Группа | Название игры, цель | Содержание | Методы и приёмы |
Со 2 младшей группы. | «Какой объект?» Учить детей выделять разные признаки в объекте. | Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета. | Метод аналогий. |
Со 2 младшей группы. | «Цепочка». Учить детей выделять разные признаки у объектов.
| Ведущий показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передается другому ребенку, который должен назвать один из признаков объекта и передать ее следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. | Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Угадай по описанию». Учить детей по названным признакам определять объект.
| Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному ребенку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному. | Системное мышление. |
Со средней группы. | «Выбери признак, который есть у других объектов». Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта. | Ведущий называет объект. Играющие называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Выбери самое главное». Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.
| Ведущий называет объект. Дети перечисляют все признаки названного объекта, обозначая их схематично (буквами или знаками). В процессе обсуждения признаки, которые есть у многих объектов, вычеркиваются. Остаются характерные и специфичные признаки. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Что такое же у другого объекта?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» | Ведущий называет объект. Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой?» и перечисляют признаки объекта. К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен. Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…». | Символическая аналогия. |
Со средней группы. | «Что делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» «Какой, что такое же у другого объекта», «Что делает так же?» | Ведущий называет объект. У объекта выделяется действие и перечисляются другие объекты, у которых названное действие ярко выражено (н/п, попугай, прыгает, как кузнечик). Из предложенных вариантов составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…». | Личностная аналогия. |
Со средней группы. | «Противоположнос- ти». Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.
«Наоборот». Упражнять в подборе слов – антонимов.
«Пинг – понг». Упражнять в подборе слов – антонимов.
| Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д.
Воспитатель предлагает слово – определение, а ребенок говорит противоположное по значению. В качестве усложнения – слова-антонимы, обозначающие глаголы, существительные и наречия.
Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Складушки – ладушки». Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова.
| Воспитатель предлагает детям набор картинок (не менее 40) с изображением предметов, названия которых рифмуются. Дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки – ладушки». В старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а ребенок должен подобрать рифмующееся слово. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Составь рифму». Учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения.
| Воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например, «птичка – синичка»; составляется фраза: «На дереве сидела птичка, похожая на синичку». | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Придумаем разные стишки про один предмет». Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок.
| Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Например, объект – кошка; подбирается рифма – кошка-ложка; складывается начало: «Жила – была пушистая кошка, совсем не похожая на ложку». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то». Например, «Если бы пушистая кошка была похожа на ложку, то она не бежала, а только лежала».
| Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Составление лимериков». Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.
| Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели: 1. Жил – был какой – то объект. 2. И был он такой (характеристика). 3. Совершал действия. 4. Или взаимодействия. 5. Указание на необычность объекта. | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Составим разные смешные стихи». Учить детей составлять лимерики по разным моделям и оценивать собственный творческий продукт на уровне «хорошо – плохо». | Воспитатель предлагает составить стихи по моделям: «Если это кто – то, то они чего – то». «Жил – был кто – то и совершал он то – то». «Кто – то был такой – то и совершал он то – то, потому что он был такой – то». Последующая оценка самими детьми степени удачности составленных стихотворений. | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Мы – Волшебники Увеличения – Уменьшения». Учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта.
| Ребенок выбирает в группе объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения – уменьшения, например: «Я хочу, чтобы мой Волшебник увеличения коснулся рыбки в аквариуме». Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Измени по размеру часть». Учить самостоятельно преобразовывать части объекта по размеру, решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменения величины части объекта. | Ребенок изменяет часть в выбранном объекте с помощью приема увеличения – уменьшения. Он объясняет, что произойдет, как этот объект будет существовать. Обсуждение проблемных ситуаций может носить юмористическую направленность. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Потеря части или свойства». Учить детей устанавливать недостающие свойства или части объекта.
| Воспитатель называет объект. Дети обозначают его части или свойства. После этого объявляется «потеря». Дети обсуждают, что будет происходить. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «На что похоже?» Учить детей находить похожие по внешнему виду объекты, но разные по признаку динамичности – статичности.
| Воспитатель предлагает найти в реальном мире объекты, похожие внешне, но разные по степени проявления признаков статичности и динамичности. Например: камень и черепаха. Предложить детям пригласить Волшебников Оживления – Окаменения и поменять местами эти свойства. Получается движущийся камень или заснувшая, неподвижная черепаха. | Метод аналогий. |
Со старшей группы. | «Заколдованное место». Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта. | К детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до объектов. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «В гостях у Волшебника перепутывания времени». Продолжать учить определять основное назначение каждого временного отрезка жизни объектов. Находить выход из парадоксальных ситуаций. | Ведущий предлагает картинки, на которых изображен объект в различные моменты жизни. Дети определяют функцию, основное назначение каждого периода жизни у изображенных объектов и обозначают схематично под каждой карточкой. Волшебник перепутывания времени меняет местами картинки. Дети должны объяснить, каким образом в данной ситуации функция каждого возраста будет выполняться. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «В гостях у Волшебника, умеющего останавливать время». Закрепить представления детей об непрерывности и однозначности времени для всех объектов материального мира.
