.
Выводы по итогам I этапа.
Диагностика исходного уровня этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста показала, что большая часть воспитанников имеет средний уровень этнотолерантности, Западает познавательный компонент, так как дети в поведении проявляют насмешки над внешним видом людей другой национальности. Незнание приводит к непреднамеренным поступкам, обижающим ребенка, так как дети поступают с позиции собственного опыта и незнания национальных традиций. Важен когнитивный компонент, который будет влиять на отношение и поведение.
Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего этапа проекта – это познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет воспитанию этнотолерантности, как одного из необходимых моральных качеств личности.
II этап - ФОРМИРУЮЩИЙ
Цель: разработать педагогическую технологию использования метода проектов, как средства воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Разработать содержание проектной деятельности группы.
2. Разработать этапы проекта, направленные на воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести итоговую диагностику, позволяющую оценить реализацию разработанной педагогической технологии.
Проект педагогической технологии базируется на следующих педагогических теоретических положениях:
Концепция культурно-исторического развития и теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).
Личность ребёнка успешно развивается в процессе освоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Изначально у ребенка отсутствуют знания и представления о разнообразии рас и национальностей, их культурных традициях. Но в процессе общения со взрослым, совместной с ним деятельности, а в дальнейшем и в самостоятельной деятельности, ребенок постепенно накапливает и расширяет свои знания о культурных традициях и обычаях разных стран, приобретая такое важное личностное качество, как этнотолерантность.
Теория целостного развития личности (Б.Г.Ананьев, М.В.Крулехт).
Знания и умения, полученные и освоенные ребенком в процессе реализации педагогической технологии – метод проектов, как средство воспитания этнотолерантности у детей, будут в полной мере способствовать развитию личности ребенка, обогащению его личного опыта, освоению позиции субъекта в детских видах деятельности.
Теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, А.Д. Давыдов).
Ребенка необходимо научить правильно применять, полученные им знания в процессе целенаправленного обучения в других видах деятельности.
Принципы проектирования:
1. Принцип связи обучения с жизнью и практикой.
Принцип реализуется следующим образом: все полученные знания и умения могут быть успешно использованы детьми в разных видах деятельности (игровой, художественно-творческой, интеллектуально-познавательной). Могут способствовать развитию положительных социально-личностных качеств (гуманизм, толерантность, патриотизм).
2. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Знакомство детей с культурными традициями разных стран и народов будет способствовать всестороннему развитию личности и его индивидуальности в целом.
3. Принцип доступности обучения.
При работе с детьми учитываются особенности развития детей. Материал отбирается исходя из реальных возможностей детей, близкий их личному опыту. От знакомого к незнакомому.
4. Принцип систематичности и последовательности.
Предполагает преподавание и усвоение знаний детьми в определенном порядке, системе, что позволит достичь наиболее оптимальных результатов.
Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляться в трех направлениях:
Эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
Информационное насыщение (обогащение и систематизация знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).
Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Активными участниками проектов стали наши родители. Прежде чем осуществлять данный проект, необходимо было заручиться их поддержкой, чтобы они стали нашими союзниками и соратниками в разработке и поведении проектов. Для этого проведено родительское собрание на тему: «Учимся проектировать вместе, или что такое детское проектирование». Цель - познакомить родителей с формой работы « проектная деятельность в воспитании этнотолерантности детей». Форма проведения – круглый стол.
Воспитателями подготовлен доклад в виде компьютерной презентации о том, что такое метод проектов, какие цели он преследует, виды проектов, а также этапы разработки проекта. Как использовать этот метод в воспитании межэтнической толерантности детей.
В своем выступлении педагоги остановились на том, что такое толерантность, как развивать ее у старших дошкольников, предложены темы совместного проектирования.
Родителям предлагалось обсудить в семейном кругу с детьми проблему толерантного поведения, предупреждать некорректное поведение по отношению к другим детям группы, разъясняя недопустимость подобного поведения. Продолжить сотрудничество с детским садом, активно участвовать в жизни группы.
Во время обсуждения поступило множество предложений и идей, которые впоследствии легли в основу будущих проектов.
Проект: «День приветствий»
Цель: воспитывать толерантность в сфере межкультурной коммуникации.
Задачи:
- Мотивация к знакомству с традициями этикета народов мира.
- Развитие представлений о многообразии традиций приветствия.
