"Правовое воспитание и образование дошкольников средствами театральной деятельности"
рабочая программа на тему

Редина Анастасия Николаевна

Слайд 1(эпиграф)

Защита прав и свобод детей – особая общемировая проблема, но решаться она должна не только на высоком государственном уровне, но и  нутрии каждого маленького коллектива.

Идея выбора темы работы неслучайна, не могу оставаться равнодушной, когда вижу несправедливость и бессердечное отношение к людям. Вот такой случай: к моей коллеге в группу пришел мальчик, китайской национальности. С первого же дня дети не приняли его. Это проявлялось во всем: в отношении к ребенку, в бесконечных обзываниях и не смотря на постоянные замечания, дети продолжали его называть «китаец». Этот эпизод вскрыл несколько проблем – это и недостаточная компетентность педагога, и отсутствие элементарных правовых знаний у детей, неосведомленность родителей в области правого воспитания, а так же людская жестокость и равнодушие.

Поэтому, выбирая тему творческого поиска 2008 году, я остановилась на вопросах правового воспитания дошкольников, так как считаю, что на современном этапе она является особенно актуальной. Выделив для себя приоритетное направление работы по теме: (Слайд 2) «Правовое воспитание и образование дошкольников средствами театральной деятельности». Целью моей работы было:

(Слайд 3)Цель: Обеспечение объединения в формировании основ правовой культуры всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов, социума.

(Слайд 4) Так же я выделила ряд задач, главной из которых считаю.

ЗАДАЧИ:

•         исследовать возможность повышения уровня правовой культуры детей, педагогов и родителей;

•         разработать план работы, направленный на обеспечение непрерывности правового воспитания в системе «семья - детский сад- школа-социум»;

•         повысить уровень сформированности ключевых компетенций у воспитанников по направлению правовое воспитание; повысить заинтересованность родителей в приобщении детей  к правовой культуре.

(Слайд 5)Определила этапы работы:

1 этап - аналитический (осмысление проблемы, сентябрь-ноябрь 2008.)

2 этап - организационный (планирование работы)

3 этап - практический (организация деятельности с детьми, родителями, педагогами, социумом)

4 этап - аналитический (подведение итогов работы)

Первый этап работы – аналитический.

(Слайд 6) На этом этапе: с сентября по ноябрь 2008 года, я осуществляла исследовательскую деятельность:

1. Определила уровень знаний, умений, навыков по правовому воспитанию у детей дошкольного возраста;

2. Изучила предметную среду детского сада для организации правовой и театральной деятельности;

3. Изучила профессиональную готовность педагогов детского сада к правовому воспитанию дошкольников;

4. Изучила знания родителей о правовом воспитании детей и их готовность к взаимодействию.

Основным в исследовании стало изучение уровня правовых знаний, умений и навыков старших дошкольников.

(Слайд 7 фото) Диагностический материал для детей мною был приготовлен заранее. В него вошли: контрольные задания для индивидуальной работы с каждым ребёнком, вопросы для бесед (Например, «Кто нарушил права?», «Как люди пришли к тому, что права надо защищать?», «В какой стране ты хотел бы жить?») Игровые упражнения по сюжетным картинкам, по сказкам, использовала игры инсценировки, настольный, пальчиковый и кукольный театры.

(Слайд 8)Результаты диагностики уровня сформированности знаний по правовому воспитанию показали, что у 75% детей недостаточные знания о правовой культуре. 25% детей знают о правах с небольшой подсказкой воспитателя. Следовательно, необходимо больше внимания уделить систематизации о правах ребёнка и их обязанностях.

Следующим  разделом исследования было изучение профессиональной готовности педагогов по правовому воспитанию дошкольников.

(Слайд 9)Беседы с воспитателем показали слабое ведение системной подачи материала. Неоправданно мало педагоги в работе с детьми использовали наглядные пособия, дидактические игры.

- высокий уровень (у 10% педагогов)

- средний уровень (у 50% педагогов)

- низкий уровень (у 40% педагогов)

Таким образом, обсуждая результаты изучения уровня готовности педагогов по правовому воспитанию дошкольников, я и старший воспитатель детского сада пришли  к выводу о необходимости повышения научно теоретического и методического мастерства воспитателей для решения этого вопроса я под руководством старшего воспитателя разработала план работы по совершенствованию педагогического мастерства.