| Воспитатель напоминает детям, что каждый объект развивается во времени, и вместе с ним изменяется и его окружение. Далее воспитатель предлагает детям выбрать объект, описать его окружение и пригласить Волшебника, умеющего останавливать время. Детям предлагается описать, что произойдет, если Волшебник коснется выбранного объекта (объект навсегда останется в таком же возрасте, а все вокруг будет меняться). Обсуждение данной ситуации с позиции «хорошо – плохо». Придумывается текст сказки с объектом, у которого остановилось время.
| Мозговой штурм, метод каталога. |
Со 2 младшей группы. | «Найди загаданный предмет». Учить осваивать линейное пространство, при этом выделять середину, обозначать правую и левую часть. Учить детей классифицировать объекты материального мира. В зависимости от возраста меняется: 1) количество предлагаемых предметов: 5 – 7 предметов в младшем возрасте, 9 –11 предметов или картинок в среднем, в пределах 25 в старшем дошкольном возрасте; 2) классификационные группы, понимаемые детьми данного возраста. | Дети и ведущий стоят с одной стороны стола. Ведущий выставляет на столе предметы в линию. Загадывает один из предметов и предлагает детям отгадать его с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только «да» и «нет». Перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают поле поиска. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму: 1. Выбрать и назвать на линии средний объект. 2. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый. На начальном этапе предметы, не участвующие в поиске, убираются. 3. Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект. 4. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый: «Выбрал серединку – спрячь половинку! В другой половинке – найди серединку!»
| Сужение поля поиска (линейные задачи). |
Со средней группы. | «Маятник». Учить выделять противоречивые свойства объекта. | Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.
| Метод каталога. |
Со средней группы. | «Перевертыш». Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо – плохо.
| Ведущий называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как «плохое». Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Где прячется противоположность?» Продолжать учить детей обозначать словами место в объектах, где находится противоположность.
«Кто или что хочет, чтобы объект был таким, а кто или что – другим?» Учить детей объяснять наличие противоположных свойств у объекта. | Ведущий называет объект и предлагает перечислить его части, имеющие противоположные свойства.
Воспитатель показывает картинку и просит детей сказать, кто или что требует наличие противоположных свойств у объекта. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Один – хорошо, много – плохо». Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество.
| Воспитатель спрашивает у детей, кто живет у них дома. Дети называют. Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Больше хорошего, потому – то они и живут дома. Педагог просит представить, что завтра у ребенка появится сто кошек дома. В этом, оказывается, больше плохого. Устанавливается зависимость количества – качества объекта от площади, на которой этот объект находится. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Что произойдет?» Учить детей формулировать причины и выводить следствие.
| Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос, дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Что случится, если…?» Формировать умение представлять знакомые предметы и явления в случаях, когда они сами начинают что – то делать. | Воспитатель предлагает детям какую – либо, не совсем обычную ситуацию. Описания могут быть самыми разнообразными. Выслушиваются все суждения. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Мои друзья». Упражнять детей в умении выделять у объекта заданный признак.
| Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего – либо или кого – либо. Дети берут на себя роль объекта. Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. | Метод аналогий. |
Со 2 младшей группы. | «Назови три объекта». Учить детей подбирать объекты одной классификационной группы. | Воспитатель называет слово, обозначающее какую – либо классификационную группу и бросает мяч ребенку. Тот, кто поймает мяч, называет три предмета, относящиеся к данному понятию. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Кто внимательнее?» Учить классифицировать предметы окружающего мира. | Воспитатель называет предметы одного рода, если ошибается, то дети хлопают в ладоши. Когда дети достаточно хорошо освоят игру, ведущим можно выбрать ребенка. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Из чего это состоит?» Учить детей выделять части объектов природного и рукотворного мира.
| Ведущий называет объект, а дети должны назвать как можно больше составляющих частей. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Что будет, если уберем часть?» Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта. | Ведущий называет объект, дети называют его составляющие. Ведущий убирает какую – либо часть и просит объяснить, что будет с объектом. | Системное мышление, мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Что без чего не может быть?» Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта. | Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор. | Мозговой штурм. |
Со 2 младшей группы. | «Паровозик». Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы.
| Ведущий готовит 5 – 6 вариантов изображения одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, а дети – вагончики. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта. | Метод каталога. |
Со 2 младшей группы. | «Раньше – позже». Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится. | Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после. | Метод каталога. |
Со 2 младшей группы. | «Чего больше (меньше)?» Учить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании. | Детям предлагается рассмотреть любую сюжетную картинку и назвать, каких предметов больше, а каких меньше. Объяснить свой выбор. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Игры с «подзорной трубой». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов). | Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Скажи по – другому». Учить подбирать к загаданным объектам слова – синонимы. | Ведущий предлагает выбрать объект. Дети подбирают слова, которыми можно назвать объект (синонимические обороты). | Системное мышление, метод аналогий. |
Со средней группы. | «Волшебный гость». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к объединению перечисленных объектов на картине. | В гости к детям приходит волшебник Объединяй и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой (на физическом уровне и на морально – этическом). | Метод морфологичес-кого анализа. |
Со средней группы. | «Живые картинки». Учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
«Окажись около объекта». Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.
«Да – нет». Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Закреплять умение работать по алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.
| Педагог предлагает детям превратиться в конкретный объект на картине, объяснить свое местонахождение в двухмерном пространстве, затем смоделировать картину в трехмерном (на ковре). Ребенок должен найти место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о местонахождении объекта.
Детям предлагается «войти» в картину, выбрать себе объект и описать, что находится рядом с ним, используя пространственные характеристики.
Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения.
| Метод каталога.
Сужение поля поиска. |
Со средней группы. | «Угадай объект по месту описания на картине». Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе. | Ведущий описывает место нахождения выбранного объекта на картине. Дети угадывают задуманный объект, объясняя свой выбор (описание детьми местонахождения объекта). | Метод каталога, сужение поля поиска. |
Со средней группы. | «Кто о чем говорит?» Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины. | Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты». | Метод каталога, фантастическая аналогия. |
Со средней группы. | «К нам пришли волшебники «Я ощущаю запах», «Я ощущаю лицом и руками», «Я пробую на вкус». Учить представлять возможные запахи, ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать свои представления в законченном рассказе. Фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов. Учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные с точки зрения человека и объектов, изображенных на картине. Уточнить представления о способах и продуктах питания. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.
| Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, представить ощущения от прикосновения, вкусовые ощущения. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается заняться поиском предполагаемых заданий. Затем составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи», «Я ощущаю лицом и руками», «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения объекта).
| Метод каталога. |
Со 2 младшей группы. | «Хорошо – плохо». Учить выделять противоречивые свойства объекта. | Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. | Системное мышление. |
Со средней группы. | «Волшебный светофор». Закреплять знания детей об объектах природного и рукотворного мира. | У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Воспитатель показывает картинку с изображением объекта. Воспитатель: «Если я подниму кружочек красного цвета – вы называете части объекта. Если я подниму круг зеленого цвета, вы скажите, частью чего является объект. А если я подниму круг желтого цвета, то вы скажите, для чего нужен объект, какую пользу приносит». | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «На что похоже?» Учить детей создавать новые образы на основе характерных признаков предметов. | Ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
| Системное мышление. |
Со старшей группы. | «Чудесный экран». Учить детей самостоятельно использовать знания, полученные в процессе познавательной деятельности. | В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги: - выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки; - определяется подсистема природного объекта; - определяется надсистема объекта: по месту обитания, по классу или группе, к которым он относится; - рассматривается процесс развития объекта в прошлом; - рассматривается развитие объекта в будущем. В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран». надсистема | надсистема | надсистема | система | система | система | подсистема | подсистема | подсистема |
прошлое настоящее будущее СИСТЕМА – это объект, находящийся в центре рассмотрения. НАДСИСТЕМА – ближайшее окружение объекта. ПОДСИСТЕМА – структурная единица системы, зависит от условий задачи. Форма организации игр: карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования. Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки). Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению «Что-то» М.С.Гафутулина. Если мы рассмотрим что-то… Это что-то для чего-то… Это что-то из чего-то… Это что-то часть чего-то… Чем-то было это что-то… Что-то будет с этим что-то… Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри! Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т. д. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Где живет (работает)?» Учить детей определять разные места обитания объектов природного и рукотворного мира.
| Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает. Например, попугай: джунгли, дом, зоопарк, мультфильм.
| Системное мышление. |
Со средней группы. | «Кем был раньше?» Учить называть прошлое предмета. | Ведущий называет предмет, дети – его прошлое. Например, цыплёнок – яйцо, лошадь – жеребенок. | Системное мышление. |
Со средней группы. | «Узнай меня». Учить описывать предмет, не называя его. | Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Загадки и отгадки». Учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической. | Детям раздаются карточки с картинками. Взрослый читает текст загадки. Дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдётся предмет, являющийся отгадкой, то ребёнок должен сказать: «Это про…» - и объяснить почему. | Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Чудо-Юдо». Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира. | Детям показывает картинку, составленную по принципу «Фоторобот» (фантастическое животное, созданное путём соединения частей разных животных). Задача детей – как можно быстрее определить все объекты, из которых составлен образ. | Метод аналогий. |
Со старшей группы. | «Разведчики». Упражнять в выделении свойств предметов, объектов. | Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок. По команде: «Разведчики, вперёд!» дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на улице, в комнате и т. д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор. | Системное мышление, мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Летает, плавает, бегает». Упражнять в классификации объектов живой природы. | Ведущий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: заяц – бегает, ворона – летает. | Системное мышление. |