Правила общения
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Зарубей Валентина Ивановна

Занятие по риторике для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_obshcheniya_-zanyatie_v_st.gr_.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Правила общения

(Занятие по риторике в старшей группе)

МДОУ детский сад – с. Баскатовка

Марксовского муниципального района

Саратовской области

Воспитатель первой квалификационной категории

Зарубей В.И.

  Консультация

      А.Макаренко говорил: «Игра имеет важное  значение в жизни ребёнка. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре»

   Занятие построено на представлениях и знаниях детей, на том понятийном багаже, который есть. Занятия по риторике – это общение педагога с детьми.

    Начинается с речевой разминки, цель которой: подготовить речевой аппарат к  говорению; развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции.

    Основной приём: это путешествие детей вместе с Риториком в страну, где все общаются вежливо, правильно, умело.

    Особенность занятия: три части программы: общение, речевой этикет и техника речи взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой. При выполнении всех заданий дети практически упражняются, поскольку в основе заданий лежат умственные действия.

    Формы работы: работа в парах, группах, тетрадях.  Даются коммуникативные задания, разыгрываются речевые ситуации. Важной является проблема оценки детей.

    Эффективность занятия обеспечивают СН (средства наглядности), оптимальный темп, смена видов деятельности, приём цепочки, мотив взаимопомощи, соревновательный мотив с поощрением, подбадривающие чистоговорки.

    Работа результативна.

     Цель: Вспомнить формулы речевого этикета, которые используются при общении.                   Способствовать введению их в активный словарь детей.

 Формировать умение адекватно воспринимать информацию.

 Воспитывать в детях доброту, внимание, взаимопомощь, культуру слушания друг друга.

   Средства обучения: Два игрушечных телефонных аппарата, грамзапись песни «Улыбка» на муз. В.Шаинского, фонограмма звуков леса,  магнитная доска с буквами, письмо,  куклы-герои:  Риторик, старичок-Боровичок, Лесовичок,  кот Черныш;   стрелки, «следы», колокольчик, мяч; зоны «Таинственный лес», улица Молчунов, Телеграф, Подгорное царство, Цветочная поляна и цветик-семицветик,

   1.Оргмомент

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 (Обращаю внимание детей на письмо)

  «Дорогие ребята, наслышаны, что вы добрые, внимательные и знаете правила общения. Приглашаю вас в Подгорное царство.  Помогите нам принять закон общения. Путь в царство тернистый,  через страну Вежливости. По пути вам придётся выполнить трудные задания и доказать, что вы умеете общаться.   Царевна Ласка.»

       - Принимаем приглашение? Поможем жителям Подгорного царства?

   -  Мы отправляемся в увлекательное путешествие.  Любое путешествие сопровождается встречами с разными людьми и даже животными, к которым мы будем обращаться с вопросом, просьбой

2.Речевая разминка.

а) Чистоговорка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

б) Дикционные упражнения

   Ра-ра-ра – отправляться нам пора.

   Ны-ны-ны – нам преграды не страшны.

в) Дыхательное упражнение «В путь!»

    До отправления в путь осталось 10 секунд. Распределите воздух таким образом, чтобы вы сосчитали от 10 до 1 и громко, отчётливо произнесли слова «В путь!».  Итак, через нос набираем воздух … .  Начинаем отсчёт времени:10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – В путь!  (2 раза)

3.Вспоминаем

   Где только не побывали мы с Риториком . И всюду общаются вежливо, правильно, умело.

- Посмотрите,  что это? (следы).  Пойдём по ним и посмотрим, куда они нас приведут  (идём).  Следы привели нас к воротам . (Читаем: «Страна вежливости»)

   Кот Черныш:  Ни пуха ни пера.

    - Чего пожелал нам Кот Черныш? ( удачи, успеха)

 - Мы оказались в стране Вежливости, где живут вежливые слова.

И нас встречает наш друг Риторик.

Библиотека

Коммуникативная игра «Возьми с собой в дорогу»  (с мячом)

   - Я бросаю мяч и называю предмет. Ваша задача – сказать, берёте вы его с собой или нет, и объяснить почему.

   - А сейчас -  трудный вопрос. Есть ли среди этих предметов такие, которые помогут вам общаться?  ((Фонарик – передача сигнала в темноте, карандаш и тетрадь – для письма, радиоприёмник – слушать новости, сводку погоды)

     

 Речевые ситуации (Работа в парах)

- А сейчас вам нужно представить себе какую-либо речевую ситуацию, где каждый из вас может обратиться с просьбой к соседу.

   Варианты ситуаций: - попросить игрушку;

                                          - попросите маму почитать книжку;

                                          - спросите у воспитателя разрешения подняться в группу с улицы (обоснуйте).

Анализ речевых ситуаций.

 Таинственный лес  (работа по тетради)

- Куда идти дальше?  А мы по стрелочкам пойдём и дорогу найдём.

(Доходим до леса. Звучит фонограмма звуков леса)

   - Чтобы продолжить путешествие, необходимо обратиться к старейшему обитателю леса  старичку Боровичку.

   - С какими словами вы обратитесь к старичку? (работа по тетради)

   -Послушайте, что ответил вам Боровичок. ( Здравствуйте, дорогие ребята.  Я очень рад вас видеть. Чтобы не заблудиться в нашем волшебном лесу, вам нужно идти по тропинке по стрелочкам и никуда не сворачивать.  Желаю приятного  путешествия.)

   - Ши-ши-ши – отдыхают малыши (тихо)

   - Су-су-су – потерялся я в лесу! (громко)

Лесовичок: Попутного ветра!