 (Слайд 10) Интересной оказалась и работа по изучению знаний родителей по правовому воспитанию дошкольников и их готовности к взаимодействию. И я сделала выводы: лишения свободы движения, которое является базовой физической потребностью ребёнка, большинство родителей (92%) не воспринимают это как нарушение его прав. Только половина родителей (54%) считают, что оставлять ребёнка одного на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.

Но согласно статье 156 Уголовного Кодекса РФ, запирание ребенка одного можно квалифицировать как не исполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

И еще я выяснила такой факт: только 20% родителей твердо считают, что телесные и другие унижения ребенка наказания, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.

Эти данные помогли мне определить «болевые точки» в семейном воспитании и организовать работу с родителями, повышающую их компетентность.

 

Чтобы добиться положительных результатов в работе я оформила консультации, тесты, ширмы ­раскладки, рекомендации, родительские собрания, направленные на создание условий приобщения родителей к правовым основам по защите ребенка.

(Слайд 11) На втором организационном этапе работы я составила дальнейший план деятельности:

•         изучила методическую литературу

•         подготовила методическое обеспечение для работы с детьми

•         определила структуру работы с педагогами

•         наладила связь с социумом по направлению правовое просвещение

 

Ø составила структуру работы с детьми по правовому воспитанию;

Ø разработала перспективные планы по правовому воспитанию для детей средней группы, старшей группы и подготовительной к школе группы;

Ø подготовила картотеку по младшему и старшему дошкольному возрасту;

Ø подобрала развлечения на каждую группу по правовой тематики.

 

(Слайд 12) План методической работы с педагогами на год

Реализация плана работы с педагогами была направлена на повышение профессионального мастерства в работе по правовому воспитанию дошкольников. В план вошли педсовет «Гражданское - правовое воспитание детей», семинар практикум« Мы за права детей».

В план мероприятий по взаимодействию ДОУ с социумом вошли экскурсии: к школе, аптеке, библиотеке, ГИБДД, МЧС и т.д. Все эти мероприятия направлены на более углубленное обучение детей правовым нормам и обязанностям.

Таким образом: определив структуру работы с детьми, создав модель программного обеспечения и модель взаимодействия правового воспитания в ДОУ с другими видами деятельности, подготовив перспективные планы, я перешла к третьему ­практическому этапу. (Слайд 13)

Структуру работы с детьми я разделила на три блока: базовый, вариативный и факультативный. Базовый блок составили специально организованные занятия «Ребёнок и его права», а основа вариативного блока включает работу с детьми вне обучающихся занятий и, является разработанная мною компилятивная разработка «Правовое воспитание и образование средствами театральной деятельности». Разработка включает в себя: годовые перспективные планы, игровые занятия, беседы, анализ ситуаций, знакомство с Конвенцией, знакомство с детской художественной литературой, театральные постановки, инсценировки и спектакли.

 

Материал вариативного блока распределялся с учётом интереса детей. В зависимости от их уровня развития ставились конкретные задачи, игровые занятия я строила в форме эвристических бесед, т.е. ставила проблемную задачу и подводила к ее решению детей.

(Слайд 14, 15, 16) Работу по правовому воспитанию я тесно связала с театральной деятельностью и ознакомлением с художественной литературой. И пришла к выводу, что для полного осуществления поставленных целей и задач необходимо организовать дополнительное образование.

Факультативный блок (театральная студия «Буратино») - основывался на организации кружковой работы с детьми. Основная задача факультативного обучения максимально способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний; сформировать у детей первоначальные представления о правах на основе конвенции о правах ребенка, способствовать развитию у детей самоуважение и уважение к другим людям.

Для  организации студии мною были составлены перспективные планы, картотека методической литературы, оборудован центр по театральному и правовому воспитанию. В него вошли разные виды театров (пальчиковый, настольный, теневой, театр-рукавичка, магнитный, кукольный и т. д.) благодаря которым дети легко, на примере сказочных персонажей определяют свои права и обязанности. Правовое образование дошкольников я рассматривала как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование правовой культуры всех членов семьи.

