Консультация для воспитателей «Влияние пальчиковых игр на всестороннее развитие детей
консультация (младшая группа) на тему

Кулагина Виктория

Эта консультация предназначена для воспитателей детских садов, работающих с младшими дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Влияние пальчиковых игр на всестороннее развитие детей

раннего возраста»

                                                           

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук.  Как эти процессы связаны между собой? Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических  (двигательных)  импульсов, передающих от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерова  доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.

Изучив материалы ученых,  я стала обращать внимание на деток, которые приходят в мою группу.  У детей наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы.  В  чём причина задержки речи?

Поэтому эта тема мне показалась наиболее значимой и актуальной, я стала изучать опыт работ:

Л.П.Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»,

Е.А. Янушко « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

С.О.Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3  лет»

Создала банк  данных  по пальчиковым играм через тему по  самообразованию «Пальчиковые игры в развитии речи и мышления дошкольников.

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

  • Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
  • Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
  • Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
  • Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр в раннем возрасте.

 Изучая  данную тему, провожу работу с родителями:

  • Индивидуальные беседы :                                                                                                        
  • Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы  среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек –куклы.
  • Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
  • Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика»
  • «Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
  • Изготовила «книжку – раздвижку». (Пальчиковые игры, которые обновляю по мере разучивания)
  • Выпустила памятку для родителей «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»

Провела следующую работу с воспитателями:

  • Семинар – практикум «Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста»
  • Практикум «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
  • Выпустила памятку «Развитие мелкой моторики рук»

Основная работа заключается в работе с детьми:

В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней  стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и  после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру.  С   помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами,  работа с тестом,  для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

 Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.

 К концу года пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями.

На основе результативности по данной теме пришла к необходимости продолжать изучение данной проблемы с детьми через кружковую деятельность  «Оригами»

Провожу с родителями  индивидуальные беседы;          

Консультация:  « Простейшие модели Оригами».

Запланированы выставки детских работ:

   -  «Скоро в гости к нам придёт - Новый год»

   -  День открытых дверей для родителей

В процессе работы над данной темой: «Влияние пальчиковых игр и развитие мелкой моторики на речь детей» научилась владеть методикой проведения пальчиковых игр, методикой проведения массажа рук ребенка. В работе использую основной принцип дидактики: от простого – к сложному, продумываю ход занятия, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх  планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей.  В процессе занятий дети  овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх. Тем  самым  повышаю уровень речевого развития детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей:"Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста."

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Консультация для родителей "Влияние дидактических игр на всестороннее развитие детей"

Использование дидактических игр для всестороннего развития детей....

Консультация для родителей "Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста".

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?Специалисты...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»...