   - Можно ли на прощание говорить так как Лесовичок? ( Да, он желает нам лёгкой, хорошей дороги)

Улица Молчунов  (работа по тетради)

   - Проследим путь Риторика (по стрелочкам) и определим,  о чём говорит Риторик с прохожими.

   - Что делают Петрушка и Риторик?   (Здороваются. Их  руки направлены друг другу для рукопожатия)

    - Как вы думаете, о чём Риторик спросил Клоуна и что тот ему ответил?

   - Состоялось ли общение у Риторика с прохожей с зонтиком?

   - А что делает продавец мороженого?  (Она звоном колокольчика привлекает внимание прохожих)

   - Итак,  оказывается, не говоря ни слова, жители улицы Молчунов помогли Риторику  найти телефон.

    Речевые ситуации (Работа в парах)

   - Представьте следующие ситуации, которые могут произойти на улице. Подумайте и разыграйте их.

  а) Малыш бежал, упал, ушиб колено, плачет.

   - Как  ты поступишь? Что скажешь? Каким тоном?

   Чистоговорка:  Ись-ись-ись – поскорее улыбнись

      Ши-ши-ши – ты напрасно не спеши.

б) Вы с мамой вошли в автобус, сели. Входит бабушка.

   - Как ты поступишь? Что скажешь?

      Анализ речевых ситуаций.

                             

   - Привал. На цветочную полянку пойдём и цветик-семицветик найдём.

   Игра «Волшебный цветик-семицветик»

  *Соберите цветок, выполнив задания.

1)Каким бывает общение? (Устное, письменное и общение с помощью жестов и мимики)

2)Назовите вежливые слова-приветствия.

3)Назовите слова-прощания.

4)Назовите слова-извинения

5)Назовите слова-просьбы.

6)Что означает слово «Здравствуйте»?

7)Назови пословицу о вежливости. (Вежливое слово и кошке приятно)

  Телефон. Алло! Алло!

   - Отгадайте загадку: Через поле и лесок

                                           Подаётся голосок.

                                           Он бежит по проводам-

                                           Скажешь здесь, а слышно там.

   - В каком случае мы пользуемся телефоном?

   - Можно ли звонить по пустякам?

Речевые ситуации

   - Разыгрываем следующие  ситуации телефонного разговора.

1) Ты приглашаешь своего друга на прогулку.

   - Подумай, как ты начнёшь разговор, что скажешь.

2) Сообщаешь важную информацию

3) Поздравляешь с днём рождения

4) Беспокоишься о самочуствии.

Анализ речевых ситуаций.

Следы привели нас к воротам . (Читаем: «Подгорное царство»)

   - А вот перед нами и ворота, ведущие в Подгорное царство

         * Сравните 2 рисунка на воротах и найдите 4 отличия в изображении одного из собеседников.

   - О чем говорят эти отличия? (Слева – невнимательный, недоброжелательный слушатель)

   Ри-ри-ри – на собеседника смотри.

   Зя-зя-зя – перебивать его нельзя.

Да-да-да – будь внимательным всегда.

      - Как попасть в страну?

 «Чтобы двери открылись, нужно произнести волшебное заклинание.» Только тогда каменные ворота откроются и пропустят нас

   _Тук-тук-тук – раздаётся громкий стук,

Ри-ри-ри  – дверь скорее отвори!

   - Ничего не получается. Почему? Может быть, мы что-то не сказали?  Когда выражаем просьбу, какие слова при этом говорим?

   - Попробуем иначе произнести волшебные слова.

Ры-ры-ры – будьте к нам вы так добры.

Ти-ти-ти – разрешите нам войти. (Фонограмма открывающейся двери)

    - Действительно, перед словом вежливым двери открываются.

В подгорном царстве (работа по тетради)

   - Ребята, вы прекрасно справились с заданиями.  А отгадайте, как зовут царя? (Закон)

   -*Перечислите  законы, правила общения.

                                1.Будь вежливым и доброжелательным.

                                2.Будь внимательным слушателем.

                                3.Говори чётко и разборчиво.

                                4.Следи за своей интонацией.

                                5.Не забывай о правилах поведения.

Итог:

   - Итак, жители страны Вежливости помогли нам вспомнить правила общения. А мы , в свою очередь, оказали помощь жителям Подгорного царства. Царевна Ласка дарит вам подарки. (Фонограмма песни «От улыбки»)

   - Пусть эти чистоговорки  тоже станут для нас правилом:

Ай-ай-ай – все законы соблюдай!

Ва-ва-ва – всегда вежливость права!

Ро-ро-ро – буду делать я добро!

Повторим их вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей: " Правила общения в семье"

1. Начинайте утро с улыбки.2. Не думайте о ребёнке с тревогой.3. Умейте " читать" ребёнка.4. Не сравнивайте детей друг с другом.5. Хвалите часто и от души.6. Отделяйте поведение ребёнка от его сущност...

Правила общения с ребенком

Позитивное общение с ребенком...

Тематические беседы с родителями. Правила общения

Кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим и самого себя действовать лучше других.В. Г. Белинский...

12 основных правил общения с ребенком

Можно быть замечательным родителем и совершенно не уметь общаться с ребенком. Существуют правила, которые помогут вам узнать своего ребенка....

Правила общения с ребенком

Воспитание ребенка - тяжелый труд! Это несложные правила помогут каждому родителю превратить "работу" в удовольствие, сохранить дружеские, доверительные отношения со своими любимыми детками....

10 важных правил общения с детьми

Материал содержит 10 важных правил для родителей при общении с детьми....

ПСИХОЛОГО ¬– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»

Застенчивость -это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Во-вторых, это может быт...