Правила общения
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Занятие по риторике для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_obshcheniya_-zanyatie_v_st.gr_.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила общения
(Занятие по риторике в старшей группе)
МДОУ детский сад – с. Баскатовка
Марксовского муниципального района
Саратовской области
Воспитатель первой квалификационной категории
Зарубей В.И.
Консультация
А.Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»
Занятие построено на представлениях и знаниях детей, на том понятийном багаже, который есть. Занятия по риторике – это общение педагога с детьми.
Начинается с речевой разминки, цель которой: подготовить речевой аппарат к говорению; развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции.
Основной приём: это путешествие детей вместе с Риториком в страну, где все общаются вежливо, правильно, умело.
Особенность занятия: три части программы: общение, речевой этикет и техника речи взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой. При выполнении всех заданий дети практически упражняются, поскольку в основе заданий лежат умственные действия.
Формы работы: работа в парах, группах, тетрадях. Даются коммуникативные задания, разыгрываются речевые ситуации. Важной является проблема оценки детей.
Эффективность занятия обеспечивают СН (средства наглядности), оптимальный темп, смена видов деятельности, приём цепочки, мотив взаимопомощи, соревновательный мотив с поощрением, подбадривающие чистоговорки.
Работа результативна.
Цель: Вспомнить формулы речевого этикета, которые используются при общении. Способствовать введению их в активный словарь детей.
Формировать умение адекватно воспринимать информацию.
Воспитывать в детях доброту, внимание, взаимопомощь, культуру слушания друг друга.
Средства обучения: Два игрушечных телефонных аппарата, грамзапись песни «Улыбка» на муз. В.Шаинского, фонограмма звуков леса, магнитная доска с буквами, письмо, куклы-герои: Риторик, старичок-Боровичок, Лесовичок, кот Черныш; стрелки, «следы», колокольчик, мяч; зоны «Таинственный лес», улица Молчунов, Телеграф, Подгорное царство, Цветочная поляна и цветик-семицветик,
1.Оргмомент
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Обращаю внимание детей на письмо)
«Дорогие ребята, наслышаны, что вы добрые, внимательные и знаете правила общения. Приглашаю вас в Подгорное царство. Помогите нам принять закон общения. Путь в царство тернистый, через страну Вежливости. По пути вам придётся выполнить трудные задания и доказать, что вы умеете общаться. Царевна Ласка.»
- Принимаем приглашение? Поможем жителям Подгорного царства?
- Мы отправляемся в увлекательное путешествие. Любое путешествие сопровождается встречами с разными людьми и даже животными, к которым мы будем обращаться с вопросом, просьбой
2.Речевая разминка.
а) Чистоговорка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
б) Дикционные упражнения
Ра-ра-ра – отправляться нам пора.
Ны-ны-ны – нам преграды не страшны.
в) Дыхательное упражнение «В путь!»
До отправления в путь осталось 10 секунд. Распределите воздух таким образом, чтобы вы сосчитали от 10 до 1 и громко, отчётливо произнесли слова «В путь!». Итак, через нос набираем воздух … . Начинаем отсчёт времени:10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – В путь! (2 раза)
3.Вспоминаем
Где только не побывали мы с Риториком . И всюду общаются вежливо, правильно, умело.
- Посмотрите, что это? (следы). Пойдём по ним и посмотрим, куда они нас приведут (идём). Следы привели нас к воротам . (Читаем: «Страна вежливости»)
Кот Черныш: Ни пуха ни пера.
- Чего пожелал нам Кот Черныш? ( удачи, успеха)
- Мы оказались в стране Вежливости, где живут вежливые слова.
И нас встречает наш друг Риторик.
Библиотека
Коммуникативная игра «Возьми с собой в дорогу» (с мячом)
- Я бросаю мяч и называю предмет. Ваша задача – сказать, берёте вы его с собой или нет, и объяснить почему.
- А сейчас - трудный вопрос. Есть ли среди этих предметов такие, которые помогут вам общаться? ((Фонарик – передача сигнала в темноте, карандаш и тетрадь – для письма, радиоприёмник – слушать новости, сводку погоды)
Речевые ситуации (Работа в парах)
- А сейчас вам нужно представить себе какую-либо речевую ситуацию, где каждый из вас может обратиться с просьбой к соседу.
Варианты ситуаций: - попросить игрушку;
- попросите маму почитать книжку;
- спросите у воспитателя разрешения подняться в группу с улицы (обоснуйте).
Анализ речевых ситуаций.
Таинственный лес (работа по тетради)
- Куда идти дальше? А мы по стрелочкам пойдём и дорогу найдём.
(Доходим до леса. Звучит фонограмма звуков леса)
- Чтобы продолжить путешествие, необходимо обратиться к старейшему обитателю леса старичку Боровичку.
- С какими словами вы обратитесь к старичку? (работа по тетради)
-Послушайте, что ответил вам Боровичок. ( Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рад вас видеть. Чтобы не заблудиться в нашем волшебном лесу, вам нужно идти по тропинке по стрелочкам и никуда не сворачивать. Желаю приятного путешествия.)
- Ши-ши-ши – отдыхают малыши (тихо)
- Су-су-су – потерялся я в лесу! (громко)
Лесовичок: Попутного ветра!
- Можно ли на прощание говорить так как Лесовичок? ( Да, он желает нам лёгкой, хорошей дороги)
Улица Молчунов (работа по тетради)
- Проследим путь Риторика (по стрелочкам) и определим, о чём говорит Риторик с прохожими.
- Что делают Петрушка и Риторик? (Здороваются. Их руки направлены друг другу для рукопожатия)
- Как вы думаете, о чём Риторик спросил Клоуна и что тот ему ответил?
- Состоялось ли общение у Риторика с прохожей с зонтиком?
- А что делает продавец мороженого? (Она звоном колокольчика привлекает внимание прохожих)
- Итак, оказывается, не говоря ни слова, жители улицы Молчунов помогли Риторику найти телефон.
Речевые ситуации (Работа в парах)
- Представьте следующие ситуации, которые могут произойти на улице. Подумайте и разыграйте их.
а) Малыш бежал, упал, ушиб колено, плачет.
- Как ты поступишь? Что скажешь? Каким тоном?
Чистоговорка: Ись-ись-ись – поскорее улыбнись
Ши-ши-ши – ты напрасно не спеши.
б) Вы с мамой вошли в автобус, сели. Входит бабушка.
- Как ты поступишь? Что скажешь?
Анализ речевых ситуаций.
- Привал. На цветочную полянку пойдём и цветик-семицветик найдём.
Игра «Волшебный цветик-семицветик»
*Соберите цветок, выполнив задания.
1)Каким бывает общение? (Устное, письменное и общение с помощью жестов и мимики)
2)Назовите вежливые слова-приветствия.
3)Назовите слова-прощания.
4)Назовите слова-извинения
5)Назовите слова-просьбы.
6)Что означает слово «Здравствуйте»?
7)Назови пословицу о вежливости. (Вежливое слово и кошке приятно)
Телефон. Алло! Алло!
- Отгадайте загадку: Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь, а слышно там.
- В каком случае мы пользуемся телефоном?
- Можно ли звонить по пустякам?
Речевые ситуации
- Разыгрываем следующие ситуации телефонного разговора.
1) Ты приглашаешь своего друга на прогулку.
- Подумай, как ты начнёшь разговор, что скажешь.
2) Сообщаешь важную информацию
3) Поздравляешь с днём рождения
4) Беспокоишься о самочуствии.
Анализ речевых ситуаций.
Следы привели нас к воротам . (Читаем: «Подгорное царство»)
- А вот перед нами и ворота, ведущие в Подгорное царство
* Сравните 2 рисунка на воротах и найдите 4 отличия в изображении одного из собеседников.
- О чем говорят эти отличия? (Слева – невнимательный, недоброжелательный слушатель)
Ри-ри-ри – на собеседника смотри.
Зя-зя-зя – перебивать его нельзя.
Да-да-да – будь внимательным всегда.
- Как попасть в страну?
«Чтобы двери открылись, нужно произнести волшебное заклинание.» Только тогда каменные ворота откроются и пропустят нас
_Тук-тук-тук – раздаётся громкий стук,
Ри-ри-ри – дверь скорее отвори!
- Ничего не получается. Почему? Может быть, мы что-то не сказали? Когда выражаем просьбу, какие слова при этом говорим?
- Попробуем иначе произнести волшебные слова.
Ры-ры-ры – будьте к нам вы так добры.
Ти-ти-ти – разрешите нам войти. (Фонограмма открывающейся двери)
- Действительно, перед словом вежливым двери открываются.
В подгорном царстве (работа по тетради)
- Ребята, вы прекрасно справились с заданиями. А отгадайте, как зовут царя? (Закон)
-*Перечислите законы, правила общения.
1.Будь вежливым и доброжелательным.
2.Будь внимательным слушателем.
3.Говори чётко и разборчиво.
4.Следи за своей интонацией.
5.Не забывай о правилах поведения.
Итог:
- Итак, жители страны Вежливости помогли нам вспомнить правила общения. А мы , в свою очередь, оказали помощь жителям Подгорного царства. Царевна Ласка дарит вам подарки. (Фонограмма песни «От улыбки»)
- Пусть эти чистоговорки тоже станут для нас правилом:
Ай-ай-ай – все законы соблюдай!
Ва-ва-ва – всегда вежливость права!
Ро-ро-ро – буду делать я добро!
Повторим их вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей: " Правила общения в семье"
1. Начинайте утро с улыбки.2. Не думайте о ребёнке с тревогой.3. Умейте " читать" ребёнка.4. Не сравнивайте детей друг с другом.5. Хвалите часто и от души.6. Отделяйте поведение ребёнка от его сущност...
Правила общения с ребенком
Позитивное общение с ребенком...
Тематические беседы с родителями. Правила общения
Кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим и самого себя действовать лучше других.В. Г. Белинский...
12 основных правил общения с ребенком
Можно быть замечательным родителем и совершенно не уметь общаться с ребенком. Существуют правила, которые помогут вам узнать своего ребенка....
Правила общения с ребенком
Воспитание ребенка - тяжелый труд! Это несложные правила помогут каждому родителю превратить "работу" в удовольствие, сохранить дружеские, доверительные отношения со своими любимыми детками....
10 важных правил общения с детьми
Материал содержит 10 важных правил для родителей при общении с детьми....
ПСИХОЛОГО ¬– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»
Застенчивость -это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Во-вторых, это может быт...