- Развитие представлений об эмоциональном компоненте этикетных формул
- Овладение способами налаживания межэтнического общения с детьми разных этносов и использование их при решении проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия.
- Познавательно-речевое развитие
- Развитие связной речи.
Разработка этого проекта шла по трём направлениям:
- Приветствие – как проявление вежливости, этикет.
- Приветствие – как проявление разнообразных эмоций.
- Передача приветствий – слова, жесты, технические средства связи.
Вид проекта – исследовательско-творческий, коллективный.
Возраст детей – 6-7 лет
Продолжительность – проект средней продолжительности.
Социальные партнеры: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Конечный продукт – праздник «Всемирный день приветствий»
Первый этап работы направлен на выявление представлений детей о правилах вежливости и о степени понимания эмоционального состояния людей в процессе приветствия, выраженного в мимике и жестах.
Второй этап работы направлен на накопление у детей познавательного содержания по теме, развитие диалогической речи.
Третий этап - освоение монологической речи на содержании темы.
Четвёртый этап работы - развитие творческих способностей детей.
Основная задача этого этапа — обучение разным видам творческого рассказывания.
Итогом всей работы явился праздник, в котором приняли участие дети, воспитатели и родители.
Перспективное планирование работы
с детьми
в рамках проекта
Этап и его содержание, календарный срок | Задачи работы | Формы работы по решению задач | ||
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога | ||
Изучение и активизация личного опыта детей по данной теме (выявление представлений детей о правилах вежливости и о степени понимания эмоционального состояния людей в процессе приветствия, выраженного в мимике и жестах). 1 и 2 неделя октября
| Развитие разговорной речи | 1. «Зачем людям здороваться?» Цель: выявить уровень знаний детей о правилах вежливости. Содержание: Появляется Незнайка. Предлагает играть, забыв поздороваться. Воспитатель обращает внимание детей на то, что забыл сделать Незнайка. Незнайка здоровается с воспитателем на «ты». Воспитатель просит детей объяснить Незнайке в чем он не прав и рассказать с кем здороваются на «вы», а с кем на «ты» и почему. Затем Незнайка рассказывает как он по дороге в сад встретил на другой стороне улицы Буратино и громко ему крикнул: «Привет!» Но прохожие почему-то сделали ему замечание. Незнайка просит объяснить: почему? Дети объясняют. Воспитатель просит Незнайку рассказать, что же он понял из сегодняшнего занятия. Незнайка рассказывает, дети ему помогают. Затем Незнайка всех зовет играть. | Просмотр мультфильма «тридцать восемь попугаев.Бабушка удава» (СССР, 1977, режиссер И.Уфимцев.)(После просмотра — беседа на тему: формы обращения «ТЫ» и «ВЫ») | Наблюдение манеры общения детей друг с другом в процессе игр и повседневного общения. Разыгрывание сценки по стихотворению Я. Пишумова «Здравствуйте» (Приложение 8) Игра-драматизация «Мы знакомимся» |
Чтение стихотворения Я. Пишумова «Здравствуйте!» Совместное разыгрывание сценки по стихотворению Я. Пишумова «Здравствуйте!» | ||||
Чтение стихотворения Г. Остера «Давайте познакомимся» + игра-драматизация «Мы знакомимся» | ||||
«Уроки вежливости»: выборочное чтение из книги «Правила поведения для воспитанных детей » (Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. – АСТ, 2010) Цель: выявить уровень знаний детей о правилах вежливости. _______________________________ Чтение книги или просмотр мультфильма «Крошка Енот» Беседа о прочитанном (увиденном) | ||||
2. «Наши приветствия и настроение» Цель: выявить степень понимания эмоционального состояния людей, выраженного в мимике и жестах. Содержание: приходит грустный Незнайка. Рассказывает, что на улице он встретил Шапокляк и поздоровался так, как его дети научили, но в ответ она отвернулась и молча прошла мимо. Вопрос детям: может вы неправильно мне что-то объяснили? Воспитатель просит рассказать подробно что же он сделал, а дети подтверждают правильно или неправильно. Выясняют, что Незнайка все сделал правильно. Вопрос Незнайке: а с каким настроением ты здоровался? Ты улыбнулся? Незнайка: Зачем? Дети объясняют: в чем неправ Незнайка. Словесное упражнение на подбор прилагательных «Улыбка бывает какая?» (Приложение 4) Воспитатель подводит детей к пониманию того, что важно в приветствии: интонация, улыбка и жесты» В конце занятия — прослушивание и пение песни «От улыбки станет всем светлей…» | Рисование на тему «Поделись улыбкою своей» Словесно-мимическая игра «Что будет, если я поздороваюсь вот так...» Дидактические игры «Путешествие в мир эмоций», «Подбери эмоцию». | |||
