Памятка для воспитателей "Развитие интереса и любви к книге"
консультация на тему
Перечисляются формы работы по приобщению детей к чтению, требования к оформлению уголка книги, методические требования,формы использования художественных текстов в воспитательной работе, методика организации детского чтения, формы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_vospitateley.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К КНИГЕ
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Аксиомой данной проблемы является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе. Как помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь?
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ
- Уголок чтения – традиционная форма работы. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.
- Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для лучшей организации можно составить календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым приурочиваются выставки.
- Занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Им интересны не только сами стихи А. Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
- Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
- Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений являются очень интересными. Например, «Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Увлекательное путешествие», «Сказка глазами детей». В их оформлении могут принимать активное участие дети всех возрастов и их родители.
- Создание детьми книг-самоделок.
- Празднование именин произведения. Для этого можно создать специальный календарь «Книжкины именины», где представлены книги, которые отмечают свой юбилей.
- Оформление макетов по мотивам любимых сказок. К изготовлению макетов можно привлечь детей и родителей.
- Создание семейных библиотек позволяет привлечь к работе родителей воспитанников. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы и папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят очень читать книги. Можно практиковать форму работы, где родители рассказывают детям о своих любимых книгах.
- Посещение занятий в городской детской библиотеке.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УГОЛКА КНИГИ
При устройстве уголка книги необходимо соблюдать ряд требований, которые выделяют М.М. Алексеева и В.И. Яшина:
- Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
- Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света, чтобы дети не портили зрение.
- Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением может быть бюст или портрет, какого-либо писателя, предметы народного искусства.
- В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников.
- Рядом целесообразно иметь шкаф для хранения альбомов, материала для ремонта книг, персонажей и декораций для теневого театра и др.
- Необходима периодическая сменяемость материала и связь с воспитательно-образовательной работой в группе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы оно вошло в привычку, создало традицию в жизни группы.
Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 10 – 15 мин. в младших группах, 20 – 25 мин. – в старшей и подготовительной.
Чтение вне занятия должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно); каждый ребенок присоединяется добровольно. Остальные дети обязательно соблюдают правило: заниматься своими делами тихо, не мешая чтению.
Читая книгу, воспитатель выступает партнером детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и пр.); монотонное механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей желание слушать даже очень интересную книгу.
Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (в зависимости от объема чтение может занять от 2 до 10 – 12 дней).
Важное условие организации общения с книгой и формирования у детей нравственно-эстетических личностных качеств – создание атмосферы радости и удовольствия от чтения, творческое сотрудничество детей и взрослых.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Воспитание и обучение с помощью художественной литературы требует соблюдения следующих принципов: в содержании текста должны быть отражены предметы или действия, яркие впечатления из опыта ребенка или те, которые можно воспроизвести и конкретизировать; необходимо сочетать чтение и прослушивание текста с инсценированием, широко применяя наглядность; следует привлекать ребенка к активному, действенному участию в инсценировании и декламации.
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Урочная: а) на занятии «Ознакомление с художественной литературой» в соответствии с поставленными целями, задачами чтение и разбор произведения, формулирование выводов, которые затем в процессе воспитательной работы внедряются в реальную жизнь дошкольника;
б) «эмоциональная вставка» на занятиях изодеятельности, развитию речи, физкультуре.
Внеурочная: а) в режимные моменты, в основном на прогулке при наблюдении за окружающим миром;
б) чтение перед сном больших художественных произведений, рассчитанных на несколько дней;
в) в свободное от занятий время – небольшие группы, по желанию детей.
В качестве смыслового фона, окрашивающего другие формы совместной партнерской деятельности взрослого с детьми:
а) большие тексты для организации интересной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
б) в играх-драматизациях, театрализованных играх, досугах и развлечениях.
По прочтению книг можно проводить интересные беседы и игры, направленные на эмоциональное развитие и нравственно-эстетическое воспитание. Для формирования уважительного отношения к окружающему миру можно использовать такой прием, как эмпатия (вхождение в образ персонажа).
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
- Консультация на тему «Что и как читать детям» (аннотированный список детской литературы по возрастам для домашнего чтения).
- Оформление информационных стендов в ДОУ на тему «Ребенок и книга» (материалы наглядной пропаганды).
- Анкетирование на тему «Что и как читать ребенку» (анкеты, аналитический материал).
- Написание мини-сочинений на тему «Мои размышления: телевизор, книга и ребенок» (выставка сочинений).
- «Круглый стол» на тему «Чтение начинается с колыбели».
6. Презентация авторской книги (выставка книг самоделок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная педагогическая работа "Развитие интереса и любви к книге и чтению"
Организация образовательной работы по приобщеню детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя....
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Воспитание интереса и любви к книге»
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Воспитание интереса и любви к книге»...
Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге
Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы,...
Воспитание у детей интереса и любви к книге.
В презентации представлен материал по воспитанию у детей интереса к книге...
Анкетирование для родителей"Воспитание у ребенка интереса и любви к книге"
Интерес любви к кнтге....
Родительское собрание в средней группе на тему: «Воспитание интереса и любви к книге у детей 4-5 лет».
Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, к книге, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей....
Памятка для воспитателей "Развитие интереса и любви к книге"
Перечисляются формы работы по приобщению детей к чтению, требования к оформлению уголка книги, методические требования, формы использования художественных текстов в воспитательной работе, методика орг...