Одна из главных задач - привлечение взрослых (мам, пап, бабушек и дедушек) к совместной работе. Важной является правовая информация. Я старалась чтобы информация для родителей была лично значимой:

- оформляла стенды,

- информационные буклеты,

- ширмы с данными о глобальных правовых проблемах, о правовой ситуации в поселке и в детском саду;

Данную информацию я предоставляла на родительских собраниях «Знаете ли вы права своих детей?» я рекомендовала им книги для чтения Л.Ю. Татаринкова «Права маленького гражданина». Совместно с детьми и родителями активно изготавливали костюмы и аксессуары к спектаклям и постановкам. Таким образом, работу по правовому воспитанию я оценила достаточно эффективно.

(Слайд 17) На четвертом аналитическом этапе я подвела итоги  работы с детьми за период с октября 2008 года по апрель 2011oдa. В соответствии с ожидаемыми результатами уровень правовых знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы по сравнению с данными 2008 г.

Повысился уровень сформированности ключевых  компетенций у воспитанников  по направлению правовое воспитание за данный период на 64 %.

Повысилась и заинтересованность родителей в приобщении детей  к правовой культуре: это выразилось в большом желании родителей, чтобы их дети получали дополнительное образование по данному направлению.

Мною была  разработанная система работы по повышению качества правового воспитания в ДОУ.

 (Слайд 18) «РЕБЕНОК - ВЕДЬ ОН ЧЕЛОВЕК, И ОТНОСИТСЯ К НЕМУ НАДО ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИ!» Вера Инбер

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya.docx446.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             D:\КАРТИНКИ\МуЛьТяШнЫе\w401053332269.877.jpg

ТЕАТРАЛЬНАЯ

СТУДИЯ

«БУРАТИНО»

D:\КАРТИНКИ\МуЛьТяШнЫе\mult_354[1].gif

                     D:\КАРТИНКИ\МуЛьТяШнЫе\mult_113[1].gif

ЦЕЛЬ:

Максимально способствовать адаптации ребенка при помощи формирования

D:\КАРТИНКИ\МуЛьТяШнЫе\mult_022[1].gif

ЗАДАЧИ:

  • Сформировать у детей первоначальные представления о правах на основе конвенции о правах ребёнка;
  • Способствовать развитию у детей самоуважения и уважения к другим людям, чувства собственного достоинства социальной активности;
  • Сформировать модель единого культурного пространства – «ребенок – семья – социум».

ГОДОВОЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СТУДИИ «БУРАТИНО»

Результаты достижений театральной студии «БУРАТИНО» - 2008-2011 г. г. (в процентах)

2008-2009

50

23

37

7

2009-2010

75

44

68

24

2010-2011

95

85

99

85

Вывод: Анализируя работу студии, пришла к выводу, что у детей посещающих ее сформирован навык актерского мастерства, владение техникой кукловождения, умение проявлять творческие способности в свободной деятельности, у детей хорошие знания в области правового воспитания.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «БУРАТИНО»             (СТРЕДНЯЯ ГРУППА)

ОКТЯБРЬ

  1. Занятие. Изменяю себя, друзья, догадайтесь, кто же я. (Занятия по театральной деятельности в д/с, стр.46)
  2. Беседа. «Язык жестов» (Занятия по театральной деятельности в д/с, стр.48; Занятия познавательного развития детей, стр.5)
  3. Рисование на тему «Мое настроение». (Занятия познавательного развития детей, стр.4)
  4. Чтение и обсуждение сказки «Три поросенка».

НОЯБРЬ

  1. Беседа. «Зачем человеку имя». (Знания познавательного развития детей, стр.22; Беседы о правах ребенка, стр.4)
  2. Проблемная ситуация. «Игрушки». (Беседы об ответственности правах ребенка, стр.52)
  3. Обыгрывание сказки «Три поросенка».
  4. Рассматривание брошюры «Право на игру». (Право маленького гражданина, стр.4)

ДЕКАБРЬ

  1. Беседа. «Зачем ребенку семья». (Беседы о правах ребенка, стр.34)
  2. Занятие. «Лучшие друзья» (Занятия по театральной деятельности в д/с, стр.56)
  3. Игра. «Вот как я умею». (Занятия по театральной деятельности д/с, стр.57)
  4. Показ настольного театра. «Красная шапочка».