Разучивание стихотворения «Здравствуйте!» (автор неизвестен) «Здравствуйте!» - Ты скажешь человеку. «Здравствуй!» - Улыбнется он в ответ. И, наверно, Не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет! | ||||
Словесно-мимическая игра «Что будет, если я поздороваюсь вот так...» | ||||
Словесная игра «Привет!» Цель: упражнять в произнесении приветствия с разными эмоциями Задание: скажи приветствие в соответствии с картинкой, которую я тебе покажу. | ||||
Ассоциативная словесная игра «Подбери картинку к моему приветствию» | ||||
Накопление познавательного содержания по теме 3 и 4 неделя октября | Обогащение и активизация словаря Развитие диалогической речи | 3. «Есть такой праздник — Всемирный день приветствий» Цель: познакомить детей с происхождением праздника, особенностями празднования. Обогащение и активизация словаря. Содержание: рассказ воспитателя о происхождении праздника, его обычае: в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 человек (устно или письменно). (Приложение 2) Воспитатель предлагает детям вспомнить мультфильм «Как было написано первое письмо» и нарисовать всем вместе письмо уехавшему Незнайке по предложенному алгоритму (Приложение 5) Рисование цветными карандашами «Рисованное письмо». После рисования дети запечатывают письмо в конверт и опускают в почтовый ящик. | Просмотр мультфильма по сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» (СССР,1984, режиссер: А.Кирик) и беседа об увиденном. | Сюжетно-ролевая игра «Почта» Предложить детям самим нарисовать письмо-приветствие для мам, друзей...( можно как домашнее задание, можно воспользоваться алгоритмом: время года, погода, мое настроение, пожелание. После рисования письма опускаются в почтовый ящик. Самостоятельное рассматривание книг, буклетов и иллюстраций, принесенных из дома. Игры с атрибутами изготовленными самостоятельно и принесенными из дома (веера, предметы одежды) Подвижная игра «Интересное приветствие» Приветствия в России в разные эпохи: поклоны, реверансы и книксены, снимание шляпы, рукопожатие, современные приветствия в сюжетно-ролевых играх. Как здороваются люди разных профессий? (продавец, проводник, стюардесса и др.) |
Беседа с детьми и рассматривание иллюстраций на тему «Средства связи, или как мы можем общаться на расстоянии» Цель: дать представление о технических средствах связи. | ||||
Словесное упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» (Приложение 5) | ||||
Беседа-рассматривание (разгадывание) нарисованных детьми писем. Беседа-рассматривание (разгадывание) нарисованного Незнайкой ответа. | ||||
Рассматривание книг, иллюстраций, принесенных детьми из дома, и обсуждение | ||||
Чтение и обсуждение прочитанного В. Орлов «Разноцветная планета» | ||||
4. «Это многоликое "Здравствуйте!"» Цель: Познакомить детей с приветствиями разных народов. Содержание: воспитатель рассказывает о прочитанной им интересной библейской истории про Вавилонскую башню, про то, как люди перестали понимать друг друга. Появились разные народы, говорящие на разных языках. У каждого народа свой костюм , свои обычаи, традиции, свой язык, который другие не понимают. Просмотр видео-ролика «Приветствия разных стран» Проблемная ситуация. Цель: Стимулировать познавательную активность детей. Подвести к пониманию того, что люди, говорящие на разных языках могут поприветствовать друг друга жестами. Как люди разных стран общаются без слов. После ответов-предположений детей — показ фотографий с жестами-приветствиями Но приветствия еще бывают и очень необычными. Показ видео-ролика «Самые странные приветствия» и обсуждение. Дети называют приветствия которые они сегодня узнали и воспитатель предлагает им поприветствовать друг друга такими приветствиями. Подвижная игра «Интересное приветствие». | Подвижная игра «Интересное приветствие» (приветствия народов мира) | |||
Вечер досуга: «Приветствия в России в разные эпохи»:
| ||||
Вечер досуга: «Приветствия народов мира» | ||||
Проблемная ситуация: «Почему не поняли друг друга представители разных национальностей» японец и русский (взмахи руками); болгарин и мексиканец (мотание и кивание головой); кореец и русский (полная чашка чая); русский и житель Тибета (показал язык). (Приложение 5) ________________________________ Беседа: «С поднятым забралом» Цель: обогащение словаря детей; познакомить детей с тем, откуда появились разные правила поведения. (Приложение 8) | ||||
5. «Добрые слова» Цель: Продолжать знакомить детей с видами приветствий: речевые приветствия, правила этикета при приветствии. Развитие звуковой культуры речи. Содержание: воспитатель предлагает детям поиграть: словесное упражнение «Вспомни приветствие на звук...». Воспитатель знакомит детей с правилами этикета «Кто должен здороваться первым?»: - при приветствии словами, - при приветствии жестом. Логоритмическое упражнение: «Прохлопывание по слогам приветствий» | Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей» Сюжетно-ролевая игра «Мы — путешественники» Обыгрывание мини-сценок: «Как здороваются люди?» Ситуация «Научи своего друга тому, что умеешь делать сам» Цель: побуждение детей к проявлению внимания друг к другу, к стремлению совершать добрые поступки. | |||
Чтение: С.А. Насонкина «Уроки этикета» (СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006) и беседа о прочитанном, с целью развития грамматически правильной речи (не «здрасьте», а «здравствуйте» — пожелание здравствовать, т.е. здоровья) | ||||
Просмотр мультфильма: «По дороге с облаками» (СССР, 1984, режиссер Ю.Бутырин) и обсуждение увиденного | ||||
Обыгрывание мини-сценок: «Как здороваются люди?» Три вида приветствий:
| ||||
Вечер досуга по литературным произведениям: «Мы в гостях и гости к нам» (приветствие в разных странах) ________________________________ Игра: «Скажи мне как ты здороваешься, и я скажу, кто ты» (приветствия разных стран) | ||||
Освоение форм монологической речи на содержании темы 1 и 2 неделя ноября | Обучение составлению описательного рассказа. Обучение составлению повествовательного рассказа. Контаминация Учить сочинять загадки | 6. «Составление описательного рассказа по картинке: выбери и опиши любого героя, любой национальности» Цель: продолжать учить детей составлять описательные рассказы (с опорой на план) о человеке, продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания, закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. Содержание: воспитатель рассказывает детям историю о том, что недавно, гуляя в лесу, она встретилась с двумя инопланетянами (показывает картинку с их изображением). Из беседы с этими существами стало ясно, что они считают всех людей на Земле очень похожими. Воспитатель предлагает детям доказать гостям с другой планеты, что все люди разные, а для этого сравнить некоторых из них. Рассказы детей воспитатель обещает записать и в следующее посещение инопланетянами Земли передать им. Каждому ребенку предлагается выбрать картинку с изображением того человека, о котором хотелось бы рассказать(жители разных стран). Дети, взяв картинки, садятся на свои места и готовят рассказ о «своем» герое. Им разрешается задавать любые вопросы, чтобы рассказ оказался более полным, интересным и точным. Первая пара детей (желательно, из сильной подгруппы) выходит со своими картинками и ставит их на доску. Воспитатель напоминает, что, рассказы должны быть четкими, выразительными, без ошибок и остановок. Словесное упражнение «Сосчитай до пяти»: - одна улыбка, - две … - три ... 7. «Составление рассказа о приветствии по схематическим моделям (пиктограммы)» Цель: продолжать учить детей составлять описательные рассказы о приветствиях, используя при этом пиктограммы, продолжать учить связности, развернутости высказывания, закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. 8. «Составление загадок» Цель: вызвать интерес к загадкам, продолжать учить придумывать и отгадывать загадки. Содержание: беседа на тему «Средства общения: технические, вербальные, невербальные». Составление загадок. | Словесное упражнение: «Опиши, а мы отгадаем» ( жители разных стран) | Раскрашивание костюмов разных народов Словесная игра на образование сложных слов Разыгрывание мини-сценок Придумывание танца под мелодию Дидактическая игра «Придумай новую национальность» с использованием разрезного игрового пособия-книги «Народы мира» |
Словесная игра-рассуждение «Что общего и чем отличаются?» (сотовый телефон и телефон, телефон и компьютер) Цель: учить детей отражать характеристики предмета как системы (от общего к особенностям, от целого к частному) | ||||
Словесная игра на образование сложных слов: - руку пожать = рукопожатие - колени преклонить = коленопреклонение и т.д. | ||||
Беседа-объяснение фразеологизма «Улыбнись, и у меня на душе станет тепло» | ||||
Разыгрывание бытовых сценок «Поделись своим настроением» (2 варианта ситуаций: - у тебя и у друга хорошее настроение, - у тебя хорошее настроение, а у друга плохое) | ||||
Объяснение фразеологизмов («Челом бить», «С открытым забралом», «Китайские церемонии» и др.), с рассматриванием иллюстраций | ||||
Словесная игра «Эти странные слова» Цель: познакомить детей с явлением полисемии (многозначность слов) - ручка - крыло - игла | ||||
Словесная игра «Исправь ошибку» (согласование существительных с прилагательными): - красивый улыбка - радостный лицо - крепкий рукопожатие и т.д. | ||||
Словесное упражнение «Что не так?»: - Если человек плачет, значит ему весело. - Когда человек улыбается — он грустит. - Если человек смеется, значит у него плохое настроение. и т.д. | ||||
Словесная игра «Придумай новую национальность» Цель: развивать словесное творчество детей, уметь составлять новое сложное слово из двух или трех слов (индиец+американец=индомеканец; русский+японец=русяпонец) | ||||
Словесная игра «В каких странах побывала Маня?» | ||||
Развитие творческих способностей детей 3 неделя ноября | Обучение разным видам творческого рассказывания | 9. «Злой язычок» Цель: придумывание концовки к сказке. (Приложение 8) 10. Составление творческого рассказа «Что увидел космонавт?», или «Приветствуем инопланетных гостей» Цель: развивать творчество, фантазию Содержание: Педагог говорит детям: «Мы же не знаем как здороваются на других планетах — давайте придумаем!» (Просмотр отрывка с приветствием из кинофильма «Кин-дза-дза»)) 11. Издание книги по сказке «Первый полет на Землю» Цель: учить внимательно слушать литературное произведение, оценивать характер и поступки героев сказки. Развивать умение образно воспринимать происходящие события. Придумывать другое окончание сказки. Развивать словесное творчество, ставя себя на место главных героев.
| Игра «Снежный ком» (Приложение 4) Настольно-печатная игра «Сам себе сказочник» Аппликация «Хорошо, когда рядом друг!» или «Разноцветные ладошки» с использованием стихотворения «Павлин мечтает» (Приложение 8) из вьетнамской поэзии | Сочинение загадок Настольно-печатная игра «Сам себе сказочник» Пантомима: «Придумай приветствие» Теневой театр: жесты Драматизация сказки «Первый полет на Землю» Рисование иллюстраций к сказке «Первый полет на Землю» Разыгрывание различных ситуаций Пластический этюд «Новое приветствие на месте замри» |
Теневой театр: жесты | ||||
Изобразительная деятельность «Цвет обозначает эмоции» | ||||
Беседа «Чтобы было, если бы мы тратили время на поклоны?» Пластический этюд: «Придумай свой поклон» Разыгрывание ситуаций | ||||
Словесное упражнение «Что означает эта пиктограмма - покажи» с использованием пиктограмм приветствий | ||||
Рисование «Вежливые ладошки» | ||||
Вечер развлечений «Музей приветствий» Работа с родителями: конкурс рассказов на тему: «Приветствую тебя, мой Друг!» (с рисунком для оформления зала) | ||||
Развлечение «Совместное придумывание сказки по случайно выбранной серии картинок с музыкой и движениями» | ||||
Итоговый проект 4 неделя ноября - 21 ноября | Праздник «Всемирный день приветствий» |
Сценарий праздника «Всемирный день приветствий».
Действующие лица: ведущий, два Ангела, Дама, почтовый голубь, ямщик и тройка, Инопланетянин.
Дети входят в музыкальный зал и исполняют танец-приветствие под музыку «Подари улыбку миру».
Ведущий: Давным-давно, когда люди Земли назывались единым народом и говорили на одном языке , решили они построить башню до неба.
Дети исполняют пантомиму «Строительство башни» ( под музыку).
Ведущий: башня достигла таких высот, что каменщику приходилось целый год нести кирпич на её вершину.
Под музыку выходят ангелы
1-й ангел Бог увидел, что вы, люди, подобрались совсем близко. Ему это не понравилось.