ЯНВАРЬ

  1. Дид. Игра «Я должен» (в группе)
  2. Проблемная ситуация. «Доброта». (Беседы об ответственности и правах ребенка, стр.30)
  3. Под. Игра «Вспомни имена своих друзей». (Азбука общения, стр.257)
  4. Игра драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо». (Азбука общения, стр.272)

ФЕВРАЛЬ

  1. Игровое упражнение. «Кто больше знает имен мальчиков и девочек». (Азбука общения, стр.175)
  2. Занятие. «Невоспитанный мышонок один остался, без друзей». (Знания по театральной деятельности в д/с, стр.63)
  3. Беседа. «Мой дом». (Занятия по театральной деятельности в д/с, стр.33)
  4. Инсценировка сказки. «Заюшкина избушка».

МАРТ

  1. Творческая игра. «Страна вежливости» (Азбука общения, стр.337)
  2. Чтение сказки. «Мои права». (Беседы о правах ребенка, стр.97)
  3. Рассматривание и обыгрывание ситуации. «Обязанности ребенка». (Права маленького гражданина, стр.3)
  4. Придумывание сказки. «Кого лечит Доктор Айболит?» (карт. в группе)

АПРЕЛЬ

  1. Заучивание шуточного стихотворения «Мои права» (Беседы о правах ребенка, стр.97)
  2. Беседа. «Детская игра». (Беседы об ответственности и правах ребенка, стр.23)
  3. Рассказывание сказки. «Колобок». (Хрестоматия стр.153)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «БУРАТИНО»              (СТАРШАЯ ГРУППА)

Цель кружка: дать детям представления об их правах и обязанностях; развивать чувства собственного, осознания своих прав и свобод; научить уважать достоинство и личные права других людей; рассказать о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

ОКТЯБРЬ

  1. Беседа «Безопасность» (О.И.Давыдова, С.М.Вилкова «Беседы об ответственности и правах ребенка» стр.15)
  2. Чтение сказки «Злая, злая нехорошая змея укусила молодого воробья» (М.Д.Маханева «Занятия по театральной деятельности в детском саду» стр.107)
  3. Игровое занятие «Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса» (М.Д.Маханева «Занятия по театральной деятельности в детском саду» стр.105)
  4. Игра-имитация «Наши эмоции» (Азбука общения стр.109)

НОЯБРЬ

  1. Беседа «Дружная семейка» (Азбука общения стр.209)
  2. Этюды «Любящие родители», «Бабушка заболела» (Азбука общения стр.209, 213)
  3. Рисование «Подарки бабушкам и дедушкам» (азбука общения стр.214)
  4. Чтение и обсуждение рассказа «Сестры» (Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка» стр.50)

ДЕКАБРЬ

  1. Игровое занятие «Давайте познакомимся» (Л.А.Кондрытинской «С чего начинается родина» стр.23)
  2. Рисование «Мой портрет» (Л.А.Кондрытинской «С чего начинается родина» стр.25)
  3. Чтение сказки Ш.Перро «Золушка»
  4. Разбор проблемной ситуации по сказке «Золушка»

ЯНВАРЬ

  1. Игровое занятие «Попробуем измениться» (М.Д. Маханева «Занятия по театральной деятельности в детском саду» стр.77)
  2. Беседа «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен» (Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» стр.28)
  3. Разбор проблемных ситуаций «Мы все разные, но мы все равны» (в папке по правам)
  4. Рисование «Портрет моего друга»

ФЕВРАЛЬ

  1. Беседа «Наши фамилии» (Г.М.Блинова «Занятия познавательного развития детей 5-7 лет» стр.28)
  2. Занятие-проект «Твое имя» (О.И.Давыдова, С.МВилкова «Беседы об ответственности и правах ребенка» стр.55; Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка» стр.5)
  3. Разбор ситуации «Как мальчик Петя ходил в детский сад» (О.И.Давыдова, С.М.Вилкова «Беседы об ответственности и правах ребенка» стр.58)
  4. Чтение сказки «Похищенное имя» (Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка» стр.29)