2-й ангел И в наказание за вашу дерзость, он смешает вашу речь. Вы перестанете понимать друг друга.
Звучит музыка (гром). Дети замирают.
Ведущий: Так и случилось. Начались недоразумения, ссоры, драки. Много в таких условиях не построишь. Бросили люди свою башню и разбрелись в разные стороны. Так появились разные народы, говорящие на разных языках.
Музыкальный этюд (тревожная музыка).
Ведущий. Люди очень долго не понимали друг друга. И стало им грустно. Поняли они, что не обойтись им без общения. Почему? ( Ответы детей: торговля, создание семей, хождение друг к другу в гости…).
Ведущий. Наконец люди придумали, что можно общаться и без слов. Как же это?
Дети. Жестами.
Ведущий.Правильно. И разные народы делают это по-разному. Давайте посмотрим.
Дети исполняют танцы-приветствия народов мира – русский ( с поклонами), японский (с веером и поклон – руки перед грудью), африканский (прыгают; трутся носами), мексиканский, китайский (Тибет)(высовывают язык и при этом правой рукой снимают шапку, а левой касаются уха), французский (реверанс – поклон).
Приветствия завершаются общим хороводом под музыку «Дай руку, друг» (под припев).
Ведущий: Но нередко люди не могли понять жесты друг друга, и возникало много недоразумений.
Сейчас будут показаны небольшие сценки. Вы их посмотрите и скажете, почему герои не поняли друг друга?
Демонстрируются сценки( их могут подготовить как дети, так и родители).
- японец и русский (у русских взмахи кисти руки справа налево означает «Здравствуйте», а в Японии «До свидания» и наоборот: вперёд-назад в России «до свидания», а в Японии – «здравствуйте»).
- болгарин и мексиканец (болгары показывают головой из стороны в сторону – «да», а мексиканец– «нет»).
Традиции чаепития: у русских налитая доверху чашка – это признак гостеприимства, а у китайцев - знак того, что хозяева предлагают гостю допить чай и уйти.
Русский и тибетец - тибетец высовывает язык и при этом правой рукой снимает шапку, а левой касается уха - русский думает, что его дразнят.
Ведущий. Люди поняли, что только жестами общаться трудно, поэтому надо уметь договариваться не только жестами, но нужно ещё и учить иностранные языки.
Окружающий нас мир огромен. По-разному отмечают люди в разных странах самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. Но есть одно слово, объединяющее их всех. Это слово – «Здравствуйте».
Ребенок
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку
Здравствуй! – Улыбнётся он в ответ
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Ведущий. В русском языке «Здравствуй» значит будь здоров. Здороваясь, мы уже не думаем об этом значении, просто соблюдаем одно из правил вежливости. А вот в некоторых русских деревнях ещё до сих пор на «Здравствуй» отвечают «Спасибо», а в ответ на «Добрый день!» желают хорошей погоды.
Как же звучит это слово на других языках?
1-й ребенок
Привет, хэллоу, салам алейкум,
Шалом, ясу, гомар джоба,
2-й ребенок
Терве, бонжур, алоха, ола,
Аляфунду, амантрана
Дети (хором)
Как много слов, а смысл прежний :
Чтоб здравствовал и шли дела.
Ведущий: Вот сколько разных приветствий! Может, кто-то из гостей может поприветствовать нас ещё на каком-нибудь языке? (приветствия гостей)
А знаете ли вы, что есть такой праздник – День приветствий? Появился он в 1973 году, в знак протеста против ухудшения отношений между странами. Два брата-американца Майкл и Брайан Маккормаки предложили отмечать 21 ноября как Hallo day или Всемирный день приветствий. По замыслу братьев, в этот день каждому, кто хочет дружбы и согласия в мире, нужно поздороваться с десятью незнакомыми людьми, пожелать им здоровья, удачи, написать дружеские письма людям, живущим в других городах и странах. Письма братьев с простыми доброжелательными приветствиями, отправленные в разные страны мира, послужили заразительным примером для многих жителей планеты.
Сценка «Письмо».
За столом сидит Дама. На столе письменный прибор – чернила и перо. На заднем плане ширма. За ширмой за компьютером сидит инопланетянин. Дама пишет письмо, отдаёт его почтовому голубю:
Дама.
Послать я другу хочу привет
Его вложу я сейчас в конверт
Почтовый голубь, скорей лети
И не задерживайся в пути!
Уходит из зала. Стол и стул убирают. Голубь «летит» - бежит по залу, постепенно замедляя бег.
Голубь.
Лететь я больше не могу
Отдам письмо я ямщику.
Отдаёт письмо Ямщику на почтовой тройке. Улетает. Тройка скачет по залу. Герои уходят на места.
1-й ребенок
Ямщик, в пути коней загнав,
Письмо отдал на телеграф.
2-й ребенок
На телеграфе, вот беда,
Вдруг оборвались повода.
Ну как письмо доставить нам?
Мы обратимся к поездам.
3-й ребенок
В пути давно уже письмо.
Всё получатель ждёт его…
4-й ребенок (вскакивая с места)
Чего блуждать по белу свету -
Пускай дойдёт по Интернету.
Отодвигается ширма - перед монитором сидит Инопланетянин.
Инопланетянин.
Ура!!!
Я ждал сюрприза много лет
И получил с Земли привет!
Уходит из зала. Возвращается с Дамой. Инопланетянин с Дамой исполняют танец.
5-й ребенок
«Здравствуй!», - скажу я другу
И протяну ему руку.
Он руку протянет в ответ,
С улыбкой мне скажет: «Привет!»
И от этой улыбки его
На душе сразу станет тепло
6-й ребенок
А если друзья далеко
И руку пожать нелегко?
Тогда свой горячий привет
Могу положить я в конверт.
Пускай почтальон по свету
Мои разнесёт приветы.
7-й ребенок
А если вдруг почты нет?
Тогда у нас есть Интернет.
И пусть я живу в России,
А друг мой Хуан в Бразилии,
Мы можем, минуя границы,
Увидеть любимые лица.
8-й ребенок
Хотим мы, чтоб люди планеты
Друг другу дарили приветы
И чтобы от тихого «Здравствуй»,
Закончились ссоры и распри.
И , может, другим планетам
Мы скоро отправим приветы.
Исполняется общий танец
9-й ребенок
На свете живут
Разноцветные дети.
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна.
10-й ребенок
Кружится планета,
Большая планета,
Ладонями солнца
Она обогрета,
Но греют планету
Намного теплей
Улыбки и смех
Разноцветных детей.
Исполняется общий танец под музыку «Здравствуй, мир», «Детство – это ты и я».
Ведущий: Дорогие друзья! Так давайте же по традиции этого праздника подарим сегодня всем окружающим нас людям тёплую улыбку, ласковый взгляд, радостное «Привет!». Позвоните, напишите письмо с радушными приветствиями, назначьте встречу, придите в гости! Желайте здоровья, успехов, удачи и просто добра. Ведь если люди улыбаются, значит, они счастливы. Пусть весь мир от наших улыбок станет светлее, добрее и радостнее!.
Итоговые выводы по проекту «Всемирный день приветствий».
Цель проекта: Познакомить детей с праздником «Всемирный день приветствий», с традициями и обычаями, связанными с ним.
Разработка этого проекта шла по трём направлениям:
- Приветствие – как проявление вежливости, этикет.
- Приветствие – как проявление каких либо эмоций.
- Передача приветствий – слова, жесты, технические средства связи.
Первый этап работы был направлен на выявление представлений детей о правилах вежливости и о степени понимания эмоционального состояния людей в процессе приветствия, выраженного в мимике и жестах.
Задача этого этапа – развитие разговорной речи.
Проводятся занятия: «Зачем людям здороваться?» и «Приветствие и настроение», где изучается и активизируется личный опыт детей по данной теме. Проводятся беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, словесные и словесно-ассоциативные игры.
В результате этой работы дети получали знания о том, что при встрече надо здороваться; со взрослыми и сверстниками надо здороваться по-разному, так как существует две формы обращения «вы» и «ты». Немаловажное значение при приветствии имеет настроение и мимика, с которой здоровается человек.
Дети, в процессе игр-драматизаций, разыгрывания бытовых сценок овладевали умениями культуры общения: стали приветствовать друг друга и взрослых в более разнообразных формах, здоровались со всеми взрослыми в детском саду, независимо от того, знают они этого человека или нет. Стали приносить из дома литературу, в которой были описаны правила этикета и самостоятельно их рассматривать.
Второй этап работ направлен на накопление у детей познавательного содержания по теме.
Задачи:
- Обогащение и активизация словаря.
- Развитие диалогической речи.
На данном этапе воспитатель знакомит детей с праздником «Всемирный день приветствий»: о его происхождении, традициях и обычаях. Происходит знакомство детей с библейской историей о Вавилонской башне, во время строительства которой, по легенде, образовались разные народы и языки.
Происходит знакомство с вербальными и невербальными формами приветствий. Дети знакомятся с разнообразными средствами связи: почта, телеграф, телефон, компьютер и т.д.
На данном этапе активно используются такие формы работы, как рассказ воспитателя, беседа, чтение литературы.
При проведении игр-драматизаций, дети знакомятся с тремя видами приветствий: официальными (профессиональными), дружескими, фамильярными, допустимыми только среди близких людей.
Ставятся проблемные ситуации: «Почему не поняли друг друга японец и русский; болгарин и украинец, русский и китаец».
Проводятся вечера досуга: «Приветствия народов мира», «Приветствия в России в разные эпохи».
Активизация диалогической речи происходит во время сюжетно-ролевых игр: «Почта», «Принимаем гостей», «Мы – путешественники», в которых дети, в процессе взаимодействия развивают навыки общения друг с другом, учатся грамотно строить фразы.
Результатом работы на данном этапе является становление устойчивого интереса к традициям и обычаям приветствий разных народов, к традициям самих народов. Библиотека группы пополнилась книгами, принесёнными детьми из дома по данной теме. При рассматривании и чтении содержание их активно обсуждалось детьми. В театральном уголке появились атрибуты и детали костюмов разных стран. Эти предметы активно использовались детьми в сюжетных играх, в результате чего развивалась диалогическая речь.
На третьем этапе происходило освоение монологической речи на содержании темы.
Задачи :
- Обучение описательному рассказу.
- Обучение повествовательному рассказу.
- Обучение составлению загадок.
- Обучение рассказу-контаминации.
На этом этапе задачи по развитию монологической речи решались следующим образом:
Составление описательных рассказов по картинке «Опиши героя любой национальности», с опорой на план.
Составление повествовательных рассказов по моделям, картинкам, развивая навык связности, развёрнутости высказывания, закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
Используются разнообразные словесные игры: «Опиши, а мы отгадаем», «Придумай новую национальность», «Исправь ошибку», «Эти странные слова» (объяснение многозначности слов).
Объяснение и составление фразеологизмов, разгадывание и составление загадок.
Итог этой работы - рассказы детей о путешествиях и приключениях героев по разным странам, рисование карт и маршрутов, рассказов по своим рисункам, составление «Книги приключений», в которую вошли продукты деятельности детей.
Четвёртый этап работы - развитие творческих способностей детей.
Задача: обучение разным видам творческого рассказывания.
На этом этапе дети сначала совместно с воспитателем, а затем самостоятельно составляют творческие рассказы по картинам, например, «Что увидел космонавт?», по серии картинок (придумывание конца, начала, середины), придумывают концовки к сказке «Злой язычок». Совершенствуют навыки составления загадок. Используются проблемные ситуации: «Что было бы, если бы мы тратили бы столько времени на поклоны, как раньше?», пластические этюды «Придумай свой поклон».
Активно используется настольно-печатная игра «Сам себе сказочник».
Развитие творческих способностей детей стимулирует центр речевого творчества, в котором представлены различные виды театров, атрибуты для игр-драматизаций, продукты детского речевого творчества (книжки детских рассказов, загадок), дидактические игры.
Итогом этой работы является праздник, в котором принимают участие дети, воспитатели и родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН "Ставрополь" - моя малая Родина". Приветствие.
Материал актуален только для г. Ставрополя....
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Стишки и рифмовки на английском языке для дошкольников по темам : "Приветствие", "Животные", "Части тела"
стишки ирифмовки на английском языке для дошкольников с переводом на русский, а также для не умеющих читать на английском языке родителей английский вариант русскими буквами....
Детское приветствие участникам методического объединения
Детское приветствие участникам методического объединения...
Методическая разработка "Картотека приветствий для утренней гимнастики в первой младшей группе".
Методическая разработка приветствий представлена в виде картотеки, которая направлена:- на развитие социально-личностных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посредствам иг...
Методическая разработка "Картотека приветствий для утренней гимнастики в первой младшей группе".
Методическая разработка приветствий представлена в виде картотеки, которая направлена:- на развитие социально-личностных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посредствам иг...