МАРТ

  1. Интегрированное занятия «Право ребенка жить и воспитываться в семье» (Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка» стр.34)
  2. Творческая игра «Дружная семейка» (ж. Ребенок в детском саду №3, 2003г. стр.68)
  3. Дидактическая игра «Я имею право…» (ж. Ребенок в детском саду №4, 2002г. стр.51)
  4. Чтение сказки «Морозко»

АПРЕЛЬ

  1. Обыгрывание сказки «Морозко» (подбор костюмов и ролей)
  2. Репетиция спектакля «Морозко»
  3. Показ спектакля для младших детей «Морозко»
  4. Заключительное интегрированное занятие «Я, и мои права»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «БУРАТИНО»              (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Цель: Обобщить знания детей о своих правах; развивать умение рассуждать, делать выводы, сопереживать. Научить уважать достоинство и личные права других людей. Закрепить знания о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

ОКТЯБРЬ

  1. Творческая игра «У меня есть права» Г.М.Блинова «Занятия познавательного развития детей 5-7 лет», стр.13.
  2. Игровое занятие «Кто нарушил права». «Дошкольная педагогика №6, 2007г; стр.18.
  3. Беседа «Я не должен». «Дошкольная педагогика №6, стр.18; «Ребенок в детском саду» №4, 2002г. стр.80.
  4. Чтение сказки «Цветик – семицветик» В.Катаев.

НОЯБРЬ

  1. Разбор ситуации по сказке В.Катаева «Цветик – семицветик».
  2. Инсценировка отрывка по сказке В.Катаева «Цветик – семицветик».
  3. Игровое занятие «Нет друга – ищи, а найдешь – береги».
  4. Рисование «Портрет моего друга».

ДЕКАБРЬ

  1. Чтение сказки «Добро и зло» Т.А.Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении», стр.84.
  2. Игровое занятие «10 декабря – день прав ребенка» . «Дошкольная педагогика» №6, 2007г; стр.19.
  3. Чтение  сказки Ш.Перро «Золушка».
  4. Разбор ситуации по сказке Ш.Перро «Золушка».

ЯНВАРЬ

  1. Инсценировка отрывка из сказки Ш.Перро «Золушка».
  2. Игровое занятие «О правах играя» (в папке).
  3. Творческая игра «Мой дом» Г.М.Блинова «Занятия познавательного развития», стр.33.
  4. Беседа «Моя семья» Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина», стр.29; Г.М.Блинова «Занятия познавательного развития», стр.29.

ФЕВРАЛЬ

  1. Игра «Наши Имена», «Что лишнее?». Г.М.Блинова «Занятия познавательного развития», стр.26-27.
  2. Беседа «Наши фамилии» Г.М.Блинова «Занятия познавательного развития», стр.28.
  3. Чтение сказки «Доктор Айболит».
  4. Игровое занятие «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям» М.Д.Маханева «Занятия по театральной деятельности в детском саду» стр.110.

МАРТ

  1. Разбор проблемной ситуации «Дружба детей». О.И.Давыдов «Беседы об ответственности и правах ребенка», стр.40
  2. Игровое занятие «Мы все разные, но мы все равны» (в папке)
  3. Беседа «Мои права и обязанности». Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка», стр.45
  4. Чтение рассказа «Мои права». Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка», стр.97

АПРЕЛЬ

  1. Рисование «Портрет моей семьи»
  2. Заучивание наизусть стихотворения «Мои права»
  3. Викторина «Ты и я, знаем свои права»
  4. Итоговое занятие «Ваши права». «Ребенок в детском саду» №4, 2003, стр.56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...

Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами театральной деятельности "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников  средствами театральной деятельности "Цветик-семицветик"...

Проект «Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности»

Цель: Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.Задачи:·         Формировать грамматически правильную речь.·...

Методическая разработка на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театральной деятельности»

Театр — один из видов искусства, помогающий решить в детском саду многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: с художественным образованием и воспитанием детей; формированием э...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению декораций для настольного театра в рамках деятельности областной стажерской площадки «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности»

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться в организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостояте...